МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Методика постановки звуков разных звуковых групп





Наиболее простыми звуками являются заднеязычные, или задненебные,— к, г, х. Неправильное произношение этих звуков называется каппацизмом. Из них реже всего наблюдаются нарушения произношения звука х.

Для того чтобы выявить сущность неправильного произношения звука, необходимо сначала проанализировать нормальное произношение звука (рис. 15, 16, 17).

— согласный

— ротовой

— взрывной

к — заднеязычный

— глухой

— твердый

— согласный

— ротовой

— взрывной

г — заднеязычный

— звонкий

— твердый

— согласный

— ротовой

— щелевой

х— заднеязычный

— глухой

— твердый

Артикуляционные профили этих звуков и их анализ наглядно дают представление об общих свойствах звуков и об их отличиях: к и г—взрывные, а х—щелевой; х и к—глухие, а г— звонкий.

Преграда в ротовой полости образуется выгибанием к нёбу задней части спинки языка. К неправильному произношению этих звуков ведет полное отсутствие этого выгибания или недостаточное выгибание. Поэтому подготовительными артикуляционными упражнениями будут следующие: упереть с напряжением кончик языка в десны нижних резцов, отодвинуть его спинку в глубь рта. Можно применить механическую помощь — чисто вымытым пальцем или шпателем постепенно нажимать на кончик языка, отодвигая его в глубь рта.

 

 

Рис. 15 Профиль артикуляции звука к.

Наблюдаются два варианта каппацизма.

1. Язык опущен, звук выпадает совсем или заменяется еле уловимым щелканием голосовых связок оша поймала мышу;

yyuia уует в лесу; у си оочут).

2. Смычка происходит в передней части рта между кончиком языка и верхними зубами, звуки становятся переднеязычными:

к-т, г-д (тошта поймала мышту; тутушта тутует в лесу, дуси додочут).

Способы постановки. По подражанию. Логопед четко, с напряжением произносит звук к и обращает внимание ребенка на ощущение толчка воздуха при произнесении на тыльной стороне руки и на артикуляцию звука.

С применением механической помощи и использованием сходного звука предлагается четко повторить слоги та-та-та, упирая кончик языка в нижние зубы. Логопед в момент произнесения нажимает слегка на кончик языка двумя пальцами, шпателем или плоским концом чайной ложки и постепенно передвигает язык в глубь рта. При этом последовательно получается звучание та-тя-кя-ка. Иногда эту последовательность удается получить на первом же занятии, а в некоторых случаях в течение 2—3 занятий (рис. 18). Так же можно поставить и звук г от д, х от с, получая последовательно да-дя-гя-га и са-ся-хя-ха. Но обычно удается поставить х по подражанию, а г легче поставить от звука к путем его озвончения.

В случаях замены к — х или обратно следует соответственно или усилить подъем языка через отодвигание его кончика с механической помощью или же снизить путем легкого нажима на место подъема. Необходимо обратить внимание ребенка на то, что при произнесении звука к ощущается толчок воздуха, а при произнесении звука х — длительная воздушная струя.

Все случаи каппацизма могут отражаться на письме. Поэтому обычно приходится не только ставить звуки, но и отдифференцировать их от звуков, которыми они заменяются.

Случаи взаимной замены звуков к и х также требуют последующей дифференциации.

Сигматизмом называются дефекты произношения свистящих и шипящих звуков с, з, ц и ш, ж, ч, щ. Сигматизм — один из очень распространенных видов неправильного звукопроизношения. Наблюдается довольно большое количество вариантов как чисто фонетического сигматизма, так и парасигматизма. Это говорит о том, что произношение свистящих и шипящих достаточно сложно.



—согласный —согласный —согласный

—ротовой —ротовой —ротовой

—щелевой —щелевой —смычно-щелевой

с—переднеязычный з— переднеязычный ц—переднеязычный

—глухой —звонкий —глухой

—твердый —твердый —твердый

Все свистящие звуки — ротовые; переднеязычные с и з— щелевые — имеют твердую и мягкую пару, а ц смычно-щелевой мягкой пары не имеет; с и ц — глухие, а з — звонкий.

Тубы при произнесении всех свистящих находятся в положении оскала, зубы на расстоянии 1—1,5 мм, язык широкий, кончиком упирается в нижние резцы, спинка языка выгнута, и посередине ее образуется желобок, по которому и проходит узкая воздушная струя; боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних зубов) (пунктирная линия языка обозначает его положение при произнесении з; рис 19).

 

 

Рис. 19. Профиль артикуляции звуков с-з Рис. 20. Профиль артикуляции звука ц.

 

При произнесении звука ц (рис. 20) имеются два момента, быстро сменяющих друг друга: 1) кончиком язык упирается в нижние резцы, спинка языка круто выгнута и передней своей частью образует смычку у шеек верхних резцов; 2) передняя часть спинки языка после взрыва (произнесения т) отходит, образуя узкий желобок посредине (произнесение с).

Таким образом, для произнесения свистящих звуков требуется очень сложное и тонкое движение языка, в котором участвуют кончик языка, боковые края, спинка языка и одновременные движения губ, челюстей и мягкого нёба, а при произнесении звука з присоединяется и смыкание голосовых связок; воздушная струя должна достигнуть передней части ротовой полости и выйти изо рта. Любое изменение в этом сложном комплексе движений изменяет звучание свистящих.

Все шипящие звуки—ротовые, переднеязычные (рис. 21, 22, 23); ш, ж, щ — щелевые; ж и ш — твердые, ч и щ — мягкие, ч — смычно-щелевой, звуки ш, ч и щ — глухие, а ж — звонкий.

—согласный —согласный —согласный

— ротовой —ротовой — ротовой

—щелевой —щелевой —смычно-щелевой

—переднеязычный ж—переднеязычный ч—переднеязычный

— глухой —звонкий —глухой

—твердый —твердый —мягкий

Губы при произнесении всех шипящих выдвинуты вперед рупором (рис. 24), зубы сближены на расстояние 1—1,5 мм, язык имеет форму ковша, г. е. боковые края прижаты изнутри к верхним коренным зубам, а середина передней части языка образует щель с нёбом сразу за альвеолами. Звуки ч и щ — сложные: ч—ть-шь; а щ в московском произношении звучит как двойное смягченное ш—шь-шь (У очень многих наблюдается нижнее произношение шипящих: кончик языка опущен вниз и несколько сдвинут назад, а спинка выгнута вверх. Звучание шипящих при этом несколько смягчается, но все же считается нормальным.).

При произнесении ч следуют два момента один за другим:

1) кончик языка смыкается с корнями верхних резцов; 2) после взрыва отходит к альвеолам и образует щель.

При произношении щ язык имеет ту же форму, что и при ш, но несколько более напряжен и образует щель у альвеол.

Таким образом, для произнесения шипящих звуков требуется сложное и тонкое движение языка (кончика, боковых краев и спинки) и одновременные движения губ, челюстей, мягкого нёба, а при произнесении звука ж — и голосовых связок; воздушная струя должна быть достаточно сильной, чтобы не рассеять-

ся в глубине рта, а выйти из ротового отверстия. Любое изменение в этом сложном комплексе изменяет звучание шипящих. Варианты сигматизма распадаются на две группы:

Чисто фонетические сигматизмы: межзубный боковой носовой губно-зубной

Парасигматизмы: призубный свистящий шипящий

Межзубный сигматизм (рис. 25). Кончик языка при произнесении свистящих звуков не опускается вниз, а просовывается между верхними и нижними резцами. Свистящие звуки приобретают так называемый шепелявый оттенок. Очень часто межзубное произношение свистящих сочетается с таким же произношением шипящих и переднеязычных звуков т, д, н, л. Предрасполагающими моментами к возникновению межзубного произношения могут служить вялость кончика языка и прямой открытый прикус.

 

Рис. 25. Межзубный сигматизм. Рис. 26. Боковой сигматизм .

Боковой сигматизм (рис. 26). Воздушная струя идет не к средней линии передних резцов, а вбок, уклоняясь в одних случаях вправо, а других — влево, или же выходит по обоим краям языка. Эти уклонения можно обнаружить, передвигая вдоль губ узкую полоску бумаги или тонкий кусочек ваты, которые отклоняются, когда попадают под выходящую воздушную струю. Этот вид сигматизма характеризуется неприятным хлюпающим звуком. Случаи односторонних боковых сигматизмов могут зависеть от уклонения языка вправо или влево и от смещения в тот или другой бок нижней челюсти при смыкании зубов. Случаи двусторонних сигматизмов связаны с тем, что язык своей спинкой поднимается к нёбу, не образуя желобка посередине, боковые края языка опущены и пропускают воздушную струю.

Очень часто боковое произношение распространяется на обе группы (свистящих и шипящих) звуков, часто присоединяется такое же произношение и мягких пар задненёбных и боковое произношение звука р. Эти факты подтверждают органическую основу возникновения боковых сигматизмов — парез языка.

Носовой сигматизм (рис. 27). Струя воздуха идет в нос, что чаще всего зависит от поднятого корня языка, и звуки заменяются храпом в нос. Соответственные движения губ, челюстей и образование желобка на языке не формируются или оказываются неполными, только намеченными. Очень часто носовой сигматизм распространяется и на шипящие звуки.

При губно-зубном сигматизме (рис. 28) свистящие, чаще шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся в той или

 

Рис. 27. Носовой сигматизм . Рис. 28. Губно-зубной сигматизм.

иной степени подобно губно-зубным звукам ф и в (фраза — Кошка и собака живут недружно—приобретает примерно следующий вид: Кофка и фабака вивут недрувно).

Свистящие и шипящие звуки заменяются двугубными щелевыми звуками, язык в произношении не участвует.

Произношение свистящих и шипящих включает элементы произношения как свистящих и шипящих (положение языка), так и звуков ф и в (положение губ)

Призубный сигматизм (рис. 29) имеет два варианта:

1. Кончик языка находится на уровне щели между верхними и нижними резцами и мешает свободному выходу воздуха. Желобок не образуется. Вместо свиста получается тупой шум. Этот вариант относится к чистым сигматизмам.

2. Свистящие и шипящие звуки (чаще всего и те и другие одновременно) заменяются звуками т ид (с — т, з — д, ж — д, ш — т, ц — т, ч и щ — т): Котка и табака дивут недрудно.

Последний вариант — один из самых тяжелых, так как охватывает одновременно все семь звуков, искажает речь, делает ее малопонятной и, безусловно, тяжело отражается на письме и приводит к невозможности формирования фонематического различения в большой группе звуков.

Этот вариант наблюдается при тугоухости и других случаях тяжелого речевого недоразвития.

— согласный — согласный

— ротовой — ротовой

— щелевой — смычный

с — переднеязычный m — переднеязычный

— глухой — глухой

— твердый — твердый

Рис. 29. Призубный сигматизм. Рис. 30. Шипящий сигматизм.

Анализ с и т (также з и д) показывает, что разница между этими звуками заключается в способе образования, причем движения языка при свистящих (а тем более при шипящих) гораздо сложнее и тоньше, чем при смычных т и д.

Шипящий сигматизм (рис. 30). Свистящие и шипящие звучат одинаково нечетко, сходны со звучанием смягченных шипящих (Шябака и кошька живут недружьно). Кончик языка в этом случае опущен вниз, но несколько оттянут в глубь рта, спинка языка напряжена, желобка не образует, боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате струя воздуха растекается по всей поверхности языка.

Свистящий сигматизм. Свистящие звуки произносятся правильно, а шипящие заменяются свистящими (Собака и коска зивут недрузно).

Произношение свистящих и шипящих звуков имеет много общего, и поэтому большинство вариантов сигматизма охватывает одновременно обе группы звуков. Все же нарушения произношения шипящих звуков наблюдаются чаще, чем свистящих, что соответствует и более позднему формированию шипящих в речи ребенка.

Оба указанных факта говорят о большей сложности произношения шипящих.

Отражения неправильного звукопроизношения в письме возможны при парасигматизмах и в тех случаях, когда свистящие и шипящие звуки произносятся одинаково дефектно, например при призубном сигматизме.

Способы постановки. Основным приемом постановки правильного звучания является межзубное произношение с, а затем и з, что дает возможность зрительно контролировать правильное положение языка и правильное смыкание челюстей (линия желобка языка и средняя линия между верхними и между нижними резцами должны совпадать, а весь язык должен быть распластанным (Межзубное произношение в этих случаях легко снимается.)). В тех случаях, когда не образуется желобок, его нужно выработать. Подготовительные артикуляционные упражнения следующие: распластывание языка, свертывание его трубочкой, а затем задувание на кончик языка (задувание горящей спички при высунутом языке, сдувание с кончика языка кусочка ваты узкой бумажной полоски и т. п.).

 

Рис. 31. Профиль артикуляции звука ф. Рис. 32. Язык «ковшом».

В качестве использования артикуляции близких по произношению звуков можно указать следующие приемы:

1. Постановка свистящих звуков от звука ф (рис. 31), который подготавливает направленную и достаточно длительную плавную воздушную струю, проходящую по средней линии языка. Выдвигание языка между зубами и отодвигание губ с механической помощью, а затем самостоятельно с зеркальным контролем во время произнесения ф дает звучание с.

2. Упражнения в произнесении сочетания ие с напряжением подготавливают нужную форму языка (его распластывание и желобок по средней линии) и вырабатывают концентрированную воздушную струю. Непосредственный переход к звуку с обычно дает хорошее звучание его.

В случаях призубного сигматизма достаточно с механической помощью опустить кончик языка к нижним зубам и таким образом получить щель вместо смычки.

При губно-зубном сигматизме необходимо затормозить участие губ, для чего проводятся подготовительные артикуляционные упражнения (оскал — трубочка).

В случаях изолированного носового сигматизма (без общей гнусавости) эффект работы обычно бывает быстрый, часто оказывается, что достаточно позаниматься 2—3 недели, чтобы полностью ликвидировать явления сигматизма (через промежуточный звук ф).

Случаи бокового сигматизма часто требуют длительной работы. После автоматизации свистящих можно перейти к постановке шипящих, а затем необходимо провести дифференциацию свистящих и шипящих, так как артикуляция и звучание свистящих и шипящих звуков в этом случае часто бывают сходны.

Для постановки звука необходимо выработать поднятие языка «ковшом» (рис. 32) за верхние зубы, путем подражания или с механической помощью; затем, удерживая такое положение языка, предложить произносить звук с. Логопед обращает внимание ребенка на то, что у него получается звучание звука ш.

Автоматизация звука ш некоторое время может продолжаться с механической помощью. Как только станет возможным произнесение звука ш самостоятельно, механическая помощь выключается.

Звук ц включает элементы звучания звука с, а звук ч — элементы звучания звука ш. Вполне понятно, что неправильности произношения свистящих для звука ц и шипящих для звука ч отражаются на произношении аффрикат. Так, при губно-зубном, носовом, боковом и прочих сигматизмах они отражают указанные недостатки и могут быть исправлены после соответствующего закрепления свистящих и шипящих. Кроме отражения дефектов произношения всей группы (свистящих или шипящих), сложные звуки ц и ч могут расщепляться, распадаться на свои составные части: ц может заменяться в одних случаях т, в других—с (с отражением его дефекта), а ч—то т, то ш (также с отражением дефектов звуков-заменителей звука ш).

При наличии чистого произношения звука с, а иногда даже и независимо от него звук ц может быть поставлен или по подражанию (фиксация внимания на звучании, артикулировании и тактильном ощущении сильного толчка воздуха на тыльной стороне руки), или же с применением механической помощи. Для этого предлагают, упирая кончик языка в нижние зубы, произносить т-т-т, и в момент произнесения нажимом на кончик языка отодвигают его слегка в глубь рта. Того же эффекта можно добиться отодвиганием губ в стороны в момент произнесения звука т, при этом образуется щель и вслед за т звучит с, что и дает звук ц. Некоторые авторы рекомендуют последовательное произнесение т-с с возрастающим ускорением, в результате чего они сливаются воедино.

Те же приемы рекомендуются и для постановки звука ч, только кончик языка следует поднимать кверху и произносить t-t-t; в это время кончик языка отталкивается в глубь рта, и за ть следует звук шь, в результате чего и получается звук ч (тот же результат получится при нажиме двумя пальцами на углы губ для их выдвижения вперед в момент произнесения звука т).

Ротацизм. Под этим названием объединяются различные дефекты произношения звука р.

— согласный

— ротовой

д — дрожащий

— переднеязычный

— сонорный

— твердый

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют (сонорный), нёбная занавеска поднята и закрывает проход в нос, губы и зубы открыты, нижняя челюсть и вся ротовая полость напряжены, корневая и средняя часть языка неподвижны и также напряжены, передняя треть языка широко распластана (рис. 33), истонченные боковые края приподняты, упираются в верхние зубы (форма ковша или ложки; рис. 31) и образуют довольно широкое сужение — канал для воздушной струи, которая поступает на кончик языка; последний неплотно прилегает к верхним альвеолам и под влиянием струи периодически колеблется, то прилегая к альвеолам, то отходя от них. Быстрота колебаний от 2—3 до 30 в секунду.

Благодаря большой сложности артикуляционной работы, и в частности языка (участвуют все мышцы языка), наблюдается много видов ротацизма (логопед А. Я. Яунберзинь зарегистрировала 28 вариантов). Наиболее частыми будут следующие:

Отсутствие р (полное отсутствие звука или призвук гласного вместо него).

Носовое произношение.

Так называемое горловое произношение (велярное или увулярное) (Происходит вибрация или мягкого нёба с корнем языка, или маленького язычка.) (рис. 35).

Одноударное.

Глухое.

Двугубное р:

а) кучерское с вибрацией губ (рис.34).

б) двугубное, без вибрации. Боковое произношение.

параротацизм:

р-д

р-й

р-л

р-ль

р-н

р-г

р-ы

Способы постановки. Сложность артикуляционного уклада звука р и соответствующее многообразие дефектов его произношения породили различные методические приемы исправления последних.

Полная последовательность приемов постановки звука р включает упражнения на поднятие языка в форме «ковша» с выдвиганием кончика языка кверху и на выработку вибрации кончика языка. И те и другие упражнения должны выполняться на фоне неподвижности всего артикуляционного аппарата.

Подготовительными упражнениями для языка будут: а) поднятие широкого языка на верхнюю губу, причем необходимо следить за плотным и устойчивым прилеганием краев языка к верхней губе; нижняя губа не должна выдвигаться и поддерживать язык снизу; б) язык, сохраняя свою форму, втягивается за зубы.

Для развития кончика языка, что особенно важно в случаях массивных подъязычных уздечек и парезов языка, рекомендуются следующие упражнения: а) язык вверх — вниз (на верхнюю губу — на нижнюю губу, а также за верхние зубы — за нижние зубы); б) язык вправо—влево (снаружи и во рту); в) круговые движения языка между челюстями и губами то справа налево, то наоборот с задержкой и упором кончика языка в правую щеку, в левую щеку.

Необходимо следить, чтобы кончик языка не выскальзывал из-за губы. Весь ход кругового движения контролируется зрительно — при помощи зеркала и тактильно — ощупыванием движения языка снаружи пальцем.

Во всех указанных упражнениях, производимых снаружи или при открытом рте, можно применять механическую помощь — поднимать и удерживать язык чистым пальцем или шпателем.

Нужные движения и нужная форма языка вырабатываются скорее и совершеннее, если мы включаем целенаправленное действие, требующее той же или близкой формы языка и тех же движений. Такими действиями будут: прищелкивание языком (действие, которое входит в акт сосания), «болтушка»—звук, производимый быстрым движением просунутого между губами кончика языка то вверх, то вниз, лакательные движения языка и произнесение звуков с более или менее сходной артикуляцией. Такими звуками будут т, д и ж. При использовании прищелкивания необходимо следить, чтобы оно производилось кончиком языка, а не спинкой. Первое время можно применить механическую помощь, поставив между зубами под язык (в поперечном положении) медицинский шпатель, можно поддерживать язык вверху кончиком шпателя. Необходимо добиваться прищелкивания, сопровождаемого четким щелкающим звуком. В дальнейшем ребенок должен научиться плотно присасывать язык к нёбу, длительно удерживая его так, чтобы он не отрывался от нёба во время движения нижней челюсти вверх и вниз (очень полезное упражнение для растягивания уздечки). Иногда при направлении сильной воздушной струи на язык во время присоса удается получить первую вибрацию кончика языка в виде глухого трр или сочетания дзз. Упражняя и укрепляя это сочетание, можно получить полный раскат тррр, затем озвончить его — дррр.

Рис. 34. Губное произношение звука р. Рис. 35. Горловое (увулярное) произношение звука р.

Другим способом получения звука р будут звуковые упражнения типа дэ-дэ-дэ, да-да-да, ды-ды-ды.

Проводя под языком во время частого произнесения указанных слогов чистым пальцем, концом шпателя или шариковым зондом, можно получить проторный звук р с легкой вибрацией. В результате последующих упражнений звук р начинает удаваться даже только при виде подносимого ко рту шпателя и, наконец, без всякого постороннего воздействия, причем вибрация языка делается все более четкой.

При наличии полноценного верхнего произношения звука ж удается легким нажимом на кончик языка во время длительного звучания ж получить звук р.

Таковы разнообразные, но далеко не все пути получения первого звучания звука р. У одного наиболее быстрый эффект дает один из этих путей, у другого — другой.

Полное отсутствие нужных артикуляционных движений мы обнаруживаем в тех случаях, когда звук р выпадает совсем, и тогда требуется искусственное формирование уклада одним из указанных приемов. В случаях двугубного (рис. 34), горлового (рис. 35), а иногда и бокового произношения вибрация имеется, но место ее передвигается. Наименее измененной артикуляцией, а потому и наиболее близкой к норме оказывается артикуляция при одноударном и при глухом произношении звука р.

При всех вышеуказанных вариантах параротацизма изменяется способ произношения, звук перестает быть дрожащим. В случаях замены р — д, л и л место образования остается более или менее правильным, а в случае замены звука р —и изменяются и места произношения (переднеязычный заменяется среднеязычным) и способ произношения — дрожащий заменяется щелевым.

На основании сравнения различных вариантов ротацизма можно сделать несколько дополнительных методических указаний в отношении дифференцированного подхода к ним. При наличии одноударного звука р следует развивать вибрацию вышеуказанными средствами и одновременно вводить звук в речь. При глухом звуке р достаточно только озвончить его.

При горловом произношении рекомендуется длительно давать сочетания с глухим звуком т и произнесение звука шепотом. Преждевременное озвончение вследствие иррадиации раздражения с голосовых связок на близлежащее мягкое нёбо и корень языка может опять вызвать их смычку, т. е. возврат к произношению велярному или увулярному.

Случаи бокового произношения являются одним из самых упорных вариантов ротацизма, требуют длительной систематической работы (месяца четыре), тем более что боковое произношение звука р обычно сочетается с таким же произношением шипящих.

В основе бокового произношения обычно лежат причины органического характера — парезы языка, массивная, короткая подъязычная уздечка, к наличию которой часто присоединяется узкое, высокое нёбо, или неправильное расположение зубов верхней челюсти. Все указанные обстоятельства мешают формированию эластичного кончика языка и поднятию языка кверху и приводят к тому, что ребенок в попытках компенсации своего дефекта дает смычку в таком виде:

а) поднятая спинка языка с нёбом, причем получается звучание рл;

б) кончик языка или один из боковых краев языка с внутренней поверхностью щеки — вибрация получается грубая;

в) язык с верхней губой — вибрация получается грубая, и проскальзывает звук п;

г) смычка кончика языка или чаще одного из его боковых краев с нёбом происходит или правее, или левее средней линии — звучание р получается несколько смягченное.

В случае массивной подъязычной уздечки необходимо растягивать ее вышеописанными приемами, а в случаях парезов языка длительно и систематически развивать движения языка при помощи артикуляционной гимнастики, следить за симметричной установкой языка и упражнять преимущественно ослабленную сторону. При всех параротацизмах очень важное значение приобретает дифференциация р со звуком-заменителем. При заменах р — д, л, л следует укреплять и развивать кончик языка и вырабатывать вибрацию его; подъем языка в этих случаях уже имеется. При замене р — й требуется полная постановка звука.

Рис. 36. Профиль артикуляции звука р. Рис. 37. Профиль артикуляции звука л.

В отличие от автоматизации всех звуков, которую рекомендуется начинать после того, как изолированное произношение звука полностью удается, автоматизация звука р должна быть начата, как только получится звучание звука р, хотя бы еще и недостаточно полноценное (с механической помощью, одноударное, глухое или в неразрывном сочетании с согласными звуками т и д). Следует начинать автоматизацию звука сначала в слогах, а затем в словах. Период автоматизации сложного звука р также имеет свои трудности, несколько особые для каждого из намеченных приемов постановки и варианта ротацизма.

Звук р (рис. 36) требует более низкого положения кончика языка (у верхнего края зубов) и меньшего раската, и потому его постановка часто оказывается более легкой, что и следует использовать в случаях отсутствия и звука р и звука р, проводя одновременно работу над обоими вариантами звука. Если твердый звук удается поставить раньше мягкого, следует его автоматизировать и только после этого перейти к постановке мягкого звука. Рекомендуется предварительно разъяснить разницу в артикуляции при звуке р и звуке р, а затем дать для произношения слоги — ари, аря, арю. Необходимо следить за четким и длительным звучанием гласной после звука р, что зависит от опускания кончика языка при переходе на гласную.

Иногда (в частности, при массивных подъязычных уздечках) легче удается поставить звук р. В этих случаях следует автоматизировать звук р и одновременно продолжать постановку звука р. Введение в речь звука р, в свою очередь, способствует растягиванию уздечки и тренировке кончика языка. В большинстве случаев оказывается необходимым провести дифференциацию между звуками р и р.

Под названием ламбдацизм объединяются все дефекты произношения звука л (рис. 37). Голосовые связки сомкнуты и дрожат, как при гласных (сонорный), нёбная занавеска поднята и закрывает проход в нос, губы в положении легкого оскала, зубы видны, язык в корневой своей части приподнят, как при звуке у, в средней опущен, а передняя часть языка поднята кверху ковшом, средней своей частью соприкасается с альвеолами верхних резцов, боковые края приподняты, не касаются верхних коренных зубов или с обеих сторон или только с одной так, что остаются узкие щели для прохождения экспираторной струи (поэтому звук л иногда называют боковым). При мягкой форме звука л корень языка опущен, а передняя и отчасти средняя части спинки языка более подняты и напряжены, чем при твердом л, и упираются в верхние зубы.

— согласный

— ротовой

— смычно-проходной

л — переднеязычный

— сонорный

— твердый

В укладе этого звука работа языка достаточно сложна, диф-ференцированна в различных частях, особенно для твердой формы звука. В зависимости от этого звук л (твердая форма) часто запаздывает в своем формировании, и наблюдается достаточно много вариантов его неправильного произношения.

Существуют два вида ламбдацизма:

ламбдацизм:

Отсутствие звука л или призвук гласной.

Двугубное или губно-зубное произношение звука л.

Носовое произношение:

л-нг;

л равняется г украинскому.

параламбдацизм:

л-д

л-л (с различной степенью смягчения).

л-р

л-й

л-н

Способы постановки. Подготовительными упражнениями для постановки звука л будут: движения губ (оскал, трубочка), выдвигание распластанного языка вперед (рис. 38), прикусывание его посредине и дутье на язык, причем воздух проходит по краям языка (это можно ощутить на тыльной стороне руки или обнаружить при помощи отклонения ватки, бумажной полоски, подносимой к губам то справа, то слева).

При присоединении гудения получается звук, близкий к звуку л. Это так называемая межзубная постановка звука л. В дальнейшем этот звук следует упражнять в сочетании с различными гласными (нейотированными) . Межзубное произношение практикуется и при переходе к словам и фразам. После того как правильное звучание звука л будет безошибочно, можно рекомендовать перевести язык за зубы, что обычно совершается без всякого затруднения. В тех случаях, когда доступно поднимание языка, часто удается сразу зазубная постановка звука л. Более коротким путем чаще всего оказывается постановка звука л от той или иной гласной — а, у, ы, так как звук л — сонор.

Гласный звук а (рис. 39) представляется удобным как исходный вспомогательный звук, так как в его уклад входит распластанный и достаточно выдвинутый язык. Предлагают тянуть звук айв это время выдвигать язык между зубами, а затем прикусить его посередине. В этот момент звучание звука а переходит в звучание звука л. Если сразу доступно поднимание распластанного языка на верхнюю губу или за верхние зубы, можно сразу ставить зазубный звук л.

Уклад гласной у (рис. 40) включает подъем отодвинутого назад корня языка, что входит и в уклад звука л, но в передней части при произнесении звука у язык несколько сужен и отодвинут вглубь.

Уклад гласной ы (рис. 41) наиболее удобен для перехода к артикуляции звука л, так как корневая часть языка поднята, передняя часть — широкая; выдвижение кончика языка, его легкое прикусывание зубами или подъем языка к верхним зубам на фоне непрекращающегося звучания звука ы дает хорошее звучание звука л. Постановка звука л от звука ы особенно показана при замене звука л — ль, так как в этом случае неправильное звучание зависит от напряжения языка в передне-средней части его, а не в задней.

Иногда все попытки поднять корень языка, т. е получить вместо мягкого звука л твердое его звучание, оказываются безуспешными.

В этих случаях можно применить следующие приемы: предложить дать возможное напряжение в области плечевого пояса и шеи, для чего нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук л на возможно низком тоне. Можно применить также и механическую помощь двумя пальцами — указательным и безымянным — произвести легкий нажим снаружи на шее так, чтобы каждый палец приходился в точке у внутреннего края задней трети левой и правой ветвей нижней челюсти.

При этих упражнениях важно обратить внимание на возникающее при них кинестетическое ощущение от подъема корня языка.

При двугубном или губно-зубном произношении звука л (рис. 42) артикуляция языка подменяется более простой артикуляцией губ. Необходимо затормозить движения губ вперед, укрепив оскал губ, и тогда перейти к постановке звука л при помощи одного из указанных приемов. При носовом произношении полезно обратить внимание на экспираторную струю, выходящую изо рта по бокам языка, а также тем или иным приемом выдвинуть язык вперед.

Все случаи параламбдацизма изживаются при обязательной работе над дифференциацией звука л со звуком-заменителем.

Дефекты произношения полугласного звука й (рис. 43) носят название йотацизм.

Звук й употребляется в русском язьке в двух значениях: как неслоговой звук (край, чай, война) и как слоговой звук, входящий в произношение йотированных гласных я, е, ю, ё в начале слога. Указанные два значения звука й получают несколько разное выражение при дефектах произношения звука.

Дефекты произношения:

1) звук и не произносится совсем (мой—мо; яма—ама);

2) й — и (мой — мои; яма — иама);

3) й—ль (чай—чаль; яма.—лямо).

Все случаи неправильного произношения носят характер замены, могут отражаться на письме в соответствии с произношением

Способы постановки. Подготовительными упражнениями к постановке звука й могут служить следующие движения: кончик языка упирается с напряжением в нижние зубы, причем выгибается кверху передняя часть спинки языка; если дотронуться до выгиба языка, он должен быть твердый, напряженный, затем напряжение расслабляется (язык делается мягким, выгиб снижается).

После подготовки артикуляции, а иногда и без нее часто удается поставить звук по подражанию, со слуха; полезно присоединить показ артикуляции и тактильное ощущение экспираторной струи при длительном произнесении ййй.

Другими приемами постановки звука й будут следующие:

а) произнесение звукосочетаний йа-йа... при убыстрении темпа (получается йотированная гласная я, т е йа);

б) использование как промежуточного звука з (нажимая на кончик языка при произношении звука з, получается звук й);

в) озвончение звука х.

В случае замены звука й через и или ль необходимо провести дифференциацию его со звуками-заменителями в слогах, словах и в развернутой речи.

Слоговые таблицы для дифференциации следует составлять в двух видах. Например:

аль—ай я—ля (при замене через л) оль—ой е—ле уль—уй ю—лю

Дефекты озвончения. В произношении согласных, имеющих звонкую и глухую пару, наблюдаются дефекты озвончения.

Среди согласных звуков русского языка имеются две группы звуков, которые различаются только наличием или отсутствием

звучания голоса в них. Это шесть звонких согласных: б, д, г, в, з, ж и шесть глухих согласных (И их мягкие пары: б, д, г, в, з и п, т, к, ф, с (ш и ж мягких пар не имеют).): п, т, к, ф, с, ш. Эти звуки можно расположить парами. В каждую пару будет входить звонкий звук и парный ему глухой:

б, д, г, в, з, ж (Сонорные м, н, л, р не имеют глухих пар, аффрикаты ц, ч, щ не имеют звонких пар.), б, д, г, в, з, п, т, к, ф, с, ш п, т, к, ф, с

Звуки каждой пары будут иметь одинаковые артикуляционные уклады и будут отличаться друг от друга участием голоса н несколько меньшим напряжением речевых органов и воздушной струи для звонких звуков. Например (рис. 44, 45):

— согласный —согласный

— ротовой —ротовой

п — взрывной б — взрывной

—губно-губной — губно-губной

— глухой — звонкий

— твердый — твердый

Указанные пары звуков можно разбить на две подгруппы:

взрывные б — п, д — т, г — к, б — п, д — т, г — к и щелевые в — ф, з — с, ж — ш, в — ф, з — с.

Среди взрывных звуков дефекты озвончения наблюдаются чаще, чем среди щелевых. Указанное обстоятельство объясняется тем, что вибрация голосовых связок при произнесении щелевых звуков более длительна, а потому и более ощутима, чем при произнесении взрывных, а в случае необходимости длительность и сила вибрации голосовых связок могут быть произвольно увеличены.

Наблюдаются три вида нарушения озвончения: а) полное отсутствие звонких согласных звуков в речи, т. е. постоянная их замена парными глухими (Папушка пошла ф паню — Бабушка пошла в баню); б) недостаточное озвончение (У мена заполела колова и корло — У меня заболела голова и горло; Колупи залетели на твор — Голуби залетели на двор; детушка — дедушка и т. п.); в) недостаточное оглушение (В волосах савязана бан-дом ленда—В волосах завязана бантом лента).

Все три случая относятся к паралалиям и, как правило, отражаются на письме.

Оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.

В работе по исправлению дефектов озвончения очень важной оказывается дифференциация парных звонких и глухих звуков, но ни в одном из указанных случаев не следует пренебрегать проверкой достаточности автоматизации смешиваемых звуков.

Дефекты озвончения обычно имеют место при открытой гнусавости, дизартрии, при любых нарушениях деятельности голосовых связок и могут считаться частичным нарушением голоса. (Встречаются люди с дефектами озвончения, не умеющие петь.)

Дефектами озвончения страдают обычно и люди с нарушением слуха, так как сниженный слух является препятствием для восприятия звонкости, а следовательно, и для дифференциации звонких и глухих согласных.

Если озвончение нарушено полностью, работа начинается со щелевых звуков, притом с наиболее простого по артикуляции среди них, со звука в. После него переходят к звукам з и ж, а затем уже к взрывным звукам в последовательности б — д — г.

Подготовительными упражнениями будут следующие:

а) поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона на вдохе и на выдохе (сначала логопед, затем сам ребенок или совместно с логопедом);

б) сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного (сначала логопедом, а затем самим ребенком).

Все эти упражнения следует производить при тактильно-вибрационном контроле со стороны ребенка. Это достигается тем, что он кладет одну свою руку на шею логопеда, а другую — на свою шею (боковая сторона руки от большого пальца до указательного охватывает шею в области гортани). Полезно пальцами слегка потряхивать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых связок.

Резонирование звучащего голоса можно уловить, прикладывая ладонь к темени, а также ладони обеих рук или к ушам или к щекам.

Все указанные упражнения являются, с одной стороны, хорошей гимнастикой для голосовых связок и, с другой стороны, приводят к умению осознанно включать голосовые связки, т. е. к произвольному их смыканию. И наконец, тактильно-вибрационные ощущения становятся надежным контролем при дифференциации звонких и глухих звуков. Иногда непосредственно в процессе этих упражнений удается получить первый звонкий звук. После его укрепления часто оказывается возможным последовательно поставить и остальные звонкие.

Полезно сопоставить переход от глухого звука к звонкому в отношении всех шести пар. Это поможет переносить усвоенный навык с одной пары на другую. Можно добиться озвончения звука благодаря непосредственному переходу к нему от одного из соноров м, н, л, р (например, мммба, нннба) или применив сочетание звонкого звука, который нужно вызвать с одним из соноров между гласными (например, адма, адна, адра и т. п.).

Не всегда удается начать постановку озвончения с группы щелевых, так как иногда наряду с дефектами озвончения обнаруживается тот или иной вариант сигматизма. В этих случаях приходится сначала поставить звуки с, ш и только тогда озвончать их.

Не всегда предварительное озвончение звуков ф, с, ш обеспечивает озвончение взрывных теми же приемами. Для этих случаев разработаны специальные приемы постановки звука б. Предлагают дуть сквозь сближенные (но не сжатые) губы при некотором раздувании щек, а затем прибавляют голос, получается длительное двугубное в. В это время логопед прикладывает свой указательный палец в горизонтальном положении к нижней губе ребенка и, производя легкие движения вверх и вниз, вызывает смыкание и размыкание губ. Получается звучание звука б (ббб), затем движение несколько замедляется и получаются изолированные звуки б. Очень полезно научить ребенка самостоятельно получать звук при помощи пальца, что дает ему возможность упражняться и дома.

Обычно очень быстро удается получить способом подражания слоги с различными гласными. Роль механической помощи постепенно снижается, скоро оказывается возможным отказаться от нее и проводить дальнейшую автоматизацию звука в речи без нее (способ проф. Ф. A. Pay). По мере укрепления звука б облегчается и постановка звуков д и г при помощи вышеуказанных приемов.

Автоматизация звонких звуков и их дифференциация с парными глухими в устной и особенно в письменной речи требуют длительной систематической работы. Длительно следует проводить все упражнения, держа для контроля руку у горла и несколько утрируя звучание голоса в звонких звуках. Все, что учащийся, смешивающий звонкие и глухие, пишет, он должен предварительно громко проговорить. Перед чтением рекомендуется предварительно подчеркнуть цветным карандашом одного цвета звонкие согласные, а карандашом другого цвета — глухие.

Полезно рекомендовать ребенку побольше петь.

Умение правильно произносить звонкие и глухие согласные и дифференцировать их должно быть выработано у школьника раньше, чем он приступит к усвоению грамматического правила о сомнительных согласных на конце слога.

В произношении согласных, имеющих твердую и мягкую пару, наблюдаются дефекты смягчения.

Большинство согласных звуков русского языка имеет парные мягкие звуки (п—п, р—р и т.д.). Исключением будут звуки ш, ж, ц, не имеющие мягких пар, и звуки ч, ш, й, не имеющие твердых пар.

Среди дефектов смягчения наблюдаются три варианта:

а) полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, т. е. постоянная их замена парными твердыми звуками (дядя Ваня — дада Вана; пять—пат; мясо—масо и ч. п.): б) излишнее смягчение (Собака идет домой — Сябака идеть дямой}; в) нарушение дифференциации между твердыми и мягкими звуками, т. е. наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.

Парные звуки, как показывает их анализ (рис. 46, 47), отличаются друг от друга только одним свойством — твердостью и мягкостью;

— согласный — согласный

— ротовой — ротовой

m —взрывной т —взрывной

— переднеязычный — переднеязычный

— глухой — глухой

— твердый — мягкий

Переход твердого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к нёбу.

Все случаи относятся к паралалиям и, как правило, отражаются на письме. Поэтому в работе по исправлению дефектов смягчения очень большое и важное место занимает дифференциация твердых и мягких звуков.

Подготовительными упражнениями к постановке смягчения будут упражнения на выгибание средней части спинки языка и ее опускание. Дефекты смягчения обычно наблюдаются одновременно среди большинства согласных звуков, имеющих парные мягкие и твердые звуки, поэтому встает вопрос, с какого именно звука следует начинать постановку соответствующего парного звука. Для решения этого следует учитывать: а) произношение каких звуков у ребенка наиболее совершенно, чтобы получить от них, опираясь на готовый уклад, правильное звучание парного дефектного звука; б) уклад каких звуков позволяет наиболее демонстративно показать разницу между артикуляцией парных твердого и мягкого звуков. Согласные т, д, н просты по своим укладам, поэтому редко оказываются дефектными и, кроме того, произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет видеть изменения в положении средней части языка при переходе звука т к т, д к д и н к н. Таким образом выбранные звуки удовлетворяют обоим поставленным условиям.

Если положить два пальца (средний и указательный) на язык, то можно ощутить изменение напряжения языка и тактильно.

В трудных случаях можно временно прибегнуть к механической помощи: предложив произносить многократно слоги ат или та с упором языка в нижние зубы, слегка нажать пальцем или шпателем на кончик языка. Это даст смягчение звука т, т. е. слоги ать, тя. По аналогии можно получить слоги ань, ня, дя.

Во время работы со звуками т, д, н должно выработаться кинестетическое ощущение напряжения и расслабления спинки языка, благодаря этому аналогичная работа над другими звуками пройдет значительно легче и быстрее, но все же необходимо проверить правильность произношения твердой и мягкой пары всех согласных.

По степени легкости постановка смягчения согласных располагается в следующем порядке: т, д, н ф, в, п, б, м, с, р, л (Такая последовательность постановки смягчения была рекомендована проф. Ф. A. Pay.).

После автоматизации мягких звуков следует перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками.

Наличие правильного произношения твердых и мягких согласных, а также дифференциация их совершенно необходимы для усвоения правил грамматики о смягчении согласных перед йотированными гласными (мяч, дядя), об употреблении мягкого знака в конце слога (конь, письмо) и разделительного мягкого знака (бью, вьюга).

Случаи разделительного мягкого знака — это сложные случаи одновременного смягчения и йотации, к их исправлению можно приступать только после того, как ребенок справился и со смягчением и с йотацией. Дифференциацию рекомендуется начинать с таблиц следующего типа:

а) та—тя б) ат—ать в) пя—пья тя—тья

то—те от— оть пе—пье те—тье

ту—тю ут—уть пю—пью тю—тью

ты—та ыт—ить

Сложные нарушения звукопроизношения. В случаях сложных нарушений звукопроизношения, когда имеются дефекты нескольких звуковых групп, у логопеда возникает целый ряд вопросов: с чего начать? Когда переходить к следующему звуку? Какова последовательность включения дефектных звуков в работу? Какое количество звуков можно корригировать одновременно?

Принадлежность речевых звуков к единой фонетической системе данного языка и единая артикуляционная база, на которой они формируются, являются основой их взаимосвязи и взаимозависимости. Результатом такой связи является то обстоятельство, что работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука с полностью подготавливает артикуляционный уклад звука з и частично уклады шипящих звуков; постановка звука и подготавливает артикуляцию к смягчению согласных и т. д.). Эта же взаимная связь позволяет широко использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.

Эта связь может быть изображена в виде следующих схем ( Схемы заимствованы из пособия Ф. A. Pay, Ф. Ф. Pay. Методика обучения глухонемых произношению. М., Учпедгиз, 1958.):

Указанное свойство речевых звуков является основанием следующих методических положений, принятых в настоящее время в логопедической практике в случаях сложного нарушения звукопроизношения:

1) постепенный переход от наиболее легких звуков ко все более трудным;

2) переход к работе над другими звуками до окончания работы над данным звуком, но при условии постоянной шлифовки его;

3) одновременная работа над рядом звуков, но при условии, что они будут принадлежать к различным фонетическим группам.

Несоблюдение последнего условия ставит занимающегося перед необходимостью создания сразу очень тонких дифференцировок, еще недоступных для него.

Основываясь на указанных положениях, в работу над звуками можно одновременно включить следующие разделы:

1) автоматизация незакрепленных звуков;

2) дифференциация употребляемых, но смешиваемых звуков;

3) постановка наиболее легких звуков;

4) подготовительные упражнения для постановки наиболее трудных звуков.

Критерием легкости или трудности исправления того или иного звука у данного ребенка будет уровень нарушения его произношения (звук совсем не произносится; произносится, но не автоматизирован, смешивается) и вариант того или иного вида неправильного звукопроизношения. Например, одноударное произношение звука р, по сравнению с горловым его произношением, значительно совершеннее, а следовательно, и легче для коррекции; губно-зубное произношение свистящих легче исправить, чем призубное, и т. п.

Рассматривая в данном разделе учебника только преодоление неправильного звукопроизношения, следует отметить различия методического подхода и длительности логопедического воздействия в случаях дислалии, дизартрии, алалии и нарушения речи на почве ослабленного слуха.

При дислалии, как уже было отмечено, изложенная методика исправления звуков дает хороший эффект; для дошкольников достаточна только фиксация внимания на правильном звучании и на артикуляции, без применения специальных приемов и без последующего длительного закрепления.

При дизартрии недостатки звукопроизношения преодолеваются только под влиянием длительного систематического логопедического воздействия, в котором очень большое место занимает работа над артикуляционной моторикой и требуется длительное закрепление правильного произношения.

При алалии недостатки звукопроизношения преодолеваются в большой степени в процессе работы над словарем.

При нарушениях речи на почве ослабленного слуха в преодолении дефектов звукопроизношения большое значение имеет вся педагогическая работа в целом, и в частности обучение чтению с губ.

Все перечисленные случаи имеют осложненное течение и еще труднее поддаются исправлению при общей физической ослабленности или психической неустойчивости и неполноценности ребенка.

Особенно трудной будет работа при умственной отсталости, так как в этих случаях происхождение дефекта чаще всего обусловлено комплексом причин и протекает на фоне нарушенных основных нервных процессов и сниженного интеллекта.

Примерами сложных и разнообразных вопросов, возникающих при организации логопедической помощи в различных случаях, могут послужить приводимые образцы первичных обследований с их анализом, а также некоторые данные последующего динамического наблюдения за детьми.

1. Валя М., 7 лет, русский. Общее развитие мальчика идет с запозданием: сидеть начал в 7 месяцев, ходить— с 2 лет, всегда был неловок.

Первые слова с 2 лет, фраза на четвертом году. Произношение было всегда неясным, нечистым, посторонние до сих пор не всегда понимают его.

Слух в норме. В строении артикуляционных органов грубых дефектов нет. Движения губ и языка вялые. Язык при высовывании уклоняется вправо, кверху поднимается с трудом, на короткое время.

Речь полная, грамматичная, не смазанная. Боковой сигматизм свистящих и шипящих звуков, ротацизм, ламбдацизм.

Неправильное звукопроизношение в этом случае обусловлено поражением центральной нервной системы. Это — легкая степень дизартрии.

Необходима длительная систематическая логопедическая работа. Кроме отмеченного неправильного произношения свистящих, шипящих, р и л, остальные звуки также произносятся недостаточно четко. Необходима гимнастика и массаж артикуляционных органов во всем объеме. Одновременно должна вестись постановка свистящих и подготовка к звуку р.

После постановки и некоторой автоматизации свистящих можно будет перейти к шипящим звукам и постановке звука л. Все это потребует длительной работы и применения механической помощи.

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков также будет требовать длительной и очень систематической работы.

Необходима консультация невропатолога, так как одновременное медицинское воздействие в этих случаях делает логопедическую работу гораздо более эффективной.

За два месяца систематической логопедической работы все звуки были поставлены и правильно произносились в слогах, отдельных словах и коротких предложениях. В спонтанной речи все звуки произносятся по-прежнему. Все артикуляционные движения стали более четкими, более устойчивыми.

2. К и р и л л П., 8 лет, русский. Раннее развитие с некоторым запозданием:

сидеть начал в 5 месяцев, ходить—с полутора лет. В 6 месяцев перенес тяжелую дизентерию с потерей сознания, долго не мог поправиться. Речь развивалась плохо: не лепетал, понимание речи с году, первые слова — около 2 лет; до 4 лет слов почти не прибавилось, объяснялся немногими малопонятными для окружающих словами и жестами. За последние два года речь значительно улучшилась. В семь с половиной лет пошел в школу.

В настоящее время мальчик спокойный, молчаливый. Упрям. Стал обижаться, когда его называют немым.

Учителя жалуются на плохую речь. Мальчик плохо читает и пишет (забывает буквы). Считает хорошо.

Слух в норме. В строении органов артикуляции уклонений не отмечается. Артикуляционные движения все возможны, но не всегда сразу умеет правильно произвести требуемые движения.

Речь бедная, затрудненная. Обращенную речь понимает хорошо, прослушанный рассказ понимает, но развернутого ответа на вопрос по содержанию дать не может. Не называет некоторых обиходных предметов (отказался назвать рейтузы, пиджак); некоторые, более трудные, слова искажает (гастро-

ном — гристаном, милиционер — пацанер); фраза бедная, часто неправильная (Мальчики ходили купаться на речка). Произношение звуков шипящие заменяет свистящими, многочисленны нестойкие замены (с—с, т, н, в; р—л; л— в;

ч — ц, т, с; м — п — н и т п). Дефектное произношение в этом случае имеет место на фоне недоразвитой, недостаточной речи, что дает право говорить о моторной алалии Многие дефекты произношения имеют еще нестойкий характер и могут исчезнуть в связи с развитием и уточнением словаря и грамматического строя

Коррекцию произношения рекомендуется проводить в тесной связи с работой как по развитию устной речи, так и по усвоению грамоты Полная ликвидация дефектов звуков потребует длительных сроков.

За год систематической логопедической работы речь мальчика значительно развилась, читает букварный текст, пишет простые слова Смешения звуков имеются, но характер их изменился вместо неустойчивости звуков наблюдаются характерные для звуковых дефектов нарушения дифференциации сходных звуков, свистящих н шипящих, р и л, звонких и глухих, твердых и мягких.

3. Коля В, 6 лет, русский. В раннем возрасте рос и развивался нормально. В 2 года перенес тяжелый грипп. После гриппа хронический двусторонний отит, отмечена легкая тугоухость Во время обострении отита слышит хуже.

Речь до 2 лет развивалась нормально. К 2 годам начинал говорить фразами После болезни речь стала хуже — стал искажать слова, говорил нечисто.

Е настоящее время мальчик живой, общительный, разумный, послушный Во время разговора часто переспрашивает, внимательно смотрит на лицо говорящего.

Речь полная, несколько монотонная, голос приглушенный. Произношение неправильное свистящие и шипящие звуки нечетки, с призвуком т, смешивает их, озвончение недостаточное.

Неправильное произношение в этом случае обусловлено тугоухостью легкой степени с периодическими ухудшениями.

При работе над звуками рекомендуется очень длительно привлекать зрительный контроль и тактильное ощущение. Очень тщательно должна быть проведена как автоматизация, так и дифференциация свистящих—шипящих и звонких—глухих. Очень желательно начать обучение мальчика грамоте для того, чтобы подкреплять работу над звуками чтением и письмом, а также что бы избежать в дальнейшем тех же ошибок в письме.

За год логопедической работы мальчику были поставлены и введены в речь все звуки. Были даны навыки чтения с губ. Мальчик научился читать и писать. В 7 лет пошел в 1 класс массовой школы. Учится отлично. Прежних ошибок не отмечается ни в устной, ни в письменной речи.

Анализ приведенных примеров дает представление о многообразии тех факторов, которые оказывают влияние на формирование неправильного произношения, что должно учитываться при планировании логопедической работы.

Данные первичного обследования дополняются наблюдениями логопеда в процессе его занятии. Как первичное обследование, так и дальнейшее наблюдение (динамическое) должны дать логопеду представление о возможности использования здоровых сторон речи и здоровых механизмов ее, на которые он может опереться в своей работе. При нарушении моторики логопед опирается на зрительный контроль за движениями артикуляционных органов: при постановке звонких звуков — на тактильное ощущение вибрации невидимых голосовых связок, при работе над более трудными звуками — на более легкие и доступные и т. п.

Механизмы голосообразования, звукопроизношения имеют одну общую основу — речевое дыхание. Голос и произношение звуков теснейшим образом взаимодействуют друг с другом в норме, поэтому вполне естественно, что при анализе их нарушений возможно некоторое сопоставление между ними. Как нарушения голоса, так и нарушения звукопроизношения могут носить функциональный характер, а также могут иметь органическую основу как периферического, так и центрального характера. Нарушения звукопроизношения очень часто наблюдаются и на почве тугоухости.

При тяжелых нарушениях речи (анартрия, дизартрия, нарушения речи на почве тугоухости) мы обнаруживаем взаимодействие и переплетение расстройств голоса и звукопроизношения.

Невротические нарушения голоса имеют много общего с заиканием.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.