Преодоление развившегося заикания При первых же симптомах заикания очень важно получить правильный совет и постараться устранить из жизни ребенка то, что послужило толчком к появлению заикания. Логопед обязан организовать беседы и консультации для родителей, дети которых заикаются, и объяснить, что раннее возникновение заикания, как и все рано возникающие нарушения речи, не может не оказать отрицательного влияния на дальнейшее развитие и закрепление навыков правильной речи и на формирование характера ребенка. Так, у заикающегося остаются на уровне механизмов детской речи дыхание, с очень коротким выдохом, торопливый и неустойчивый темп речи, произношение некоторых звуков, которые не успели полностью созреть до появления заикания Может быть, этим объясняются частые затруднения у заикающихся в произношении наиболее моторно трудных сочетаний согласных тр и др, недостаточная, а иногда и неадекватная выразительность речи и затруднения в свободном пользовании развернутой речью. Нельзя считать, что заикание преодолено на основании первых успехов, необходимо закреплять их, создавать устойчивые навыки правильной речи и правильного поведения, которые смогут сохраниться при любых изменяющихся условиях жизни заикающегося. В случае возникновения рецидива заикания в результате какого-либо перенесенного заболевания, переутомления, пережитой неприятности и т д необходимо вскрыть причину его возникновения и по возможности устранить ее. Иногда достаточно провести 2—3 занятия, чтобы восстановить плавную речь. Это объясняется тем, что ранее усвоенные навыки восстанавливаются значительно легче и быстрее, чем создаются новые. Все сказанное говорит о том, что, несмотря на функциональную природу большинства случаев заикания, быстрое выздоровление происходит в тех случаях, когда ограниченная и еще не ставшая закрепленным навыком симптоматика легко и полностью устраняется При длительном течении заикания для полной нормализации требуется не одномоментное воздействие, а длительная систематическая работа. Комплексный метод преодоления заикания Воздействие на заикающегося должно перевоспитывать самого заикающегося и его речь методами, соответствующими возрасту, развитию и психическим особенностям, учитывать все стороны речи содержание, различные виды, правильное оформление с точки зрения употребления слов и речевых оборотов, выразительности, звукопроизношения, неторопливого темпа и плавности ее, свободного речевого контакта с окружающими. Комплексное воздействие на заикающегося складывается из а) воздействия врача и логопеда, б) воздействия окружающих на личность заикающегося, на его эмоционально-волевую сферу, его движения, на его взаимоотношения со средой и на его речь. Основными средствами комплексного воздействия являются а) медицинские средства воздействия, б) психотерапия, в) логопедическая работа. Медицинские средства воздействия (медикаментозное воздействие и различные виды физиотерапии) способствуют нормализации функций нервной системы и создают благоприятный фон для психотерапии и для активной логопедической работы. Указанный комплекс мероприятий оказывается действенным только в том случае, если приводит к перестройке всей личности заикающегося и его отношений с окружающей социальной средой. Применяются различные виды психотерапии. Рациональная психотерапия заключается в беседах с заикающимся, вскрывающих существо его затруднений как в речи, так и в отношениях с окружающими. Очень важным видом психотерапевтического воздействия на заикающегося является активное вмешательство в условия его жизни и труда в целях разрешения конфликтных ситуаций, сложившихся у заикающегося в семье, в школе, на работе. Оба вида психотерапевтического воздействия должны сочетаться с разумной требовательностью к заикающемуся в отношении поведения. Очень важно вовлечение его в активную деятельность, посильную работу и организацию своего досуга. Последнее говорит о том, что любой из описанных видов психотерапии должен тесно увязываться с текущей логопедической работой, в процессе которой продолжается и закрепляется психотерапевтическое воздействие. Очень важным моментом психотерапевтического воздействия является проведение всей работы не индивидуально, а в группе, в коллективе заикающихся, причем коллектив сам по себе играет роль воспитывающего и психотерапевтического фактора. Все разделы работы логопеда должны сочетаться с психотерапевтическим воздействием на заикающихся Воздействие логопеда выражается в том, что он, убеждая заикающихся в возможности для них достижения здоровой речи, все время фиксирует внимание каждого заикающегося на его успехах в этом направлении. В работе с дошкольниками важно похвалить ребенка в присутствии родителей, воспитателей. Чем старше заикающийся, тем важнее становится конкретный анализ его речи с указанием как его успехов, так и ошибок. Для скептиков, сомневающихся в возможности преодоления заикания, очень большое значение имеют выступления успешно закончивших курс лечения или хотя бы прослушивание магнитофонных записей их собственной речи на начальных этапах работы и в конце курса, что дает им возможность осознать свои успехи. Давая новое задание, логопед должен подчеркивать новый, более высокий вровень его и высказывать уверенность в том, что в настоящий момент выполнение такого задания стало вполне возможным. Требования логопеда должны быть продуманными и разумными: завышенное требование может привести к срыву налаживающейся речи заикающегося, а также появляющейся у него веры в эффективность своей работы. Последнее может повлечь снижение доверия к логопеду. И врач и логопед должны предупредить заикающегося о возможности рецидивов. Логопедическое воздействие в комплексном методе осуществляется в следующем: 1. Оздоровление речи путем преодоления неправильных навыков, закрепившихся в процессе пользования заикливой речью и попыток ее преодоления при помощи уловок. 2. Воспитание правильных навыков речи в постепенно усложняющихся формах речевого общения: а) пользование короткими обиходными фразами, затем полными ответами на вопрос с опорой на ситуацию; б) изложение заранее подготовленного рассказа о каком-либо событии, о просмотренном фильме, прочтенном произведении и в) свободная, неподготовленная речь. 3. Воспитание навыков речевого контакта с окружающими в любых жизненных условиях. Изолированное использование одного из этих планов не может дать нужного и прочного эффекта. Формы организации логопедической работы с заикающимися очень разнообразны, выбор их зависит от возраста заикающегося, тяжести заикания и условий его жизни. На ранних этапах заикания у маленького ребенка бывает достаточно упорядочить его жизнь и речевое общение в семье. В этих случаях важно воздействовать на речь окружающих, и речь малыша подражательно перестроится. Более трудным оказывается воздействие на изменение травмирующих условий в семье, иногда необходимо изъять начавшего заикаться ребенка из семьи. В специальных яслях и детских садах одним из решающих условий оздоровления речи заикающихся малышей также является речь окружающих, т. е. всего персонала учреждения. Тихая, спокойная, немногословная атмосфера учреждения, ровное и ласковое обращение с детьми, строгое соблюдение режима и общее физическое оздоровление в соединении с умелой работой логопеда — все это оказывает положительное влияние на логоневротиков. Очень полезны музыкальные и ритмические занятия, которые выравнивают темп и ритм как речевых, так и общих движений заикающихся малышей. В работе со школьниками очень важно, чтобы в ней приняли участие и семья и школа. На школьном логопедическом пункте в группе заикающихся, укомплектованной с учетом возраста и развития детей, логопед воспитывает навыки новой, здоровой речи, которые заключаются сначала в навыках произнесения коротких фраз плавно, выразительно и без напряжения. Одновременно нужно воспитывать уверенность и смелость в речи, что достигается дружеской, спокойной атмосферой в группе, дома и в классе. Для этого необходимо, чтобы родители бывали у логопеда на занятиях, понимали его требования, поддерживали их дома и помогали заикающемуся готовить задания логопеда. Связь логопеда с учителем создает правильное отношение последнего к заикающемуся (не торопить с ответом, требовать посильных ответов на каждом этапе логопедической работы с ним и организовать к заикающемуся правильное отношение товарищей по классу). На последних этапах работы заикающийся включается в работу класса (первое время предварительная подготовка школьных занятий должна проходить на логопедических занятиях). Наибольшие затруднения при заикании возникают в подростковом возрасте, что связано со сложными физиологическими и психологическими изменениями, характерными для этого возраста, а также с повышением требований, которые предъявляет общество (семья, школа) к заикающемуся и к его речи. Кроме того, речь подростка приобретает для него самого особую значимость как средство социального общения. Заикание в это время обычно резко усиливается, несмотря на то что заикающийся раньше работал с логопедом. Обострение заикания обычно заставляет заикающегося сомневаться в положительных результатах логопедических занятий. Все указанные обстоятельства, с одной стороны, затрудняют организацию работы с подростками, а с другой—делают ее особенно нужной. Для иллюстрации развернутого курса по преодолению заикания с подростками в условиях медицинского стационара можно привести описание методики логопедической работы ( Разработана в логопедическом отделении Московского научно-исследовательского института уха, горла, носа Министерства здравоохранения РСФСР под руководством проф. С. С. Ляпидевского). Весь курс логопедической работы делится на 6 основных этапов. Каждый из них имеет свою особую целевую установку I этап — подготовительный, когда происходит детальное обследование заикающегося врачами и логопедом Для регистрации речи проводится магнитофонная запись В дальнейшем она используется логопедом для регистрации и анализа успехов заикающегося, а также с психотерапевтическими целями II этап—установочный—заключается в проведении установочной конференции в присутствии всех заикающихся и их родственников Цель ее—ознакомить с сущностью заикания, с основными задачами и методами его преодоления На первый план выдвигается необходимость активного выполнения всех требовании как самими заикающимися, так и их родными. Основная задача формулируется как работа заикающегося над своим поведением и характером, над преодолением своих недостатков. Для того чтобы укрепить веру заикающихся в результативность предстоящей работы, организуются выступления ранее заикавшихся, прошедших курс лечения. Перед выступлением демонстрируется речь до лечения при помощи магнитофонных записей. Могут быть зачитаны выдержки из писем ранее лечившихся заикающихся. Конференция, построенная в таком плане,— хорошее введение к началу курса логопедической работы и имеет большое психотерапевтическое значение. этап—максимальное ограничение в речи или проведение режима молчания. Режим молчания в начале курса логопедической работы имеет очень большое значение. Задача его — ослабить имеющиеся у заикающегося неправильные речевые навыки, снять постоянное напряжение в его психике В это же время логопед начинает работу над снятием напряжения как во всей мускулатуре, так и в артикуляционной, над постановкой диафрагмального дыхания и навыка подачи голоса. В конце этого этапа начинаются упражнения в овладении сопряженной и отраженной формами речи и в пользовании короткими фразами обиходного характера, необходимыми для употребления в жизни отделения (стационара). Пользование указанными формами речи происходит без заикания, что также является психотерапевтическим фактором. IV этап — активная перестройка речевых навыков. Задача их состоит в создании навыка ритмической и плавной речи. В этом периоде плавность и ритмичность речи подкрепляются плавными движениями правой руки, которые должны совпадать с ритмом речи Иногда заикающихся затрудняет выработка единого ритма движения руки и речи, но под руководством логопеда этот навык быстро формируется и сразу облегчает плавность речи и предотвращает появление судорожности в ней. Через 1—1,5 месяца пользования этим приемом осуществляется постепенный переход к речи без сопровождения руки. Рассматривая этот прием в общей системе комплексного воздействия на заикающегося и не считая его обязательным, можно представить себе его некоторое значение следующим образом. Движения руки могут а) служить средством отвлечения для занимающегося от постоянного ожидания заикания; б) способствовать снятию общего напряжения и в) играть роль вынесения действия вовне при создании навыка новой, плавной и ритмичной речи. На фоне подкрепления речи движениями руки заикающийся овладевает следующим видом речи — диалогическим. Для этого используется работа в виде вопросов и ответов над любым прочтенным текстом. Следующим видом является самостоятельно подготовленная речь на темы прочитанных рассказов или на свободные темы. На этом материале воспитываются навыки живой, выразительной речи. V этап — закрепление правильных речевых навыков. Задача его — выработка навыка пользования слитной неторопливой речью в различных сложных ситуациях, в любой жизненной обстановке. Сначала заикающиеся практикуют короткие подготовленные выступления не только среди заикающихся, но и перед другими больными в палатах. Эти выступления постепенно становятся более длинными и усложняются по своей тематике. В конце этапа заикающиеся должны вступать в речевое общение вне больницы с незнакомыми, случайными людьми (в аптеке, магазине, на почте, в библиотеке и т. п.). Задача VI этапа, последнего—подведение итогов всей работы и-закрепление полученных навыков в домашней обстановке. Организуется специальная конференция с участием родных и посторонних лиц. Выпускаемые выступают с декламацией, докладами, ответами на вопросы присутствующих. Логопед и врач дают указания заикающимся в отношении необходимости продолжения работы над собой и над своей речью дома и рекомендуют им поддерживать связь с работниками стационара в виде систематических отчетов о своем состоянии и получения советов и консультаций по поводу возникающих у них вопросов или затруднений. Работа со взрослыми заикающимися проводится при невро-психиатрических диспансерах и поликлиниках. Эта работа строится в основном по тем же принципам, что и с подростками. Речевой материал должен подбираться в соответствии с интересами (профессиональными, общественными) и уровнем развития группы заикающихся. Общие принципы работы с заикающимися разных возрастных групп одни и те же, но занятия должны иметь разную форму организации и проводиться на основе различного как речевого, так и общевоспитательного материала. В зависимости от возраста заикающихся изменяется длительность как всего занятия (15—20 минут с дошкольниками и 1,5 часа с подростками и взрослыми), так и каждого упражнения. Сложность каждого упражнения изменяется как по содержанию, так и по форме. На разных этапах работы ведущим оказывается то один, то другой раздел. Одним из первых мероприятий будет назначение врачом или логопедом так называемого режима молчания. Чаще всего под этим термином следует понимать не молчание в собственном смысле этого слова, а только возможное ограничение заикающегося в пользовании речевым общением. Для ребенка дошкольного возраста это ограничение должно пониматься как требование к окружающим ребенка взрослым меньше активизировать его речь, т. е. не задавать ему бесконечных вопросов, на которые он должен отвечать, не побуждать к рассказыванию сказок, произнесению заученных стихотворений и т. п. С другой стороны, тот же режим молчания диктует не перегружать память ребенка все новыми и новыми сказками и стихами. Если заикающийся ребенок посещает детский сад, следует попросить воспитателей включиться в соблюдение того же режима. Иногда полезно оставить ребенка на несколько дней дома (если это обеспечит ему спокойную обстановку). Для школьника очень важно, чтобы учителя освободили его на несколько дней от опросов и общественных нагрузок, но логопеду необходимо объяснить заикающемуся смысл этого мероприятия, чтобы оно не травмировало его. (В отношении взрослого человека то же самое должно быть сделано для него на работе.) Режим сниженной речевой активности приводит к ослаблению постоянного психического напряжения и страха перед заиканием. Для подростка и взрослого режим молчания является важным, потому что способствует активному торможению речи, что ведет к возможности ее организованной перестройки. Общая схема работы с группой заикающихся имеет следующий вид: 1) организационный момент; 2) общая моторная зарядка; 3) речевая зарядка; 4) координация речи с движением; 5) речевая работа; 6) заключение. Каждый раздел занятия имеет свое особое значение и свои задачи. 1. Задачей организационного момента является создание делового и бодрого настроения в группе. Проведение групповых занятий — важное средство воздействия на заикающихся. Организационный момент каждого занятия должен быть кратким, но четким: все члены группы приходят вовремя, здороваются с логопедом, каждый занимает свое определенное место, дежурный отмечает присутствующих и подготавливает нужный для занятий материал. 2. Задачи общей моторной зарядки: а) снятие неестественного мышечного напряжения; б) привитие умения регулировать напряжение и расслабление своего тела; в) преодоление двигательных уловок. 3. Задачи речевой зарядки: а) воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительность и плавность его); б) воспитание легкой и своевременной подачи голоса; в) воспитание легкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений; г) борьба с трудными и сорными звуками. 4. Задачи координации речи с движением — воспитание темпа, плавности и ритма речи. Занятия ритмикой и пением оказывают сильное воздействие на речь и личность заикающегося, регулируют как общие, так и речевые движения и создают бодрое эмоциональное настроение. Пение спокойных, напевных песен способствует закреплению плавности речи. 5. Задачи собственно речевой работы — постепенное овладение все усложняющимися формами речи в соответствии с возрастными нормами речевого развития (и по форме и по содержанию) и с этапом работы группы. Подготовленный на занятии материал дается на дом. 6. Заключительная задача — снизить рабочее напряжение проведенного занятия, подвести итог достигнутым на занятии результатам как в отношении речи, так и общего поведения. Для выполнения дома нового задания необходимо дать конкретные указания, индивидуализируя их для отдельных членов группы. Указанное построение занятий, бодрая рабочая атмосфера в группе приводят к тому, что на занятии дети не заикаются, но дома и в школе некоторое время еще продолжают заикаться. В логопедической практике разработана последовательность и приемы проведения упражнений. Приемами, облегчающими воспитание легких и естественных движений, служат: 1. Привлечение примеров движений животных, людей и даже некоторых предметов, например: подражания взмахом крыльев птиц при полете; имитация стряхивания брызг воды с расслабленных кистей рук; покачивание обеими руками у пола, как бы имитируя полоскание белья; переступание с ноги на ноги с соответствующим наклоном туловища, имитируя качание маятника часов, и т. п. 2. Подражание соответствующим движениям, демонстрируемым на занятии логопедом или товарищами в сопровождении некоторых образных пояснений, например: а) поднять руки до уровня плеч, а затем уронить их, «как пустые рукава»; б) ходить по кругу расслабленной походкой и т. п. Полезно также дать пощупать расслабленные и напряженные мышцы руки, ноги товарища. Упражнения желательно давать для разных органов — рук, ног, шеи и т. п. Для выработки ритмичности движений большое влияние оказывает музыка. В массовых детских садах и в специальных речевых стационарах проводятся занятия по ритмике — музыкально-двигательные занятия. Эти занятия развивают у детей музыкальный слух и музыкальную память, т. е. умение различать в музыке и пении ритм, темп, силу и высоту звука и их изменения, и воспитывают умение передать указанные изменения музыки в движениях: в маршировке, беге, подвижных играх, пляске, инсценировках. Затем в упражнения и игры постепенно включается речь. При невозможности организации занятий по ритмике логопед может проводить коротенькие занятия под музыку, собственное пение и даже под хлопки. При этом очень важно следить, чтобы движения детей были свободными, ненапряженными. Конечно, такие занятия менее эффективны. Приемы проведения различных упражнений речевой зарядки: 1. Дыхательных: изображать раздувание углей в печке, в костре; дуть на горячий чай, молоко; дуть на больное место на руке; сдувать ватку; надувать щеки и медленно выдыхать воздух через губы, сомкнутые зубы на кончик языка. 2. Голосовых: легкой естественной подаче голоса способствует выражение голосом приятного ощущения (например, понюхав цветок, надушенный носовой платок, на выдохе произнести: «ах!», или: «ах, как хорошо!», или: «очень приятно пахнет», и т. п.— без всякого напряжения голоса). 3. С включением артикуляции: подражание гудку паровоза, жужжанию жука, мухи, шуму ветра и т. п. 4. Речь в сопровождении движения: счет, причем каждое число произносится в сопровождении удара мячом (так же называть подряд дни недели, месяцы и т. п.). По мере овладения всеми указанными навыками в зарядку можно включать разученные стихотворения, считалки, загадки и т. п., которые произносятся неторопливо, с естественной интонацией. Практикуется как хоровое произнесение, так и по лицам. Материалом для работы над речью могут быть сказки, стихи, любые литературные произведения, школьные задания по любому предмету, газетные статьи. По возможности следует подбирать материал, вызывающий бодрое настроение и ритмичность. При выборе материала нужно помнить о соблюдении принципов доступности материала, идеологической и воспитательной направленности его, а также о соответствии его интересам группы заикающихся и даже каждого заикающегося. |