I. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира. СОДЕРЖАНИЕ Пространственная ориентировка 1. Коррекционная программа по пространственной ориентировке слепых дошкольников 2. Методические рекомендации к работе по про странственной ориентировке слепых дошкольников Приложение 1. Методика обследования исходного уровня готовности к обучению пространственной ориентировке ребенка со зрительной патологией Приложение 2. Карта обследования исходного уровня готовности к обучению пространственной ориентировке ребенка дошкольного возраста со зрительной патологией Тифлографика 1. Коррекционная программа по тифлографике для слепых дошкольников 2. Методические рекомендации к работе по тифло фафике со слепыми дошкольниками Приложение 1. Карта обследования готовности слепых детей к усвоению профаммы по тифлофафике „Приложение 2. Содержание и организация семинара по тифлофафике для тифлопедагогов и воспитателей Коммуникативная деятельность 1. Коррекционная профамма по коммуникативной деятельности для слепых дошкольников 2. Методические рекомендации к работе тифлопеда гога по коммуникативной деятельности слепых дошко льников Приложение 1. Примерная карта обследования уровня сформированное™ неречевых средств общения Литература 5 6 34 41 42 57 63 65 67 68 89 91 \ © Подпрограмма "Дети - инвалиды". 1995 Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга Физическое воспитание93 1. Коррекционная программа по физическому воспи танию для слепых дошкольников 94 2. Методические рекомендации к работе тифлопеда гога по физическому воспитанию слепых дошкольни ков 111 Приложение 1. Обследование динамики физического развития ребенка 118 Литература 125 Лечебная физкультура как средство коррекции фи зического развития дошкольников с тяжелой зри тельной патологией129 Литература 158 Специальные коррекционные нренрцммы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА Коррекционная программа для слепых дошкольников и методические рекомендации к работе тифлопедагога © Президентская программа "Дети России", 1995 Автор-составитель i Л. А. Рудакова, методический руководитель Консультативно-практического центра по абилитации детей со зрительной патологией Подмрофамма "Деш - инпалнды", 1995 _____ Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одной из наиболее актуальных проблем развития и воспитания дошкольников с тяжелой зрительной патологией (тотально слепые и слепые с остаточным зрением) и их социально-бытовой самостоятельности была и остается проблема обучения ориентировке и мобильности. Самостоятельная ориентировка в пространстве инвалидов детства (по зрению) рассматривается тифлологией как важное условие формирования полноценной личности, как преодоление изоляции незрячего человека среди людей с нормальным зрением. Понятие «пространственная ориентировка» трактуется рядом авторов неоднозначно (В. А. Глебов, А. Г. Литвак, М. Н. Наумов, Ю. И. Петров, В. С. Сверлов, А. П. Садчиков, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова и др<). Но все авторы указывают, что незрячие способны ориентироваться в замкнутом и свободном пространствах на суженной сенсорной основе, что овладение умениями и навыками самостоятельной ориентировки предполагает целенаправленное обучение с учетом особенностей познавательной деятельности инвалида по зрению, времени и степени утраты зрения. Под ориентировкой в пространстве мы понимаем способность слепого ребенка определять свое местонахождение среди окружающих его предметов и объектов, направление выбранного движения, обнаруживать предмет или объект, к которому он направляется. Специалистами в области дошкольного воспитания убедительно доказано, что эффективность овладения слепым с детства пространством связана с необходимостью раннего управления процессом обучения, что позволяе! снять фобию (страх) пространства у слепых де-тсн в сензитивный период их развития. Специальные коррекнионные программы" для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения Созданная в нашей стране сеть специальных дошкольных учреждений для детей с тяжелой зрительной патологией дает возможность своевременно включиться в процесс развития ребенка, скорректировать навыки пространственной ориентировки и мобильности, что возможно при реализации специальной программы, которая учитывает системность и одновременно решение целого ряда задач в соответствии с уровнем развития ребенка и его компенсаторными возможностями. Основные задачиобучения пространственной ориентировке дошкольников со зрительной патологией: - формирование потребности в самостоятельной ориентировке; - преодоление страха пространства и неуверенности в своих си лах; - овладение ориентировкой на своем теле; - обучение способам и приемам ориентировки в микропро странстве (за столом, на листе бумаги, в книге); - формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нем; - обучение ориентировке совместно со зрячими сверстниками и взрослыми; - ознакомление с приемами ориентировки при помощи вспомо гательных средств (трость, звуковые сигналы). Решение этих задач предполагает осуществление комплексногоподхода к определению содержания программы. Современные исследования тифлопедагогической и тифлопси-хологической наук, а также опыт работы с дошкольниками в абили-тационном Центре Санкт-Петербурга выявили условияовладения незрячими дошкольниками умениями ориентировки в окружающем пространстве: - развитие анализаторов (готовность сохранных анализаторов воспринимать признаки и свойства предметов окружающего мира); © 11|>чи,1сикк.ы MJ "Дин Poiuih", IW5 Полнртрамма "Дети - инвалиды". 1995 ч Специальные коррекционные прораммы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валлснберга___ - развитие общих представлений (накопление необходимого за паса предметных и пространственных представлений, овладение способами восприятия); - развитие движений (сформированность правильной позы, по ходки при ориентировке и обследовании); - развитие навыков мобильности (преодоление страха простран ства, формирование интереса к данному виду деятельности). В соот ветствии с выделенными задачами и условиями обучения простран ственной ориентировке программа включает в себя шесть разделов: РазделI. Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению пространственной ориентировке. Раздел II. Ориентировка на своем теле, телах близких людей и в микропространстве. Раздел III.Формирование представлений о предметах, наполняющих замкнутое пространство. РазделIV. Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах. РазделV. Развитие общей моторики, формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке. РазделVI. Совместная ориентировка со зрячими (взрослыми и сверстниками). Важным фактором реализации программы является единство действий медицинского, педагогического персонала и родителей. Программа рассчитана на четыре года пребывания в специальном дошкольном учреждении. Распределение программного материала дано не по возрастным группам, а по годам обучения. Объясняется это частым отставанием ребенка с нарушенным зрением в развитии и наличием у него к моменту поступления в дошкольное учреждение целого ряда вторичных отклонений. Построение программы идет по концентрическому принципу, предполагающему увеличение объема знаний, усложнение содержания материала на каждом году обучения. Президентская программа "Деги России", 1995 Основной организационной формой обучения пространственной ориентировке является коррекционное занятие, проводимое индивидуально или с подгруппой специалистом-тифлопедагогом. Успешное усвоение программы предполагает закрепление сформированных умений на фронтальном занятии, в игре, на прогулке, включение в занятие разнообразных заданий и упражнений, связанных с изученными ранее темами. В целях поддержания интереса у незрячих дошкольников к обучению ориентировке следует проводить занятия в игровой форме, используя при этом пособия, игрушки и проводя дидактические игры, доступные для восприятия незрячих. Обучение пространственной ориентировке возможно только при наличии индивидуального подхода к каждому ребенку с тяжелой зрительной патологией, учитывающего характер его дефекта, особенности личности и предыдущий опыт жизни. Успешность реализации программы предполагает знание тифлопедагогом исходного уровня готовности детей к овладению данным видом деятельности. В связи с этим педагог по своему усмотрению может планировать свою работу, выбирая формы и методы обучения для каждой конкретной группы дошкольников. Нами разработана примерная карта обследования исходного уровня готовности к обучению пространственной ориентировке ребенка дошкольного возраста со зрительной патологией. К ней прилагается пояснительная записка и методика обследования (см. Приложение 1 и 2). Разработанная система обучения ориентировке дошкольников апробировалась в течение 2-х лет в Санкт-Петербургском абилита-ционном Центре для детей со зрительной патологией. Впервые с детьми 4-6 лет проводились игры-занятия с тростью. Чем раньше ребенку давалась трость, тем естественнее он чувствовал себя в последующие периоды жизни (к программе приложены методические рекомендации ло использованию трости). Предлагаемая программа обучения ориентировке в пространстве дошкольников с тяжелыми зрительными дефектами является экспе- © Поциршрамма "Дин - шшалчды", 1495 Международный унивсрсиил семьи и ребенка имени Рауля Bamicnficpia Специальные коррскнпонпые мршраммы дня дошкольников с 1ИЖО1ЫМП нарушениям» фения II риментальной. В ходе дальнейшей работы в нее будут вноситься уточнения и добавления с учетом особенностей и практического усвоения материала детьми со зрительной патологией. Для более успешной реализации данном программы желательно иметь в штате педагога-дефектолога, специально занимающегося обучением ориентировке в пространстве, но координирующего свою деятельность со всеми специалистами, работающими в Центре. Обучение пространственной ориентировке предполагает оборудование специального кабинета (примерный перечень оборудования кабинета прилагается). Занятия проводятся как в кабинете, так и в других помещениях дошкольного учреждения, а также на прогулке, ближайших улицах и в городском транспорте. Тифлопедагог по обучению пространственной ориентировке поддерживает тесный контакт с родителями, обучая их основным приемам работы по закреплению умений и навыков ориентировки в незнакомом пространстве. Примечание. Программа по ориентировке является примерной. Ребенок в силу объективных причин может полностью не усвоить программу для его возраста и года пребывания в Центре. Тифлопедагог учитывает этот факт и закрепляет необходимые умения, без которых невозможно приступить к усвоению программного материала следующего года. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I год обучения I. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира. /. Развитие мелкой моторики. Формировать захватывающие движения ладонью, пальцами, умение удерживать и манипулировать предметами, необходимыми в быту (полотенце, расческа, ложка, чашка, тарелка, карандаши, кисть и Президентская программа "Да и России", 1995 др.), и игрушками. Развивать умение вкладывать, нанизывать, шнуровать, завязывать. 2. Развитие осязательного восприятия пространства. Формировать способы активною осязания (дети могут передвигаться, ощупывая руками стены, шкафы, кровати); умение различать и сопоставлять некоторые свойства предметов по форме, температуре, характеру поверхности, материалу (бумага, ткань). Формировать умения распознавать подошвами ног некоторые покрытия (ковер в кукольном уголке, кафельный пол в туалете, паркет и линолеум в групповом помещении); соотносить конкретные признаки с некоторыми помещениями ("Скажи, где ты находишься? Какая это комната? Что в ней делают?"). 3. Развитие слухового восприятия пространства. Развивать умения локализовать направление по звуку, голосу (неподвижный и перемещающийся источник в замкнутом пространстве); игры со звучащим мячом, колокольчиком; узнавать предметы по звукам, сопровождающим действие с ними (предметы обихода, находящиеся в постоянном пользовании у детей в детском саду и дома). Формировать умение различать по голосам окружающих людей (мама, воспитатель, няня, медсестра и др.); узнавать голоса животных. 4. Развитие обонятельного восприятия. Подводить детей к пониманию того, что предметы имеют разные запахи. Знакомить детей с некоторыми запахами и учить локализовать их (запах пищи, медкабинета). 5. Развитие зрительного восприятия пространства. Формировать умение узнавать предметы знакомого пространства с помощью остаточного зрения, учить выделять зрительные признаки предметов, наполняющих знакомое пространство (цвет, форма, величина), воспринимать хорошо знакомые предметы в контрастном цветовом изображении. Примечание. Усвоение первого раздела программы предполагает активную работу основного тифлопедагога и воспитателя группы. © IlojiiipoipaMM.i "Дсш- HiiMiiuiiil", 1995 f Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленбсрга Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения Специалист-ориентировщик упражняет сохранные анализаторы в восприятии предметов, наполняющих окружающее пространство. Данное примечание относится к первому разделу программы по всем годам обучения. II. Ориентировка на своем теле, телах близких людей и в микропространстве. /. Ориентировка на своем теле и телах близких людей. Формировать представления о собственном теле ребенка, умение находить и показывать части тела и лица, определять парные органы. Развивать умение ориентироваться по сторонам собственного тела «на себя» и «от себя», правильно употреблять слова «справа», «слева», различать пространственное направление и уметь показывать: впереди-вперед, сзади-назад, налево-слева, направо-справа, вверху-внизу, напротив; правильно употреблять в речи предлоги «за», «перед». 2. Ориентировка в микропространстве. Обучать элементарным навыкам ориентировки за столом во время еды и учебно-игровой деятельности, ориентировке на индивидуальном фланелеграфе и на листе во время рисования, в книге при рассматривании иллюстраций. III. Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство. Формировать представления о предметах, наполняющих знакомое пространство (дом, квартира, детский сад): игрушки, мебель, посуда, одежда; формировать навыки обследования данных предметов; учить использовать эти предметы в практической деятельности и при ориентировке; соотносить реальные предметы с их моделями, цветным изображением. IV. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном про странствах. Учить ориентировке на основе непосредственного чувственного восприятия (расположение групповых помещений: раздевалка, игровая комната, спальня, туалет, игровая площадка группы). Изучать пространственную соотнесенность предметов (местоположение предметов: место шкафчика, кровати, игрушек). Обучать по различным признакам определять предметы обихода и ближайшего окружения, их положения в пространстве, указывать направление движения в пространстве этих предметов. Формировать навыки все ставить и класть на свои места и навыки безопасного передвижения в пространстве.. Формировать временные понятия (день-ночь). V. Развитие общей моторики. Формирование правильной по зы и жеста при обследовании предметов и ориентировке. Развивать умение ходить и бегать, согласуя движения рук и ног, сохранять равновесие на ограниченной площади опоры, учить ходить в колонне, парами. Формировать правильную позу в положении стоя, сидя за столом, в кресле, при ходьбе, при передвижении и действии с игрушками-каталками и игрушками-двигателями (подготовка к действию с тростью). Формировать правильный жест, указывающий, направление. |