Тема 10. Коммуникативный тренинг межличностного общения в группе и в медицинском коллективе – 1 час. 2. Цели занятия: - особенности межличностных общения в группе, коллективе; - виды и средства межличностных отношений; 3. Основные вопросы темы: 3.1.Теории межличностного взаимодействия. 3.2. Принципы и условия успешного общения. 3.3. Межличностные общение в группе. 3.4. Взаимоотношение в медицинских коллективах. 4. Методы обучения и преподавания: ситуационные задачи и дискуссия, тренинг. Задание 1. Составьте логическую схему базы знаний по теме курса Задание 2. Тест «Уровень коммуникативного контроля в общении». Оцените каждое из предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации: верное (В) или неверное (Н) применительно к вам. 1.Мне кажется трудным искусство подражать манере поведения других людей. 2. Я бы, пожалуй, мог валять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих. 3. Из меня мог бы выйти неплохой актер. 4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что – то более глубоко, чем это на самом деле. 5. В компания редко оказываюсь в центре внимания. 6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по – разному. 7.Я могу отстаивать только то, в чем искренно убежден. 8. Чтобы преуспеть в делах и отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидает видеть. 9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. 10. Я не всегда такой, каким кажусь. По одному баллу начисляется за ответ Н на 1,6,7 вопросы и за ответ В на все остальные. КЛЮЧ 0…3 – низкий коммуникативный контроль 4…6 – средний коммуникативный контроль 7...10 - высокий коммуникативный контроль. Задание 3. Решите практические ситуации. Ситуация 1. У вас натянутые отношение с коллегой. Допустим, что причины этого вам не совсем ясны, но нормализовать отношения необходимо, чтобы не страдала работа. Что вы бы предприняли в первую очередь? а) открыто вызову коллегу на откровенный разговор, чтобы выяснить истинные причины натянутых взаимоотношений. б) прежде всего попытаюсь разобраться в собственном поведении по отношению к нему. в) обращусь к коллеге со словами: «От наших натянутых взаимоотношений страдает дело. Пора договориться, как работать дальше». г) обращусь к другим коллегам, которые в курсе наших взаимоотношений и могут быть посредникам в их нормализации. Ситуация 2.Вы операционная сестра. Во время операции случилось непредвиденное – расстерилизован столик с инструментами. Дорога каждая минута. Врач, не сдержав эмоций, накричал на Вас. На глазах слёзы. Что делать? а) сохранив стерильность, быстро подготовить второй столик с инструментами и продолжать работу. Не вступить в переговоры с врачом и не плакать во время операции (владейте собой). Помните: главное в работе – помощь больному. Врач сам извинится перед Вами, но после операции. Не обостряйте конфликт. Щадите друг друга. б) попытайтесь все собрать и заменить, но при этом потребуется вновь переодеться. Пройдет 2 -5 минут, для больного это не просто время. Иногда от этого времени зависит жизнь. «Выяснение отношений» с хирургом не будет способствовать хорошему ходу операции. Ситуация 3. Вы нервничали дома, по дороге на работу, а больной, придя на прием в поликлинику, сообщает Вам, что потеряна его история болезни (амбулаторная карта), которую относили в регистратуру Вы. Назревается конфликт. Что делать? а) предложить больному присесть и, получив разрешение врача, отправиться на поиски истории, предварительно успокоив больного тем, что история «пропасть не могла», и Вы сделаете все возможное, чтобы ее вернуть. б) отправить больного в регистратуру, сказав, что Вы вернули его историю болезни и поиски ее – не Ваша обязанность. Попробуйте улыбаться, улыбка украшает лицо, облегчает поиски взаимных конфликтов сестры и больного. Улыбка – путь к взаимопониманию. 5. Список рекомендуемый литературы. Основная: 1.Немов Р.С. Психология. М.:ВЛАДОС, 2000 – 2001. 2. Рогов И.Е. Общая психология(Курс лекций). М.:ВЛАДОС, 2001. 3. Рубинштейн С.Д. Основы общей психологии, «Питер», СПб, 2007 4. Столяренко Л.Д. Психология./ Уч. д/вузов, - 2007 5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов – на Дону: Феникс - 2003. 6. Клиническая психология. Под ред. Б.Д.Карвасарского. Национальная медицинская библиотека. – Питер: 2004. Дополнительная: 1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М.: 2001. 2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга, - М: Изд – во «Ось - 89», 1999. 3. Куницына В.Н., Козаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Уч. пособие для вузов: СПб- «Питер» : 2001. 4. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. /Уч. Пос.:2004. 5.Сидоров П.И. Клиническая психология. М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. 6.Соколова Е.Е. Введение в психологию. – Москва: Асаdem’a, 2005. |