Тема 2. Познавательные психические процессы – 3 часа. 2. Цели занятия: - понятие об ощущениях и восприятиях, воображениях, виды и свойства; - особенности внимания и памяти как психологического процесса и состояния человека; - понятия о мышление и речь; определение, виды и свойства. 3. Основные вопросы темы: 3.1 Познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление и речь. 3.2 Определение, виды и свойства, особенности познавательных процессов. 3.3 Общие понятия о нарушениях познавательных процессов Методы обучения и преподавания – дискуссия, работа в малых группах, тесты. Задание 1.Ощущения и восприятие. Ход опыта. Испытуемый закрывает глаза, ему на ладонь кладут какой – нибудь небольшой предмет, и, не ощупывая предмет, испытуемый отвечает на вопрос: «Что вы можете сказать о предмете? Он легкий? Холодный?» Так выявляются отдельные ощущения. Затем с закрытыми испытуемый ощупывает предмет, формирует целостный образ предмета, отвечая на вопрос: «Что теперь вы можете сказать о предмете?» Так проявляются восприятие и опознание предмета. Задание 2. Исследование концентрации внимания. Цель исследования: определить уровень концентрации внимания. Материалы и оборудование: бланк теста Пьерона – Рузера, карандаш и секундомер. Инструкция испытуемому: «Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу «Начали» расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд посточно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу «Стоп» прекратите расставлять знаки». Уровень концентрации внимания определяется по таблице 4. Уровень конц. внимания | Ранг | Уровень концентрации внимания | очень высокой | | очень высокой | высокой | | высокой | средний | | средний | низкий | | низкий | очень низкий | | очень низкий | За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1 – 2, то ранг снижается на единицу, если 3 – 4, на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то на три ранга. Задание 3. Для оценки кратковременной зрительной памяти методика «Память на числа» Ход опыта. Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек. Запомнить как можно больше чисел. Через 20 сек. Таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили. Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования. Задание 4. Проверка собственного творческого мышления: 1) из шести спичек сложите четыре равносторонних треугольника; 2) четырьмя прямыми линиями, не отрывая от бумаги ручки или карандаша, перечеркнуть расположенные квадратом девять точек Задание 5. Сопоставимость понятий по объему. Ход опыта. Необходимо изобразить графически соотношение понятий. Понятия: 1) Мать – женщина – дочь. 2)Мужчина – женщина – человек Литература. Основная: 1.Немов Р.С. Психология. М.:ВЛАДОС, 2000 – 2001. 2. Рогов И.Е. Общая психология(Курс лекций). М.:ВЛАДОС, 2001. 3. Рубинштейн С.Д. Основы общей психологии, «Питер», СПб, 2007 4. Столяренко Л.Д. Психология./ Уч. д/вузов, - 2007 5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов – на Дону: Феникс - 2003. 6. Клиническая психология. Под ред. Б.Д.Карвасарского. Национальная медицинская библиотека. – Питер: 2004. Дополнительная: 1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М.: 2001. 2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга, - М: Изд – во «Ось - 89», 1999. 3. Куницына В.Н., Козаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Уч. пособие для вузов: СПб- «Питер» : 2001. 4. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. /Уч. Пос.:2004. 5.Сидоров П.И. Клиническая психология. М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. 6.Соколова Е.Е. Введение в психологию. – Москва: Асаdem’a, 2005. |