МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Социально-психологические требования к организации и проведению воспитательной работы с осужденными





Важнейшим требованием к организации и проведению воспитательной работы в И У следует считать необходимость учитывать социально-психологические изменения, проис­шедшие в обществе и контингенте осужденных за последние годы:

- большое влияние на человека в обществе, в том числе и на осужденных, оказывают средства массовой инфор­мации (радио, телевидение, газеты, кино и т. д.);

- происходит процесс омоложения контингента осуж­денных: проведенные социологические исследования показывают, что 80,2 % осужденных составляют лица в возрасте от 18 до 35 лет;

- на правонарушителей оказывают влияние изменения, происходящие в социальной среде.

В связи с ростом образовательного уровня, увеличением количества информации, омоложением контингента осуж­денных ослабляется роль психологического внушения, осно­ванного на интеллектуальном превосходстве воспитателя, как это было ранее. Поэтому в работе с осужденными необходимо более широко использовать косвенное воздействие через об­щественность, коллектив, общественное мнение.

Формирование здорового, монолитного общественного мнения в коллективе является важнейшей задачей воспита­тельной работы и существенным психологическим условием повышения ее эффективности.

Таким образом, в настоящее время в обществе произошли существенные изменения, которые привели к качественным изменениям в контингенте осужденных. Все это настоятельно требует совершенствования средств и методов воспитатель­ной работы в И У, призванных активно воздействовать на ум, чувства и волю осужденных.

Так, например, следует признать правильной методику проведения занятий по правовому воспитанию осужденных начальником отряда ИУ-9 МВД РБ Гусевым Ф. И. Проводя занятие по теме «Хулиганство - омерзительное преступле­ние», он убедительно раскрыл мерзость этого преступления не только на словах, но и активно воздействовал на чувства и волю осужденных. Гусев пригласил на занятие потерпевше­го от хулиганских действий гражданина Стенькина И. В., ве­терана войны и труда, персонального пенсионера, проживаю­щего в г. Уфе, которому были причинены тяжкие телесные по­вреждения. Выступление потерпевшего глубоко взволновало осужденных, а находившийся в аудитории виновник преступ­ления, осужденный Хромов, от стыда выбежал из аудитории. Вскоре после занятий Хромов пришел к начальнику отряда и в его присутствии написал письмо потерпевшему, в котором глубоко раскаялся в совершенном преступлении. В дальней­шем он стал добросовестнее относиться к труду, строго со­блюдать режимные требования.

Сила коллектива только тогда будет настоящей действен­ной силой в деле исправления осужденных, когда воспита­тель на любой стадии развития коллектива будет знать и учи­тывать доминирующие групповые мнения, которые порой оказывают решающее влияние на личность осужденного.

В практике воспитателей ИУ не редки случаи, когда не­знание направленности личности, истинных мотивов тех или иных ее поступков, грубость, неправильное применение мер поощрения и взыскания приводят к тому, что между воспита­телем и воспитуемым возникает психологический барьер -нежелание осужденного и неумение воспитателя понять друг друга, доходящее порою до полной отчужденности. Чаще все­го психологический барьер возникает в работе с нарушителя­ми режима.

По содержанию различают смысловые, эмоциональные и эмоционально-смысловые психологические барьеры.

Сущностьсмыслового барьера заключается в том, что воспитуемый не понимает требований воспитателя, вклады­вает в них свой смысл, предвзято к ним относится и упорно не выполняет. Чаще всего это результат установки осужденного отрицательно реагировать на любое требование любого на­чальника.

При эмоциональном барьере осужденный испытывает душевные переживания, делающие его разум недоступным доводам логики. Это результат накопления тяжелых душев­ных переживаний осужденными.

Озлобленность, неприязнь, антипатия мешают осужден­ному понять правомерность требований воспитателя. Неред­ко и эмоциональный, и смысловой барьер носят интеграль­ный характер.

В зависимости от диапазона различают порциональные и глобальные психологические барьеры.

Припорциональном психологическом барьере недопо­нимание, отчужденность проявляется в какой-то одной сфере человеческих отношений.

Приглобальном - наблюдается полная отчужденность во всех сферах отношений.

При глобальном психологическом барьере любое требо­вание, исходящее от данного воспитателя, встречается в шты­ки, в то же время аналогичные требования, исходящие от дру­гого лица, воспринимаются положительно.

При определенных обстоятельствах психологические ба­рьеры могут возникать между личностью и группой осужден­ных.

Нередко причиной возникновения психологических ба­рьеров являются обиды, грубость, оскорбления, унижения, причиненные еще в детстве, в семье, на производстве и т. д. Но чаще всего сам воспитатель виновен в возникновении между ним и воспитуемыми психологических барьеров.

Для предотвращения психологических барьеров воспи­татели должны хорошо знать и своевременно устранять причины их возникновения. Наиболее часто встречающи­мися причинами психологических барьеров являются сле­дующие:

- неумение воспитателя понять истинные причины по­ступков и поведения, в связи с этим неправильная реакция на эти поступки, то есть несоответствующая ме­ра наказания, на которую осужденный реагирует очень болезненно, справедливо считая ее незаслуженной;

- нарушение взаимоотношений между воспитателем и осужденными, воспитателем и коллективом осуж­денных в результате беспринципного отношения, гру­бости, бестактности, нарушения принципов гуманнос­ти и доброжелательства;

- неправильное, необъективное применение мер взыска­ния и поощрения (снисходительность к одним и при­дирчивость к другим);

- несистематичность требований, их непоследователь­ность. Осужденные психологически не готовы к вос­приятию данных требований, поэтому справедливые требования воспринимаются как несправедливые;

- состояние здоровья осужденного или другие серьезные личные неприятности (болезнь близких, взаимоотно­шения с близкими родственниками);

- предвзятое отношение к осужденному в связи с допу­щенным ранее грубым нарушением режима. Воспитуемый давно изменил свое отношение к режимным требованиям или труду, воспитатель же по-прежнему считает его потенциальным нарушителем, не замечая происшедших перемен.

Умение предотвращать возникновение психологических барьеров, а если они возникли, - умелое их устранение - важ­ное условие повышения эффективности воспитательной ра­боты с осужденными.

Слова воспитателя, даже обилие воспитательных меро­приятий не дойдут до сознания осужденного, если они прово­дятся формально.

Важными условиями эффективной воспитательной рабо­ты с осужденными являются:

- личная убежденность воспитателя;

- правдивость и достоверность используемого материала (никакие «высшие соображения» не должны застав­лять воспитателя говорить воспитуемым ложь; непра­вильный, сомнительный материал может принести только вред воспитательной работе: воспитуемые пере­станут верить воспитателю, допускающему такие не­простительные ошибки в работе);

- эмоциональность в воздействии на осужденных. Безусловно, воспитательная работа прежде всего обраще­на к сознанию, разуму осужденных, однако если в процессе воспитательной работы затронуты чувства осужденного, то воспринятое содержание, знания быстрее превращаются в убеждения. Немаловажное значение в этом плане имеет эмоциональная подготовка аудитории к проведению того или иного воспитательного мероприятия.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.