МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Режим и его влияние на психику осужденного





В исправительных учреждениях режим является дейст­венным средством воспитания дисциплины и, в целом, ис­правления осужденных. Но вместе с тем, режим содержания в местах лишения свободы обладает особыми, только ему свойственными чертами.

Под режимом обычно понимается урегулирование нор­мами уголовно-исполнительного права порядка исполнения уголовного наказания, связанного с исправительно-трудовым воздействием. Элементами содержания режима явля­ются:

- надлежащая изоляция всех осужденных, раздельное содержание разных по степени общественной опаснос­ти личности категорий осужденных, а также предусмо­тренные нормативными актами иные способы кара­тельного воздействия на осужденных;

- правила внутреннего распорядка исправительного уч­реждения;

- права и обязанности осужденных, нормы взаимоотно­шений между ними, а также между ними и администра­цией;

- распорядок дня, включающий правила организации труда, жизни и быта осужденных, проведения с ними воспитательной работы;

- правила, регулирующие связь осужденных с семьями, общественными организациями и отдельными лицами.

Таким образом, режим представляет собой организацию всей жизни и деятельности осужденных в соответствии с требованиями закона. Именно организация жизни и дея­тельности оказывает психологическое воздействие на чело­века, развивает у него те или иные морально-психологичес­кие качества.

Психологическая сущность режима заключается в том, что, предъявляя четкие требования, он заставляет осужденно­го обдумывать свое поведение и деятельность и регулировать их таким образом, чтобы избежать нежелательных для себя последствий в ИУ, а в дальнейшем и на свободе.

Средства обеспечения режима призваны психологически стимулировать такое поведение осужденного, в котором бы проявлялись, развивались и закреплялись положительные привычки, навыки, черты и свойства, и, напротив, не допус­кать такого поведения, где могли бы проявляться и закреп­ляться отрицательные черты и свойства личности.

Следовательно, средства обеспечения режима призваны создать жесткую и в то же время гибкую психологическую сетку поведения, из которой осужденный не мог бы «вы­пасть», даже если бы он хотел нарушить режим. Психологиче­ские механизмы воздействия каждого из средств обеспечения режима на поведение осужденных различны.

Режим выполняет четыре взаимосвязанные функции: ка­рательную, воспитывающую, обеспечивающую, защитную, в которых проявляется психологический механизм воздейст­вия режима на осужденных.

Карательная функция режима состоит в том, что осуж­денный лишается свободы, частично изолируется от общест­ва, находится под охраной и надзором, обязывается строго выполнять предписанные ему правила поведения; кроме того, осуществляется принудительная регламентация его работы, отдыха, учебы, досуга.

Карательная функция режима, лишая человека опреде­ленных благ, объективно ограничивает удовлетворение ряда материальных, духовных, функциональных потребностей.

Ограничивая круг потребностей, режим воздействует на эмоции и волю осужденного, устрашает его, вызывает опреде­ленные психические состояния, способные удержать его от совершения новых проступков и преступлений.

Несмотря на большое воспитательное значение каратель­ных элементов режима, он обладает самостоятельнойвоспи­тывающей функцией.

Для значительной части осужденных нормальное воспи­тание в условиях свободы оказалось безуспешным, потому именно принудительный режим может обеспечить успех их исправления.

Принуждая осужденного вести размеренный и правиль­ный образ жизни, соблюдать четкий распорядок дня, система­тически участвовать в общественно полезном труде, учебе, не допускать нарушений, режим накладывает отпечаток на характер, взгляды и убеждения осужденного, на его поведе­ние, дисциплинирует его и вырабатывает качества, необходи­мые в жизни на свободе (исполнительность, дисциплиниро­ванность, трудолюбие, точность, аккуратность и др.).

Воспитательное значение режима объясняется тем, что, обеспечивая известную стабильность условий жизни и де­ятельности, он создает систему постоянно действующих, повторяющихся однообразных раздражителей, которые формируют в коре головного мозга динамические стерео­типы положительного направления (или положительные привычки).

«Только привычки открывают воспитателю возможность вносить те или другие свои принципы в самый характер вос­питанника, в его нервную систему, в его природу».

Привычками в психологии называют такие действия, вы­полнение которых стало потребностью. Человек поступает по привычке потому, что в результате многократного повторения у него сформировалась потребность в совершении привычно­го действия в определенных условиях.

Большое воспитательное значение имеет искоренение от­рицательных привычек у осужденных, таких как привычки к паразитическому существованию, к тунеядству, алкоголиз­му, наркотикам, игре в карты, сквернословию и т. п.

Искоренение дурных привычек должно осуществляться одновременно с привитием новых положительных привычек. Так, например, борьба с игрой в карты должна сопровождать­ся приучением осужденных к нормальному проведению сво­бодного времени: чтению книг, участию в художественной са­модеятельности, занятию спортом и т. д.

Обеспечивающая функция режима заключается в том, что благодаря поддержанию установленного нормами права порядка отбывания наказания в колонии создаются наилуч­шие условия для организации труда, воспитательной рабо­ты, деятельности коллектива и самодеятельных организа­ций осужденных, а также для руководства ими со стороны администрации и воспитателей колонии. Установленный режим обеспечивает четкое и гибкое управление как испра­вительным учреждением в целом, так и отдельными его зве­ньями.

Защитная функция режима выражается в том, что ре­жим в соответствии с нормативными документами обеспечи­вает защиту осужденных от других осужденных в самых раз­личных аспектах, а также от возможных злоупотреблений властью администрации. В то же время режим защищает ад­министрацию от возможных посягательств осужденных.

2.Условия эффективного психологического воздействия режима на осужденных

Опыт исправительных учреждений в использовании пра­вил режима как мощного воспитательного средства позволя­ет выделить условия его эффективного психологического воздействия на осужденных. К ним относятся:

- осознание осужденными своей вины, справедливости приговора;

- осознание целесообразности режимных требований;

- точность;

- определенность режима;

- общность;

- применение прогрессивной системы отбывания нака­зания.

Дляосознания осужденнымицеленаправленности ре­жима требуется, чтобы все правила режима применялись с определенным смыслом, ясным для осужденных. То есть воспитателям необходимо довести до сознания осужденных разумность, целесообразность и необходимость исполнения требований режима.

Это достигается путем убеждения осужденных в том, что без режима невозможна жизнь колонии, что режим ставит осужденных в необходимые условия, развивает у них качест­ва, нужные им не только в колонии, но и на свободе, что тре­бования режима - не самоцель и что их выполнение выраба­тывает у осужденных качества, необходимые человеку. Это способствует формированию у осужденных установки на со­блюдение режима, то есть внутреннего согласия с его требова­ниями.

Точность означает необходимость добиваться того, что­бы все правила режима и распорядка дня выполнялись точно с точки зрения времени и места. Никакие нарушения точнос­ти недопустимы. Так, например, если для обеда назначено время от 14 до 15 часов, то недопустимо, чтобы обед начинал­ся ранее 14 часов или затягивался позже 15 часов. Особое зна­чение имеет точное соблюдение границ личного времени осужденных.

Одним из средств, обеспечивающих точное выполнение каждым осужденным требований режима, является высокая требовательность воспитателей к повседневному поведению осужденных. Быть требовательным к осужденным - обязан­ность всех работников ИУ. Опыт показывает, что чем выше требовательность администрации, тем выше дисциплина сре­ди осужденных, тем строже ими выполняются требования ре­жима.

Однако по вопросу требовательности в практике наблю­даются порой две крайности: с одной стороны, требователь­ность подменяется администрированием, грубостью, окри­ком, увеличением дисциплинарных взысканий, а с другой -ложным чувством жалости к преступнику, либерализмом, по­пустительством и т. п., выдаваемыми за гуманное отношение к осужденному.

Чтобы требование было результативным, оно должно быть целесообразным и разумным, четко и конкретно выра­женным, высоким, но выполнимым, не унижающим человече­ское достоинство, понятным осужденному. При этом степень разъяснения существа требования в каждом отдельном слу­чае может быть различной.

Определенность режима - это его обоснованность, его регламентация нормативными актами. Сознание того, что нормы и правила режима содержания возведены в закон, дис­циплинирует осужденных, повышает ответственность за их точное и беспрекословное выполнение.

Общность режима - это обязательность правил режима и распорядка дня для всех осужденных и недопустимость ни­каких исключений для отдельных из них. Так, бригадиры, ор­ганизаторы досуга осужденных, члены совета коллектива, члены секций внутреннего порядка должны подчиняться всем правилам режима наравне со всеми осужденными, пода­вать пример их точного соблюдения.

Общность режима, однако, не означает шаблонного под­хода к его применению.

Перед теорией и практикой исправления осужденных остро встает проблема классификации осужденных по их от­ношению к режиму, а отсюда и дифференцированное воз­действие режимом на них. Это важно еще и потому, что, как правило, каково отношение осужденного к режиму, таково и его отношение к труду, учебе, участию в работе самодея­тельных организаций, администрации ИУ и т. д.

Большое значение для повышения эффективности вли­яния режима на осужденных имеет учет их психических со­стояний при применении режимных требований. Под влия­нием раздражителей, вызывающих повышенную нагрузку на психику, у осужденного может возникнуть повышенная напряженность (стрессовое состояние), проявляющаяся в бурной эмоциональной реакции, сопровождающейся из­менением пульса, артериального давления, температуры те­ла и т. д. Стрессовое состояние зависит от вида и силы раз­дражителя.

Раздражителями, которые вызывают стрессовое пси­хическое состояние, затрудняющее контроль над действи­ями, могут быть приговор суда, взаимоотношения в кол­лективе осужденных, групповое настроение и т. д. Стресс может вызвать и слово воспитателя. Грубость воспитателя может вызывать напряженное состояние психики осуж­денного, сопровождающееся проявлениями гнева, ответ­ной грубостью.

Для того чтобы режим результативно выполнял свою функцию, необходимо применять его с учетом вышерассмотренных психологических условий, повышающих эффектив­ность режимных требований.

3. Задачи воспитательной работы с позиций пенитенциарной психологии

К основным задачам воспитательной работы пенитенци­арная психология относит:

- гражданское и нравственное переориентирование осужденных;

- формирование нового законопослушного мировоззре­ния, совести;

- формирование установки на исправление и перевоспи­тание.

Содержание и методы воспитательной работы в И У во многом определяются особенностью сознания и мировоззре­ния различных групп осужденных.

Всех осужденных, содержащихся в ИУ, можно подразде­лить на следующие группы:

1) лица, имеющие правильные взгляды и убеждения, со­вершившие преступления неумышленно, по неосторожности;

2) осужденные с некоторым грузом ошибочных взглядов и убеждений в сознании, противоречий в мировоззрении;

3) лица с явно асоциальными по своей сущности взгляда­ми и убеждениями, отличающимися неустойчивостью;

4) осужденные с явно асоциальными по своей сущности взглядами и убеждениями, отличающимися устойчивостью и постоянством.

Воспитательная работа в ИУ располагает достаточным арсеналом опробованных средств воздействия на сознание осужденных. Это: лекции, доклады на правовые, моральные и другие темы, индивидуальные и групповые беседы, темати­ческие вечера, диспуты, вечера вопросов и ответов и т. д. Все этомногообразие средств воспитательной работы на­правлено на переубеждение осужденных, на устранение дефектов в их сознании, на формирование правильного мировоззрения.

Подпереубеждением принято понимать коренное изме­нение взглядов и убеждений личности, замену их другими, противоположными по содержанию. С физиологической точ­ки зрения переубеждение - это ломка одного динамического второсигнального стереотипа и формирование нового.

Здесь уместно вспомнить о трех известных нам законах, или обоснованных И. П. Павловым закономерностях форми­рования и переделки поведения:

- законе суммации;

- законе корректирования;

- законе отмены старого динамического стереотипа и за­мены его новым14.

Действие закона суммации будет распространяться на первую группу осужденных, с правильными взглядами и убеждениями. У этой категории осужденных необходимо закреплять все положительное, суммировать новые достоин­ства, новые положительные черты характера и т. д.

При корректировании и отмене старых качеств в со­знании осужденного происходят наиболее сложные про­цессы, болезненно переживаемые человеком. Происходит борьба между старым и новым, которая начинается в ре­зультате возникшего сомнения в верности старых взглядов и убеждений. С этого в первую очередь и начинается про­цесс исправления. Задача воспитателя - опираясь на все положительное в человеке, вызвать конфликт между поло­жительным и отрицательным, зародить это самое сомне­ние в верности своих убеждений. Но для этого, как мы го­ворили выше, необходимо проникнуть во внутренний мир человека, так как осужденные стараются скрыть свои по­роки и дефекты сознания.

Сформировавшаяся у осужденного установка на исправ­ление - показатель действенности воспитательной работы, основание для дальнейшего становления личности.

Изучая направленность личности, мы достаточно подроб­но рассмотрели вопрос об установках и знаем, что установка -это определенная форма направленности на объект деятель­ности.

Деятельность осужденного побуждается не одной, а мно­жеством установок, находящихся между собой в сложной за­висимости и взаимообусловленности. Какая же из установок должна быть доминирующей (определяющей)?

Конечно, установка на исправление. В зависимости от имеющихся установок всех осужденных можно подразделить на следующие категории:

1) осужденные с личностными криминальными установ­ками;

2) лица с ситуативной установкой;

3) осужденные с твердой установкой на исправление.

Осужденные первой группы всячески противодействуют воспитанию, они твердо убеждены в возможности продолже­ния преступного образа жизни, а наказание воспринимают как временное зло.

Осужденные с ситуативной установкой безразлично от­носятся к своей судьбе. На их поведение в колонии, да и в жизни в целом, основное влияние часто оказывает случай.

Осужденные с твердой установкой на исправление неод­нородны по своему составу: у одних эта установка - ориен­тир, пожелание, у других - не только твердая установка на исправление, но и стремление к исправлению путем самовос­питания.

Важно знать личностные установки осужденных в инди­видуальной воспитательной работе с ними.

Процесс формирования установки на исправление отли­чается достаточной сложностью. Начинается он с искреннего раскаяния преступника в содеянном злодеянии, в пересмотре дефектов в своем сознании. Здесь необходимо широко приме­нять метод внушения, метод прямого и косвенного воздейст­вия на осужденного с учетом личности воспитуемого.

Занимаясь больше группой отрицательно характеризую­щихся осужденных, воспитатель часто выпускает из поля зре­ния лиц с ситуативной установкой, мало тревожащих своим поведением. Этого допускать нельзя.

Наиболее распространенными формами воспитательной работы являются:

- трудовое воспитание;

- разъяснение законодательства;

- индивидуальная воспитательная работа;

- культурно-массовая и спортивно-физкультурная работа. Таким образом, главной задачей воспитательной работы с психологической точки зрения является воздействие на со­знание осужденного с целью устранения дефектных взглядов, убеждений и замены их научным мировоззрением, отвечаю­щим требованиям нашего общества.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.