МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Преодоление отрицательных психических состояний и предупреждение профессиональной деформации сотрудника УИС.





Мы не станем останавливать­ся на понятиях «группа», «коллектив», а непосредственно пе­рейдем к специфике деятельности коллектива сотрудников И У, которая нам представляется следующей.

1. В рамках пенитенциарного учреждения сосуществуют два коллектива - коллектив сотрудников и коллектив осуж­денных, которые противостоят друг другу. Подобное соотно­шение позиций накладывает на коллектив сотрудников осо­бую ответственность при выполнении профессиональных функций, во взаимоотношениях с осужденными. В этом по­нимании коллектив сотрудников должен быть примером во всем для коллектива осужденных.

2. При анализе деятельности коллектива сотрудников И У следует обратить особое внимание на ее многоплано­вость, которая включает:

- охрану и организацию режима отбывания наказания;

- бытовое содержание и обеспечение жизнедеятельности осужденных;

- организацию их производственной деятельности;

- организацию общеобразовательного и профессиональ­но-технического обучения;

- медицинское обслуживание осужденных;

- организацию их досуга;

- деятельность спецслужб, включая психологическую службу И У.

3. Во главе ИУ стоит начальник, осуществляющий руко­водство через определенные структуры и коллективом со­трудников, и коллективом осужденных. При этом он опирает­ся на принципы единоначалия и субординации.

4. Деятельность коллективов ИУ характеризуется сложно­стью целей при выполнении социального заказа. Это объясня­ется тем, что на них возложена задача по надлежащему исполне­нию судебных приговоров, которая включает организацию ре­жима содержания осужденных, подразумевающего строгий надзор, обыски и т. п. В то же время, это не снимает с коллекти­вов сотрудников задачи по исправлению осужденных.

5. Серьезной проблемой в работе коллективов сотрудни­ков ИУ является формирование у отдельных его членов про­фессиональной деформации. Существует три подхода к опре­делению понятия «профессиональная деформация»:

- как психологические изменения личности под влияни­ем специфических условий профессиональной дея­тельности;

- как комплекс изменений личности и возникновение отрицательных черт характера;

- как результат деятельности в сходных условиях, кото­рый завершается формированием стереотипов мышле­ния и поведения.

В результате все эти составляющие профессиональной деформации ведут к огрублению личности сотрудника пени­тенциарной системы. На этот процесс накладывает свой отпе­чаток и постоянное общение с осужденными.

Психологические состояния как компонент психическо­го облика сотрудника имеют существенное значение в их деятельности.

В журнале "Тюрьма и воля" N 2 за 1992 год опублико­вано письмо старшины внутренней службы Н. Кушниренко, которое он озаглавил "Жизнь по льготному билету". Оно ярко характеризует стрессогенность деятельности сотруд­ников. " Из Афганистана мама встречала меня рыданиями. Не верилось ей, что целым и невредимым вернулся. Но ско­ро сказала: "Уезжай в город, сынок. Не будет в селе тебе счастья. Ты молодой, здоровый, в люди выбьешься. Здесь же сопьешься, как мужики наши". Сначала заартачился. А по­том, пожив дома, понял: мама права.

От знакомых узнал: есть вакансии в следственном изо­ляторе. И прописка будет, и угол свой в общежитии. Так я стал надзирателем, а по-нынешнему, контролером СИЗО.

Контролером может работать только человек с желез­ными нервами и толстой кожей. Со всех сторон похабщина, плевки, оскорбления... Добавьте постоянное созерцание вся­ких гнусностей и поймете, под каким психологическим прес­сом мы находимся. При этом обязаны обращаться к подопеч­ным только на "вы", быть с ними вежливыми и корректными. Попробуй подонку сказать, что он подонок. Такое начнется!

После дежурства хочется лишь одного: упасть на кой­ку в общаге и поскорее забыться.

И уже не соображаешь, где сон, а где явь. Кто-то страшно стучит в дверь камеры, криком кричит: "Начальник, укол дай, дай укол, я тебя прошу! Или таблеток хотя бы. Щас себя поре­шу!" У наркомана ломка началась. Открываю дверь и ... объяс­няю, что наркотические вещества ему не положены. А тот - "Вены порежу!" Не успеешь глазом моргнуть - чик по руке. Я не слабо­нервный, повидал крови в Афганистане. Но там другое.

Сейчас много говорят, что в органы надо отбирать по

конкурсу. Найдите мне нормального, который пожелает стать контролером (считай, "тюремщиком") "по зову серд­ца". Кого же принимать? Кого придется. Чему же удивлять­ся, если многие наши подопечные оказываются начитанней; "воспитателей". А зарплата? Слезы! Кто за двести с хвос­тиком к нам пойдет? Только те, у кого нет прописки и жилья. Уйдешь из СИЗО - и это потеряешь.

Я - льготник. А попробуй где-нибудь в магазине подсту­питься к прилавку без очереди (имею же право) - разорвут на части или пошлют подальше Афганистана. Когда весь общественный пирог съеден, люди бросаются крошки подбирать.

Как-то обратился к юристам с просьбой разъяснить, что же мне конкретно как "афганцу" положено и как этим вос­пользоваться. Так ничего определенного и не услышал. На чью же помощь мне рассчитывать? И где же рекламируемая забота об "афганцах"? Может, они все чаще за решетку по­падают тоже в результате этой "заботы"? Жалко ребят. Побывать в таких передрягах и так бесславно закончить... Иногда поговорить с ними хочется. Были же когда-то брат­ками, под пули вместе шли. Но... не положено вести неслу­жебные разговоры с находящимися в камерах.

Этот месяц дежурю на КПП, проверяю пропуска. От­дыхаю! Пройдет неделя и опять режимный комплекс, длин­ный коридор и камеры с бесцветными, заросшими щетиной лицами. Все вернется на круги своя..."

Одни психологические состояния могут способствовать тому, чтобы их работа по исправлению и ресоциализации протекала успешно. Таковы, например, состояния уверен­ности, мобилизационной готовности, бодрости, твердости и др. Вместе с тем в работе сотрудников могут возникать и такие состояния, которые нередко затрудняют их деятель­ность, делают ее неэффективной. Таковы, например, состоя­ния напряженности, неуверенности и скептицизма, неверия в то, что их работа может иметь успех, беспечность и др.

По данным Института человека при плохом настрое­нии производительность труда снижается на 20-40 %, а у работников умственного труда на 40-60 %.

Отрицательные психические состояния чаще всего воз­никают там, где наличествуют элементы формализма, ког­да, четко не определяются функциональные обязанности дол­жностных лиц, имеет место слабое руководство деятельно­стью подчиненных со стороны руководителей.

Статистика медико-психологического центра Институ­та человека показывает, что из 60 человек, обратившихся в центр, у 40 человек именно стрессовая обстановка на рабо­те была главной причиной обращения к психиатру. Еще у 10 человек она была одной из главных.

Выделяют четыре основных группы факторов, вызывающих стресс у сотрудников:

1. Организационные факторы: канцелярщина, бюрок­ратизм, архаичная система продвижения по службе и т.п.

2. Факторы, обусловленные содержанием самой рабо­ты: риск, опасность и т.д.

3. Факторы личного и семейного окружения: конфликты, разводы, болезни и т.п.

4.Факторы окружения: ощущают свою профессию как источник их изоляции и отрицательного к ним отношения.

Для создания положительных психологических состояний у сотрудников немаловажная роль принадлежит тому, какова система взаимоотношений руководителей с подчиненными. Там, где преобладает в руководстве людьми администрирование, окрик, угрозы, создается обстановка напряженности, которая обязательно приводит к понижению производительности труда. Отмечено, что там, где человек приступает к работе после нервной встряски в результате "разноса", производительность его труда уменьшаетя на 9-11%. И наоборот, положительный отзыв руково­дителя о подчиненном, если он этого заслуживает, оказание доверия, помощи приводит к улучшению деятельности на 86-90%. Вот какова цена психических состояний!

Отрицательные психические состояния (такие как раздражительность и гневливость, подозрительность и отчужденность, разочарованность и апатия, равнодушие и пессимизм и т.д.), если они возникают у сотрудников , не являются просто их "делом", не характеризуют только их внутренний мир. Пси­хические состояния, как это отмечалось ранее, весьма за­разительны, легко передаются от одного человека к другим людям, от сотрудника к осужденным и т.д. В результате этого, у человека возникает ощущение, как отмечают многие психо­логи, что окружающий мир "сжимается", что вокруг него много людей, которые или равнодушны к его состоянию, или недоброжелательны к нему. Под влиянием такого ощущения возя пикает состояние разочарованности во всем, которое легко

трансформируется в состояния раздражения и озлобленности. У сотрудников пенитенциарных учреждений отрицательные психические состояния могут возникать и под влиянием целого ряда объективных обстоятельств, в которых про­текает их профессиональная деятельность. К ним можно от­нести следующее:

- то, что им нередко приходится сталкиваться с недоброжелательным, а то и враждебным отношением со стороны некоторой части осужденных;

- результаты их работы, тех усилий, которые они предпринимают в целях исправления и ресоциализации осуж­денных, далеко не всегда зримы, не проявляются сразу, их трудно измерить, четко определить, а иногда они и не дают ожидаемых результатов. Эти обстоятельства могут приво­дить к возникновению у сотрудников состояний бесперспек­тивности и разочарования в своей работе;

- неблагоприятным фактором в деятельности сотрудников мо­жет быть и то, что им приходится постоянно сталкиваться и наблю­дать человеческое страдание, горе, которые являются неизбежны­ми спутниками уголовного наказания в виде лишения свободы. Это обстоятельство может вызвать к жизни такие состояния у сотруд­ников, как безразличие, равнодушие к человеческому страданию:

черствость и сухость по отношению к осужденным;

- наконец, к сожалению, нельзя не учитывать при характеристике психических состояний у сотрудников и то, что престиж их профессиональной деятельности у некоторой части населения довольно невысок. Нередко еще сказывает­ся пережиток старого, отжившего общественного мнения о ра­ботниках мест лишения свободы как о "тюремщиках", людях жестоких, формальных, лишенных чувства гуманности и спра­ведливости, сухих исполнителей инструкций и приказов.

Указывая эти негативные моменты в деятельности со­трудников, мы далеки от того, чтобы ими объяснять или оп­равдывать те недостатки, которые имеют место в работе по исправлению осужденных.

Поэтому, когда говорим о психических состояниях со­трудников, о том, какими они могут быть, как они влияют на результаты их профессиональной деятельности, обязатель­но должны принимать во внимание и вопросы управления их психическими состояниями.

Для этого целесообразно взять на вооружение следую­щие правила:

- не создавать в работе, учебе, общении с людьми лиш­ние трудности за счет неправильной организации и плани­рования своей жизни;

- учится критически относиться к возникающим жизнен­ным ситуациям и проблемам, находить другие пути их раз­решения;

- помнить, что можете неправильно реагировать на то, как к вам относятся другие люди, на сложившуюся ситуацию;

- развивать у себя способности быть сдержанным, не те­рять контроля за своими словами, поступками, действиями.

Итак, сделаем общие выводы.

Психические состояния - обязательные спутники чело­веческой жизни. У осужденных и сотрудников они могут про­являться в различных формах.

Возникнув, психические состояния не являются безуча­стными свидетелями и членами психического мира личнос­ти. Они обязательно принимают участие в регуляции пове­дения и деятельности человека, оказывая свое влияние на их интенсивность.

Для успешного решения задач исправления и ресоциализации осужденных необходимо всегда принимать во вни­мание то, каковы их психические состояния, учитывая при этом, что одни психические состояния могут способствовать успеху применяемых воспитательных мер, другие - нет.

Свою специфическую роль играют психические состо­яния сотрудников в процессе осуществления их профессио­нальной деятельности. Они также могут быть благоприят­ным или неблагоприятным субъективным фактором выпол­нения служебных задач. Поэтому сотрудники должны уметь управлять своими психическими состояниями. Быть го­товыми к преодолению таких психических состояний у себя, которые мешают выполнению профессиональных задач и обязанностей, неблагоприятно воздействуют как на самих сотрудников, так и на коллег по работе и осужденных.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.