МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Комедия масок или пир горой.





 

Комедия дель арте, или комедия масок —

вид итальянского народного (площадного) театра,

спектакли которого создавались методом импровизации,

на основе сценария, содержащего краткую сюжетную

схему представления, с участием актёров, одетых в маски.

В разных источниках также упоминается как сценарный театр,

театр импровизации или комедия дзанни.

Википедия.

 

Это было в августе 1555 года. Да, это время я запомню надолго, потому что оно было замечательным. Думаю, в этот период я поднялась и нашла свое отражение абсолютно в разных героях. Комедия эта родилась из карнавальных празднеств.

 

Театра ещё не было, но были шуты, мимы, маски. Другим фактором стало зарождение национальной итальянской драматургии. Новые пьесы сочиняют Л.Ариосто, Н.Макиавелли, Б.Бибиена, П.Аретино, но все эти пьесы мало пригодны для сцены, они перенасыщены персонажами и обилием сюжетных линий. Эта драматургия получает название «учёной комедии».

Переход от ренессансной комедии - гуманистической и "ученой" (ее еще называют "комедией эрудита"), разыгрываемой актерами-дилетантами, - к комедии дель арте (то есть - театру, подразумевающему уже профессию актера) произошел в конце XVI - начале XVII веков, благодаря целой веренице счастливых случайностей, произошедших в этот период.

Сценарий (или канва) — это очень краткое изложение по эпизодам сюжета с подробным описанием действующих лиц, порядка выхода на сцену, действий актёров, основных лацци (вставные буффонные трюки комических персонажей, не играющие принципиальной роли в развитии сюжета, но дополнительно характеризующие персонажей и вызывающие смех у публики) и предметов реквизита. Большинство сценариев представляют собой переделку существующих комедий, рассказов и новелл для нужд отдельно взятой труппы (со своим набором масок), наскоро набросанный текст, вывешиваемый за кулисами на время спектакля. Сценарий, как правило, комедийного характера, но это может быть и трагедия, и трагикомедия, и пастораль (в сборнике сценариев Фламинио Скала, которые играла на сцене труппа «Джелози» присутствуют трагедии; известно также, что странствующая по французской провинции труппа Мольера-Дюфрена иногда играла трагедии, впрочем, без особого успеха).

Здесь вступало в силу искусство импровизации итальянских комедиантов. Импровизация позволяет адаптировать пьесу к новой публике, к новостям города, импровизационный спектакль труднее подвергнуть предварительной цензуре. Искусство импровизации заключалось в находчивой подаче реплик в сочетании с уместной жестикуляцией и умение свести всю импровизацию к исходному сценарию. Для успешной импровизации требовались темперамент, чёткая дикция, владение декламацией, голосом, дыханием, нужна была хорошая память, внимание и находчивость, требующие мгновенной реакции, и богатая фантазия, требовалось превосходное владение телом, акробатическая ловкость, умение прыгать и кувыркаться через голову, — пантомима, как язык телодвижений, выступала наравне со словом. Кроме того, актёры, играющие одну и ту же маску в течение всей жизни, набирали солидный багаж сценических приёмов, трюков, песен, поговорок и афоризмов, монологов и могли свободно пользоваться этим в самых разных сочетаниях. Лишь в XVIII веке драматург Карло Гольдони увёл итальянскую драматургию от сценария к фиксированному тексту; он похоронил находящуюся в упадке комедию дель арте, а на её могиле воздвиг бессмертный памятник в виде пьесы «Слуга двух господ».



Естественно, комедия дель арте была не только жанром, связанным с масками, она также прославила лучших актеров итальянского театра XVI - XVIII веков. Актеры комедии дель арте "выросли" из площадных акробатов, паяцев и шарлатанов, которые - чтобы увеличить свои доходы - импровизировали комические сценки (как правило - в форме диалогов) между двумя актерами; из этой-то по необходимости коммерческой привлекательности и родились первые комические "противостояния" между хозяином (обычно звавшимся Великолепный - Magnifico), являвшим собой прототип буржуа - скупого и похотливого купца, и слуги (названного Дзанни, от сокращения от имени Джованни - Джанни, которое на венето-ломбардском диалекте становится Дзуан или Дзане, который воплощал тип перебравшегося в город хитрого и веселого крестьянина. Правда, иногда он выставлялся глупым и бестолковым.
Со временем эти разыгрывавшиеся на площадях и ярмарках народные спектакли стали преобразовываться в самые настоящие сюжеты, а паяцы - собираться в комические труппы.

В этом театре есть одна удивительная особенность – в труппе нет ни одной женщины. Они появились там лишь к концу XVI века. Вот именно тут на помощь прихожу я – маска. Я помогаю сделать образ ярче и позитивнее. мой любимый герой – Арлекин. Его проворство и оптимизм меня поражают. Но о нем я расскажу чуть позже и чуть подробней.

 

Из материалов ресурса www.globalfolio.net:

 

Самой знаменитой из старинных трупп была Труппа Ревнивцев. Она была настолько хорошо структурирована уже в конце XVI века, что послужила моделью для 50 холстов Фламинио Скалы, посвященных комедии дель арте.
Состояла она из двух стариков: Панталоне (Pantalone) и Грациано (в старину так звали болонского Доктора), двух парочек влюбленных и двух дзанни: Педролино (первый дзанни) и Арлекина (второй дзанни); и наконец, существовали еще так называемые "подвижные роли", то есть те, которые появлялись не во всех спектаклях: Капитан Ужас, Служаночка, которая позднее получит имя Коломбины или сводня.
В Труппе Ревнивцев выделялись главный комик Франческо Андреини (сценический псевдоним Капитан Ужас из Адской долины), его жена Изабелла, Лудовико де' Бьянки в роли Доктора, исполнявшая роль Влюбленной Виттория Пииссими и Джулио Паскуати в роли Панталоне. Разумеется, комедианты, как и все профессионалы, часто переходили из труппы в труппу, в зависимости от предлагавшегося заработка или же - от князя, которому труппа принадлежала.
Еще одной очень известной труппой конца XVI века была труппа Дианы Понти, в которой работал даже Альберто Назелли, известный под сценическим псевдонимом Дзан Ганасса. Она носила имя Труппы Жаждущих.
Труппа Пылких - одна из первых трупп на службе у Герцога Мантуанского - включавшая в себя Пьермарию Чеккини (сценический псевдоним Фриттеллино (блинчик с
итал.) - исполнявшего роль первого дзанни, одного из самых плодовитых актеров комедии дель арте. В труппе Пылких работала и его жена - Орсола Чеккини, игравшая роль влюбленной по имени Фламиния, а также - Франческо Габриэлли (исполнял роль Скаппино, Джакомо Брага, Джироламо Гаравини (роль Капитана Носорога, Якопо Антонио Фиденци (роль Чинцио, и в течение какого-то времени в этой труппе был и Арлекин - Тристано Мартинелли).
В 1612 году Медичи - через Дона Джованни де' Медичи (1567 - 1621), внебрачного сына Эрцгерцога Козимо I и Леоноры дельи Альбици - заполучили себе на службу Труппу Доверчивых, среди которых выделялись:

Фламинио Скала (Flaminio Scala; роль Флавио)
Доменико Бруни (Domenico Bruni; роль Фульвио)
Николо Барбьери (Nicolo Barbieri; роль Бельтрама)
Саломэ Антонаццони (Salome Antonazzoni; роль Валерии)
Марк Антонио Романьези (Marc'Antonio Romagnesi; роль Панталоне)
Оттавио Онорати (Ottavio Onorati; роль Меццеттино)

На службе Герцога Мантуанского состояла и Труппа Верных, в которой блистал Джован Баттиста Андреини, сын Франческо и Изабеллы - комедиантов из труппы Ревнивцев. Также работали в ней:

Вирджиния Рампони (роль Флоринды)
Джироламо Караффа (роль Гоннеллы)
Федерико Риччи (роль Панталоне)
Сильвио Фьорилло (роли Капитана-Матаморос и Пульчинеллы)
Джован Баттиста Фьорилло (роли Трапполино и Скарамуша)
Вирджиния Ротари (роль Лидии)

И наконец - в числе первых трупп комедии дель арте - следует упомянуть и Труппу Дружных состоявшую из:

Джованни Пеллезини (роль Педролино)
Валентино Кортизеи (роль Капитана Кардоне)
Джованни Паоло Фабри (роль Фламинио)
Баттисты да Тревизо (роль Франческины)
Джироламо Салимбени (роль Пьомбино)
Друзиано Мартинелли (роль Арлекина)

Другие актеры прославились позднее, и среди них стоят упоминания такие итальянские комединаты как Пьетро Котта и Луиджи Риккобони.

 

 

Думаю, этот период был просто замечательным в моей жизни. Люблю вспоминать его. Дель Арте со своими масками стал самой яркой маской истории. Разношертсные персонажи с разными характерами, в которых каждый может разглядеть себя, актуальны до сих пор и продолжают смешить людей.

 

Две стороны одной медали.

 

Эти два персонажа стали мне невероятно близки. Я не хотела с ними расставаться. Пьеро и Арлекин – они как две стороны одной медали. Один – француз, другой – итальянец, но оба изначально говорили об одном и том же, пока их пути не сошлись на рубеже девятнадцатого и двадцатого века. И тогда им пришлось примеривать маски друг друга…

Пьеро нравился мне своей сентиментальностью. Да, я знаю, настолько сентиментальных мужчин не любят, но в нем было что-то необычное. Сколько разного напишет о нем Энциклопедия Кругосвет:

 

Пьеро, уменьшительная форма имени Пьер, персонаж народного ярмарочного театра во Франции. Прототип – маска Педролино из итальянской комедии дель арте, изначально ловкий, изворотливый, как все дзанни, но часто попадающий впросак персонаж. Актер играл его без маски, в широкой крестьянской рубахе из мешковины, а лицо обсыпал мукой. В 1819 на сцене парижского театра «Фонамбюль» мим Ж.Г.Б. Дебюро стилизовал маску народного театра в образ отвергнутого несчастного влюбленного, одетого в белый балахон с жабо с длинными рукавами, широкие панталоны, остроконечную шапку. Дебюро первым переосмыслил популярную маску и ввел ее в авторский театр. Нового героя он играл с помощью традиционных приемов театра ярмарки-буффонады, гротеска и эксцентрики, но главным в его образе остались лиризм и жизненная правдивость переживаний, чем он и завоевал симпатии публики. Маска Пьеро стала классическим персонажем пантомимы, а Дебюро – основоположником жанра поэтической пантомимы. К XIX веку Пьеро – уже законченный меланхолик, неврастеник, неудачник, несчастный и отвергнутый возлюбленный, таким он и появляется во французском театре. Схожий образ запечатлен на знаменитом полотне А. Ватто.

Во второй половине 19 веке маска Пьеро участвовала в становлении амплуа цирковой клоунады и стала прототипом Белого клоуна. Дуэт напыщенного Белого (господина) и хитрого Рыжего (слуги) сыграли большую роль в развитии клоунады.

Этот образ очень любили романтики. Правда, у них Пьеро иногда бунтует против существующего положения вещей, даже не столько против того, что всегда бит, сколько против банальности и замшелости окружающего мира. Бунт сам собой стихает, боль остается. Пьеро уже не просто клоун, он уже ближе к дворянской культуре, и общая субтильность остается.

 

 

Но я обещала рассказать об Арлекине. Забавный персонаж безумный, позитивный эмоции били из него ключом. Костюм состоит крестьянской рубахи и панталон, обшитых разноцветными заплатками - кусками ткани в форме ромбов. Костюм очень красочный; преимущественно желтый, но встречаются куски разных цветов – зеленый, голубой, красный. На голове у него шапочка, украшенная заячьим хвостиком. На поясе у него кошель. Он обут в очень легкие туфли, которые позволяют ему свободно перемещаться и совершать акробатические трюки. Лентяй и ищет любой возможности увильнуть от работы и подремать, он обжора и бабник, но при этом учтив и скромен. Арлекин вызывает сочувствие к его смешным невзгодам и ребяческим горестям. Его также не обойдет вниманием впоследствии вышеупомянутая Энциклопедия Кругосвет:

Арлекин — персонаж итальянской комедии дель арте, второй дзанни; самая популярная маска итальянского площадного театра. Представляет северный (или венецианский) квартет масок, наряду с Бригеллой (первым дзанни), Панталоне и Доктором. Уроженец Бергамо, переехавший в поисках лучшей доли в богатейший город — Венецию. Занятие: слуга.

Маска: черного цвета с огромной бородавкой на носу. Лоб и брови нарочито выделены, с черными взъерошенными волосами. Впалые щеки и круглые глаза указывают на его обжорство. Поведение: Арлекин весел и наивен, не так умён, не так ловок, не так изворотлив, как Бригелла, потому легко совершает глупости, но следующие за этим наказания воспринимает с улыбкой.

Одним из первых создателей маски стал Альберто Назелли, выступавший под именем Дзан Ганасса. Он, как и другой известный в роли второго Дзанни актёр Симоне да Болонья, имени Арлекин не знал. Это имя происходит из старинных французских инфернальных легенд, где фигурировал мрачный предводитель сонма дьяволов Эллекен.

 

 

За долгое время общения с ними я пришла к выводу, что этим персонажам итальянской комедии была суждена долгая жизнь в искусстве. Вечное противостояние Пьеро и Арлекина каждая эпоха трактовала по-своему.

Вечная война и соперничество – вот удел великих масок. Интересно, знали ли они, что просто ходят по кругу, как собака, бегающая за своим хвостом? Как отражение друг друга они неразлучны. Во все времена будут свои Пьеро и Арлекины. Они будут смешить народ, и расставлять их плакать. Хорошо, что такие персонажи есть, и они заставляют людей чувствовать. Иногда они помогают не потерять свое собственное лицо, высмеивая друг друга и выставляя напоказ свои недостатки.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.