МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ЭМОЦИИ, ВОЛЯ, ВЛЕЧЕНИЯ, ИХ ПАТОЛОГИЯ.





Эмоциями называют переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Это субъективная окраска воспринимаемого. Возникновение эмоций происходит либо вслед­ствие удовлетворения или неудовлетворения каких-либо потребно­стей человека, либо в связи с расхождением ожидаемых и реальных событий.

Эмоциональные переживания могут отличаться друг от друга в зависимости от интенсивности, модальности, длительности, соот­ветствия или несоответствия вызвавших их причин.

Наряду с эмоциями, т.е. переживаниями, связанными с непос­редственным отражением сложившихся отношений, выделяют глу­бокие и длительные переживания, связанные с определенным пред­ставлением о некотором объекте — чувства.

По выраженности и длительности эмоциональных нарушений выделяют настроение, аффект и страсть.

Более или менее устойчивый эмоциональный фон называется настроением.

Аффек­ты- особо выраженные эмоциональные состояния чело­века, сопровождающиеся существенными изменениями в поведе­нии.

Страстью же обозначают своеобразный сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных на определенном виде деятельности, интенсивная и продолжительная эмоция, имеющая для человека определенную значимость.

Аффекты являются потенциально опасными эмоциональными феноменами, поскольку могут приводить к дезорганизации поведе­ния и немотивированным поступкам. Различают физиологический и патологический аффект. Существенным дифференциально-диагнос­тическим признаком является наличие или отсутствие нарушений сознания. При физиологическом аффекте реакция соответствует силе раздражителя, нарушения сознания отсутствуют, при патологическим — присутствуют, что предопределяет появле­ние или не появление автоматизмов в двигательно-волевой сфере и амнезии вслед за прекращением аффекта. Патологический аффект возникает, как правило, после острой психической травмы. Он ха­рактеризуется сужением сознания по типу сумеречного расстройства, нарушениями ориентировки, чрезмерной жестикуляцией, ре­чевой расторможенностью и психомоторным возбуждением. Закан­чивается патологический аффект в отличие от физиологического достаточно остро появлением общей слабости, безразличием к про­исходящим событиям и глубоким сном. После пробуждения боль­ной выглядит растерянным, не помнит, что с ним произошло, нередко подавлен.

Психическая травма — это значимое для человека событие, вызывающее негативные эмоции вследствие того, что данное событие не способствует удовлетворению какой-либо потребности и часто оказывается не спрогнозированным.

Расстройства эмоций

     
 
АФФЕКТ СТРАСТЬ НАСТРОЕНИЕ
 
 

 

 


Симптомы снижения настроения Симптомы повышения настроения Качественные искажения эмоций Другие расстройства

1. На фоне повышенного настроения:

- ГИПЕРТИМИЯ – повышенное настроение с повышением физической и психической активности, с приливом бодрости и оптимизма.

- ЭЙФОРИЯ — повышенное, беззаботное, неадекватно веселое настроение (со снижением интеллектуальной продукции).

- МАНИЯ (маниакальный синдром) — повышенное, радостное настроение (эйфория), сочетающаяся с двигательным возбуждени­ем и ускорением ассоциативного процесса.

- МОРИЯ – повышение настроения с элементами дурашливости (лобная психика).

- ЭКСТАЗ - повышение настроения с элементами напряжения.

2. На фоне пониженного настроения:

- ГИПОТИМИЯ – угнетенное настроение с понижением жизненной активности.

- ДЕПРЕССИЯ (депрессивный синдром) — пониженное, мрач­ное настроение (тоска), сочетающееся с двигательной заторможенностью и замедлением ассоциативного процесса.

- ДИСФОРИЯ — злобно — гневливое настроение.

- АПАТИЯ — состояние эмоционального безразличия, равноду­шия к самому себе или окружающей обстановке.

- АНГЕДОНИЯ - утрата человеком чувства радости, удовольствия.

3. Качественные искажения эмоций:

- ПАРАТИМИЯ — неадекватный аффект, количественно и каче­ственно не соответствующий вызвавшей его причине.

- АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — одновременное сосуществование про­тивоположных чувств.

- СЛАБОДУШИЕ — эмоциональная гиперестезия (атеросклероз).

- ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ при неврозах.

- ОСКУДНЕНИЕ ЭМОЦИЙ при шизофрении.

- ЧУВСТВО ПОТЕРИ ЧУВСТВ - мучительное чувство бесчув­ствия, переживание безвозвратной утраты возможности чувствования.

4. Другие нарушения:

- СТРАХ — чувство внутренней напряженности, связанное с ожи­данием конкретных угрожающих событий, действий (страх проеци­руется во вне — страх острых предметов, животных и т. д.).

- ТРЕВОГА — чувство внутренней напряженности, связанное с ожиданием угрожающих событий (тревога чаще не проецируется во вне — тревога за свое здоровье, за работу, за правильное выполне­ние действий и т. д.).

- ТОСКА — тяжелое чувство напряжения, граничащее с болью, которое больные локализуют в области сердца (в отличие от трево­ги сопровождается двигательной заторможенностью).

Немаловажным для клинической практики считается симптом алекситимии — затруднение или неспособность точно описать соб­ственные эмоциональные переживания. При этом пациент как бы пы­тается объяснить свое состояние на примерах, сравнениях, однако адекватно сформулировать их не может.

Наиболее частым симптомом нарушения аффективной сферы в соматической и психиатрической клинике считается страх. Выделя­ют несколько сотен разновидностей страха, при этом о патологичности или физиологичности страхов говорится довольно условно, поскольку страхи могут являться адекватной, мобилизующей реак­цией на реальную угрозу. По данным некоторых исследователи, у 40% людей отмечается страх змей, 31% — высоты, 21% — лечения у стоматолога, 15% — смерти. Многие люди даже не подозревают о наличии у них какой-либо разновидности страха до того, пока не столкнутся с соответствующей ситуацией. Например, страх высоты у многих сельских жителей впервые возникает в городе при выходе на балкон многоэтажного дома. Кроме того, детские страхи являют­ся скорее правилом, чем исключением.

Для оценки степени патологичности страхов используют пара­метры адекватности (обоснованности), интенсивности, длительнос­ти, степени контролируемости человеком чувства страха.

Методы исследования эмоциональной сферы: наблюдение, беседа, скрининговые опросники (шкала депрессии Гамильтона, госпитальная шкала тревоги и депрессии), опросник Спилберга-Ханина, тест Люшера, стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ), меитодика исследования фрустрационной толерантности Розенцвейга и др.

ВОЛЯ

Воля –способность к активной, сознательной и целенаправленной деятельности. Волевая сфера в рамках познавательных процессов представлена мотивационным аспектом. При этом существенным является оценка влияния мотивационных процессов и активности личности в позна­нии действительности.

Выделяют такие особенности волевой деятельности как: целеустремленность, решительность и настойчи­вость, которые могут выступать также в виде индивидуально-пси­хологических особенностей.

Мотивацией называется процесс целенаправленной, организо­ванной и устойчивой деятельности, направленный на удовлетворе­ние потребностей.

В мотивационной сфере выделяют несколько па­раметров:

-широта,

- гибкость,

- иерархизированность.

Дан­ные параметры характеризуют процесс мотивации с различных по­зиций, охватывая как качественное разнообразие, возможность ее изменяться, так и уровневое строение.

Для клинической психиатрии значимым является факт тесной связи мотивации и активности с двигательными процессами. В свя­зи с этим нередко волевая сфера обозначается как двигательно-волевая.

К нарушениям волевой деятельности относится большое количе­ство симптомов и отклонений. Одним из наиболее важных является нарушение структуры иерархии мотивов, часто встречающееся в ус­ловиях психической болезни. Суть нарушения заключается в откло­нении формирования иерархии мотивов от естественных и возраст­ных особенностей потребностей.

Описаны такие расстройства двигательно-волевой сферы, как:

 
 

 

 


- ГИПЕРБУЛИЯ — повышение волевой деятельности;

- ГИПОБУЛИЯ — понижение волевой деятельности;

- АБУЛИЯ – отсутствие волевой деятельности;

- ПАРАБУЛИИ – извращение волевой деятельности. Одним из наиболее ярких клинических синдромов парабулий считается кататонический синдром. Он включает в себя несколько симптомов:

1. стереотипии — частое, ритмичное повторение одних и тех же движений;

2. импульсивные действия— внезапные, бессмысленные, нелепые акты без достаточной критической оценки;

3. негативизм — проявление беспричинного отрицательного отношения ко всякому воздействия извне в виде отказа, сопротив­ления, противодействия.

4. эхолалия, эхопраксия — повторение больным отдель­ных слов или действий, которые произносятся или производятся в его присутствии.

5. каталепсия («симптом восковой гибкости»)- застывание боль­ного в одной позе, возможность сохранять приданную позу в тече­ние длительного времени.

Другим нарушением двигательно-волевой сферы считается формирование патологических влечений.

ВЛЕЧЕНИЯ – инстинктивная форма деятельности.

1. Пищевой инстинкт:

- БУЛИМИЯ — патологическое желание постоянно часто и много есть, нет чувства насыщения (опухоль 3 желудочка).

- АНОРЕКСИЯ — отсутствие аппетита, подавление желания есть.

- ИЗВРАЩЕНИЕ АППЕТИТА – у здоровых людей с нарушениями обмена веществ.

2.Половой инстинкт: усиление, снижение, извращение.

3.Инстинкт самосохранения: усиление, снижение, извращение (нанесение себе увечий – шизофрения, глубокая ст. слабоумия, психопатии).

Другая группа патологии влечений: навязчивые и импульсивные влечения.

Навязчивые влечения – контрастные желания. Один из вариантов - ДИПСОМАНИЯ — патологическое, непреодолимое влечение к запоям. Кроме перечисленных в детской клинике описаны синдромы патологического непреодолимого влечения выдергивать волосы (трихотилломания), грызть и поедать ногти (онихофагия), считать окна в домах, ступени на лестницах (арифмомания).

Импульсивные влечения - остро возникающие влечения, овладевающие рассудком больного. Выделяют следующие варианты импульсивных влечений:

- КЛЕПТОМАНИЯ — патологическое, непреодолимое влечение во­ровать ненужные данному человеку предметы.

- ПИРОМАНИЯ — патологическое, непреодолимое влечение к под­жогам.

- ДРОМОМАНИЯ — патологическое, непреодолимое влечение к бродяжничеству.

 

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки

1. Понятие об эмоциях, чувствах.

2. Настроение, страсть, аффект (физиологический, патологический).

3. Нарушение аффективной сферы (повышение, понижение,

извращение и другие расстройства).

4. Понятие о воле, этапы волевого процесса.

5. Клинические варианты нарушения двигательно-волевой сферы.

6. Основные симптомы расстройства влечений.

7. Перечислить основные признаки кататонического синдрома.

8. Методы исследования эмоционально-волевой сферы.

Темы для рефератов

1. Современные теории эмоций.

2. Нарушение аффективной сферы при различных психических и соматических заболеваний.

3. Воля и мотивация в норме и патологии.

4. Нарушение воли и поведения у детей.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. – Киев: Здоровья, 1986.

2. Банщиков В.М., Короленко Ц.П., Давыдов И.В. Общая психопатология. – Москва, 1971.

3. Гиндикин В.Я. Лексикон малой психиатрии. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1997.

4. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия. - М.: Медицина, 2000.

5. Жмуров В.А. Общая психопатология. – Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1986.

6. Каплан Г.И., Сэдок Б.Д. Клиническая психиатрия. Т1,2. М.: Медицина, 1994.

7. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М.: Медицина, 1985.

8. Руководство по психиатрии / Под ред. Г.В. Морозова. – В 2-х т. – М.: Медицина, 1988.

9. Руководство по психиатрии / Под ред. А.В. Снежневского. – М.: Медицина, 1983.

10. Рыбальский М.И. Иллюзии и галлюцинации. – Издательство «Маариф», Баку, 1983.

11. Меграбян А.А. Общая психопатология. М.: Медицина, 1972.

12. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М.: Мед Пресс, 1999.

13. Тиганов А.С. Руководство по психиатрии. Т. 1-2. М.: Медицина, 1999.

14. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии в 2 тт. – М.: Издательский центр «Академия»; СПб.: «Белый кролик», 1996.

 

 

АННОТАЦИЯ. В методических рекомендациях в краткой и систематизированной форме изложены основы общей психопатологии, которая является фундаментом для последующего успешного, углубленного изучения частной психиатрии. Дана характеристика и классификация расстройств познавательной и эмоционально-волевой сферы, а также диагностика и дифференциальная диагностика наиболее часто встречающихся психических нарушений, а так же симптомы и синдромы психических заболеваний с учетом их современного клинического патоморфоза. Методическое пособие иллюстрировано таблицами и схемами, включает в себя контрольные вопросы и темы для рефератов, а также указатель литературы, что облегчит студентам подготовку к практическим занятиям по общей психопатологии.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.