ЭМОЦИИ, ВОЛЯ, ВЛЕЧЕНИЯ, ИХ ПАТОЛОГИЯ. Эмоциями называют переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Это субъективная окраска воспринимаемого. Возникновение эмоций происходит либо вследствие удовлетворения или неудовлетворения каких-либо потребностей человека, либо в связи с расхождением ожидаемых и реальных событий. Эмоциональные переживания могут отличаться друг от друга в зависимости от интенсивности, модальности, длительности, соответствия или несоответствия вызвавших их причин. Наряду с эмоциями, т.е. переживаниями, связанными с непосредственным отражением сложившихся отношений, выделяют глубокие и длительные переживания, связанные с определенным представлением о некотором объекте — чувства. По выраженности и длительности эмоциональных нарушений выделяют настроение, аффект и страсть. Более или менее устойчивый эмоциональный фон называется настроением. Аффекты- особо выраженные эмоциональные состояния человека, сопровождающиеся существенными изменениями в поведении. Страстью же обозначают своеобразный сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных на определенном виде деятельности, интенсивная и продолжительная эмоция, имеющая для человека определенную значимость. Аффекты являются потенциально опасными эмоциональными феноменами, поскольку могут приводить к дезорганизации поведения и немотивированным поступкам. Различают физиологический и патологический аффект. Существенным дифференциально-диагностическим признаком является наличие или отсутствие нарушений сознания. При физиологическом аффекте реакция соответствует силе раздражителя, нарушения сознания отсутствуют, при патологическим — присутствуют, что предопределяет появление или не появление автоматизмов в двигательно-волевой сфере и амнезии вслед за прекращением аффекта. Патологический аффект возникает, как правило, после острой психической травмы. Он характеризуется сужением сознания по типу сумеречного расстройства, нарушениями ориентировки, чрезмерной жестикуляцией, речевой расторможенностью и психомоторным возбуждением. Заканчивается патологический аффект в отличие от физиологического достаточно остро появлением общей слабости, безразличием к происходящим событиям и глубоким сном. После пробуждения больной выглядит растерянным, не помнит, что с ним произошло, нередко подавлен. Психическая травма — это значимое для человека событие, вызывающее негативные эмоции вследствие того, что данное событие не способствует удовлетворению какой-либо потребности и часто оказывается не спрогнозированным. Расстройства эмоций | | | | АФФЕКТ СТРАСТЬ НАСТРОЕНИЕ | | | |  | Симптомы снижения настроения | Симптомы повышения настроения | Качественные искажения эмоций | Другие расстройства | 1. На фоне повышенного настроения: - ГИПЕРТИМИЯ – повышенное настроение с повышением физической и психической активности, с приливом бодрости и оптимизма. - ЭЙФОРИЯ — повышенное, беззаботное, неадекватно веселое настроение (со снижением интеллектуальной продукции). - МАНИЯ (маниакальный синдром) — повышенное, радостное настроение (эйфория), сочетающаяся с двигательным возбуждением и ускорением ассоциативного процесса. - МОРИЯ – повышение настроения с элементами дурашливости (лобная психика). - ЭКСТАЗ - повышение настроения с элементами напряжения. 2. На фоне пониженного настроения: - ГИПОТИМИЯ – угнетенное настроение с понижением жизненной активности. - ДЕПРЕССИЯ (депрессивный синдром) — пониженное, мрачное настроение (тоска), сочетающееся с двигательной заторможенностью и замедлением ассоциативного процесса. - ДИСФОРИЯ — злобно — гневливое настроение. - АПАТИЯ — состояние эмоционального безразличия, равнодушия к самому себе или окружающей обстановке. - АНГЕДОНИЯ - утрата человеком чувства радости, удовольствия. 3. Качественные искажения эмоций: - ПАРАТИМИЯ — неадекватный аффект, количественно и качественно не соответствующий вызвавшей его причине. - АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — одновременное сосуществование противоположных чувств. - СЛАБОДУШИЕ — эмоциональная гиперестезия (атеросклероз). - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ при неврозах. - ОСКУДНЕНИЕ ЭМОЦИЙ при шизофрении. - ЧУВСТВО ПОТЕРИ ЧУВСТВ - мучительное чувство бесчувствия, переживание безвозвратной утраты возможности чувствования. 4. Другие нарушения: - СТРАХ — чувство внутренней напряженности, связанное с ожиданием конкретных угрожающих событий, действий (страх проецируется во вне — страх острых предметов, животных и т. д.). - ТРЕВОГА — чувство внутренней напряженности, связанное с ожиданием угрожающих событий (тревога чаще не проецируется во вне — тревога за свое здоровье, за работу, за правильное выполнение действий и т. д.). - ТОСКА — тяжелое чувство напряжения, граничащее с болью, которое больные локализуют в области сердца (в отличие от тревоги сопровождается двигательной заторможенностью). Немаловажным для клинической практики считается симптом алекситимии — затруднение или неспособность точно описать собственные эмоциональные переживания. При этом пациент как бы пытается объяснить свое состояние на примерах, сравнениях, однако адекватно сформулировать их не может. Наиболее частым симптомом нарушения аффективной сферы в соматической и психиатрической клинике считается страх. Выделяют несколько сотен разновидностей страха, при этом о патологичности или физиологичности страхов говорится довольно условно, поскольку страхи могут являться адекватной, мобилизующей реакцией на реальную угрозу. По данным некоторых исследователи, у 40% людей отмечается страх змей, 31% — высоты, 21% — лечения у стоматолога, 15% — смерти. Многие люди даже не подозревают о наличии у них какой-либо разновидности страха до того, пока не столкнутся с соответствующей ситуацией. Например, страх высоты у многих сельских жителей впервые возникает в городе при выходе на балкон многоэтажного дома. Кроме того, детские страхи являются скорее правилом, чем исключением. Для оценки степени патологичности страхов используют параметры адекватности (обоснованности), интенсивности, длительности, степени контролируемости человеком чувства страха. Методы исследования эмоциональной сферы: наблюдение, беседа, скрининговые опросники (шкала депрессии Гамильтона, госпитальная шкала тревоги и депрессии), опросник Спилберга-Ханина, тест Люшера, стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ), меитодика исследования фрустрационной толерантности Розенцвейга и др. ВОЛЯ Воля –способность к активной, сознательной и целенаправленной деятельности. Волевая сфера в рамках познавательных процессов представлена мотивационным аспектом. При этом существенным является оценка влияния мотивационных процессов и активности личности в познании действительности. Выделяют такие особенности волевой деятельности как: целеустремленность, решительность и настойчивость, которые могут выступать также в виде индивидуально-психологических особенностей. Мотивацией называется процесс целенаправленной, организованной и устойчивой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей. В мотивационной сфере выделяют несколько параметров: -широта, - гибкость, - иерархизированность. Данные параметры характеризуют процесс мотивации с различных позиций, охватывая как качественное разнообразие, возможность ее изменяться, так и уровневое строение. Для клинической психиатрии значимым является факт тесной связи мотивации и активности с двигательными процессами. В связи с этим нередко волевая сфера обозначается как двигательно-волевая. К нарушениям волевой деятельности относится большое количество симптомов и отклонений. Одним из наиболее важных является нарушение структуры иерархии мотивов, часто встречающееся в условиях психической болезни. Суть нарушения заключается в отклонении формирования иерархии мотивов от естественных и возрастных особенностей потребностей. Описаны такие расстройства двигательно-волевой сферы, как: - ГИПЕРБУЛИЯ — повышение волевой деятельности; - ГИПОБУЛИЯ — понижение волевой деятельности; - АБУЛИЯ – отсутствие волевой деятельности; - ПАРАБУЛИИ – извращение волевой деятельности. Одним из наиболее ярких клинических синдромов парабулий считается кататонический синдром. Он включает в себя несколько симптомов: 1. стереотипии — частое, ритмичное повторение одних и тех же движений; 2. импульсивные действия— внезапные, бессмысленные, нелепые акты без достаточной критической оценки; 3. негативизм — проявление беспричинного отрицательного отношения ко всякому воздействия извне в виде отказа, сопротивления, противодействия. 4. эхолалия, эхопраксия — повторение больным отдельных слов или действий, которые произносятся или производятся в его присутствии. 5. каталепсия («симптом восковой гибкости»)- застывание больного в одной позе, возможность сохранять приданную позу в течение длительного времени. Другим нарушением двигательно-волевой сферы считается формирование патологических влечений. ВЛЕЧЕНИЯ – инстинктивная форма деятельности. 1. Пищевой инстинкт: - БУЛИМИЯ — патологическое желание постоянно часто и много есть, нет чувства насыщения (опухоль 3 желудочка). - АНОРЕКСИЯ — отсутствие аппетита, подавление желания есть. - ИЗВРАЩЕНИЕ АППЕТИТА – у здоровых людей с нарушениями обмена веществ. 2.Половой инстинкт: усиление, снижение, извращение. 3.Инстинкт самосохранения: усиление, снижение, извращение (нанесение себе увечий – шизофрения, глубокая ст. слабоумия, психопатии). Другая группа патологии влечений: навязчивые и импульсивные влечения. Навязчивые влечения – контрастные желания. Один из вариантов - ДИПСОМАНИЯ — патологическое, непреодолимое влечение к запоям. Кроме перечисленных в детской клинике описаны синдромы патологического непреодолимого влечения выдергивать волосы (трихотилломания), грызть и поедать ногти (онихофагия), считать окна в домах, ступени на лестницах (арифмомания). Импульсивные влечения - остро возникающие влечения, овладевающие рассудком больного. Выделяют следующие варианты импульсивных влечений: - КЛЕПТОМАНИЯ — патологическое, непреодолимое влечение воровать ненужные данному человеку предметы. - ПИРОМАНИЯ — патологическое, непреодолимое влечение к поджогам. - ДРОМОМАНИЯ — патологическое, непреодолимое влечение к бродяжничеству. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки 1. Понятие об эмоциях, чувствах. 2. Настроение, страсть, аффект (физиологический, патологический). 3. Нарушение аффективной сферы (повышение, понижение, извращение и другие расстройства). 4. Понятие о воле, этапы волевого процесса. 5. Клинические варианты нарушения двигательно-волевой сферы. 6. Основные симптомы расстройства влечений. 7. Перечислить основные признаки кататонического синдрома. 8. Методы исследования эмоционально-волевой сферы. Темы для рефератов 1. Современные теории эмоций. 2. Нарушение аффективной сферы при различных психических и соматических заболеваний. 3. Воля и мотивация в норме и патологии. 4. Нарушение воли и поведения у детей. Л И Т Е Р А Т У Р А 1. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. – Киев: Здоровья, 1986. 2. Банщиков В.М., Короленко Ц.П., Давыдов И.В. Общая психопатология. – Москва, 1971. 3. Гиндикин В.Я. Лексикон малой психиатрии. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. 4. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия. - М.: Медицина, 2000. 5. Жмуров В.А. Общая психопатология. – Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1986. 6. Каплан Г.И., Сэдок Б.Д. Клиническая психиатрия. Т1,2. М.: Медицина, 1994. 7. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М.: Медицина, 1985. 8. Руководство по психиатрии / Под ред. Г.В. Морозова. – В 2-х т. – М.: Медицина, 1988. 9. Руководство по психиатрии / Под ред. А.В. Снежневского. – М.: Медицина, 1983. 10. Рыбальский М.И. Иллюзии и галлюцинации. – Издательство «Маариф», Баку, 1983. 11. Меграбян А.А. Общая психопатология. М.: Медицина, 1972. 12. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М.: Мед Пресс, 1999. 13. Тиганов А.С. Руководство по психиатрии. Т. 1-2. М.: Медицина, 1999. 14. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии в 2 тт. – М.: Издательский центр «Академия»; СПб.: «Белый кролик», 1996. АННОТАЦИЯ. В методических рекомендациях в краткой и систематизированной форме изложены основы общей психопатологии, которая является фундаментом для последующего успешного, углубленного изучения частной психиатрии. Дана характеристика и классификация расстройств познавательной и эмоционально-волевой сферы, а также диагностика и дифференциальная диагностика наиболее часто встречающихся психических нарушений, а так же симптомы и синдромы психических заболеваний с учетом их современного клинического патоморфоза. Методическое пособие иллюстрировано таблицами и схемами, включает в себя контрольные вопросы и темы для рефератов, а также указатель литературы, что облегчит студентам подготовку к практическим занятиям по общей психопатологии. |