ПАТОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ, ИНТЕЛЛЕКТА ВНИМАНИЕ ВНИМАНИЕ –сосредоточение психической деятельности на каком-то определенном объекте, присуще любому познавательному процессу (воспроизведению, воспоминанию, памяти) и выступает как форма, способность и организации этих процессов. Умение быть внимательным имеет значение не только в обогащении знанием, умением, навыками, но и в развитии личности в целом. Основные свойства внимания: объем, распределяемость, устойчивость, концентрированность, переключаемость. ВИДЫ внимания: непроизвольное, произвольное. ФАКТОРЫ, способствующие привлечению внимания: 1. Характер объекта восприятия (сила раздражителя, новизна, оригинальность, яркость, контрастность). 2. Структурная организация объекта (объединенные в единую структуру объекты легче воспринимаются, чем беспорядочно разбросанные). 3. Отношение к объекту (то, что способствует удовлетворению потребностей, интересам и желаниям человека, привлекает его внимание прежде всего). ВИДЫ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ: 1. Сужение объема внимания – неспособность удерживать внимание в зоне целенаправленной деятельности достаточно большое число представлений и свободно оперировать ими (упускаются и не принимаются в расчет определенные обстоятельства, больной рассеянный, забывчивый, легко ошибается при счете). 2. Уменьшение глубины внимания – преобладания пассивного (произвольного) внимания над активным. Проявляется повышенной отвлекаемостью, ослаблением наблюдательности, неустойчивостью внимания. Больным трудно развить свою мысль до логического завершения. Вопросы выслушиваются не внимательно, приходится повторять, отвечают невпопад, не доводят начатое дело до конца. 3. Чрезмерная истощаемость - снижена способность к длительному сосредоточению вследствие повышенной утомляемости. Работоспособны больные непродолжительное время, они сонливы, непоседливы. 4. Тугоподвижность внимания – неспособность к быстрому и частому переключению внимания, инертность установок, застревание в беседе на одной какой-либо теме. 5. Нарушение направленности внимания – внимание приковано к явлениям, заслоняющим от больных действительно важные стороны жизни (при самокопании, самоанализе, постоянных размышлениях о правильности своих поступков, ипохондрической фиксации). Методы исследования расстройств внимания: корректурная проба, счет по Крепелину, отыскивание чисел по таблицам Шульте. ПАМЯТЬ ПАМЯТЬ – сохранение следов воспринятого, которое слагается из трех компонентов: 1. Фиксации – удержании 2. Ретенции – сохранении, запоминание 3. Репродукции – воспроизведение. Классификация памяти: - по характеру психической активности: двигательная, эмоциональная, словестная, наглядно-образная, зрительная, слуховая, обонятельная, осязательна, вкусовая. - по цели: произвольная, непроизвольная. - по времени сохранения: кратковременная, долговременная. - Качества продуктивности памяти: объем, быстрота, точность, длительность и готовность. Память зависит от степени ясности сознания, особенностей внимания, настроения, преобладающих интересов и установок. НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ:  1. Гипермнезии (обострение памяти). 2. Гипомнезии (ослабление памяти). 3. Амнезии (отсутствие памяти): - Фиксационная амнезия (утрата способности запоминать новые сведения). Корсаковский синдром – для него характерна фиксационная амнезия, парамнезии (конфабуляции, псевдореминисценции), ретроградная амнезия; - Ретроградная амнезия (выпадение событий, которые предшествовали состоянию измененного сознания); - Антероградная амнезия (утрата воспоминаний о событиях, непосредственно следующих за окончанием бессознательного состояния); - Прогрессирующая амнезия. 4. Парамнезии (качественные нарушения памяти): - Псевдореминисценция (иллюзия памяти), характеризуется нарушением локализации событий во времени; - Конфабуляции (пробелы памяти замещаются патологическими вымыслами); - Криптомнезии (нарушается способность идентифицировать источник воспоминаний). Методы исследования памяти: исследование памяти на отдаленное прошлое, на близкое прошлое, изучение акта запоминания. Патопсихологические методики – методика запоминания 10 слов, пиктограмма и др. МЫШЛЕНИЕ МЫШЛЕНИЕ– отражение связи между предметами и явлениями реального мира. Этапы мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, классификация, систематизация, образование понятий, суждений и умозаключений. Виды мышления: 1. Наглядно-действенное (до 5 лет). 2. Конкретно-образное (с 5 -10 лет). 3. Абстрактно-логическое (с подросткового возраста). ПАТОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ: 1. Нарушение мышления по темпу (ускоренное - при маниакальных состояниях и замедление - при депрессии). 2. Нарушения мышления по форме. 3. Нарушения мышления по содержанию. Нарушения мышления по форме: 1. Разорванное – нарушение смысловой связи в предложениях при сохранении грамматической. 2. Бессвязное – нарушение не только смысловой связи в предложениях, но и грамматической. 3. Резонерство – «бесплодное мудрствование», пустые рассуждения. 4. Персеверация – повторение одних и тех же слов или фраз. 5. Шперрунг – остановка мыслей. 6. Вербигерация – речевая стереотипия, бессмысленное нанизывание слов и звуков. 7. Обстоятельность мышления – вязкое, тугоподвижное мышление (больной с трудом переключается с одной темы на другую, застревает на незначительных деталях). 8. Символическое мышление -в жизни человек использует различные символы, например, черный цвет одежды – символ траура. У больных в те или иные знаки, рисунки, цвета вкладывается особый смысл, понятный только ему. 9. Эхолаллия – непроизвольное повторение речи окружающих. 10. Ментизм– непроизвольное, насильственное возникновение нецеленаправленного потока мыслей, воспоминаний, представлений. 11. Аутистическое мышление- мышление, опирающееся не на факты реальной жизни, а на переживания, обусловленные внутренним миром больного. Нарушение мышления по содержанию: Навязчивые идеи. Сверхценные идеи. Бредовые идеи. 1. Навязчивые состояния (обсессии) – это переживания, возникающие помимо воли человека, он понимает их нелепость, но не может от них избавиться, при сохранении критического отношение к ним (страхи, сомнения, опасения, воспоминания, влечения, ритуалы (защитные действия, приносящие удовлетворение). Классификация обсессий Идеаторные обсессии | Навязчивые страхи (фобии) | Навязчивые действия | Навязчивые влечения | Навязчивые: - мысли - воспоминания - представления - сомнения | - кардиофобия - клаустрофобия - агорофобия - спидофобия - канцерофобия - тонатофобия - эрейтрофобия - фобофобия - лиссофобия | (не сочетающиеся и сочетающиеся с фобиями) - мытье рук - напевание мелодий -подергивание плечами - ритуалы | (при наличии борьбы мотивов) -желание закричать -цинично выругаться -ударить человека | По содержанию навязчивых переживаний Классификация обсессий |