МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Опыт применения смертной казни в Украине





Нет единого мнения о времени возникновения смертной казни. Большинство исследователей склоняются к тому, что впервые смертная казнь была введена Двинской уставной грамотой в 1397 Однако, первое официальное упоминание о смертной казни приводится в "Повести временных лет".

Применение смертной казни в Киевской Руси было связано с введением христианства Великим князем Владимиром и развитием церкви, которая была призвана выполнять важные для государства идеологические и морально-этические функции.

Отношение церкви к смертной казни было неоднозначным. С одной стороны, она носитель христианской веры должна была бороться за отмену обычая кровной мести у славян-язычников и смертной казни вообще, а с другой - в некоторых случаях церковь сама становилась инициатором введения смертной казни. Учитывая, что в византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение и полностью зависела от императора, князь Владимир, который еще больше хотел усилить свою власть, предпочел услугам константинопольского патриарха.

Дальнейшее развитие права зафиксирован в Русской Правде, которая была принята как нормативно-правовой акт во времена правления Ярослава Мудрого (1019-1058). В ст. 1 краткой редакции Русской Правды санкционировалась кровная месть. То есть этот древний обычай стал нормой обычного права. В то же время эта норма строго ограничивает круг родственников, имевших право мести. Следует подчеркнуть следующее: если убитый не имел родственников, право мести предоставлялось князю, который имел право применять веру и получить в свою пользу с виновного лица 40 гривен.

Кровная месть в Киевской Руси была отменена позже сыновьями князя Ярослава, о чем свидетельствует ст. 2 Русской Правды в другой (расширенной) редакции. Она устанавливала денежный выкуп вместо мести. Размер штрафа зависел от статуса убитого. Однако, хотя смертная казнь законодательно была отменена, это не значит, что ее не применяли в отдельных случаях. Дальнейшее развитие институт смертной казни в Киевской Руси получил во время феодальной раздробленности, когда на территории единой Киевского государства становились самостоятельными государственными слоями отдельные земли во главе с князем 10 .

Однако следует отметить, что отдельные исследователи утверждают, что якобы не только законодательству, но и эпоса Киевской Руси смертная казнь не была известна 11 .

Отсутствие смертной казни как вида наказания в законодательных актах Киевской Руси не означает отсутствия ее реального применения. Как уже отмечалось, древние источники свидетельствуют, что смертная казнь применялась в случаях государственной измены, преступлений против христианской веры и неповиновения властям.

Смертная казнь как вид наказания в истории отечественного права - явление закономерное, которое генетически имеет происхождение из кровной мести. Но естественное объективное назначения этого вида наказания будто для защиты жизни человека на протяжении всей истории Киевской Руси и позже, даже в наше время, как функция высшей меры наказания так и не признана необходимой. В наше время в условиях нестабильности демократических институтов украинской государственности, усиления криминализации общества и увеличение количества убийств, в том числе на заказ, по политическим мотивам, мы должны формировать мнение населения о том, что смертная казнь не является панацеей в борьбе с преступностью12 .

Смертную казнь применяли также и казаки за тяжкие наказания. В частности, во время военного похода казака, употреблял спиртные напитки и тем самым мог подвергнуть угрозе жизни товарищей, закапывали живьем в землю или топили.

Значительную роль на украинских землях в течение 16 ст. играли Литовские статуты, в которых за умышленные преступления виновный отвечал в полной мере. За умышленное убийство преступник наказывался смертью, а с его имущества взималась так называемая «головщина» и другие расходы, связанные с причинением материального ущерба; или же, строгое наказание предусматривалось за кражу: при краже лошади или рецидивов предполагалось повешение; одновременно преступление, совершенное шляхтичем наказывался только штрафом, чем такие же противозаконные действия простого человека. В частности, в случае причинения ран шляхтичем шляхтичу винный наказывался отсечением руки. За подобное преступление совершено по простого человека, виновный шляхтич наказывался штрафом, если простолюдин ранил шляхтича, он подлежал смертной казни. То есть, можно констатировать факт, что смертная казнь применялась только к лицам, которые занимали низшие ступени социальной лестницы.

Устав 1529 предусматривал смертную казнь за совершение преступлений против религии и церкви; против государства; против порядка управления; против правосудия; против военных; против жизни, здоровья и чести человека; имущественных. Наказание виновных лиц определялось по-разному в зависимости от классовой и сословной принадлежности как потерпевшего, так и преступника. Когда был убит шляхтич несколькими шляхтичами и все они были признаны вин-ными, то наказывался смертью только один, по выбору обвинителя (истца), другие приговаривались к тюремному заключению и выплате «головщина».

Если шляхтича убили простые люди, то смертная казнь ждала всех, сколько бы их не было, только в случае убийства в драке количество простых людей, которые подлежали наказанию смертью, ограничивалось тремя лицами. Когда еврей еврея убил, ранил или побил, то суд между ними должен быть осуществлен на основе их права и привилегии.

Во времена Петра I подобный вид наказания устанавливался за 123 преступления. Царица Елизавета Петровна приостановила исполнение смертной казни, хотя и окончательно не отменила этот вид наказания.

В начале XX века смертная казнь в Российской империи применяли в качестве орудия борьбы с оппозиционными власти силами в обществе. В Советском Союзе она предусматривалась за государственные и некоторые другие преступления, но 26 мая 1947 смертную казнь, в мирное время, было отменено и заменено на осуждение до 25 лет исправительно-трудовых лагерей.

Позже смертную казнь выделили самостоятельной статьей, как исключительную меру наказания, вплоть до ее отмены. Было определено исчерпывающий перечень преступлений, за совершение которых могли назначить этот вид наказания, а именно: измена родине, шпионаж, диверсия, террористический акт, бандитизм, убийство при отягчающих обстоятельствах. Смертная казнь не применялась к лицам, не достигшим совершеннолетия (18 лет), женщин в состоянии беременности на момент совершения преступления, вынесения или исполнения приговора.

В независимой Украине смертная казнь существовала как исключительная мера наказания в виде расстрела и устанавливалась она за особо опасные преступления против жизни, правосудие, за военные преступления, но решением Конституционного Суда Украины было признано, что смертная казнь противоречит Конституции Украины. Окончательно, как вид наказания 13 .





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.