Основные методы проведения уроков по уголовному праву Метод обучения – совокупность приёмов, система взаимосвязанных действий преподавателя и учащихся, устойчиво ведущая к достижению цели. Преподавание основ уголовного права подразумевает за собой использование различных методов обучения. Методические приёмы и сами методы отождествляют со средствами обучения и воспитания. К ним относятся: 1) различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и т.д.); 2) совокупность предметов материальной и духовной культуры; 3) педагогической деятельности (наглядные пособия, правовая и др. лите- ратура, СМИ и т.д.) выполняют функцию наглядности. Методы обучения рассматриваются на двух уровнях: общедидактический (общие методы педагогической деятельности, сущность методов, специфика каждого из них) и частнопредметный (уровень приёмов, из которых и состоят частнопредметные методы, отражающие содержание и специфику предмета). Частно-дидактические методы свойственны отдельным звеньям процесса правового обучения: методы закрепления и повторения; методы контроля успешности; методы стимулирования воли, интереса к учению и участникам деятельности. [19 с. 134]. Для каждого метода свойственны: целенаправленность (если цель не достигнута, то выбранный метод не адекватен цели); средства; процесс изменения объекта; результат применения (достигнутая цель). Метод обучения – это взаимодействие учителя и учащихся, при котором учитель системой последовательных и упорядоченных действий, с помощью различных средств организует познавательную и практическую деятельность учащихся по усвоению учебного материала. Методы обучения основ уголовного права, отвечающие на вопрос, как изучать правовые знания, это приемы, способы, подходы, используемые в процессе правового обучения для достижения целей правового образования. Название метода обучения свидетельствует о специфическом для него способе усвоения и организации усвоения учебного материала. Вот несколько примеров методов, которые можно использовать на уроках уголовного права: Так, например, объяснительно-иллюстративный метод часто используется для организации первоначального усвоения знаний. Это способ усвоения новой и готовой информации. Он состоит в устном изложении юридической информации, в демонстрации наглядных пособий: диаграмм, карикатур и т. п. К приемам данного метода относят описание, то есть раскрытие внешних признаков, объяснение, повествование, демонстрацию. Повествование – это последовательное изложение, которое может быть представлено аналитическим повествованием (объяснение, доказательство) или рассказом (образным повествованием, имеющим сюжет и фабулу). Приемы объяснительно-иллюстративного метода, но во всех случаях педагогическая сущность этого метода одинакова: ученик осознанно воспринимает предъявленную учителем готовую информацию. Репродуктивный метод обеспечивает усвоение способов деятельности. Учитель конструирует задания на воспроизведение (репродуцирование) действий, например, просит ученика пересказать объяснение, изложить содержание фрагмента нормативно-правового акта после его прочтения, ответить на вопрос, не требующий поиска. Во всех этих случаях ученик повторяет то, что ему известно. Сущность исследовательского метода состоит в организованном усвоении опыта творческой деятельности, творческом усвоении и применении знаний. Существует мнение о том, что в отличие творчества от других способов деятельности, становящихся умениями, состоит в том, что последние, усвоение которых формирует умения и навыки, можно показать или изложить поэлементно, после чего другой человек может их повторить. Процедуры творческой деятельности показать нельзя. Их усвоение требует особых способов. Исследовательский метод формирует навыки, умения процедуры именно творческой деятельности. Примерами процедур творческой деятельности могут служить такие, как самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение альтернативы в решение проблемной задачи. Творчество – это умственная деятельность, с помощью особых процедур приводящая к созданию качественно нового объекта материального, практического, организационного, интеллектуального характера. Учитель, применяющий этот метод, конструирует или подбирает по теме урока проблемы и проблемные задания, которые предъявляют ученику в определенной системе. Ученик выполняет эти задания самостоятельно. Например, школьник должен определить, можно предъявить адвокату обвинение в «недоносительстве», может ли адвокат быть свидетелем в суде, кто может и обязан хранить личную тайну и т. д. Чтобы ответить на эти вопросы, ученик должен высказать предположение и сверить его с фрагментами соответствующих статей закона. Исследовательский метод обучения создает условия для того, чтобы учащийся на доступном ему уровне смог приобретать навыки научного познания. Проблемные задачи могут конструироваться и на наглядной основе. Приведем фрагмент учебного пособия Я. В. Соколова, А. С. Прутченкова – «Президент – глава государства» [6, с. 101]. Сущность эвристического (частично-поискового) метода обучения состоит в том, что учитель, поставив проблему, трудную для самостоятельного решения, делит ее на подпроблемы, а затем серией взаимосвязанных вопросов подводит ученика к решению. При таком методе обучения ученик самостоятелен лишь на отельных этапах учебного исследования. Исследовательский и эвристический методы наряду с методом проблемного изложения, когда учитель ставит проблему и цепью суждений раскрывает ее решение, показывая при этом противоречивость и сложность процесса познания, составляют основу проблемного обучения. Учитель, используя метод проблемного изложения, время от времени прерывает свой рассказ и предлагает ученикам высказать предположение, сформулировать вопрос, который был бы уместен в данный момент. Таким образом, создайся условия для того, чтобы ученики следили за движением мысли учителя, участвовали в его рассуждениях. И.Я. Лернер предлагает следующие задания, позволяющие усвоить нормы правильного мышления: 1. Полностью воспроизвести воспринимаемый устный или письменный текст. 2. Изложить его кратко. 3. Озаглавить текст или его части. 4. Сформулировать определение по описанию. 5. Выделить отдельные признаки явления по описанию. 6. Воспроизвести сравнение сходных объектов. 7. Обобщить признаки и свойства явлений. 8. Расчленить объект на его элементы по описанию. 9. Воспроизвести систематизацию однотипных или разнотипных явлений. 10. Воспроизвести раскрытие общего на основе конкретных явлений, конкретизировать общее. 11. Систематизировать приведенные учителем или в тексте доказательства. Данное задание можно использовать и для того, чтобы обучаемые лучше усваивали правовую литературу. Отечественные ученые в каждой предметной области традиционно выделяют специальные (предметные) умения. Остановимся более подробно на специальных умениях, формируемых посредством определенных приемов в правовом обучении: • умение объяснять значение юридических терминов, называть важнейшие признаки юридических понятий; • умение комментировать юридические тексты; • умение применять юридические знания для анализа конкретных жизненных ситуаций; • умение формулировать и аргументировать свою точку зрения при разборе ситуации с позиции права; • умение осуществлять свои законные права и свободы на практике в различных сферах; • умение составлять некоторые официальные бумаги (заявления, жалобы, расписки, доверенности); • умение проектировать правомерное поведение в юридически значимых ситуациях, давать оценку поступков людей, собственных действий с позиции права [12, с. 204]. Для того чтобы перейти к изучению уголовного права необходимо сформировать специальное умение, так как данный вид умений позволяет лучше усваивать нормы уголовного права. В данном контексте перейдем к рассмотрению соотношения специальных умений и формирующих их методических приемов. Специальные умения, которые необходимо развивать: 1.Научить читать юридическую литературу, анализировать ее,ориентироваться в основных юридических источниках. Возможные методические приемы: во время уроков необходимо демонстрировать кодексы и другие нормативно-правовые акты, источники права, объяснить, каким образом в них можно найти необходимую информацию. Во время самостоятельной работы по решению юридических задач разрешать учащимся пользоваться справочной литературой. 2.Стимулировать чтение юридической литературы. Возможные методические приемы: Организовывать в кабинете права (в школьной библиотеке) тематические выставки нравственно-правовой литературы по программе правоведческого курса. Организовывать выступления библиотекаря о новых поступлениях юридической литературы. Дать задания каждому учащемуся подготовить аннотацию на одну из прочитанных книг юридического содержания. 3.Научить учащихся определять, является ли данная ситуация юридической, видеть в жизненных ситуациях правовые проблемы. Возможные методические приемы: Дать задание написать рецензию на «правовой» спектакль, кинофильм, книгу; прочитать газетную статью, проанализировать ее и дать оценку описанным в ней событиям с позиции законодательства. Регулярно использовать на уроках альтернативные упражнения, содержащие вопрос: «Какая из двух ситуаций юридическая, а какая моральная?» 4. Научить ориентироваться в отраслях российского права. Возможные методические приемы: Можно предложить учащимся решить «уголовно-правовой» кроссворд; написать «правовой» диктант по основным определениям уголовного права, определить отрасль права по специально подготовленному для этого плакату, видеосюжету, иллюстрации; ответить, нормами какой отрасли права регулируются события, описываемые в книге. На мой взгляд, данные методические приемы необходимо применять для формирования специальных умений в области уголовного права, так как это поможет облегчить усвоение нормативно-правовой базы уголовного права. Теоретический анализ литературы по данной теме позволил сделать вывод, что содержание правового образования – это «содержание триединого целостного процесса, характеризующегося: отношением опыта предшествующих поколений; воспитанием типологических качеств личности; умственным и физическим развитием человека». [16, с.34] Таким образом, важной особенностью процесса преподавания правовых знаний в школе, является доминирующий характер воспитательных целей и задач правового обучения. Речь идет о направленном воспитательном воздействии на ученика – правовом воспитании. А также необходимо отметить, что в процессе правового воспитания школьник воспринимает правовые механизмы разрешения конфликтов в обществе, развивает свое индивидуальное правосознание. Цель правового образования состоит в передаче правовых ценностей новым поколениям в учебном процессе. При этом задачей правового образования является формирования самостоятельной формы сознания – правосознания как совокупности представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву, правовым явлениям в общественной жизни. |