МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Цели и задачи школьного правового образования





Введение

Проблема правового образования представляет в настоящее время особую актуальность, так как без качественного правового образования невозможно построить в Российской Федерации правовое государство, повысить уровень правосознания населения. Вопрос преподавания отдельных отраслей права в школе не достаточно проработан и изучен. В частности необходимо отметить важность изучения преподавания основ уголовного права.

Актуальность темы исследования обусловлена происходящими демократическими преобразованиями в социально-экономической и политико-правовой сфере жизнедеятельности общества.

В России в настоящее время правовое образование находится в центре внимания педагогической общественности. Отличительной чертой российского правового образования является разнообразие подходов к его содержанию. Суть его заключается в том, что содержание всех школьных предметов формирует человека – гражданина. Правовое образование в этом смысле это – образование, направленное на формирование человека – гражданина, личности, которой присущи правовые качества.

Уголовное право представляет собой ведущую отрасль права, которая регулирует важнейшую сферу человеческих отношений, указывая на то, какие

деяния являются противоправными и общественно опасными для личности,

общества и государства, и назначая за их совершение определенное наказание.

Политические и социально-политические процессы, которые происходят

в России в течение последних десятилетий, привели к росту преступности и

усилению криминализации общества, что делает изучение уголовного права все

более актуальным и необходимым.

Степень научной разработанности. Учитывались выводы, содержащиеся в трудах Вакуленко В.А. ,Морозовой С.В., Сидоровой Н.В. , Шкарлупиной Г.Д. и других специалистов.

Объектом исследованияявляется система преподавания основ уголовного права в школе.

Предметом исследования являются концептуальные основы школьного правового образования в Российской Федерации.

Цель работысостоит вопределении педагогических условий правового образования. Достижение данной цели определило постановку и решение следующих задач:

– изучить и охарактеризовать цели и задачи школьного правового образования;

– рассмотреть содержание и структуру уголовно-правового образования в школе;

– методически разработать учебное занятие.

Методологическая основа работы. В процессе работы применялся описательный метод, включающий приемы наблюдения, сопоставления и обобщения.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав разделённых на параграфы, заключения и списка использованных источников.

 


Правовое образование в школе

Цели и задачи школьного правового образования

Общественные устои современной России получили законодательное выражение в Конституции РФ 1993 года, которая закрепила, что Россия – демократическое, правовое государство (ст.1 Конституции РФ). Именно правовое государство, включающее целый комплекс правовых особенностей, строит жизнь в обществе на качественно новых принципах, главным из которых является верховенство права. Чтобы жить по законам, необходимо не только знать закон, но и уметь его применять, и осознавать последствия его нарушения как для личности в частности, так и для общества в целом [1].



Еще в середине 90-х годов прошлого века, когда жизнь в рамках правового государства только выстраивалась, приоритетной задачей общества ставилось всестороннее воспитание личности, которая обладает правосознанием, гражданской культурой, проявляет свою свободную волю, сознательно участвуя в реализации принципов демократического правового государства.

Именно правовая личность способна использовать право, формальную правовую свободу, реализует свою активность, права контроля и самозащиты от правового и политического неравенства, нарушений прав и свобод человека [8, с. 13-16].

Школа, как социальный институт образования, играющий важную роль на этапе личностного становления учащихся, формирует правовую компетентность учащихся, которая становится решающим шагом на пути к правовой личности.

Следует подчеркнуть, что в XXI веке в развитии российского образования происходят серьёзные преобразования, направленные в первую очередь на перспективу общественного развития.

В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу [11, с. 23].

Акцент сделан на интеллектуальную, гражданскую, духовную и культурную жизнь обучающегося. Отношение к школе как к единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и нравственного состояния общества и государства, а также успешной социализации детей.

Два десятка лет дискутируется вопрос о том, каким образом ввести правовое знание в основу базовой культуры личности. Разработанные в конце XX – начале XXI вв. Концепции правового образования, получили широкое развитие в современном образовательном процессе. Правовое образование рассматривается в них как социализация ребенка в ходе учебно-воспитательного процесса, освоение современной системы социальных ценностей, развитие качеств и навыков, позволяющих личности эти ценности реализовать, отстаивать и защищать. Подчеркивается, что социализация должна реализовываться в самой правовой атмосфере школьной жизни, а модель правового образования должна представлять как собственно правовое образование школьников, так правовое пространство школы, под которым понимается освоение современной системы социальных ценностей самими педагогами, учащимися и родителями, т. е. всеми участниками образовательного процесса [12; 108].

При оценке места и роли правового образования и воспитания в школе на современном этапе общественного развития предлагается исходить из потребностей школьников в получении знаний в области права; из интересов государства, связанных с воспитанием правовой культуры граждан; из необходимости обобщить и систематизировать педагогический и методический опыт, накопленный в области правового образования школьников. При этом правовое образование должно строиться на признании принципа единства обучения и воспитания. Правовые знания должны выступать не в качестве самоцели, а необходимого средства воспитания и развития личности.

Ориентируя систему правового образования школьников на формирование правовой культуры гражданина России, в нижеперечисленных документах подчёркивается важность приобщения личности школьников к ценностям права и к опыту позитивного, социально полезного поведения в правовой сфере. Правовая культура личности выражается в единстве правовых знаний, адекватно отражающих правовую действительность, эмоционального социально полезного отношения к правовым явлениям и правомерного поведения [12, с. 76].

Говоря о структуре правовой культуры общества, теоретики права выделяют присущие ей составные элементы: юридическую науку, правовую идеологию, утверждающую и обосновывающую правовые ценности, правовую психологию (обыденные правовые представления и социальные эмоции по отношению к правовым явлениям), объективное право и законотворчество, правоотношения, правопорядок и способы его охраны, развитое общественное

правосознание как ядро правовой культуры общества [12, с. 78].

Под правовой культурой понимается общее состояние законодательства, работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права. При этом подчёркивается, что понятие «правовая культура» более широкое и емкое, нежели просто надлежащий уровень правосознания; главное в правовой культуре - высокое место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем «юридическом хозяйстве» страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права, уровень правового образования и т. д.). [7, с. 78].

Вышеизложенное позволяет определить приоритетную цель правового образования учащихся школы – формирование правового сознания обучающихся, под которым теория права понимает отношение людей к праву, осознание ими ценностей естественного права, прав и свобод человека и одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует естественному праву, правовым ценностям и идеалам. Надлежащий, высокий уровень правосознания, проявляется в законопослушании, в правовой активности, в полном и эффективно использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации. [21, с. 84-93].

Анализ системы работы по правовому образованию позволяет говорить о том, что уровень правовых знаний у учащихся школы растёт, возрастает соотнесение правовых знаний и поведения. Вместе с тем, приходится сталкиваться с проблемой «детской» интерпретации тех или иных норм права, которая показывает, что правовые знания есть, а вот значимость, оценка этих знаний порой приобретает гипертрофированную форму, особенно, в разговоре о наказании за нарушение закона, о юридической ответственности. Дети больше склонны к варианту безнаказанности, а в ряде случаев приводят примеры попустительства в отношении правонарушителя, особенно несовершеннолетнего [7, с. 4-9].

Надо признать, что с одной стороны, строгость наказания являлась

«устрашающим», «останавливающим» фактором. С другой, лицо, отбывшее наказание в виде лишения свободы, в ряде случаев не извлекало уроков и шло на новое преступление. Следует вместе с тем признать, что осуществляемый вариант изменения системы наказаний в уголовном праве ориентирован на правовое и общественное воспитательное воздействие. Думается, что, скорее всего, реформаторы права, подразумевают усиление правового влияния на личность правоохранительных органов, давая шанс, осознав пагубность содеянного, найти достойное место в социуме. Общество в такой ситуации должно направлять свои усилия на формирование ответственности взрослого населения перед законом всеми доступными средствами, и обязательно, что более важно, искать пути решения актуальной проблемы: как не допустить приход самых молодых в мир беззакония и произвола.

Старшие подростки с одной стороны уже имеют определенный жизненный опыт, в том числе опыт правовых отношений как положительный, так и негативный, с другой – это период, время выбора дальнейших путей образования, вхождения в большую жизнь. Осмысление такого опыта приобретает для него актуальность, имеет личностный смысл. Работа по правовому образованию делает акцент на признание ценности прав человека, подразумевая, прежде всего, воспитание в человеке чувства собственного достоинства, осознание своих прав, умение их реализовать и защитить, признание прав других людей. Достаточно долог процесс осознания учащимися жизненной роли права, умения строить правовые отношения, разрешать конфликты и споры правовыми средствами [16, с. 84].

Таким образом, реализация цели правового образования в современной школе имеет ряд особенностей, ставящих перед педагогами конкретные задачи, направленные на формирование у учащихся потребности жить по закону.

Содержание и структура правового образования в школе

В настоящее время происходит отстаивание всестороннего подхода к реализации идеи правового образования в школе. Оно не может быть реализовано исключительно в рамках отдельного учебного курса. Более эффективным является включение компонентов правового образования в тематику различных школьных предметов и внешкольных мероприятий, а также соответствующая организация уклада школьной жизни. Процесс обучения и воспитания призван сформировать у учащихся представление о обществе, его нормах и ценностях.

Специфика содержания правового образования позволяет реализовывать его в следующих формах:

• межпредметная, где основное содержание гражданско-правового образования включается в ряд предметов общего образования. Такие как: история, литература, иностранные языки, предметы естестественно-математического цикла, предметы художественно-эстетического цикла, основы безопасности и жизнедеятельности, физическая культура;

•воспитательная;

•институциональная (т.е. организация школьного сообщества, в котором реализуется гражданско-правовое образование).

Педагогические коллективы самостоятельно выбирают формы реализации правового образования исходя из собственных возможностей и особенностей детского коллектива, образовательной и социальной среды. Наиболее целесообразен комплексный подход, при котором сочетаются все вышеперечисленные формы. Именно он представляется наиболее перспективным в гражданском образовании учащихся, так как позволяет решать многие актуальные задачи модернизации современной школы: повысить роль воспитательной составляющей процесса обучения и развития школьников, сделать воспитание правового сознания единой линией педагогического воздействия, наконец определиться с важнейшими компетентностями, формируемыми у учащихся в школе, избежать перегрузки учащихся в учебном процессе.

Основными содержательными компонентами правового образования являются: политические, правовые, социальные, экономические, экологические знания и основы социально-психологических знаний, знание культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации.

Культурно-образовательное пространство школы – это часть открытой системы, связанной с будущим общества, государственной политикой в интересах детства, системой образования в Российской Федерации в целом, подсистемой правового образования и встроенных в нее предметных курсов и средств дополнительного образования во внеурочной и внешкольной деятельности [22, с. 29].

Компонентами культурно-образовательного пространства школы в контексте правового образования становятся:

содержание и формы правового образования, адекватные возрастному развитию и уровням образования, включающие в себя, наряду с традиционным перечнем основных тем, различного рода активные формы работы детей;

– уклад школы (особая среда школы) – традиции и нормы взаимодействия и взаимоотношений учащихся и педагогов в системах «учитель – ученик», «учитель – родители», «ученик – ученик», «ученик - группа сверстников»;

– содержание внеклассной и внешкольной работы, построенной на принципах самоуправления и соуправления, творческого и нормированного правом взаимодействия детей и взрослых;

– открытость образовательной системы школы внешнему социуму и прямое взаимодействие педагогов и учеников школы с ним;

– социально-педагогическое и деятельностное взаимодействие школы с родителями, ориентированное на включение родителей в реализацию правового образования.

Реализация целей и задач правового образования возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования, включающей три этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-III (IV) классы), основной (V-IX классы) и средней (полной) общей (Х-XI классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством политических, правовых и нравственных идей, преемственностью содержания правового образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание правового образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся [4, с. 34].





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.