МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Учебное занятие по уголовному праву и основные требования к нему





Основной задачей, которая стоит перед преподавателем уголовного права, называет привитие обучающимся навыков работы непосредственно с текстом уголовного закона, поскольку основным источником знаний зачастую является не УК РФ, а мнение о его нормах, изложенное в учебной или научной литературе, или же на занятиях преподавателем, в результате чего спорные и ошибочные суждения о нормах уголовного права откладываются в сознании обучающихся и формируют у них неверное представление о тех или иных аспектах уголовного права [14, с. 162], что наиболее опасно в процессе преподавания основ уголовного права в школе.

Уголовное право должно преподноситься учащимся не как изолированный комплекс правовых норм, который представляет интерес только для лиц совершивших преступления, их родственников и близких, а как звено единой

правовой системы, без которого не будут правильно функционировать все другие звенья системы. В качестве примера можно привести то, как нормы семейного права, регулирующие обязанности родителей и усыновителей, подкрепляются нормами как гражданского права, так и уголовного.

В ходе уроков по основам уголовного права необходимо сделать акцент на конституционной основе всего российского законодательства. Особое внимание учащихся необходимо обратить на ст. 54 Конституции РФ, в соответствие с которой закон, который устанавливает или отягчает ответственность за совершение деяния обратной силы не имеет, а новый закон, устраняющий или смягчающий ответственность за совершение правонарушения, применению не подлежит.

В то же время, не следует преувеличивать роль уголовного права в правовой системе. Учащимся необходимо дать понять, что меры, оказывающие воздействие на преступность, не ограничиваются только нормами уголовного закона.

Исследователи отмечают, что уровень и тенденции преступности находятся в зависимости от 200-250 экономических, демографических, политических, социальных, идеологических, правовых, психологических и других факторов, из которых только 30- 40 факторов имеют связь с качеством уголовного права [15, с. 88].

В процессе преподавания уголовного права в школе важно создать условия, при которых ученики смогут самостоятельно высказывать свою точку зрения, обмениваться мнением с другими учениками, принимать участие в дискуссии с учителем, приводить аргументы, примерять различные роли и т.д.

Поэтому для эффективности осуществления учебной деятельности преподаватель должен уметь использовать современные педагогические методики, методы и технологии, знать их особенности, а также конструировать собственные профессиональные стратегии, учитывая то, что эффективный педагогический процесс возможен только в том случае, если четко поставлены педагогические цели и задач, совместно с адекватными методами и технологиями их решения [10, с. 21-41].

Преподаватель должен рассматривать раздел «Основы уголовного права» учебника лишь как информационную базу. Нельзя ограничиваться пересказом этого текста, даже если этот пересказ будет углублен за счет детализированных экскурсов в содержание тех или иных норм и институтов уголовного закона.

Необходимо учесть то, что необходимость при использовании преподавателем терминов, бытовое значение которых отличается от юридического, напоминать учащимся о специальном смысле этих терминов. Например, институт в уголовном праве – это группа норм (обязательных правил, требований), объединенных сквозной идеей, общим предметом регулирования: институт освобождения от уголовной ответственности, институт наказания и т.д. [18, с.196].



Одна из предпосылок подпитки и поддержания интереса учащихся к уголовно-правовой проблематике – построение занятий как процесса взаимодействия с ними; ситуация, при которой преподаватель все время информирует, а учащиеся пассивно слушают, быстро гасит интерес. В качестве элементов, активизирующих преподавание основ уголовного права, представляется полезным, в частности:

а) «врезка» в структуру занятия после изложения принципиально важных либо не очень легких для восприятия положений мини-дискуссий с постановкой вопроса о мнении учащихся относительно реальности, справедливости решения законодателя и т.п.;

б) использование имеющихся в литературе вербальных тестов на выяснение позиции и степени понимания определенных положений.

В качестве вступительного замечания надо предостеречь и от некоторых опасностей, связанных с неправильными акцентами в самом подходе к изложению и закреплению учебного материала.

Во-первых, как показывает изучение практики преподавания, нередко учитель незаметно для себя подпадает под влияние плохой публицистики или популистских выступлений некоторых авторов. Имеются в виду превратившиеся в дурную традицию утверждения о «беспределе преступности», «всесилии мафии», «разгуле уголовников», «бессилии закона и правоохранительных органов» и т.п. Воспроизводство в учебной аудитории этих утверждений может привести к эффекту с обратным знаком. Вместо воспитания уважения к уголовному закону учащиеся могут получить убеждение в его никчемности в современных условиях.

Во-вторых, учитель может сделать ошибку, связанную с умолчанием о действительных трудностях и проблемах, стоящих перед законодателем и правоприменителем в сфере уголовно-правовой борьбы с преступностью. Нельзя, в частности, игнорировать или пресекать попытки учащихся (в том числе репликами с мест) сослаться на лично известные им факты безнаказанности преступников или даже на слухи, материалы СМИ и т.д. Преподаватель должен терпеливо объяснять, что уголовно-правовое регулирование включает как своевременное принятие законов, точно нацеленных на противодействие преступлениям и по возможности даже опережающих развитие, так и их применение. А последнее зависит от квалификации оперативных работников, следователей, прокуроров и судей, их моральной и психологической подготовленности, численности технического обеспечения, наконец, от поддержки населения. И преподаваемый курс призван внести некоторый вклад в обеспечение такой поддержки, которая включает не только помощь, но и контроль за правоохранительной деятельностью. Каждый гражданин должен, в частности, знать, какие средства защиты себя, близких, общества от преступных посягательств ему представляет закон; как поступать для привлечения к ответственности должностных лиц, не применяющих уголовный закон в конкретных случаях, когда это необходимо [24, с. 7-13].

В-третьих, достаточно распространенный «перекос» связан с восприятием и воспроизведением преподавателем позиции, в соответствии с которой все дело – в мягкости уголовного закона. При этом нередко следуют ссылки из вторых или третьих рук насчет того, как жестокие наказания, существовавшие или вновь вводимые в отдельных странах, якобы резко снижали уровень преступности. Этой проблемы мы касаемся при рассмотрении системы наказаний, в том числе вопроса о смертной казни. Сейчас же достаточно ответить: многовековой опыт показал, что эффективность уголовно-правового регулирования зависит не от жестокости или мягкости, как таковой, а от справедливости (наказание Должно соответствовать содеянному, последствиям, мотивам, личности виновного) и реальности его применения к преступникам, степени вероятности того, удастся ли им уйти от ответственности. Рекомендуется в этой связи задать учащимся вопрос: «Предположим, что за проезд в автобусе без билета установлено наказание в виде 10 лет лишения свободы, но при этом пассажиры точно знают, что удается поймать только одного из 2–3 тысяч «зайцев». Будут ли люди ездить без билетов?» Обычно после некоторой дискуссии учащиеся приходят к правильному выводу о том, что «вначале граждане испугаются, а увидев, что ничего не происходит, опять станут ездить «зайцами». [18, с. 209]. К соотношению между строгостью санкции и реальностью угрозы ее применения еще вернемся. Пока же надо подчеркнуть, что речь не должна идти о мягкости подхода к преступникам во что бы то ни стало. Эту абстрактно кабинетную идею нередко и совершенно необоснованно отождествляют с принципом гуманизма. Между тем этот принцип предполагает: а) заботу обо всех членах общества, включая их надежную защиту от преступных посягательств, а отнюдь не направлен только или главным образом на обеспечение законных интересов лиц, заслуживших наказание; б) в отношении последних недопустимо обращение, связанное с жестокостью, унижением достоинства, избыточностью кары. Но наказание должно быть справедливым, т.е. необходимым и достаточным для достижения его целей. Поэтому в ряде случаев оно должно быть строгим.

В-четвертых, существует соблазн присоединиться к расхожему мнению (и проводить его в учебном процессе) насчет того, что закон в борьбе с преступностью не главное, что для противодействия ей хороши все средства. Даже в различных обращениях нашей интеллигенции и в выступлениях иных политиков можно встретить призывы к «чрезвычайным мерам», включая расстрел преступников на месте. При этом авторы этих безответственных призывов, требующие поставить преступников «вне закона», не понимают или не хотят понять, что в цивилизованном обществе, в отличие от джунглей, способы и меры воздействия на нарушителей его законов определяет тоже закон. Иначе неизбежен произвол, который легко может обратиться и против авторов подобных заявлений.

Давая понятие уголовного закона и его источников, надо уделить особое внимание закреплению понимания учащимися места этой отрасли законодательства в социальном и правовом поле, показать его взаимодействие с другими отраслями. При этом целесообразно исходить из комплекса функций уголовного закона, дополняющих и поддерживающих друг друга (графически это можно изобразить в виде следующих друг за другом ступеней):

охранительно-регулирующая функция, осуществляемая посредством установления уголовным правом границ допустимого поведения участников «нормальных» общественных отношений в различных сферах (хозяйственные, политические, семейно-бытовые и другие отношения). На конкретных примерах, связанных с отношениями: торговец – покупатель, бизнесмен – вкладчик, налоговый орган – налогоплательщик и т.д. можно показать, что уголовное право как бы вплетено в сферу регулирования любых отраслей права, предостерегая от общественно опасных нарушений и информируя в этой связи о круге деяний, являющихся преступными, и о санкциях за них;

эта же функция, проявляющаяся в поощрении отдельных видов поведения, связанных с защитой прав и законных интересов личности, общества, государства. Здесь можно привести примеры необходимой обороны, крайней необходимости и т.п., когда действия внешне похожие на преступные, рассматриваются уголовным правом как общественно полезные; функция обеспечения законной и справедливой ответственности (наказания, отвечающего этим требованиям) лиц, совершивших преступление;

близкая к предыдущей, но не совпадающая с ней функция обеспечения устранения или смягчения имущественного, физического, психического (морального) ущерба, причиненного жертве преступления (потерпевшему). Кстати, будет оправданным, если преподаватель подчеркнет, что уголовно-правовая реформа в значительной степени связана с необходимостью уделить защите прав и интересов потерпевшего по крайней мере не меньшее внимание, нежели прав и интересов обвиняемого;

функция способствования ресоциализации (возврату к нормальной жизни) лиц, отбывших наказание [18, с. 187].

Конечно, преподавателю не возбраняется при характеристике функций уголовного права использовать традиционный перечень: исправление преступника'; частная превенция; общая превенция; социально-активизирующее воздействие на законопослушное большинство членов общества, вырабатывающее у них готовность противодействовать нарушениям закона, как вредящим обществу и в конечном счете каждому гражданину. [11, 45].

Но представляется, что предложенная выше схема создает более широкие возможности для показа места уголовного права во всей правовой системе и в жизни общества в целом.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.