ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Анализ результатов исследования В данном параграфе представлены результаты по психологической диагностики женщин, переживающих и не переживающих кризис среднего возраста. Результаты Теста-опросника субъективной локализации контроля С.Р.Пантелеева и В.В.Столина представлены в таблице 1. По средством данной психодиагностической методики мы определяли качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (так называемый «экстернальный локус контроля»), либо собственным способностям и усилиям («интернальный локус контроля»). Таблица 1- Результаты психологической диагностики по методике «Опросник субъективной локализации контроля» (С.Р.Пантелеев, В.В.Столин) Локус-контроль | 1 группа | 2 группа | Интернальные альтернативы | 23 % | 58 % | Экстернальные альтернативы | 77 % | 42 % | Как видно из таблицы 1, женщинам из 1 группы исследования, переживающим кризис среднего возраста, свойственен экстернальный локус контроля. Это говорит о том, что их отличает повышенная тревожность, обеспокоенность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, конформность, меньшая популярность. В то время как у испытуемых второй эмпирической выборки, женщин, условно не переживающих кризис среднего возраста, выявлен интернальный локус контроль, что говорит о том, что такие люди более уверены в себе, более спокойны и благожелательны, более популярны. Результаты данной методики представлены на рисунках 1 и 2.  Рисунок 1. Результаты Теста-опросника субъективной локализации контроля С.Р.Пантелеева и В.В.Столина  Рисунок 2. Результаты Теста-опросника субъективной локализации контроля С.Р.Пантелеева и В.В.Столина Все это, конечно, естественным образом связано с их позицией о зависимости от внешних обстоятельств и неспособности управлять своими делами. Данные теста-опросника субъективной локализации контроля С.Р.Пантелеева и В.В.Столина 2-х эмпирических выборок исследования говорят о том, что экстернальные альтернативы выше в 1 группе, а интнернальные альтернативы выше в 2 группе (t st=-2,32, P<0,05). Испытуемые 1 эмпирической группы, с экстернальным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения. "Экстерналы" верят в то, что они заложники судьбы. Напротив, испытуемые 2 эмпирической группы, с интернальным локусом контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями (внутренние, или личностные факторы). "Интерналы" поэтому чувствуют, что они в большей степени влияют на подкрепления, чем люди с экстернальной ориентацией локуса контроля. Так, женщины, переживающие кризис среднего возраста, т.е. экстерналы склонны приписывать ответственность внешним факторам, вплоть до полного фатализма. В неуспехе винят лишь ситуацию: трудность задачи, недостаток времени для ее решения, помехи и т. д. У экстерналов часто занижен или завышен уровень притязаний в зависимости от внешней оценки, на которую они ориентированы. Они активизируются после неуспеха и становятся менее деятельны после успеха. Кроме того, экстерналы недостаточно верят в себя, в достижимость поставленных целей, намечая цели, не адекватные своим возможностям, но вместе с тем довольствуются близкими и незначительными успехами, ближними целями. А женщины, условно не переживающие кризис среднего возраста, т.е. интерналы, наоборот, берут всю ответственность на себя, часто даже «перегибая палку», видя причину неуспеха только в своих недостатках. Обладают средним уровнем притязаний, который у них не зависит от самооценки. Интерналы повышают активность после успеха и снижают после неудачи, которая их фрустрирует. Они стремятся к решению трудных проблем. Успех в этом случае вызывает у них положительные самооценочные эмоции, которые обладают мотивирующей функцией. Преодоление трудностей социальной жизни и успешная социальная адаптация возможна только на основе интернальной позиции человека. Переход от экстернальной к интернальной позиции обеспечивается за счет формирования волевой регуляции поведения. Под волевой регуляцией понимается намеренная регуляция побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости (внешней или внутренней) и выполняемой человеком по своему решению. Безусловно, не существует чисто интернальной или экстернальной ориентации субъекта, так как в каждом человеке присутствуют элементы каждой из них. Можно говорить лишь о различных их сочетаниях, которые определяют направленность общего «поля» локуса контроля, представляющего многомерное, неоднозначное мотивационно-смысловое образование, характеризующее вектор социальной направленности личности и соответствующее высшему уровню личностной структуры. И в результате диагностики по методике «Опросник субъективной локализации контроля» (С.Р. Пантелеев, В.В. Столин) мы выяснили, что женщинам, переживающим кризис среднего возраста, свойственна экстернальность в большей степени, чем тем, женщинам, которые условно не переживают кризис среднего возраста. Результаты психологической диагностики двух эмпирических выборк нашего исследования по Методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Холмс, Рей)представлены в таблице 2 и рисунке 3. Таблица 2- Результаты психологической диагностики по Методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (%) Эмпирическая выборка | Степень сопротивляемости стрессу | высокая | пограничная | низкая | 1 группа | | | | 2 группа | | | | Из таблицы 2 видно, что женщинам, переживающим кризис среднего возраста свойственна низкая сопротивляемость стрессу, что способствует развитию эмоционального истощения, также снижается приспособляемость к стрессовой ситуации, что может приводить к различным психосоматическим заболеваниям, депрессивным состояниям. Как мы видим, во второй эмпирической группе, у женщин, условно не переживающих кризис среднего возраста, примерно одинаковы по значениям высокая и пограничная сопротивляемость стрессу. Так, в первой эмпирической группе степень сопротивляемости стрессу значительно ниже, чем во второй эмпирической группе (tst=-3,08,P<0,05). Полученные данные представлены графически на рисунке 3.  Рисунок 3. Сводные психодиагностические данные по 2 эмпирическим выборкам по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Таким образом, у женщин, переживающих кризис среднего возраста, степень сопротивляемости стрессу низкая. Каким бы ни был стресс, хорошим или плохим, эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие черты. Особенно от стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса. Таким образом, можно сказать, что вероятность возникновения стресса у женщин, переживающих кризис среднего возраста крайне велика, по сравнению с женщинами, условно не переживающих кризис среднего возраста, при чем, у женщин, переживающих кризис среднего возраста, стресс носит исключительно негативный характер. Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется прежде всего индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко - не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Низкий уровень сопротивляемости стрессу и низкий уровень социальной адаптации - это неспособность человека адаптироваться к неожиданно произошедшей ситуации. Результаты психологической диагностики эмпирической выборки исследования по Опроснику «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (Реан) представлены в таблице 3. Таблица 3- Результаты по методике «Мотивация успеха и боязнь неудачи» 2-х эмпирических выборок (%) | Мотивация на успех | Не выражено | Мотивация на неудачу | 1 группа | | | | 2 группа | | | | Как видно из таблицы 3, для женщин, переживающих кризис среднего возраста характерна мотивация на неудачу. Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. В основе данной мотивации лежат идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха. Обычно такие люди отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Они стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние, близкое к паническому. Ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это вместе с тем может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу. Испытуемым из 2 группы, женщинам, условно не переживающим кризис среднего возраста, свойственна мотивация на успех. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежат надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих делах, ответственны, инициативны, активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность. На рисунке 4 полученные данные по методике «Мотивация успеха и боязнь неудачи» 1 и 2 эмпирической выборки отображены графически.  Рисунок 4. Результаты по методике «Мотивация успеха и боязнь неудачи» 1 и 2 эмпирической выборки. Таким образом, мы выявили, что для женщин, переживающих кризис среднего возраста, характерна направленность на неудачу, в частности это может быть связано с низкой самооценкой. Результаты второй эмпирической выборки более разнообразны, что ярко подчеркивает отличие первой группы от второй (tst=2,90, P<0,05), то есть у женщин, переживающих кризис среднего возраста сильна мотивация на неудачу, в то время как женщины, условны не переживающие кризис среднего возраста, мотивированы на успех. Мотивация успеха носит положительный характер. При этом действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. В этом случае личностная активность зависит от потребности в достижении успеха. Мотивация боязни неудачи носит негативный характер. При таком типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать плохого отношения к себе, и даже наказания. Ожидание неприятностей определяет его деятельность. В этом случае, думая о предстоящей деятельности, человек уже боится возможного провала и ищет выход, как его избежать, а не как добиться успеха. Данная проективная методика «Дом, дерево, человек» была взята нами для изучения личности испытуемых первой и второй эмпирических групп. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей. Суть методики заключается в следующем. Обследуемым предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану. Для удобства качественного анализа проективной методики мы взяли за основу предложенные Овчаровой Р.В. симптомокомплексы: тревожность, стремление к уходу от реальности, низкий уровень самоконтроля, неуверенность в себе, физическая или психологическая неловкость, агрессивность. В таблице 4 представлены результаты психологической диагностики 2-х эмпирических выборок по методике «Дом, дерево, человек». Таблица 4- Результаты психологической диагностики 2-х эмпирических выборок по методике «Дом, дерево, человек» Симптомокомплекс | 1 группа | 2 группа | 1. Тревожность | 86% | 75% | 2. Стремление к уходу от реальности | 96% | 45% | 3. Низкий уровень самоконтроля | 87% | 45% | 4. Неуверенность в себе | 87% | 50% | 5. Чувство неполноценности | 76% | 45% | 6. Агрессивность | 100% | 43% | В результате исследования нами были выявлены симптомокомплексы, описанные в таблице 4 и разница между результатами отражена визуально на рисунке 4. Теперь остановимся подробнее на характеристиках, которые составляют симптомокомплексы. Среди женщин, переживающих кризис среднего возраста, из 1 эмпирической выборки исследования сразу и явно можно выделить несколько деталей, характерных для всех рисунков. Прежде всего-это, в некотором смысле, извинения за рисунок. Все испытуемые этой группы при передаче рисунка, будь то по электронной почте в отсканированном варианте, или в реальности говорили о том, что рисовать не умеют, потому и получился такой рисунок. Это очень явно указывает на неуверенность в себе. Так же практически все испытуемые достаточно негативно отнеслись к самой просьбе нарисовать рисунок. Это так же может свидетельствовать о недостаточной уверенности в себе и нежелании раскрывать себя и свои проблемы. Больше половины рисунков очень небольшого размера, создающее ощущение их отдаленности, что говорит о желании отойти от конвенционального общества, чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Размещение рисунка над центром листа у большинства испытуемых –субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность), субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью, что по нашему мнению может быть одной из причин ухода «в сеть». В некоторых рисунках крыша дома или крона дерева уходит за верхний край листа, что говорит о фиксировании на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни. Субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно Так же на всех рисунках, которые не были отсканированы, можно увидеть сильный нажим на карандаш или ручку, а так же характерны штрихи, похожие на эскизные. Это показатель плохой адаптации и агрессивности. Если продолжить рассмотрение фигуры человека в рисунках первой группы, то можно выделить еще несколько общих черт: Толстая короткая шея у человека в рисунках у 18 испытуемых –уступки своим слабостям и желаниям. Маленькие уши, практически обозначенные маленькими штрихами в рисунках у 16 человек говорят о стремление не принимать никакой критики, заглушить ее. Руки шире у ладони в рисунках у 17 испытуемых являются показателями недостаточного контроля действий и импульсивность., а так же руки практически во всех рисунках слишком крупные – это сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению. Ладонь часто без пальцев, как боксерская перчатка – вытесненная агрессия или пальцы без ладоней – грубость, черствость, агрессия. Так же встречаются рисунки, на которых у человека по 4 пальца – это зависимость, бессилие, пальцы длинные, что говорит о скрытой агрессии. В 20 рисунках можно увидеть непропорционально нарисованные относительно всего тела ноги, что говорит о физической или психологической неловкости. Теперь перейдем к описанию дома в рисунках. Примечательно то, что в рисунках испытуемых из второй эмпирической группы часто встречаются открытые ставни окон. У испытуемых из первой группы не было ни одного такого рисунка, что говорит о том, что субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях. Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) встретились нам в 18 рисунках. Обычно это отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности, неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения). Часто дом изображался боковой стороной - имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции. На многих рисунках двери отсутствовали – этот аспект характеризует трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу). Были и двери боковые (одна) – отчуждение, уединение, неприятие реальности. Значительная неприступность. Двери очень маленькие – нежелание впускать в свое "Я". Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях. Если дом был несколькоэтажный (в 7 рисунках), то для них можно выделить характерную особенность - окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже – пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях, жирный контур крыши – еще раз говорит о фиксации на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемой тревогой. Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом, например несколько этажный дом с треугольной крышей – плохая личностная организация. Для рисунков второй группы сложно выделить общие тенденции, все они разнообразны, и не похожи на рисунки первой группы испытуемых. Таким образом, можно обобщить все вышесказанное и еще раз обозначить характеристики, выделенные в результате проведения методики. Для испытуемых первой группы характерна агрессивность, низкая самооценка, стремление ухода от реальности, чувство изоляции, отчужденности (tst=-2,24, P<0,05). Данные представленные в таблице 4 отображены графически на рисунке 5.  Рисунок 5. Сводные результаты психологической диагностики по методике «Дом, дерево, человек», где шкалы: 1 - тревожность, 2- стремление к уходу от реальности, 3 - низкий уровень самоконтроля, 4 - неуверенность в себе, 5 – чувство неполноценности, 6- агрессивность. Таблица 5. Результаты психодиагностики акцентуации характера по методике «Характерологический опросник К. Леонгарда». Типы личности по Леонгарду | 1 группа испытуемых (%) | 2 группа испытуемых (%) | 1. демонстративный 2. застревающий 3. педантичный 4. возбудимый 5. гипертимный 6. дистимический 7. тревожно-боязливый 8. аффективно-экзольтированный 9. эмотивный 10. циклотимный | | | В результате психодиагностике по данной методике, мы можем говорить о том, что: - женщинам, переживающим кризис среднего возраста, характерны следующие типы личности: тревожно-боязливый (72%), застревающий (65%), педантичный (60%). Т.е. данным женщинам свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат мишенями для шуток (тревожно-боязливый тип личности); а также им Характерна чрезмерная стойкость аффекта (застревающий тип личности); они отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний (педантичный тип личности). Данные, представленные в таблице 5, можно отобразить графически:  Рисунок 6. Результаты психодиагностики акцентуации характера женщин по методике «Характерологический опросник К. Леонгарда»: 1.демонстративный; 2 застревающий; 3.педантичный; 4. возбудимый; 5. гипертимный; 6. дистимический; 7. тревожно-боязливый; 8. аффективно-экзольтированный; 9. эмотивный, 10. циклотимный. Выводы исследования Подводя итог проведенного эмпирического исследования направленного на изучение социально-психологических характеристик женщин, переживающих кризис среднего возраста, для разработки практических рекомендаций по позитивному переживанию кризиса среднего возраста, были получены статистически значимые результаты. Наша гипотеза о том, что женщинам, переживающим кризис среднего возраста свойственны следующие социально-психологические характеристики: экстернальность, чувство неполноценности, агрессивность, неадекватная самооценка, низкая социальная адаптация, тревожно-боязливый и застревающий типы личности, подтвердилась. Результаты исследования являются статистически значимыми и могут использоваться всеми, занимающимся данным вопросом, а так же могут помочь расширить представления об изучаемом объекте и использовать полученные данные в своей профессиональной деятельности. Проведенное исследование показало следующие результаты: 1. женщинам, переживающим кризис среднего возраста свойственна экстернальность в большей степени, чем женщинам, не переживающим данный кризис (t st=-2,32, P<0,05). 2. у женщин, переживающих кризис среднего возраста степень сопротивляемости стрессу низкая (tst=-3,08,P<0,05). 3. у женщин, переживающих кризис среднего возраста сильна мотивация на неудачу. (tst=2,90, P<0,05), 4. для женщин, переживающих кризис среднего возраста характерна агрессивность, низкая самооценка, стремление ухода от реальности, чувство изоляции, отчужденности (tst=-2,24, P<0,05). 5. женщинам, переживающим кризис среднего возраста, характерны следующие типы личности: тревожно-боязливый (72%), застревающий (65%), педантичный (60%). Таким образом, мы можем составить психологический портрет женщин, переживающих кризис среднего возраста: такие женщины полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения. Они верят в то, что они заложники судьбы. Склонны приписывать ответственность внешним факторам, вплоть до полного фатализма. В неуспехе винят лишь ситуацию: трудность задачи, недостаток времени для ее решения, помехи и т. д. У них часто занижен или завышен уровень притязаний в зависимости от внешней оценки, на которую они ориентированы. Они активизируются после неуспеха и становятся менее деятельны после успеха. Кроме того, они недостаточно верят в себя, в достижимость поставленных целей, намечая цели, не адекватные своим возможностям, но вместе с тем довольствуются близкими и незначительными успехами, ближними целями. У них низкая сопротивляемость стрессу и характерна мотивация на неудачу. Обычно они отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Они стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние, близкое к паническому. Ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это вместе с тем может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу. Так же для них характерны стремление к уходу от реальности, неуверенность в себе, чувство неполноценности и агрессивность. Им свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат мишенями для шуток (тревожно-боязливый тип личности); а также им Характерна чрезмерная стойкость аффекта (застревающий тип личности); они отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний (педантичный тип личности). В параграфе 1.2 нашей исследовательской работы представлены рекомендации по выходу из кризиса среднего возраста для женщин. Практическая значимость нашего исследования заключается в помощи осознания причин и симптомов кризиса среднего возраста, своего одиночества, затруднений в общении, в оказании психологической помощи. Результаты исследования могут использоваться практическими психологами в индивидуальном и групповом консультировании. Заключение Данная высшая квалификационная работа была направлена на изучение социально-психологических характеристик женщин, переживающих кризис среднего возраста, для разработки рекомендаций по выходу из трудной жизненной ситуации. В своей работе искали и нашли ответ на вопрос, что способствует более гармоничному переживанию кризиса среднего возраста у женщин. Мы предположили, что женщинам, переживающим кризис среднего возраста, свойственны такие социально-психологические характеристики как экстернальность, низкая социальная адаптация, чувство неполноценности, неадекватная самооценка, агрессивность, тревожно-боязливый, застревающий и педантичный типы личности. Всего в исследовании приняло участие 60 женщин в возрасте от 35 до 45 лет. В результате анкетирования 22 женщины, отметили у себя наличие двух-трех признаков кризиса среднего возраста. У остальных 38 участниц было выявлено наличие кризиса среднего возраста: 76% из них чувствуют себя одинокими, для них характерно чувство вины и безнадежности, они не испытывают интереса ни к работе, ни к любимым занятиям, у них есть ощущение своей бесполезности и безнадежности, наличие чувства вины. 82% бояться думать о будущем и о своей старости, они тревожны и раздражительны, испытывают чувство пессимизма и безнадежности, у них происходит переоценка отношений с близкими людьми. Из 38 участниц, на последующее исследование согласилось 15 женщин, отметивших у себя наличие кризиса среднего возраста. Таким образом, в первую группу нашего исследования вошли 15 женщин, отметивших у себя наличие кризиса среднего возраста. Во вторую группу исследования вошли 15 женщин, которые не выявили у себя симптомов кризиса среднего возраста. В своем исследовании мы: 1) анализировали социально-психологическую литературу по изучению социально-психологических характеристик женщин, переживающих кризис среднего возраста, рассматривая работы К.Г. Юнга, Б. Ливенхуда, М. Пека, Э. Эриксона, Г. Крайг, Е. Латаевой, И. Кирилловой; 2) провели эмпирическое исследование социально-психологических характеристик женщин, переживающих кризис среднего возраста, используя такие методы исследования как: теоретический анализ психологической литературы; анкетирование и беседа; тестирование; математико-статистические методы; 3) выявили социально-психологические характеристики женщин, переживающих кризис среднего возраста посредством следующих психодиагностических методик: - модифицированная анкета, направленная на изучение признаков-симптомов кризиса среднего возраста (на основе работ Д. Джонса, Д. Шарп, Э. Жак); - тест-опросник субъективной локализации контроля С.Р. Пантелеева и В.В. Столина; - методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Холмс, Рей); - мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник Реана); - проективная методика «Дом. Дерево. Человек» (Дж. Бук); - характерологический опросник К. Леонгарда; 4) разработали рекомендации для женщин, переживающих кризис среднего возраста по конструктивному выходу из трудной жизненной ситуации. Наша гипотеза о том, что женщинам, переживающим кризис среднего возраста, свойственны следующие социально-психологические характеристики: экстернальность, чувство неполноценности, агрессивность, неадекватная самооценка, низкая социальная адаптация, тревожно-боязливый и застревающий типы личности подтвердилась. Проведенное исследование показало следующие результаты: - женщинам, переживающим кризис среднего возраста, свойственна экстернальность в большей степени, чем женщинам, не переживающим данный кризис. - у женщин, переживающих кризис среднего возраста, степень сопротивляемости стрессу низкая. - у женщин, переживающих кризис среднего возраста, сильна мотивация на неудачу. - для женщин, переживающих кризис среднего возраста, характерна агрессивность, низкая самооценка, стремление ухода от реальности, чувство изоляции, отчужденности. - женщинам, переживающим кризис среднего возраста, характерны следующие типы личности: тревожно-боязливый, застревающий, педантичный. По результатам данного исследования, нами был составлен психологический портрет женщин, переживающих кризис среднего возраста: такие женщины полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения. Они верят в то, что они – заложники судьбы. Склонны приписывать ответственность внешним факторам вплоть до полного фатализма. В неуспехе винят лишь ситуацию: трудность задачи, недостаток времени для ее решения, помехи и т. д. У них часто занижен или завышен уровень притязаний в зависимости от внешней оценки, на которую они ориентированы. Они активизируются после неуспеха и становятся менее деятельны после успеха. Кроме того, они недостаточно верят в себя, в достижимость поставленных целей, намечая цели, не адекватные своим возможностям, но вместе с тем довольствуются близкими и незначительными успехами, ближними целями. У них низкая сопротивляемость стрессу и характерна мотивация на неудачу. Обычно они отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Они стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние, близкое к паническому. Ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это вместе с тем может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу. Так же для них характерны стремление к уходу от реальности, неуверенность в себе, чувство неполноценности и агрессивность. Им свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат мишенями для шуток (тревожно-боязливый тип личности); а также им характерна чрезмерная стойкость аффекта (застревающий тип личности); они отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний (педантичный тип личности). Практическая значимость нашего исследования заключается в помощи осознания причин и симптомов кризиса среднего возраста, своего одиночества, затруднений в общении, в оказании психологической помощи. Результаты исследования могут использоваться практическими психологами в индивидуальном и групповом консультировании. Библиографический список 1. Альперович В. Д. Геронтология. Старость: Социокультурный портрет- М., 2010.- С.364. 2. Бажин Е.Ф, Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Опросник уровня субъективного контроля. /Психодиагностическая серия, вып.6. – М.: «Смысл», 2000. – С.280. 3. Белозуб Г.И. Кризис сорока: Советы психолога современной женщине. – М.: Пресс, 2013.- С.100. 4. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие – М.: Российское педагогическое агентство, 2006.- С.260. 5. Власова О.А. Социальная адаптация женщин в условиях переходного периода - М., 2004. – С.86. 6. Возрастные аспекты онтопсихологии: Учеб. пособие / Под ред. А. П. Крылова, Е. Ф. Рыбалко - СПб., 2010. - С.422. 7. Волкова И. Музыченко В. Лоскутное одеяло для одинокой женщины – М.: "Мысль", - 2008.- С.110. 8. Галатенко Ю. Жизнь в социуме и жизнь в одиночестве – М., 2003. – С.86. 9. Гозман Л. Я., Кроз М, В. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений // под ред. Алешиной Ю.Е., Гозмана Л.Я., Дубровской Е.С. - Самара: Бахрах, 2010. - С.264-269. 10. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: Личность от молодости до старости: Учебное пособие. – М., 2011.- С.320. 11. Грэй Дж. Женщины с Венеры, мужчины с Марса – К.: "София", 2014. С.260. 12. Дикая Л., Махнач А. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования. – К., - С.60. 13. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. Методическое пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2013.- С.240. 14. Косякова О.О. Возрастные кризисы. Учебное пособие – М.:Изд-во «Феникс», 2010. – С.380. 15. Крайг Г. Психология развития– СПб.: Питер, 2000.- С.260. 16. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2011.- С.460. 17. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни – Калуга, 2014- С.41-42. 18. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы- М.:«Эксмо» - 2010.- С.500. 19. Муздыбаев К. Психология ответственности. – СПб., 2010.- С.68. 20. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности - Ереван, 2004. – С.120. 21. Пек Морган Скотт Непроторенная дорога – К., 2012. – С.200. 22. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов – М., «Академия»- 2011. С.268. 23. Психология человека: от рождения до смерти // под ред. Реана А.А. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. С.656. 24. Практикум по гендерной психологии. /под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2013.- С.220. 25. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. – Минск.: Харвест, 2010.- С.400. 26. Психология среднего возраста, старения, смерти./ Под ред. чл-корр. РАО А.А. Реана. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2013.- С.360. 27. Психология. Словарь. /под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского.- М., 2008 – С.650. 28. Сандерс Ч. Женщина и стресс. – Минск.: ООО Попурри, 2014. – С.80. 29. Сельченок К.В. Психология возрастных кризисов – М.: «Харвест», 2013. – С.220. 30. Толстых А.В. Возрасты жизни. – М.: Молодая гвардия, 2000. – С. 180. 31. Франкл В. Человек в поисках смысла М.: Арктур, 2010. – С.324. 32. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Пропилей, 2012. – С.280. 33. Фридан Б. Загадка женственности. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Литера», 2009. – С.140. 34. Холлис Д. Перевал в середине пути: кризис среднего возраста – М. « Когито-Центр», 2010. С.160. 35. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер, 2001. – С.609. 36. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С.250. 37. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2007.- С.180. 38. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности – М.:Владос, 2014. – С.300. 39. Шихи Гейл. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. "Каскад", 2005 г. - Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис – М.: «Центрполиграф», 2008. – С.86-99.
|