ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Глава 1. Теоретический анализ социально-психологических характеристик женщин, переживающих кризис среднего возраста МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное Учреждение высшего профессионального образования «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет педагогики, Кафедра психологии и социальных наук «Общая психология» Направление подготовки 37.03.01 «Психология» ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Бакалаврская работа На тему «Изучение социально-психологических характеристик женщин, переживающих кризис среднего возраста» Студент __________________ Даньшова Елена Игоревна подпись, дата ФИО полностью Руководитель __________________ Елисеева Ж.М. подпись, дата фамилия, инициалы Нормоконтролер __________________ Панова Т.В. подпись, дата фамилия, инициалы Рецензент __________________ _________________________________ (должность, место работы) фамилия, инициалы Работа допущена к защите (протокол заседания кафедры от № ) Заведующий кафедрой __________________ Константинов В.В. подпись, дата фамилия, инициалы Работа защищена с отметкой (протокол заседания ГЭК от № ) Секретарь ГЭК ___________________ Елисеева Ж.М. подпись фамилия, инициалы Пенза 2016 Содержание Введение……………………………………………………………. | | Глава 1. Теоретический анализ социально-психологических характеристик женщин, переживающих кризис среднего возраста…………………………………………………………….. | | 1.1 Кризис середины жизни………………………………………. | | 1.2 Пути переживание кризиса среднего возраста……………… | | Выводы по главе 1…………………………………………………. | | | | Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на изучение социально-психологических характеристик женщин, переживающих кризис среднего возраста…………. | | 2.1 Организация исследования……………………………………. | | 2.2. Анализ результатов исследования…………………………… | | 2.3. Выводы и рекомендации……………………………………… | | | | Заключение………………………………………………………... | | Библиографический список…………………………………….. | | | | Введение Актуальность исследованияопределена тем, что в настоящие время в связи с политико-экономической кризисной ситуацией в целом по стране наблюдается переоценка мотивационно-ценностной сферы людей. Эмансипированность женщин, трансляция и навязывания СМИ и интернет-ресурсов идеала женщины, которая преуспевает во всех сферах жизни, способствуют негативному переживанию кризиса среднего возраста у женщин. В своей работе мы хотим найти ответ на вопрос, что способствует более гармоничному переживанию кризиса среднего возраста у женщин. Цель – изучение социально-психологических характеристик женщин, переживающих кризис среднего возраста, для разработки рекомендаций по выходу из трудной жизненной ситуации. Объект: социально-психологические характеристики женщин. Предмет: кризис среднего возраста как фактор, определяющий социально-психологические характеристики женщин. Гипотеза: женщинам, переживающим кризис среднего возраста, свойственны такие социально-психологические характеристики как экстернальность, низкая социальная адаптация, чувство неполноценности, неадекватная самооценка, агрессивность, тревожно-боязливый, застревающий и педантичный типы личности. Задачи исследования: - проанализировать социально-психологическую литературу по теме исследования; - провести эмпирическое исследование социально-психологических характеристик женщин, переживающих кризис среднего возраста; - выявить социально-психологические характеристики женщин, переживающих кризис среднего возраста; - разработать рекомендации для женщин, переживающих кризис среднего возраста. Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы; анкетирование и беседа; тестирование; математико-статистические методы. В эмпирическом исследовании использовались следующие психодиагностические методики: - модифицированная анкета, направленная на изучение признаков-симптомов кризиса среднего возраста (на основе работ Д. Джонса, Д. Шарп, Э.Жак); - тест-опросник субъективной локализации контроля С.Р. Пантелеева и В.В. Столина; - методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Холмс, Рей); - мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник Реана); - проективная методика «Дом. Дерево. Человек» (Дж. Бук); - характерологический опросник К. Леонгарда, предназначенный для выявления типов личности. Методологическая база исследования: работы К.Г. Юнга, Б. Ливенхуда, М. Пека, Э. Эриксона, Г. Крайг, Е. Латаевой, И. Кирилловой. Эмпирическая выборка: Всего в исследовании приняло участие 60 женщин в возрасте от 35 до 45 лет. В результате анкетирования 22 женщины, отметили у себя наличие двух-трех признаков кризиса среднего возраста. У остальных 38 участниц было выявлено наличие кризиса среднего возраста: 76% из них чувствуют себя одинокими, для них характерно чувство вины и безнадежности, они не испытывают интереса ни к работе, ни к любимым занятиям, у них есть ощущение своей бесполезности и безнадежности, наличие чувства вины. 82% бояться думать о будущем и о своей старости, они тревожны и раздражительны, испытывают чувство пессимизма и безнадежности, у них происходит переоценка отношений с близкими людьми. Из 38 участниц, на последующее исследование согласилось 15 женщин, отметивших у себя наличие кризиса среднего возраста. Таким образом, в первую группу нашего исследования вошли 15 женщин, отметивших у себя наличие кризиса среднего возраста. Во вторую группу исследования вошли 15 женщин, которые не выявили у себя симптомов кризиса среднего возраста. Этапы исследования: На первом этапе (июль – сентябрь 2015г.) мы проводили теоретический анализ проблемы исследования, а также формулировали гипотезу о том, что женщинам, переживающим кризис среднего возраста, свойственны следующие социально-психологические характеристики: экстернальность, низкая социальная адаптация, чувство неполноценности, неадекватная самооценка, агрессивность, тревожно-боязливый, застревающий и педантичный типы личности. На втором этапе (октябрь – декабрь 2015г.) мы подбирали психологические методы и психодиагностические методики исследования, формировали эмпирическую выборку исследования, проводили анкетирование и психодиагностику. Третий этап (январь – апрель 2016 г.) представляет собой проверку гипотезы с помощью методов математической статистики, оформление выводов исследования и разработку рекомендаций для женщин, переживающих кризис среднего возраста. Практическая значимость нашего исследования заключается в помощи осознания причин и симптомов кризиса среднего возраста, своего одиночества, затруднений в общении, в оказании психологической помощи. Результаты исследования могут использоваться практическими психологами в индивидуальном и групповом консультировании. Глава 1. Теоретический анализ социально-психологических характеристик женщин, переживающих кризис среднего возраста Кризис середины жизни "Кризис середины жизни" представляет собой такой психологический феномен, который предполагает, что приблизительно в 40-45 у человека происходит критическая переоценка того, как он прожил свою жизнь и что он имеет на данный момент [27]. Такая переоценка может привести к стойкой установке, что "в жизни нет смыла, все, что было сделано, ничего не значит, так как ничего не достигнуто". Данная установка предполагает развитие депрессивных тенденций. В своей работе, мы придерживаемся мнения К.Г.Юнга о том, что "чем ближе середина жизни, тем сильнее человеку кажется, что найдены правильные идеалы, принципы поведения", но целостность личности теряется, и мы можем наблюдать, что у людей, достигших возраста около "середины жизни", наблюдается некие невротические расстройства, им характерны депрессивные и апатийные состояния. Данные состояния могут служить симптомами наступления кризиса среднего возраста [35]. Как отмечает Хухлаева О.В. "Юнг видит сущность данного кризиса во встрече человека со своим бессознательным. Но для того чтобы человек мог встретиться со своим бессознательным, он должен осуществить переход от экстенсивной позиции к интенсивной, от стремления расширить и завоевать жизненное пространство – к концентрации внимания на своей самости. Тогда вторая половина жизни послужит для достижения мудрости, кульминации творчества, а не невроза и отчаяния. " [36. С.89.] К.Г. Юнг считал, что после середины жизни душа человека испытывает качественные видоизменения, но людям доступ к ним закрыт, т.к. они не догадываются об этом и получается, что вступают они в этот период без определенной подготовки и испытывают сильные потрясения и переживания [34]. Интересна точка зрения о понятии и сущности "кризиса середины жизни" Бернарда Ливехуда. В своей книге "Кризисы жизни – шансы жизни" он "называл возраст 35–45 лет своеобразной точкой расходящихся путей. Один из путей – это постепенная психическая инволюция человека в соответствии с его физической инволюцией. Другой – продолжение психической эволюции несмотря на физическую инволюцию. Следование первому или второму пути определяется степенью развитости в нем духовного начала. Поэтому итогом кризиса должно стать обращение человека к своему духовному развитию, и тогда по ту сторону кризиса он будет продолжать интенсивно развиваться, черпая силы из духовного источника. В противном случае он становится «к середине пятого десятка трагической личностью, испытывающей грусть по старым добрым временам, чувствующим угрозу для себя во всем новом» [17. С.42] В своей работе Эрик Эриксон называл кризис середины жизни "десятилетием роковой черты", которое приходится, по его мнению, на возраст от 30 до 40 лет. Эрик Эриксон отмечает, что в этот период люди чувствуют упадок физических и жизненных сил, они считают себе менее сексуально-привлекательными, чем в более молодом возрасте. По его мнению, на этот период приходится понимание того, что мечты и фантазии в молодости и даже юности выглядели намного привлекательнее и считались осуществимыми, а по факту прожитых лет теперь можно видеть реальное расхождение прошлых мечтаний и того, что люди имеют в жизни на сегодня. Продуктивность или генеративность характерна людям, успешно прошедшим данный кризис. Э.Эриксон отмечает, что такие люди стремятся к личностному росту, готовы заботиться о своих потомках и своем поколении в целом, а также они готовы внести вклад в развитии всего живого. Соответственно, мы можем наблюдать регрессию, опустошенность, апатию, депрессию у тех, кто негативно прошел данный кризис и мы можем видеть как они играют в «собственного ребенка» и тратят свою оставшуюся жизнь на удовольствия и исполнения собственных желаний [38, 40. С.86-89.]. В работе М. Пека, отмечено, что существуют трудности, которые испытывают люди, переходя из одной «жизненной стадии» в «другую». Подобные трудности возникают тогда, когда человек не готов расстаться с теми идеями и мыслями, с которыми он жил ранее, когда он привык к определенности и рутина его затянула, когда он не готов расстаться с тем, с помощью чего он привычно и однотипно видел мир. И поэтому человек боится и не хочет испытывать боль от того, что он «все это» перерос и что методы, техники, путь его жизни уже неэффективны, но очень привычны. Ему по-прежнему необходимы старые стереотипы жизни и страх что-то менять не способствуют успешному или эффективному прохождению кризиса [21] Так можно выделить основные проблемы кризиса среднего возраста: - уменьшение физических сил и жизненной энергии (по Э. Эриксону); - уменьшение сексуальной привлекательности или сексуальности (по Э.Эриксону и Б. Левихуду). Чтобы успешно пережить кризис середины пути, необходимо быть «гибким» [19, 20, 31, 32] Такая гибкость должна проявляться в «эмоциональной гибкости» (т.е. человек должен уметь быть более гибким в отношениях с другими людьми, особенно, когда в середине жизни он может испытывать потери близких людей и ему трудно «заводить новые контакты»), а также у людей, находящихся в середине пути своей жизни должна быть, по мнению Г. Крайга, и «духовная близость» (т.е. у человека, находящегося в возрасте 30-40 лет и старше наблюдается ригидность во взглядах, мнениях и действиях, они более закрыты по отношению к чему-то новому, они уже менее легки на подъем, чем раньше и если эту закрытость не преодолеть, то человек может быть нетерпим и фанатичен). В зрелом возрасте, не смотря на половые различия, люди испытывают переоценку ценностей, установок, стереотипов поведения и т.д. И проходить эта переоценка может по-разному и мужчин и женщин [13, 33]. В нашей работе, нам интересно посмотреть на особенности поведения, переживания кризиса среднего возраста женщинами. Возможно наш интерес связан с тем, что в настоящее время наблюдается скачок эмансипации женщин и скачок феменинных идей – так женщина должна быть «идеальна по всем фронтам»: у нее должна быть и карьера и семья, и она везде должна быть успешной. Это транслирует СМИ и интернет. И мы считаем, что женщинам в настоящее время трудновато справляться с навязанным образом «идеальной женщины» Так, у женщин кризис середины жизни предполагает, что в этом возрасте 40 лет женщина уже несет постродительскую функцию, ее дети выросли и чем ей заняться, она может и не знать. С другой стороны, сейчас намечается тенденция позднородящих женщин, где женщины рожает первого ребенка около 30 лет. Может быть тогда, она возможно – легче переживает кризис среднего возраста, потому что ей есть чем заняться (ухаживает за маленьким ребенком и занята, и у нее не хватает времени думать про смысл своего существования, так как «смысл» сейчас как раз в родительстве) [3, 21, 28]. В своих работах И.Г. Малкина-Пых [18] отмечает, что у женщин в данном возрастном периоде меняются установки, ценности и жизненные цели. И это связано не с возрастными изменениями, а как раз с изменениями связанными с семейным циклом и изменениями в профессии или карьерном пути. Т.е. происходят изменения в семье и карьере. Например, женщина не рожает детей до 40 лет, чтоб сделать успешную карьеру, или же женщина, рано вышедшая замуж и к 40 годам, имеющая уже взрослых детей, теперь может заниматься карьерой или творчеством, или личностным развитием. Глядя, на подобные примеры, мы можем говорить о том, что возраст и возрастные изменения в целом не определяют значительную роль в мотивационной структуре женщины (а именно семья и работа), однако Г. Крайг [15] отмечает, что женщины очень остро, в отличие от мужчин, принимают факт своего физического старения. Кризис «середины жизни» предполагает наличие депрессивных тенденций, которые могут проявляться в апатии, ощущении собственной никчемности, беспомощности и безысходности, снижении интереса к жизни в целом, потере смысла жизни. Стоит отметить, что люди могут переносить свои внутренние переживания по поводу кризиса середины во вне, т.е. на социальное окружение. И данный перенос приводит к тому, что человек начинает менять не себя, а свою обстановку – это может касаться работы, семьи (так женщина может рожать следующего ребенка, находя в нем смысл существования и таким образом переживая свой внутренний кризис), отношений с коллегами, может иметь место смена не только образа жизни, но и места проживания. При высоком самоконтроле и саморазвитии, человек, находясь в таком состоянии способен осмысливать свои переживания и проживать эмоции, и, в конце концов, понимать, что причины такого состоянии находятся не в окружении, а в нем самом и тогда он готов размышлять о своих успехах в жизни и неуспехах , т.е. у него может происходить переоценка уже имеющихся ценностей. Однако, стоит сказать и том, что иногда, кризис середины жизни может ощущаться так эмоционально остро и человек не может найти в себе силы его пережить, что единственным выходом из такого состояния он может видеть только свою смерть и это может быть причиной суицида. Как отмечал Э. Гроллман [37], для тех, «кого опустошают отсутствие истинного самоопределения, разлука с детством и страх перед грядущей старостью, «кто испытывает муку утраты собственного «Я», смерть может показаться освобождением». Согласно его статистике, уровень самоубийств в 40–45 лет повышается. В следующем параграфе мы рассмотрим пути переживания кризиса середины жизни. |