МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема 3.2. Действие международного гуманитарного права по кругу лиц





I. Задания для самостоятельной работы

1. Решите задачу:

После начала военных действий между двумя государствами офицер вооружённых сил одного из них проникает на неприятельскую территорию и создаёт там шпионскую сеть, в которой сам принимает участие. Затем он возвращается в свою страну и продолжает службу в её вооружённых силах. Несколько позже он попадает в плен, и его обвиняют в руководстве шпионской деятельностью.

Оба государства ратифицировали женевские конвенции. Положения IV приложения к Гаагской конвенции рассматриваются ими как нормы обычного права.

Вам предстоит защищать этого офицера в суде. Как Вы будете строить защиту своего клиента? Может ли обвинение утверждать, что ваш клиент не имеет права на защиту, предоставляемую Женевскими конвенциями, в связи с тем, что они неоднократно нарушались государством, которому он принадлежит? Может ли суд применить оговорку rebus sic stendibus? Другими словами, сможет ли он вынести решение, что Конвенция будет применимой в случае изменения обстоятельств по сравнению с теми, которые предусматривались при заключении соглашения?

2. Решите задачу:

В ходе вооруженного конфликта между государствами – участниками Женевских конвенций на неприятельской территории совершает вынужденную посадку военный самолёт. Вооружённые силы не успевают взять лётчика в плен, его убивают местные жители.

Имеют ли право гражданские лица убивать лётчика, даже если он не сложил оружия?

3. Определите соотношение правового статуса гражданского лица и комбатанта по следующих параметрам: поведение, права, ответственность, защита от нападений, обращение со стороны противника.

4. Каков будет статус взятого в плен комбатанта, когда выяснится, что он является подданным державы, во власти которой он оказался? Если его присоединение к вооружённым силам неприятельской стороны было добровольным, намеренным, а не произошло в результате принуждения? Может ли он пользоваться статусом военнопленного, попав во власть государства своего происхождения?

 

II. План практического занятия (2ч)

1. Участники военных действий и их правовое положение.

2. Правовой статус комбатантов.

3. Правовой статус некомбатантов.

4. Правовое положение гражданского населения

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

Важнейшим принципом международного права, действующим во время войны, является принцип ведения военных действий только против вооружённых сил неприятельского государства, но не против его мирного населения. В составе вооружённых сил различаются сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты). При характеристики каждой из этих категорий необходимо опираясь на нормы Женевского права проанализировать их правовое положение и обязательства воюющих сторон в отношении этих лиц. Интересным здесь является анализ правового статуса предателя и военного преступника.

При подготовке ко второму вопросу обязательным является изучение категорий лиц, которые не признаются в качестве комбатантов (наёмники, военные шпионы).

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

3. Ануфриева, Л. И. Международное гуманитарное право: учеб.пособие / Л.И. Ануфриева. – Ростов-на-Дону: Ростовский филиал Российской таможенной академии. – 2014. – 198 с.



4. Батырь, В. А. Международное гуманитарное право: учебник для вузов [Электронный ресурс]/ В.А. Батырь.– М.: Юстицинформ. – 2011. – 336 с. – Режим доступа http://www.knigafund.ru/books/14608

 

Дополнительная литература:

1. Ахметгареев А.Р. Проблема защиты и медицинского обеспечения гражданского населения, находящегося в зоне вооруженного конфликта, с соблюдением принципов и норм международного гуманитарного права // Военно-юридический журнал. - 2010. - № 3.

2. Дерман К. Правовой статус «незаконных и (или) не пользующихся защитой конвенций комбатантов» / К. Дерман // Международный журнал Красного Креста 2003: сб. статей. М.: МККК, 2004.

3. Котляров И.И. Международное гуманитарное право / И.И. Котляров. – М.: Издательство «Юрлитинформ», 2003.

4. Котляров И.И. Международное право и вооруженные конфликты. Монография. /И.И. Котляров. – М.: Московский университет МВД России, 2003.

V. Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Чем военный шпион отличается от разведчика?

2. Каков правовой статус парламентёров?

3. Кто относится к комбатантам?

4. Каков правовой статус военных журналистов?

 

Тема 3.3.Международно–правовая защита жертв войны

I. Задания для самостоятельной работы

1. Решите задачу:

Между государством N и государством F возникает вооружённый конфликт. N нарушило права человека, когда заключило под стражу всех проживающих на его территории выходцев из государства F. Армия F переходит границу и занимает один из городов. Всех жителей этого города немедленно депортируют в страну F и интернируют в одном из лагерей. К какой категории жертв войны относятся эти люди?

2. Дополните фразу одной из следующих концовок: прекращение действия статуса беженца согласно Конвенции 1951 года

а) не зависит от того, признан ли человек беженцем.

б) всегда становится результатом поведения отдельного беженца.

в) не может осуществляться коллективно.

г) неуместно, если потребность в международной защите сохраняется.

3. Какое из приводимых ниже обстоятельств несовместимо со статусом беженца, предоставляемым согласно Конвенции 1951 года?

а) Судимость.

б) солдат, временно отпущенный с действительной службы.

в) уклонение от призыва на военную службу.

г) нарушение моральных или религиозных кодексов в стране происхождения.

4. Какое из этих утверждений верно?

а) Всякое лицо, отвечающее критериям включения, указанным в Конвенции 1951 года, всегда является беженцем.

б) Все палестинские беженцы лишаются статуса беженца согласно положениям об исключении в Конвенции 1951 года.

в) Положения об исключении касаются не только лиц, не заслуживающих статуса беженца.

г) Мотивы преследований, указанные в Конвенции 1951 года, являются взаимоисключающими.

 

II. План практического занятия (2ч.)

1.Правовой режим раненых, больных и потерпевших кораблекрушение.

2. Правовой статус и правила обращения с военнопленными.

3. Правовой статус беженцев.

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к практическому занятию

Защита жертв войны относится к предмету регулирования Женевского права. Для подготовки к занятию необходимо на основании международных документов уяснить значение терминов «раненый», «больной», «потерпевший кораблекрушение». При характеристика правового статуса указанных лиц необходимо определить те действия, которые запрещены в отношении этих категорий лиц.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.