МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Модуль 2. Европейский суд по правам человека – основной правозащитный орган Совета Европы





 

Тема 2.1.Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и её применение в Российской Федерации

I. Задания для самостоятельной работы

1. Исправьте ошибки в утверждении:

Европейская социальная хартия была подписана в Страсбурге, вступила в силу 26 февраля 1966 года. В апреле 2000 года ПАСЕ Совета Европы одобрила новую редакцию Европейской социальной хартии. Хартия состоит из трёх частей – в первой и второй закреплены права, гарантированные ею, а третья часть представляет собой декларацию о намерениях. Контрольный механизм хартии заключается в возможности подачи жалоб в Европейский комитет по социальным правам.

2. Статья 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. гласит:

«1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или придерживаться убеждений, как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным образом, в богослужении, учении и отправлении религиозных и ритуальных обрядов.

2. Свобода исповедовать религию или придерживаться убеждений подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц».

Г-жа Эрроусмит, гражданка Великобритании, распространяла листовки, призывающие солдат отказываться от направления на службу в Северную Ирландию. Правительство запретило г-же Эрроусмит заниматься подобными действиями и подвергло ее наказанию. По мнению г-жи Эрроусмит, таким образом правительство нарушило ее право на свободу совести и убеждений, так как, распространяя листовки, она исходила из идей пацифизма. Можно ли в данном случае говорить о нарушении английскими властями ст. 9 Конвенции 1950 г.?

3. Заполните таблицу:

  Комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания Европейский комитет по социальным правам Европейская комиссия против расизма и нетерпимости
Дата создания      
Правовая основа      
Состав (количество членов)      
Основная задача, цели      
Методы и контрольные механизмы      

4. Ознакомьтесь с докладом о выполнении положений, содержащихся в Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств, предоставленным Россией Генеральному Секретарю Совета Европы. Какие положительные и отрицательные моменты были отмечены Советом Европы по результатам рассмотрения этого доклада? Как Вы считаете, каковы пути устранения выявленных Советом Европы замечаний?

 

II. План практического занятия «Правозащитный механизм Совета Европы» (2ч.)

 

1.Органы защиты прав человека в Совете Европы: состав, компетенция

- Европейский комитет по социальным правам

- Европейский Комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания

- Европейская комиссия против расизма и нетерпимости

2. Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств

3. Комиссар по правам человека Совета Европы.



План практического занятия «Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод в правовой системе Российской Федерации» (2ч.)

1. Протоколы к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод: время принятия, участвующие стороны, основное содержание.

2. Применение ЕКПЧ судами Российской Федерации. Дискуссия на тему соотношения ЕКПЧ с российским законодательством.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к практическим занятиям

Правозащитный механизм Совета Европы представляет интерес в связи с тем, что Российская Федерация является участницей этой международной организации, российские граждане имеют доступ к механизмам и процедурам, существующим в Совете Европы. Одним из таких контрольных механизмов является рассмотрение Советом Европы докладов РФ о выполнении норм международных договоров в области защиты прав человека на европейском уровне. По результатам рассмотрения докладов соответствующие органы Совета Европы принимают заключения. Подобное заключение было принято Консультативным Комитетом СЕ по выполнению Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств в 2002 году.

Характеризуя механизм защиты прав человека в рамках Совета Европы? необходимо представить систему органов этой международной организации и определить место, роль и функции правозащитных институтов в ней, уделив особое внимание Европейскому Комитету по социальным правам, Европейскому Комитету по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и Европейской комиссии против расизма и нетерпимости.

Ответ на второй вопрос должен включать в себя определение целей Европейской Хартии национальных языков или языков меньшинств; круга её участников; основных положений; контрольных механизмов Хартии.

Ответ на третий вопрос практического занятия, помимо характеристики функций и полномочий Комиссара Совета Европы по правам человека, можно дополнить историческим материалом, дать справку о персоналиях и биографии тех лиц, которые в разное время занимали пост Комиссара Совета Европы по правам человека (Альваро Хиль-Роблес, Томас Хаммарберг).

Второе практическое занятие предполагает рассмотрение вопросов, связанных c ЕКПЧ, которая является основным источником защиты прав человека в рамках Совета Европы. По мере развития правозащитной системы нормы Конвенции дополнялись положениями Протоколов. Содержание этих протоколов, время и обстоятельства их принятия необходимо раскрыть во втором вопросе практического занятия.

Второй вопрос предполагает анализ применения ЕКПЧ российскими судами. Для подготовки к практическому занятию необходимо найти и провести анализ применения ЕКПЧ при рассмотрении конкретного дела (судебные акты можно найти на сайте kad.arbitr.ru или в справочно-правовых системах). Для участия в дискуссии по вопросу соотношения ЕКПЧ c российским законодательством предлагается ознакомится c постановлением ЕСПЧ по делу «Маркин против Российской Федерации», а также со статьей К.Д. Зорькина «Предел уступчивости».

 

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) // Бюллетень международных договоров. - 2001. - №3

2. Европейская социальная хартия (принята в г. Турине 18.10.1961)// СПС «Консультант плюс»

3. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания // Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права. - 1997. - С. 38 – 50

4. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (заключена в г. Страсбурге 01.02.1995) // Московский журнал международного права. - 1996. - № 2. - С. 242 – 250

5. Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств (Принята в г. Страсбурге 05.11.1992) // Документ на русском языке опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант плюс»

6. Резолюция Комитета министров Совета Европы "О Комиссаре Совета Европы по правам человека" (принята в г. Будапеште 06.05.1999 - 07.05.1999 на 104-ой сессии Комитета министров Совета Европы) // Дипломатический вестник. - 1999. - № 6. - С. 42 - 44.

7. Варшавская декларация (Итоговая декларация Саммита) (вместе с Планом действий, Руководящими принципами отношений между Советом Европы и Европейским Союзом, Декларацией о сотрудничестве между Советом Европы и ОБСЕ) (принята в Варшаве 17.05.2005) // Совет Европы и Россия. - 2005. – № 1. С. 26 - 37

 

Основная литература

1. Ануфриева, Л. И. Международное гуманитарное право: учеб.пособие / Л.И. Ануфриева. – Ростов-на-Дону: Ростовский филиал Российской таможенной академии. – 2014. – 198 с.

2. Батырь, В. А. Международное гуманитарное право: учебник для вузов [Электронный ресурс]/ В.А. Батырь.– М.: Юстицинформ. – 2011. – 336 с. – Режим доступа http://www.knigafund.ru/books/14608

 

Дополнительная литература

1. Дженис, М. Европейское право в области прав человека (практика и комментарии / М. Дженис, Р. Кэй, Э. Брэдли. – М.: Права человека, 1997

2. Жданкин, М. В. К вопросу о международно-правовой защите Советом Европы русскоязычного меньшинства, проживающего в странах Балтии/ М. В. Жданкин // Право и политика. – 2007. - № 3

3. Зорькин В.Д. Предел уступчивости // Российская газета. Федеральный выпуск. N 5325(246). 2010. 29 окт. 29 окт.

4. Коротеев, К.Н. Конфликт, которого нет. Комментарий к решению Большой Палаты Европейского суда по правам человека по делу "Константин Маркин против России" / К.Н. Коротеев // Сравнительное конституционное обозрение. - 2012. - № 4.

5. Осман-заде, С. Европейская конвенция по правам человека и национальные правовые системы стран - членов совета Европы. Роль Комитета Министров / С. Осман-заде // Юрист-международник. -2005. – № 2

6. Султанов, А.Р. К 15-летнему юбилею действия для России Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протоколов к ней / А. Р. Султанов // Вестник гражданского процесса.- 2013. - N 4.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы основные источники защиты прав человека в рамках Совета Европы?

2. Какие протоколы к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод были подписаны Российской Федерацией? В чём их основное содержание?

3. Какие контрольные механизмы за выполнением странами своих обязательств предусматривает Европейская социальная хартия и протоколы к ней?

4. Что входит в компетенцию Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания?

5. В чём особенности Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств?

 

Тема 2.2.Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ): состав, компетенция, процедура рассмотрения дел

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Решите задачу:

Гр-н России Емельянов в марте 2003 года обратился с жалобой в ЕСПЧ на нарушение Российской Федерацией его права на справедливое судебное разбирательство. В жалобе он указал, что районный суд г. Ростова-на-Дону 12 января 1997 года вынес решение в его пользу о взыскании с РФ невыплаченной пенсии за период 1994-1997 гг. Решение вступило в законную силу. Однако до времени подачи жалобы в ЕСПЧ решение суда не исполнено, присуждённые денежные средства ему не выплачены.

Сочтёт ли ЕСПЧ эту жалобу приемлемой по критерию ratione temporis?

2. Используя Регламент Европейского суда по правам человека, заполните пробелы в терминах:

Лицо, не являющееся избранным судьей, предложенное Высокой Договаривающейся Стороной в качестве члена Большой палаты или Палаты, - ____.

Судья, назначенный Палатой для участия в работе делегации - _______. Устное разбирательство, проводимое по приемлемости и/или по существу жалобы или в связи с запросом о пересмотре, толковании или консультативном мнении - ______.

Палата, образованная на пленарном заседании Суда на определенный срок, - _________.

3. Составьте схему «Этапы рассмотрения дела в ЕСПЧ»

4. Составьте схему (таблицу) государственных органов РФ, задействованных в механизме исполнения постановлений ЕСПЧ. Отразите нормативно-правовые документы, которыми регламентируется указанная деятельность.

 

 

II.1 План практического занятия

Тема: «Правила процедуры Европейского Суда по правам человека» (4ч.)

 

1. Организация и работа ЕСПЧ

2. Порядок производства в ЕСПЧ

3. Нормы переходного периода

4. Приложение и практические инструкции к Регламенту ЕСПЧ

 

II.2 План практического занятия

Тема: «Актуальные проблемы исполнения постановлений ЕСПЧ в Российской Федерации» (2ч.)

1. Неисполнение решений национальных судов как структурная проблема в практике ЕСПЧ по делам с участием России («Бурдов против России», «Тимофеев против России» и др.). Причины неэффективности исполнительного производства в РФ.

2. Принцип правовой определённости в практике ЕСПЧ («Рябых против России»).

3. «Чеченские дела» в практике ЕСПЧ: «Исаева, Юсупова и Базаева против России» «Исаева против России», «Базоркина против России», «Имакаева против России», «Ахмадова и Садулаева против России», «Мусаев и другие против России», «Гончарук против России».

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к практическим занятиям

 

Первое практическое занятие предполагает работу в группах по 5-7 человек. При подготовке к занятию необходимо изучить Регламент (Правила процедуры) Европейского Суда по правам человека, знать его структуру, основное содержание, уметь ориентироваться в тексте. Подготовку второго вопроса необходимо сопровождать составлением схемы с обозначением основных этапов прохождения дела в ЕСПЧ, начиная с момента подачи жалобы в Секретариат и оканчивая направлением постановления Комитету министров Совета Европы.

Второе практическое занятие проводится в форме круглого стола, который предполагает 5-7 минутное выступление по теме с последующим обсуждением. При подготовке к занятию необходимо уяснить понятие «системных (структурных) проблем» в практике ЕСПЧ, определить круг нарушений РФ Конвенции, которые можно отнести к таковым.

Из предполагаемой тематики можно выбрать один вопрос, который необходимо проработать, изучив и проанализировав постановления ЕСПЧ по указанной проблематики. Распределение вопросов происходит на занятии, предшествующем практическому. Обязательным элементом подготовки является формулирование мнения по устранению изучаемой «структурной проблемы», недопущению выявленных нарушений со стороны РФ в будущем.

В качестве дополнительной самостоятельной работы возможна подготовка докладов и выступление с ними на практическом занятии. Темы докладов должны отражать актуальные проблемы теории и практики юридической деятельности. Примерные темы для докладов:

– Конфликт позитивного и естественного права (по материалам дела «Шофман против России»)

– Постановления Европейского Суда по правам человека - источник права в РФ?

– Правовая природа постановлений Европейского Суда по правам человека: спорные вопросы.

По теме предусмотрена контрольная работа, включающая работу c раздаточным материалом и тестовые задания.

 

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) // Бюллетень международных договоров. - 2001. - №3

2. Регламент (правила процедуры) Европейского Суда по правам человека (принят в г. Страсбурге 04.11.1998г.) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. - 2006. - № 4. - С. 74 - 119.

3. Об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском суде по правам человека - заместителе Министра юстиции Российской Федерации : указ Президента РФ от 29.03.1998 № 310 "// Российская газета. - 1998. – 8 апреля

4. О порядке взаимодействия Министерства финансов Российской Федерации с Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека : приказ Минфина РФ от 14.07.2006 № 225 – Режим доступа СПС «Консультант Плюс»

5. О порядке рассмотрения запросов Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации : Приказ Генпрокуратуры РФ от 17.10.2007 № 170. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс»

 

 

Основная литература

1. Ануфриева, Л. И. Международное гуманитарное право: учеб.пособие / Л.И. Ануфриева. – Ростов-на-Дону: Ростовский филиал Российской таможенной академии. – 2014. – 198 с.

2. Батырь, В. А. Международное гуманитарное право: учебник для вузов [Электронный ресурс]/ В.А. Батырь.– М.: Юстицинформ. – 2011. – 336 с. – Режим доступа http://www.knigafund.ru/books/14608

 

Дополнительная литература

1. Антонович, Е. К. Отдельные аспекты приемлемости жалоб, поступающих в Европейский суд по правам человека / Е. К. Антонович // Российский следователь. – 2008. – № 6

2. Афанасьев, Д. В. Особенности доказывания в Европейском суде по правам человека / Д. В. Афанасьев // Журнал российского права. – 2009. – № 1

3. Бессарабов, В. Г. Европейский Суд по правам человека / В. Г. Бессарабов. – М.: Юрлитинформ. – 2003. – 248 с.

4. Капинус, Н. И. Участие адвоката в подготовке и рассмотрении дел Европейским судом по правам человека / Н. И. Капинус // Адвокатская практика. - 2005. - № 5

5. Миннегалиева, Л. Взгляд европейского суда по правам человека на надзорное производство в России / Л. Миннегалиева // Арбитражный и гражданский процесс. – 2009. – №2

6. Молостова, Е. В. Применение предварительных мер Европейским Судом по правам человека / Е. В. Молостова // Международное публичное и частное право. – 2005. - № 2

7. Нешатаева, Т. Н. Уроки судебной практики о правах человека: европейский и российский опыт / Т. Н. Нешатаева – Режим доступа «Консультант плюс»

8. Петрухин, И. Л. О реформе Европейского суда по правам человека / И. Л. Петрухин // Адвокат. – 2008. - № 6

9. Рабцевич, О. И. Влияние решений Европейского суда по правам человека на деятельность международных уголовных трибуналов / О.И. Рабцевич // Международное публичное и частное право. – 2007. – № 5

10. Рехтина, И.В. Проблемы взаимодействия Российской Федерации с Европейским судом по правам человека / И.В. Рехтина // Арбитражный и гражданский процесс. - 2013. - № 1.

11. Сальвиа, М. Процедура прохождения заявлений в Европейском Суде / М. Сальвиа// Российская юстиция. – 2000. – № 11

12. Сосна, А. О некоторых проблемах защиты основных прав и свобод Европейским судом по правам человека / А. Сосна // Международное публичное и частное право. – 2009. – № 2

13. Султанов, А. Р. Об исполнении постановлений Европейского суда по правам человека как средстве реализации конституционных ценностей/ А. Р. Султанов// Международное публичное и частное право. – 2008. – № 4

14 Султанов, А. Р. О проблеме мотивированности судебных актов через призму постановлений Европейского суда по правам человека / А.Р. Султанов // Международное публичное и частное право. – 2008. – № 2

15. Урукова, В. М. О сроках обращения в Европейский суд по правам человека / В. Н. Уруков, В. М. Урукова // Международное публичное и частное право. – 2009. – № 2

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какова структура Европейского Суда по правам человека?

2. Какими функциями наделена Большая Палата ЕСПЧ?

3. Каким критериям должна отвечать жалоба в ЕПСЧ?

4. Что означает «критерий надлежащего лица» при подаче жалобы в ЕСПЧ?

5. На каких языках ведётся производство в Европейском Суде по правам человека?

6. Какими функциями наделён Уполномоченный РФ при ЕСПЧ?

7. Что представляет собой процедура исполнения постановлений ЕПСЧ в России?

 

Тема 2.3.Правовые позиции ЕСПЧ по делам c участием Российской Федерации

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучите статистику ЕСПЧ по итогам прошедшего года в сравнении c предыдущими 3-5 годами. Какие закономерности и тенденции в отношении России можно выявить?

 

 

II.1 План практического занятия

Тема: «Разграничение пыток, жестокого и унижающего обращения и наказания» (ст. 3 ЕКПЧ)

Работа c раздаточным материалом. Анализ конкретных ситуаций.

Цели и задачи практического занятия с использованием метода анализа конкретных ситуаций (кейс-метода) проявляются в приобретении навыков:

- выявления юридически значимых обстоятельств дела;

- критического мышления;

- юридической аргументации.

Продолжительность занятия: 2 ч.

Подготовительный материал: учебная и научная литература

Этапы учебного занятия:

1. Организационный этап (10 мин)

2. Основной этап (70 мин)

3. Заключительный этап (10 мин)

Ход занятия

1. Организационный этап – предполагает уяснение целей и задач занятия, раздача материала

2. Основной этап предполагает :

2.1.Анализ ситуаций по следующим параметрам:

А) достигло ли плохое обращение минимального уровня жестокости с учетом

- продолжительности,

- физических и психических последствий;

- индивидуальных характеристик (пол, возраст, состояние здоровья);

- формы и методы применения?

Б) к какому из видов плохого обращения можно отнести каждый из описанных ниже случаев, принимая во внимание

- цели насилия

- интенсивности и жестокости применения насилия

2.2. Сравнение выводов с выводами ЕСПЧ

3. Заключительный этап – предполагает анализ работы, совместное обсуждение, а также оценку индивидуальной работы.

II.2 План практического занятия

Тема: «Право на свободу и личную неприкосновенность (ст.5) в практике ЕСПЧ» (2ч.)

Работа c раздаточным материалом. Анализ конкретных ситуаций.

Цели и задачи практического занятия с использованием метода анализа конкретных ситуаций (кейс-метода) проявляются в приобретении навыков:

- выявления юридически значимых обстоятельств дела;

- критического мышления;

- юридической аргументации.

Продолжительность занятия: 2 ч.

Подготовительный материал: учебная и научная литература

Этапы учебного занятия:

1. Организационный этап (10 мин)

2. Основной этап (70 мин)

3. Заключительный этап (10 мин)

Ход занятия

1.Организационный этап – предполагает уяснение целей и задач занятия, раздача материала

2.Основной этап предполагает :

2.1.Анализ ситуаций с ответами на следующие вопросы:

А) в соответствии с каким из оснований, приведенных в ч.1 ст. 5 ЕКПЧ, были лишены свободы лица в описанных ситуациях?

Б) соответствовало ли в каждом отдельном случае лишение свободы требованиям, установленным в законе?

2.2. Сравнение выводов с выводами ЕСПЧ

3. Заключительный этап – предполагает анализ работы, совместное обсуждение, а также оценку индивидуальной работы.

II.3 План практического занятия

Тема: «Право на справедливое судебное разбирательство (ст.6) в практике ЕСПЧ» (2ч.)

Работа c раздаточным материалом. Анализ конкретных ситуаций.

Цели и задачи практического занятия с использованием метода анализа конкретных ситуаций (кейс-метода) проявляются в приобретении навыков:

- выявления юридически значимых обстоятельств дела;

- критического мышления;

- юридической аргументации.

Продолжительность занятия: 2 ч.

Подготовительный материал: учебная и научная литература

Этапы учебного занятия:

1. Организационный этап (10 мин)

2. Основной этап (70 мин)

3. Заключительный этап (10 мин)

Ход занятия

1.Организационный этап – предполагает уяснение целей и задач занятия, раздача материала

2.Основной этап предполагает :

2.1.Анализ ситуаций с целью определения факта нарушения государством ст. 6 ЕКПЧ.

2.2. Сравнение выводов с выводами ЕСПЧ

3. Заключительный этап – предполагает анализ работы, совместное обсуждение, а также оценку индивидуальной работы.

II.4 План практического занятия

Тема: «Защита права собственности (Протокол 1) в практике ЕСПЧ» (2ч.) (дискуссия)

Цели и задачи практического занятия – приобретение навыков юридической речи, построения и защиты аргументации

Продолжительность занятия: 2 ч.

Подготовительный материал: учебная и научная литература

Этапы учебного занятия:

1. Организационный этап (10 мин)

2. Основной этап (70 мин)

3. Заключительный этап (10 мин)

Ход занятия

1.Организационный этап – предполагает уяснение целей и задач занятия.

2.Основной этап – дискуссия по следующим вопросам:

1. Протокол № 1 к ЕКПЧ. Структура ст. 1 протокола № 1

2. Понятие «имущества», «собственности»

3. Допустимое ограничение права собственности. Пределы такого ограничения. Контроль собственности. Лишение собственности.

4. Установление соразмерной компенсации.

5. Протокол № 1, ЕСПЧ и российские суды

3. Заключительный этап – предполагает анализ работы, совместное обсуждение, а также оценку индивидуальной работы.

II.5 План практического занятия – деловой игры «Учебное дело Белова» (4ч.)

 

Цели и задачи деловой игры проявляются в приобретении студентами навыков:

- работы c процессуальными документами;

- описания фактических обстоятельств дела;

- формирования правовой позиции по делу, формулирования аргументов и контраргументов;

- оценки юридической перспективы разрешения дела; выбора варианта поведения;

- юридической речи, публичного выступления.

Продолжительность деловой игры: 4 ч.

Подготовительный материал: материалы предыдущих практических занятий по данной теме, учебное дело.

Этапы учебного занятия:

1. Организационный этап (20 мин)

2. Основной этап (140 мин)

3. Заключительный этап (20 мин)

Ход занятия

1. Организационный этап – предполагает уяснение целей и задач деловой игры, разделение студентов на команды (две команды)

2. Основной этап включает в себя следующие формы работы:

a. Изучение дела. Описание фактических обстоятельств дела

b. Анализ предполагаемых нарушений со стороны государства, доводов заявителя и ответной позиции государства. Анализ на предмет приемлемости.

c. Жеребьевка сторон.

d. Слушание в ЕСПЧ.

3. Заключительный этап – предполагает анализ работы, совместное обсуждение, а также оценку индивидуальной и групповой работы команд.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к практическому занятию

 

Для подготовки к 1-4 практическим занятиям предлагается изучить правовые позиции ЕСПЧ по конкретным статьям. Для этого можно воспользоваться как научными статьями по данной проблематики, так и непосредственно постановлениями ЕСПЧ по отдельным статьям Конвенции.

После изучения правовых позиций по предложенным статьям и работы c раздаточным материалом навыки применения полученных знаний можно будет приобрести в ходе деловой игры c учебным делом, по итогам которого состоится имитация слушания в ЕСПЧ.

 

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) // Бюллетень международных договоров. - 2001. - №3

2. Регламент (правила процедуры) Европейского Суда по правам человека (принят в г. Страсбурге 04.11.1998г.) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. - 2006. - № 4. - С. 74 - 119.

 

 

Основная литература

1. Ануфриева, Л. И. Международное гуманитарное право: учеб.пособие / Л.И. Ануфриева. – Ростов-на-Дону: Ростовский филиал Российской таможенной академии. – 2014. – 198 с.

2. Батырь, В. А. Международное гуманитарное право: учебник для вузов [Электронный ресурс]/ В.А. Батырь.– М.: Юстицинформ. – 2011. – 336 с. – Режим доступа http://www.knigafund.ru/books/14608

 

Дополнительная литература

1. Васяев, А.А., Князькин, С.А. Стандарты Европейского суда по правам человека по соблюдению уголовно-процессуального законодательства при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства / А.А. Васяев, С.А. Князькин // Адвокат. - 2013. - N 4.

2. Глазкова, М.Е. Применение европейских стандартов отправления правосудия в российском арбитражном процессе: монография. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Анкил, 2012. 200 с

3. Ильинская, О.И. Запрет пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания: стандарты Европейского суда по правам человека / О.И. Ильинская // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2013. - N 2.

4. Нешатаева, Т.Н. Решения Европейского суда по правам человека: новеллы и влияние на законодательство и правоприменительную практику: монография. / Т.Н. Нешатаева. - М.: Норма, ИНФРА-М, 2013. 304 с.

5. Чуркин, А.В. Отдельные процессуальные аспекты проведения очных ставок в ракурсе судебной практики Европейского суда по правам человека/ А.В. Чуркин // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2012. - № 2.

6. Шапошников, А.Ю. Соблюдение требований Конвенции "О защите прав человека и основных свобод" и практики Европейского суда при проведении проверочной закупки наркотических средств / А.Ю. Шапошников // Наркоконтроль. - 2012. - №3.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Как определяется «минимальный уровень жестокости» при применении ст. 3 ЕКПЧ?

2. Какие гарантии включает в себя ст. 5 ЕКПЧ?

3. Какое отношение к «контрольным закупкам» выработано ЕКПЧ?

4. Что понимается под «имуществом» для целей ст.1 Протокола 1 к ЕКПЧ?

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.