МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Проведение социометрического эксперимента





Психологически грамотное проведение социометрического испытания — непростое дело для будущего учителя. Несмотря на то, что сама процедура исследования непродолжительна, однако готовиться к ней необходимо не менее старательно, чем к очередному уроку. Начинаем с задачи, решение которой поможет предотвратить ряд ошибок.

Задача 1. К каким нежелательным последствиям приведут следующие ошибки, допущенные студентом-исследователем в проведении социометрического испытания в классе, если:

1. Во время инструктирования по предстоящему опыту он забыл сказать школьникам, чтобы каждый из них, наряду с фамилиями выбираемых товарищей, указал собственную фамилию.

2. Провел социометрическое исследование по критерию выбора: «С кем из класса ты хотел(а) бы сидеть во время контрольной работы по математике?»

3. Упустил из виду необходимость предупредить учащихся, что их выборы останутся в тайне.

4. На реплику учащегося, что тот ни с кем не хотел бы проводить вместе каникулы, студент посоветовал ему получше подумать.

5. После обработки полученных результатов огласил их, назвал и похвалил тех ребят, которые получили наибольшее количество выборов; огласил фамилии ребят, не получивших ни одного выбора.

 

Поработав над задачей, свое решение необходимо сопоставить с ответами, помещенными в Приложении 1.

Во-первых вам необходимо заблаговременно подумать над вступительными словами, которые должны соответствовать возрасту испытуемых, состоянию дисциплины в классе, предполагаемому отношению учащихся к исследованию. Один из вариантов вступления предлагается ниже:

«Ребята, мы, конечно, хотим, чтобы наш класс был как можно дружнее, сплоченнее, чтобы он стал настоящим коллективом. Но хорошо известно, что формирование такого коллектива — дело нелегкое. Мы, тем не менее, можем ускорить этот процесс, если применим некоторые психологические методы исследования. Сейчас я попрошу вас ответить на один вопрос. Надеюсь, что вы поведете себя искренне. Во всяком случае обещаю, что результаты исследования останутся в тайне. Еще раз подчеркиваю, что от правдивости ваших ответов зависит, будут ли результаты полезны нашему классу».

Другой аспект подготовки связан с определением критерия социометрического выбора, т.е. того вопроса, который будет поставлен перед учащимися, т.к. вопрос может касаться учебной деятельности, досуговой и т.д. Что касается перечня возможных вопросов, то он достаточно велик. Вот некоторые из них:

  1. К кому из одноклассников ты обратился бы за помощью в трудную минуту?
  2. С кем из одноклассников ты предпочел бы вдвоем выполнить ответственное общественное поручение?
  3. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
  4. С кем из одноклассников ты предпочел бы вместе провести каникулы?
  5. Если бы тебе пришлось переехать в другой город, то разлука с кем из одноклассников была бы для тебя наиболее тяжелой? и т.д.

 

В действительности можно в целях уточнения социометрического статуса школьников попросить их указать не одного, а трех одноклассников в порядке убывания их привлекательности. Например, задавая вопрос, касающийся обращения в трудную минуту, можно уточнить: «К кому — в первую очередь, к кому — во вторую, а к кому — в третью». При этом нужно постараться убедить ребят в том, что нет ничего «неудобного» в том, что одноклассник выберет одноклассницу, или наоборот. Еще раз подчеркнем, что определение критерия выбора — дело ответственное и зависящее от конкретных условий.



В своем первом социометрическом исследовании вам рекомендуется поставить перед учащимися только один вопрос (№1), попросив указать только одного одноклассника, но провести исследование качественно и освоить способ обработки результатов.

Наконец, вам необходимо четко продумать организационные вопросы, относящиеся к процессу исследования. Можно попросить учащихся достать для проведения опыта по листу бумаги. Но лучше заранее подготовить и раздать всем одинаковые листы. Вообще, четкость в управлении действиями испытуемых, в том числе и их работой на листах, — необходимое условие успеха в проведении опыта.

Разумеется, во время исследования учащиеся могут задавать вопросы. Чтобы отвечать квалифицированно, вам необходимо не только хорошо понимать смысл исследования, но и заранее представлять себе способ обработки будущих результатов. Для этого в приложении №2 вам был предложен вариант обработки результатов проведенного в 5 классе сельской школы, состоящем из 16 учащихся, по критерию выбора «С кем из одноклассников хотел бы сидеть за одной партой?».

Итак опираясь на полученные знания вам необходимо на основании собственных результатов построить социограмму класса. Затем вам необходимо сопоставить социограмму, построенную по результатам вашего социометрического исследования, с гипотетической социограммой (1 часть задания). Общий фонд выборов (принимается во внимание только выбор первой очереди) равен количеству испытуемых, принявших участие в исследовании. Пусть это число будет знаменателем обыкновенной дроби. Количество правильно предусмотренных вами выборов составит числитель этой дроби. Ясно, что чем больше величина дроби, тем большую наблюдательность и пытливость вы проявили. С некоторой условностью эту дробь можно назвать коэффициентом компетентности в области межличностных отношений. Вместе с тем вам предлагается попробовать объяснить имеющие место несовпадения между гипотезой и результатом.

 

Конструктивный этап.

Анализ социограммы, полученной в исследовании

Вам необходимо соотнести полученные в эксперименте результаты ее с официальной структурой группы. Обращение к специальной литературе поможет сделать ваши педагогические рекомендации психологически содержательными и логически обоснованными.

 

Рефлексивный этап

Содержание отчета

1. Исходные данные о группе (например: школа, класс, краткая история его формирования, другие данные, важные с точки зрения студента-исследователя).

2. Таблица, соответствующая таблице 1, гипотетическая социограмма, предварительные суждения и заключение о классе.

3. Замечания и рекомендации преподавателя-методиста по итогам первого этапа.

4. Описание или протокол социометрического исследования с приложением листов, на которых зафиксированы выборы учащихся. Таблица, соответствующая таблице 1 (приложение 2), и социограмма, полученных в исследовании результатов.

5. Аналитическое сравнение двух социограмм с оценкой собственной компетентности в области межличностных отношений.

6. Психологически обоснованные педагогические рекомендации.

7. Рефлексия собственной деятельности. Для этого вам необходимо ответить на следующие вопросы:

- Какие впечатления остались у вас от предыдущих этапов?

- Какие трудности и чувства возникали в процессе работы над заданием?

- Что вам дала работа над ним?

- Можно ли сказать, что задание вам понравилось? почему?

- Если задание чем-то не понравилось, постарайтесь точнее сформулировать, чем именно.

- Может быть у вас появились предложения по его улучшению?

 

Критерии оценки качества выполнения задания

- Уровень оперирования теоретическими знаниями.

- Обоснованность гипотез результатами наблюдений (фактами, событиями жизни группы, поступками, признаками поведения испытуемых, опытом общения с ними и т.д.), наличие проблем, рассуждений в разработке гипотезы, логичность, доказательность рассуждений.

- Качество применения специальной методики исследования: ее описание, обработка результатов, их интерпретация; наличие соответствующих исследовательских материалов в виде приложений.

- Информативность сопоставления полученного результата с гипотезой.

- Психологическая обоснованность педагогических рекомендаций.

- Оформление отчета.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАДАНИЮ №1.

  1. Донцов А.Л. Психология коллектива. — М., 1984.
  2. Коломинский Я.М., Березовик Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. — М., 1977.
  3. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М., 1988.
  4. Немое Р.С., Кирпичник A.T. Путь к коллективу. — М., 1986
  5. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. — М., 1980.
  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. — М., 2000.
  7. Реан А.Л., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. — СПб., 1999.
  8. Чернышов А.С. Социально-психологические проблемы организованности первичного коллектива школьников и студентов // Социально-психологические вопросы организован­ности коллектива школьников и студентов / Отв. ред. А.С.Чернышов. — Курск, 1986.
  9. Ярошевский М.Т. Психология. — М., 2000;

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.