МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ





Меня зовут Гаврилова Анна Валерьевна, асс. каф. Специальной и практической психологии, я проконсультирую вас по вопросам, связанным с психологической частью вашей педагогической практики.

По возникающим вопросам можно писать на электронную почту anichka01@rambler.ru в теме письма указывайте «пед.практика ЕСТ.ф. 4к.»

Психологические задания в программе педагогической практики студентов 4 курса школьных факультетов.

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД НИМИ

Выполняя психологические задания, студент должен показать знание теоретических основ общей, возрастной, педагогической и социальной психологии, а также умения применять эти знания для объяснения конкретных психологических фактов и явлений, добывать факты, т.е. собирать объективный материал для психологического осмысливания, используя основные методы исследования (наблюдение, беседу/эксперимент, анализ продуктов деятельности и др.), применять психологические знания в практике обучения и воспитания (характеристики должны иметь педагогические выводы), полно и убедительно, используя конкретные факты, излагать письменно результаты своего труда.

Выполнение психологических заданий в программе педагогической практики студентов 4 курса школьных факультетов включает в себя ряд этапов.

Гипотетический этап связан с актуализацией теоретических знаний по теме задания, определение предмета и объекта исследования, формулирования гипотез исследования. Следующий этап, экспериментальный, связан со сбором фактического материала с использованием определенных методов психолого-педагогического исследования. Конструктивный этап практики предполагает осмысление, обобщение и изложение собранного материала, составление психологически обоснованных педагогических рекомендаций. Заключительный этап выполнения задания предполагает анализ собственной работы на предыдущих этапах, качество их реализации, актуализацию впечатлений, которые они вызвали, обозначить собственное отношение к ним и к заданию в целом. Эти этапы в работе могут переплетаться друг с другими, но сами по себе они специфичны, и каждый из них четко обозначен непосредственно в практическом задании. Студенты, могут проходить практику в школах различного типа, в разных классах, однако психологические задания по педагогическом практике на одном курсе идентичны. Поэтому во всех случаях процесс работы студентов на педагогическом практике будет иметь одну и ту же структуру.

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №1. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ УЧАЩИХСЯ

Как лучше рассадить ребят в классе? Кому из учеников дать ответственное совместное поручение? Как скомплектовать малые учебные группы для совместной учебной работы на уроке? Кто из класса лучше других справился бы с обязанностями старосты?— вот далеко не полный перечень вопросов из тех, с которыми приходится иметь дело учителю, тем более если он становится классным руководителем. Успешность решения вопросов такого рода находится в сильной зависимости от того, насколько хорошо педагог ориентируется в реальной системе неформальных межличностных отношений учащихся, сложившейся в классе. Поэтому педагог должен быть компетентным при формировании полноценного коллектива в области взаимных предпочтений учащихся.

Цели

- Развитие понятия о неформальных межличностных отношениях учащихся, операционализация понятий о социометрическом исследовании, о социометрическом статусе личности, о компетентности педагога в области межличностных отношений.

- Операционализация понятий, относящихся к психологии мышления — «формулирование гипотезы», «проверка гипотезы» и др.

- Создание условий для развития наблюдательности и пытливости как профессионально важных качеств личности, воспитание исследовательской позиции по отношению к группе учащихся. Приобщение к психологически содержательному педагогическому конструированию (при составлении педагогических рекомендаций).

Содержание основных этапов работы над заданием

Гипотетический этап:1) актуализация теоретических знаний по теме задания с обращением к рекомендованной литературе; 2) изучение межличностных отношений в одной из групп {школьный класс, группа ПТУ и др.) методом наблюдения в целях построения гипотетической социограммы; 3) формулирование обобщенной гипотезы о структуре межличностных отношений.

Экспериментальный этап:1) изучение межличностных отношений в данной группе социометрическим методом; 2) сопоставление полученной социограммы с гипотетической социограммой; 3) вычисление студентом приблизительного коэффициента собственной компетентности в области межличностных отношений учащихся.

Конструктивный этап: составление психологически обоснованных педагогических рекомендаций в отношении дальнейшего развития группы.

Рефлексивный этап.В составе задания приводятся критерии оценки качества его выполнения, а также требования к содержанию отчета.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ

Гипотетический этап

Данное задание позволяет не только повторение ранее усвоенный материал по теме межличностных отношений (см. рекомендованную к заданию литературу), а также углубить собственные знания с помощью практической работы непосредственно в классе. Первая часть задания связана с непосредственным наблюдением за учащимися в классе, результаты которого фиксируются в рабочей тетради по психологическому разделу практики. При выполнении задания вам рекомендуется ответить на ряд вопросов, которые помогут осуществить наблюдение и сформулировать гипотезу:

Кто с кем предпочитает быть вместе на перемене?

Кто инициатор неформального общения и различных затей?

Кто выступает в качестве рассказчика?

С чьим мнением считаются, чьим пренебрегают?

Кто как о ком отзывается в неформальном общении?

Кто кому подражает?

Кто проводит перемену в одиночестве?

Если на уроке имеют место совместные формы учебной работы, то кто с кем стремится оказаться в одной группе?

Кто в какой роли выступает (генератор идей, исполнитель, критик и др.)?

Кто с кем предпочитает дежурить, выполнять вспомогательные работы?

Есть ли случаи совместного нарушения дисциплины? Как распределялись роли?

В большинстве случаев еще полезно задаться вопросом: «Почему?»

 

Перед началом второго этапа необходимо выполнить следующую работу: составить список учащихся и против каждой фамилии указать фамилию того ученика, которого, как вы считаете, скорее всего, выберет первый в том социометрическом исследовании, которое будет проведено. По понятным причинам при этом нужно иметь в виду будущий критерий выбора. Еще одну колонку надо отвести для обоснования своего мнения. Получится таблица, подобная фрагменту таблицы 1.

Таблица 1

 

  Кто будет выбирать Кого он (она) выберет Основание выбора по дневниковым записям наблюдений, другие пометки
Одинцова С. Бирюкова М. На перемене стремится оказаться в группе учащихся, где Бирюков выступает организатором общения. Нередко отвлекается на уроках, поглядывая на симпатичного Бирюкова
Николаев К. Давыдова Р. В ситуации спора заявил, что Давыдов его лучший друг. Давыдов нередко помогает ему разобраться в математических задачах. Вместе пропустили урок литературы
Уварова Г. Затрудняюсь сказать что-нибудь определенное Очень замкнута, почти ни с кем не общается, на перемене остается в классе, часто одна, при этом просто сидит, похоже о чем-то думает, иногда читает
Максимов Н. Бирюкова М. Входит в ближайший круг общения Бирюкова, подражает ему в поведении и одежде. Нередко, не выполнив домашнее задание, списывает у него. Посещают одну спортивную секцию
  И т.д.    

 

Теперь следует построить гипотетическую социограмму, которая представит предположения студентов о структуре межличностных отношений в группе. Рекомендуется при построении социограммы использовать следующий способ предложенный в приложении № 2.

Экспериментальный этап





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.