НЕЛОКАЛЬНОСТЬ ПСИХИКИ И СИСТЕМНОСТЬ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА Виртуальность — вот то общее, что свойственно и «мифе-ме», и «идеологеме», и «конструкту», и «инстигату», и «трансцен-зусу», и «фракталу», и благодаря чему они способны органично взаимодействовать как элементы одной системы интегральных единиц общения, придавая системность каждому журналистскому тексту, в какой бы парадигме мышления он ни создавался. вариант типологии виртуальности, который непосредственно выводит на фундаментальные проблемы творчест-ва-в-процессе-коммуницирования7: Типы реальности 2 ¥^ Объективный 1 Реальная виртуальность теплород, барабашка, системы координат, виртуальные частицы J Мыслимый (идеальный) Реальная реальность Природа Материальный Виртуальная виртуальность Сны, романы, сказки, мечты V. Виртуальная реальность компьютерные тренажеры и управляемые модели Субъективный В качестве основных параметров дифференциации типов реальности здесь выступают категории, отражающие различные аспекты субъективного переживания «быть» и «не быть»: • кажется ли объект принадлежащим внешнему миру (объективным) или представляется производным психики (субъективным) (разделение по оси Y); • можно с ним взаимодействовать материально или только мысленно (разделение по оси X). В квадранте-1 оказывается объективная реальность как таковая — «Реальная реальность», природа. В квадранте-4 — «Виртуальная реальность» в узком смысле этого слова: компьютерные тренажеры, управляемые модели, деловые игры и т.п. И тот и другой тип реальности предстают в виде материальных, чувственно воспринимаемых объектов, с которыми можно непосредственно взаимодействовать. Различно их происхождение: с одной стороны материализованная ментальная модель, функционирующая по искусственным законам (квадрант-4), с другой — природный объект, подчиняющийся естественным закономерностям (квадрант-1). В квадранте-3 сосредоточиваются мыслительные образования, которые заведомо не соотносятся с конкретными материальными объектами, воспринимаются как вымысел, как то, чего не было и нет на самом деле, но в чем проявляется спонтанно моделирующая работа воображения: сны, романы, сказки, мечты. Это — «Виртуальная виртуальность». А в квадрант-2 отнесена «Реальная виртуальность»: мыслительные объекты, которые существуют в идеальной форме, но объективируются, проецируются психикой на внешний мир как принадлежащие ему: научные абстракции (мнимые числа, виртуальные частицы, теплород), этические категории (добро, красота), политические доктрины, даже экстрасенсорные представления (НЛО, барабашка), если люди в них верят и руководствуются ими в своих действиях. Выделенные в анализе типы виртуальности можно для наглядности обозначить образными выражениями: Реальная реальность — «природа». Реальная виртуальность — «убеждения». Виртуальная виртуальность — «сказки». Виртуальная реальность — «игры». Все четыре стороны картины мира складываются уже в детском возрасте. пространство Всемирных Сетей — это еще один мир, парамнр.Не в смысле "паранормальный", а параллельный, идентичный, равноправный. Именно поэтому — НЕ виртуальный, точнее не более виртуальный, чем обычный мир, в котором мы Магическое мышление | Рационалистическое мышление | Прагматическое мышление | Синкрст объективного и субъективного (Мир=Я) | Четкое разграничение объективного и субъективного (Мир=не Я; Я=сознание) | Выделение субъективного в объективном (Мир=опыт). Избегание субъективности (Я=«черный ящик») | Партиципация свойств субъекта и объекта. Магия | Ассоциация идей по сходству и смежности. Теория | Накопление успешных действий по типу St->R. Эксперимент | Основание вывода - транс-дукция (переход от частного к частному, минуя общее) | Основание вывода — дедукция (восхождение от общего к частному) | Основание вывода — индукция (восхождение от частного к общему) | Интегральная единица общения и автокоммуникации — мифема | Интегральная единица общения и автокоммуникации - идеологема | Интегральная единица общения и автокоммуникации — конструкт | Предпричинность (слияние мотива и причины) как основа всеобщей связи. Артифициализм | Каузальность (объективная линейная причинность) как основа всеобщей связи. Закономерность | Результативность (прагматическая причинность) как основа всеобщей связи. Кон-текстуальность | Восприимчивость к неконтролируемым сознанием мыслительным импульсам («двухпалатность», непроизвольность, интуиция). Единство аффективного и интеллектуального. Власть коллективного бессознательного | Внутренний контроль над процессами умозаключения. Появление критичности как универсальной формы контроля над эмоциональностью и верой. Авторитет разума. Достижимость истины | Расширение критичности на сферу достижений разума. Относительность истины. Успех как единственный критерий целесообразности действия. Программирование (прогнозирование и верификация) поведения | живем»15. Суть в том, что человек, решая любые жизненные задачи, подкрепляет адаптивные возможности индивидуального сознания всей мощью коллективной психики путем виртуальной проработки проблемы в Интернете. Виртуальность не «запараллеливание», а моделирование мира. массовая коммуникация — это виртуальная проработка духовно-практических проблем выживания социума в природе и индивида в социуме. Вот почему комбинаторика (слияние, преобразование и трансформация) типов виртуальности становится системным свойством текста, предназначаемого для массовой коммуникации. А для человека, включенного в массовую коммуникацию (безразлично, в качестве реципиента или коммуникатора), жизненно важно достаточно адекватно различать грань виртуальности и жизни. Матрица дифференциации Способностей мышления Драйв-мышление Выделение объективного в субъективном (Я=сознание / бессознательное; Мир=пред-мег потребности) Психодинамика удовлетворения потребностей. Гедонистический риск Основание вывода - влечение. Восхождение к архетипу, инстинкту, потребности, травме Интегральная единица общения и автокоммуникации - инстигат Влечение (биологический детерминизм) как основа всеобщей связи. Амбивалентность. Эгоизм Расширение критичности на сферу этического обоснования поведения. Преобладание инстинкта над разумом. "Демонизация" влечений. Психоанализ Гуманистическое мышление Трансцендентный выход за пределы субъекта и объекта (Я=экзистенция). Выделение стохастических свойств объекта (Мир=не-антропоморфная реальность, «абсолютное не то») Продвижение к смыслу собственного существования — самоактуализация. Ответственный выбор Основание вывода — экзистенциальный прорыв антиномии. Восхождение к самости Интегральная единица общения и автокоммуникации - трансцензус Свобода выбора (само-детерминация личности) как основа всеобщей связи. Экзистенциальность Расширение критичности на сферу естественно-биологического обоснования поведения. Потребность в смысле. Необходимость индивидуальной самотранс-ценденции Net-мышление Выделение стохастических свойств субъекта (Я=сово-купность субличностей; самоорганизующаяся система). Изоморфизм субъекта и объекта (Мир=самоорга-низующаяся стохастическая система) Развертывание информации второго порядка в ситуации неопределенности. Спонтанная самоорганизация Основание вывода — интерактивность. Восхождение к синергетическому единству Интегральная единица общения и автокоммуникации - фрактал Когерентность (взаимодо-полнительность) как основа всеобщей связи. Сеть. «Матрица дифференциации способностей мышления» демонстрирует нелокальность творчества-в-процессе-коммуницирова-ния. В том смысле, что, хотя каждая из парадигм является целостной и самодостаточной формой духовно-практического освоения действительности, носителем всех адаптивных возможностей ни одна из них в отдельности не является. Носителем всех свойств системы является вся система в целом. И поскольку это система открытая, остается возможность развертывания новых парадигм, новые категории которых будут по-новому адекватны новым психоисторическим этапам. . Общим нелокальным свойством психики является ее коллективность. Но энергия индивида всегда избыточна по отношению к системе. И это определило вектор развития от коллективного бессознательного и общинного поведения к индивидуальному сознанию и личной ответственности и поставило на очередь дня категории индивидуации и интерактивности. Свод правил техники психологической безопасности в массовой коммуникации: 1. Личность профессионального журналиста — мера адекватности массовой коммуникации, первый фильтр социальной ответственности и последний гарант свободы слова (см. главу 1). 2. Мера коммуникативной открытости общества — индивидуальность стиля профессионального журналиста. А индивидуальность стиля профессионального журналиста — результат собственной (в той или иной степени сознательной) саморегуляции личного творчества-в-процессе-коммуници-рования под влиянием актуального психоисторического состояния социума (см. главу 2). 3. Личная (в той или иной степени осознаваемая) менталь-ность профессионального журналиста — мера «действительности и мощи» творчества-в-процессе-коммуницирования и ключевой элемент иммунной системы в условиях массовых информационных стрессов и неврозов (см. главу 3). 4. Идейная позиция — не проблема партийной принадлежности, а вопрос профессионального самосознания, личной ответственности и мастерства самого журналиста, (см. главу 4). 5. Строгое соблюдение классических типов текста и фундаментальных технологий журнализма (своего рода «рабо-та-по-правилам») — мера самообладания журналиста и его контроля за своим психическим состоянием и профессиональным статусом (см. главу 5). 6. Если для профессионального журналиста гедонистический текст становится самоценным, приносящим личное удовлетворение или внутреннюю озабоченность, ему следует подумать о компенсации реакции перерождения, чтобы предотвратить психический срыв или информационный невроз (см. главу 6). 7. Воля к самотрансценденции — мера профессиональной классности журналиста. Строгое соблюдение принципов и условий подготовки смысловыявляющего текста при Любых коммуникативных обстоятельствах — мера адекватности, независимости и перспективности журналиста. Объем смысловыявляющих текстов в потоке публикаций — мера качественности или манипулятивности каналов, рубрик, программ, кампаний и проектов mass-media, а также творчества отдельных журналистов (см. главу 7). 8. Работа в парадигме мышления продвинутого читателя — мера адекватности понимания журналистом психоисторического состояния общества и перспективности изданий, программ, направлений журналистики (см. главу 8). 9. Умение адекватно работать во всех парадигмах — мера профессиональной подготовленности журналиста. Смелость в переключении из парадигмы в парадигму без утраты системности текста — мера креативности журналиста. |