МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Социально-коммуникативные функции





Е.Е. ПРОНИНА

Психология

Журналистского творчества

Универса­льным механизмом творческого мышления считается «АГА-пере-живание» (догадка, открытие, прозрение, откровение), то есть момент, когда, как говорят психологи, «бессознательное перехо­дит порог сознания»

 

репортаж в классической чистоте жанра: «сообщение, отражающее поступательное развитие реального со­бытия с предельной наглядностью, порождающей "эффект при­сутствия"»14. Благодаря эффекту присутствия информа­ция воспринимается как данность, на уровне переживания, в котором задействуются все резервы психики, поскольку без комментария-подсказки прогнозировать последствия приходится самому.

 

 

Магическое мышление

«аниматизм» (от лат. animatus — одушев­ленный)- особое состояние веры во всеобъемлющую без­личную одушевленность природы, соединяющую всё и вся в единую мировую душу. Термин был предложен в 1900 г. английским ученым Р. Мареттом. Позднейшие этнографические исследова­ния малочисленных народов Крайнего Севера выявили, что ани-матизм как вера в одушевленность всей природы в практическом мышлении выражается, к примеру, в том, что всем предметам природы приписывается такая же жизнь, как у человека, что под­мечается сходство отдельных предметов с отдельными частями человеческого тела, что предметы наделяются как бы двойной природой, в связи с чем могут менять свою сущность, переходить друг в друга6.

На стадии аниматизма физическое и психическое как бы не разделяется. Всё и вся — это одновременно и реалии внешнего мира, и проявления единой одушевленности природы, пере­живаемые как движения собственной души. Л. Леви-Брюль на­зывал спонтанное переливание смыслов и состояний в этом едином психофизическом пространстве «сопричастностью» или «партидипацией». Переживание всеобщей сопричастности по­рождает ощущение того, что предметы способны передавать свои свойства другим предметам непосредственно, путем соприкосно­вения, уподобления и т.д. Собственно, все виды магии и волшебства являются выраже­нием данного уровня мышления.

 

 

Дж. Фрэзер, к примеру, разде­лял два типа магии: имитативную и контагиозную. В основе пер­вой — имитация и вообще принцип сходства. (Подобное произ­водит подобное, поэтому, поражая наскальный рисунок оленя во время обряда, можно обеспечить удачу на охоте.) Вторая — ста­вит во главу угла контакт и вообще принцип смежности. (У со­прикасающихся предметов значение и роль в жизни совпадают, поэтому не следует выбрасывать остриженные волосы: птицы вплетут их в гнезда, и заплетутся мысли.) При этом сам Дж. Фрэ­зер считал, что и магия подобия, и магия контакта были не аб­сурдом, а всего лишь «неправильным применением фундамен­тальных (исходных и истинных) законов мышления: а именно ас­социации идей по сходству и ассоциации идей по смежности в пространстве и времени» .

 

.. Магическое мышление как «ассоциирование идей» и по сход­ству и по смежности может породить столь длинные цепочки ме­тафорических и метонимических переносов значений, что собст­венное содержание итоговых представлений утратит очевидную связь с предшествовавшими переходами и обретет совершенно самостоятельное значение, превратится в самодостаточный сим­вол.



 

 

Архетип — это своего рода типовая схема, по которой разрозненные впечатления сводятся к универсальному представлению, переживаются и оце­ниваются. Как считают некоторые психологи, архетип, будучи феноменом общечеловеческого коллективного бессознательного, един у всех людей «всех времен и народов» и самим человеком не осознается, а его структуру следует представлять как простейшую геометрическую фигуру — квадрат, круг, треугольник и т.д., кото­рая в массовом сознании ассоциируется с фундаментальными, магическими, в сущности, категориями: добро—зло, мир—война, приобщенность—одиночество и т.п.

 

 

культуролог-структуралист К. Ле-ви-Строс (р. 1908) описал конститутивную (смыслообразую-щую) единицу первобытного мышления и обозначил ее тер­мином «мифема»14.

Во-первых, мифемой предрекалось в полном смысле абсо­лютное, тотальное и вместе с тем конкретное возмездие. Только в случае соблюдения предписаний индивид сохранял право на пре­бывание в общине. А в случае нарушения и того более — под уг­розой оказывалась целиком вся община. На более ранних этапах развития цивилизации это было то, что называется «табу», то есть сакральное обозначение че­го-то, с одной стороны, «святого, священного, главного, наиваж­нейшего», с другой — «жуткого, опасного, запретного и даже не­чистого»...

 

Во-вторых, поступательное развитие мысли в мифеме деталь­но не отслеживалось. Обоснования и доказательства опускались. Особого типа логический вывод, которым в режиме сгущения/смещения утверждалась причинно-следственная связь между предметами и явлениями - это так называемая трансдукция '., или традукция (от лат. transductio, traductio — перемещение), когда «какое-либо определение приписывается предмету в силу того, ЧТО это же самое определение принадлежит другому предмету»16. Имеется в виду, что перенос свойств осуществляется на основе предполагаемого тожде­ства или сходства предметов и не является основанием для выведе­ния какого-либо общего закона (как в дедукции или индукции).

Трансдуктивный вывод не обладает свойством всеобщности и необходимости, он всегда относится к определенному предмету или явлению. В трансдуктивном умозаключении вывод может идти от еди­ничного к единичному на основе субъективно переживаемого сходства и связи, и тогда два случайных события предстают как причина и следствие, а по одному факту судят обо всех последу­ющих.

 

Сращение мышления и поведения, обряда и реаль­ности в публичном действии — третий необходимый момент ма­гической коммуникации. Мысль могла «прийти» по-разному: как голос свыше в «двухпалатном сознании», как подсказка бессознательного через сновидение, как повеление вождя, даже как собственное умозаключение. Но в любом случае она сразу же «высказывалась» поведением на глазах у всех и вме­сте со всеми.

 

 

Четвертый необходимый момент — мистическая непроницае­мость смысла мифемы. Запрет или клятва сами по себе подава­лись как своего рода первопричина или, точнее, предпричина ве­щей и событий.

 

 

Труды психологов-педагогов Г.С. Холла (1844—1924), П.П. Блонского (1884-1941), Л.С. Выготского (1896-1934), Ж. Пиаже (1896—1980), Э. Эриксона (1902—1994) описывают раз­витие ребенка как стадиальный процесс формирования интеллек­та. Причем каждая стадия внутренне неизменна, функционально незаменима и жизненно необходима. А все вместе они настолько соотносимы с историческими уровнями феноменологических свойств человека, словно каждый ребенок в своем индивидуаль­ном развитии кратко повторяет главные этапы развития человечества. Разработана даже специальная «теория рекапитуляции», согласно которой онтогенетическое (жизнь отдельной особи) раз­витие психики воспроизводит логику филогенеза (эволюция вида) человечества (Г.С. Холл), и совершается это спонтанно, по­скольку предопределено наследственностью (П.П. Блонский).

Отличительной особенностью психики ребенка является син­кретизм (греч. synkretismos — сращение, слияние), когда связь впечатлений заменяет связь вещей. Синкретизм означает, в сущности, размытость границ между внутренним и внешним, субъективным и объективным, психиче­ским и физическим. Синкретизм — это системное явление, охватывающее все стороны психической ак­тивности. Он проявляется не только на уровне восприятия (оду­шевление предметов и явлений), но и на уровне переживания (сопричастие), и на уровне рассуждений (трансдукция).

 

Детская уве­ренность, что все на свете кем-то сделано, делается или может быть сделано (в том числе собственными руками), определяется как «артифициализм» (от лат. arte — искуственный и facere — де­лать, изготавливать). По-видимому, аналогичным путем на уров­не магического мышления возникает идея тварности (сотворен-ности, изготовленное™) природы и фетишизируется творящая активность человека, которую вводят в нужное русло посредст­вом разного рода табу. (пример: Бесконечные дискуссии на тему: «Есть ли жизнь на Марсе?» — начались, когда астрономы заметили на поверхно­сти далекой планеты некую сеть практически прямых линий, по­тому что первая гипотеза, возникшая у ученых, соответствовала артифициалистской установке: «Должен быть кто-то, кто это сде­лал».)

 

«толпа» ведет себя так, как вел бы себя че­ловек, находящийся во власти синкретического мироощущения. Живя в воображаемом мире, отуманенные образами и иллюзиями, сосредоточенными в бессознательном, толпы готовы проглатывать все, что им преподносится, и действовать в соответ­ствии с этим...

Толпа — это вырывающееся вовне брожение коллективного бессознательного. Поэтому сам человек в толпе себя не видит и не помнит. Однако тот, кто над (герой) или в стороне (иссле­дователь, наблюдатель), прочитывает закономерности, движущие порывами массы, и может направлять их в определенное русло. Феномен «герой—толпа», реализующий механизм «двухпалатно-сти сознания», предстает в этом свете как момент слияния кол­лективного бессознательного и массовой коммуникации. Комму­никативное взаимодействие «герой—толпа» приобретает вид «газе­та—читатель» или «телевидение—зритель», но психическая основа процесса в принципе сохраняется.

 

 

не только магическая парадигма порождает мифемы, но и мифемы стимулируют пралогическое мышление. Поэтому тек­сты мифологического, как принято называть, типа переполняют каналы массовой коммуникации.

Мифологический текст ориентируется прежде всего на ирра­циональную сторону человеческой психики: когда ищут не ин­формации, а надежды; не фактов, а оценок; не логики, а исхода чувствам; не обоснованности, а панацеи от своих бед; не объек­тивности, а поддержки; и т.д. В этом случае сообщение воспри­нимается тоже иррационально: факты, цифры забываются, а остается только общее впечатление, эмоционально окрашенный образ и твердое убеждение: «Это хорошо, а это плохо!» Чтобы подготовить мифологический текст, журналисту прихо­дится самому погружаться в магическое мышление, смешивая реа­льность и символику; Происходит именно то, что К.-Г. Юнг называл слиянием с надличностными образова­ниями коллективного бессознательного. задача пропагандиста не столько передавать содержание событий, сколько убеждать в своей правоте, подсказывать нуж­ные эмоции, вызывать в читателе те же чувства, которые испыты­вает или разыгрывает он сам.

как в первобытности, так и сегодня «действительность и мощь» синкретического/пралогического мышления не в истинности, а в особого рода динамизме.

 

несколь­ко специфических приемов производства и продвижения мифемы:

1) предельные обобщения и категорические оценки, возводя­щие ситуацию в ранг глобальной катастрофы, перед лицом кото­рой индивид ощущает бессилие

2) критика «МЫ-образа» и «Я-образа» реципиента для подавления психического сопротивления и самостоятельной интеллектуальной активности;

3) формирования образа «Рыцаря Надежды»: гений, вождь, светлые силы, то есть абсолютный субъект, единственно способ­ный преодолеть катастрофу

4) формирование образа врага

5) нейтрализация идейно-религиозных установок аудитории завуалированным кощунством

6) апелляция к доинтеллектуальным уровням психики

7) удвоение абсурда

8) цинизм, дозируемый в расчете на дестабилизацию отдель­ных моральных установок

9) активизация рудиментарных механизмов табуирования

10) акцентирование в образе автора благородных черт незави­симого журнализма:

11) опора на иррациональную «магию слова», смешивающую название и реальность («лютая любовь к сербам»; «далекая Сер­бия»), утверждение и непреложный факт («Советский Союз уби­вал людей когда хотел и где хотел»), обвинение и доказательство («готовы поменять государственный строй России»), деловой со­вет и мистическое 'заклинание («нам бы сидеть тихо и ждать, пока американцы опозорятся»), научный прогноз и роковое про­рочество («в любую минуту ядерное оружие может быть примене­но против нас»), вопрос и ответ («нам сербы дороже собственных детей?»);

12) ускоренный темпоритм подачи информации, нагнетающий интеллектуальную пере­грузку, снижающий возможности критического мышления,

 

Это универсальная, если хотите, стандартная техника имита­ции и стимулирования синкретического/пралогического мышле­ния. Но тонкость состоит в том, что она продуктивна только в массовом со-творчестве-в-процессе-коммуницирования.

 

Пример мифемы: «Родина-мать зовет!»

 

Поэтизация действительности — характерная черта мифоло­гического текста, ориентированного на позитивные ценности. Насколько бы ни было общество прагматично и индивидуали­стично, люди зависят от Истины, Добра и Красоты в гораздо бо­льшей степени, чем им кажется, особенно в осмыслении онтоло­гических вопросов жизни: горя, счастья, случайности, долга, жер­твы, утраты, награды, наказания, судьбы и т.п.

 

важно свободно ориентирова­ться в трех аспектах подготовки мифологического текста: во-пер­вых, четко представлять социально-коммуникативные функции мифемы, во-вторых, ясно понимать, какие базовые психические процессы при этом приводятся в действие, в-третьих, уверенно владеть выразительными средствами стимулирования синкрети-ческого/пралогического мышления. Трехаспектный набор харак­теристик мифологического текста можно представить в виде своего рода реестровой таблицы:

Мифологический текст

Социально-коммуникативные функции





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.