ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Базовые психические процессы Выразительные средства • Снятие социального стресса ' Нагнетание энтузиазма ■ Разрушение традиционной системы ценностей • Обновление социальной символики • Формирование иррационального отношения к объекту • Возбуждение эмоции и непроизвольных, импульсивных реакций ' Выход из сферы действия критического мышления • Отключение самоконтроля • Внушение иррациональных убеждений • Создание и продвижение мифем и т.п. • Синкретическое/прало-гическое мышление ' Переживание сопричастности ' Слияние с коллективным бессознательным ■ Бесконтрольные коллективные чувства страха, вины, надежды, отчаяния, самопожертвования и т.п. ' Суеверия, рудименты аниматизма, артифици-ализма, «реализма» и т.д. ' «Мы-образ» и «Я-об-раз» личности ' Рудиментарные механизмы табуирования ' Дополнительные системы ориентации и т.п. ' Освещение фактов в символическом аспекте ' Огрубление, овеществление символики ' Трансдуктивное умозаключение ' Апломб или самоунижение ' Рассуждение по аналогии ' Пересыщение эрудиции ' Предельные обобщения и категорические оценки ' Унижение «Мы-образа» и «Я-образа» ' Кощунство ' Удвоение абсурда ' Цинизм ' Превозношение «светлых сил» ' Образ врага ' Апелляция к дополнительным уровням психики ' Ненормативная лексика, провоцирующая рудименты табуирования ' Магия слова ' Привлечение архетипиче-ских образов (возрождения, преображения, смерти, возмездия, искупления, жертвы) ' Прорицания, заклинания, проклятия ' Ускоренный темпоритм по-дачи информации и т.п. Мифологический стиль может быть принят журналистом спонтанно или сознательно, однако он воздействует только на магическое мышление и требует самоидентификации с коллективным бессознательным. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И УБЕЖДАЮЩИЙ ТЕКСТ Убеждающий текст: это не *глас Божий"»,как в мифеме ; а голос Учителя, пророка и проповедника.. И задача текста показать, что свободная воля сувёренна и беспредельна, но и личная ответственность — неотвратима и абсолютна. Вот почему в убеждающем тексте формируются сразу Две идеи: опорная — излагающая «единственно верные» установки, и рабочая — рекомендующая самый практичный способ действий. Вот откуда в убеждающем тексте специфические функциональные элементы: личностное обращение к аудитории, нарочитое уточнение предмета разговора, формулирование проблемы, непререкаемые аргументы, Гарантии. .Это постоянные композиционные блоки текстов, типичных для постмагической парадигмы мышления. Принцип рац.мышления - «мыслю, следовательно, существую» (Декарт). Мистика, символика, чудовища и ангелы — великие, но смутные очертания архетипов — отступили перед четкими и ясными построениями сознания, освещенными бестрепетным светом уверенного в себе разума. Творчество становилось авторским, вдохновение — личным, мнение — индивидуальным. . Здесь впервые была признана дееспособность, достоверность и высшая ценность индивидуального разума и тем самым ясно проведена граница между мною как субъектом познания и миром как объектом познания. Осознание механизмов самого мышления позволило разделить психическое и физическое, субъективное и объективное, реальное (познаваемое) и сакральное (непознаваемое), естественное и сверхъестественное. Произошла дифференциация внутренних структур психики, и Я выделилось из прежде единого мира. Эта революция в структуре психики сделала личность автономной, мир — познаваемым, а мышление — осознанным и произвольным. Сформировалась психология, то есть особая наука о психике как таковой, и заняла свое место в ряду естественных наук: физики, химии, биологии. Рационалисты о Душе: Декарт открыл механизм рефлекса (дуга Декарта), в соответствии с которым внешнее воздействие отражается в мозге подобно световому лучу и нет необходимости искать иных причин двигательной активности, кроме физических. По Декарту, не только природные явления и объекты, но даже и большинство живых организмов, в частности абсолютно все животные, «души» не имеют. Непосредственная достоверность сознания: «Cogito ergo sum», — единственное, в чем проявляется «душа» как способность сознания и творчества. Это не оставляло места для каких-либо бессознательных форм душевной жизни. И возлагало на самосознание личности всю ответственность за действительность и мощь разума. Тем самым выстраивалась концепция дуадища (от лат. dualis — двойственный), исходящая из признания равноправия двух субстанций, обладающих разными свойствами: субстанции «мыслящей» и субстанции «протяженной», или, что то же самое, психической и физической. При этом сохранялась абсолютная религиозность общей картины. Мир разворачивался по неизменным законам, начиная с некоего первотолчка — акта Божественного творения. Стиль Декарта настолько отвечал запросам времени, настолько соответствовал общим психическим потребностям, что был увековечен в истории культуры как отличительная особенность новой парадигмы мышления, получив наименование «картезианство» (от латинского варианта собственного имени Декарта: Саг-tesius — Картезий). Картезианство — это воплощение ясности, точности, четкости, логичности, непротиворечивости. Картезианская модель мира - четкое разграничение физического и психического. Рационалистическое мышление, в сущности, родилось в недрах монотеизма как теология, то есть наука о сущности Бога, Божественном промысле и мире Божием. Теология претендовала на научность прежде всего в смысле систематической рефлексии постулатов богословия, приведения их в согласие с логическими законами умозаключения и догматами веры. Наиболее отчетливо это просматривается в структуре «Проповеди», Со временем теология все больше смыкалась с чисто исследовательским подходом к проблеме, что породило схоластику — своего рода «математическую логику» религии с подчеркнуто правильным использованием формально-логических приемов для исследования сверхчувственных, сакральных вопросов, например того, сколько ангелов может уместиться на острие иглы. Задолго до Декарта схоласт-францисканец Уильям Оккам (ок. 1285—1349) провел, возможно, первую строгую границу между реальностью и фантазией, сформулировав правило: «Не умножай сущностей без необходимости», согласно которому ученый не только не должен вводить новые категории, если за ними нет реальных феноменов, но и обязан «отсекать», удалять из науки понятия, несводимые к опытному или интуитивному знанию. И этот принцип получил название «бритва Оккама». Сенсуализм: Уже Джон Локк (1632—1704) в «Опыте о человеческом разуме» отверг существование «врожденных идей», утверждая, что все человеческое. знание„.проистекает- из опыта. Так возник «сенсуализм» (от лат. sensus — чувство), доказывающий, что именно чувственный опыт является основным источником познания. Стоит подчеркнуть, что среди сенсуалистов были не только материалисты и открытые атеисты, как Поль Гольбах (1723—1789), но и субъективные идеалисты, до страсти религиозные люди, как епископ Джон Беркли (1685—1789). А к числу рационалистов-картезианцев относились не только гиганты идеализма, как создатель дифференциального исчисления и языковед Готфрид Лейбниц (1646—1716) или рафинированный диалектик Георг Гегель (1770—1831), но и материалист Барух Спиноза (1632—1671). Для всех них единственной психической реальностью были сознание, разум. Поэтому без особых противоречий складывалось общее представление о субстанциональности или по крайней мере детерминированности процессов душевной жизни, что обусловило переход к научному изучению психики, точнее сознания, поскольку все другие формы психического отрицались. Мыслители принялись исследовать душевную жизнь, в сущности, как внешнюю реальность, используя все принципы объективного научного анализа. Локк придумал название «ассоциации» (1698), положив тем самым начало ассоциативной психологии. Ассоциации (от лат. associatio — соединение) — это закрепленная в сознании связь впечатлений в том порядке, в котором внешние раздражители воздействовали на человека. Возникновение одного из впечатлений оживляет движение воспоминаний по всей цепи ассоциаций. Таков основной закон ассоциа-низма. А соединения представлений, то есть следов памяти, образуют мысли. Мысль переходит от одного предмета к другому, следуя ассоциативным связям, в зависимости от того, «как привычка расположила в теле образы вещей»4. Последующие психологи-ассоцианисты сосредоточили усилия на прояснении механизмов сознания, изучали ощущения, изменяя условия и время восприятия, определяли закономерности комбинаторики ума. Из обычного самонаблюдения развился научный метод аналитической интроспекции (от лат. introspectare — смотреть внутрь), что означало непосредственное наблюдение состояний сознания самим переживающим их субъектом, но протекающее при особой психологической установке и в экспериментальной ситуации, фиксируемой специальными приборами. ПРИНЦИПЫ СИНКРЕТИЧЕСКОГО/ПРАЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ | ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ | Синкретическая слитость субъективного и объективного. Мышление в мифе-мах. Центрация мышления (неспособность видеть себя со стороны, стать на другую позицию наблюдения) | Разделение объекта и субъекта познания, реальности и ее субъективного образа. Мышление в понятиях. Децен-трация (вариативность позиции). Интроспекция (развитие способности к самонаблюдению) | Ощущение произвольной изменчивости мира (по желанию богов, по воле магии) | Ощущение неизменности мирового порядка (после первотолчка Божественного творения) | Восприимчивость к неконтролируемым сознанием мыслительным импульсам («двухпалатность» мышления, непроизвольность, интуиция) | Внутренний контроль над процессами умозаключения | Партиципация объектов в плане симпатической и контагиозной магии | Ассоциация идей по сходству и смежности | Трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее) | Дедукция (восхождение от общего к частному через достоверные посылки) | Предпричинность (смешение мотива и причины) | Строгая причинность, каузальность (от лат. causalis — причинный) | Единство аффективности и интеллектуальности, примат эмоционального отношения над объективными связями объектов | Разграничение интеллекта и аффекта, появление критичности мышления как универсальной формы контроля над эмоциональностью и верой | Слияние индивидуального и коллективного сознания, подключенность к коллективному бессознательному | Дифференциация Я и индивидуального сознания от группового Мы и коллективного бессознательного | | | Основные категории сознания как бы поднялись на следующую ступень. КАТЕГОРИИ | МАГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ | РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ | Мышление | Партиципация свойств предметов: симпатическая и контагиозная магия | Ассоциация субъективных идей по сходству и смежности | Порядок | Слияние, сопричастность как основа всеобщей связи | Каузальность (объективная причинность) как основа всеобщей связи | Случайность | Отсутствие случайности, ар-тифициализм, преднамеренность | Отсутствие случайности, закономерность | Абсолют | Бог (панпсихизм, пантеизм и т.п.) | Абсолютная истина | Таким образом, только пережив тотальность магической сопричастности, человек оказался способен принять безусловность логики. Рационализм (от лат. ratio — разум) представлял собой универсальное учение, объяснявшее мир и человека в трех аспектах. Рационализм онтологический (от греч. ontos — сущее) провозглашал разумность, законосообразность бытия, четкую детерминированность мира. Онтологическая картина - Декарт, Лейбниц, Ньютон, Ломоносов. Рационализм гносеологический (от греч. gnosis — познание) обосновывал способность человеческого разума овладеть истиной, до конца познать мир. Пример - учение об антиномиях И. Канта и диалектический метод Г. Гегеля. Рационализм этический (от греч. ethos — обычай, нрав, характер) утверждал, что разум — основа блага, и потому просвещение изменяет человека и общество к лучшему. Пример - идея «общественного договора»: Т. Гоббс (1651), Д. Локк (1690), Ж.-Ж. Руссо (1762), Д. Дидро (1770). Согласно просветительским взглядам, «общественный договор» не есть завет Бога человеку, а общенародное соглашение равных, свободных и независимых людей, устанавливающих разумные правовые нормы, охраняющие их жизнь, свободу и частную собственность. Цель «государства разума» (выражение Ж.-Ж. Руссо) — высшее благо людей, свобода и равенство каждого. человек Просвещения представлял собой тип победителя, который силой разума и упорством воли продвигался к великим открытиям и историческим свершениям. (Характерна в этом отношении биография Бенджамина Франклина (1706—1790) ). Складывалось общее представление о прогрессе как поступательном развитии от низшего к высшему не только в области науки и техники, но и в росте благосостояния, свободы, цивилизованности, даже в человеческой природе. Убеждающий текст: Новая парадигма мышления становилась общим достоянием благодаря поразительной эффективности соответствовавшего ей особого типа текста, который вполне обоснованно можно определить как текст убеждающий. (пример - «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева (1794—1856). Убеждающий текст: это не *глас Божий"»,как в мифеме ; а голос Учителя, пророка и проповедника.. И задача текста показать, что свободная воля сувёренна и беспредельна, но и личная ответственность — неотвратима и абсолютна. Вот почему в убеждающем тексте формируются сразу Две идеи: опорная — излагающая «единственно верные» установки, и рабочая — рекомендующая самый практичный способ действий. Вот откуда в убеждающем тексте специфические функциональные элементы: личностное обращение к аудитории, нарочитое уточнение предмета разговора, формулирование проблемы, непререкаемые аргументы, Гарантии. .Это постоянные композиционные блоки текстов, типичных для постмагической парадигмы мышления. Психология восприятия убеждающего текста как раз и состоит в осмыслении собственного переживания объективной жизненной ситуации под интегралом идеальной модели мироустройства или программы на перспективу. Так происходит (или не происходит) подстройка жизненных планов индивида к коллективному проекту (в терминологии Лифтона—Ольсона) поступательного развития общества. Логика убеждения превращается в логику убеждений (внутреннюю структуру мышления). Пример текста - структура религиозной проповеди как жанра, в котором формируются сразу две идеи: опорная,то есть излагающая богоустановленные нормы отношения к миру, и рабочая,то есть рекомендующая оптимальный способ действия в реальных обстоятельствах мирской жизни. Можно говорить об универсальной модели убеждающего текста, по которой могут быть выстроены и религиозная проповедь, и рекламный проспект, и газетная статья, и любое другое произведение творчества-в-процессе-коммуницирования. Со времен изобретения книгопечатания Иоганном Гутенбергом (1399—1468) восприятие убеждающего текста стало процессом массовым и публичным в самых существенным моментах. Программирующая сила опорной идеи, строго говоря, не в ней самой, а в той логической процедуре, благодаря которой она соотносится с конкретными жизненными обстоятельствами (благодаря убеждающему тексту поклонение Ленину стало чуть ли не религией). Рабочая идея должна быть доказана и, главное, доказана рационалистически, то есть логически осознанно: в четком следовании аргументированных суждений и полной ясности выводов. Чем слабее опорная идея, тем более важно логически непротиворечиво, обстоятельно, наглядно доказать идею рабочую. Если публицистические установки расходятся с постоянной практикой людей, журналистские тексты их не убеждают (Аграновский – пример того, как тексты реально убеждают). Все держится на самоочевидности и авторитетности, и две части притчи самопроизвольно спрессовываются в идеологему. Логический механизм «притчевого мышления» доказал свою конструктивность и жизнестойкость в интеллектуальной практике человечества. Он практически буквально воспроизведен в баснях Эзопа, Лафонтена, Крылова, заложен в основу супербестселлера Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Левингстон», породил параболические композиции интеллектуалистской прозы и драматургии второй половины XX в. Свои формы убеждающего текста сложились и в массовой общественно-политической журналистике. «Поскольку главными текстообразующими операциями журналистского творчества, — пишет современный исследователь, сравнивая структуру газетной публикации с сюжетом художественного произведения, — являются осмысление реальной проблемы общественной жизни (предмет публикации) и выдвижение действительной программы разрешения данной конкретной проблемной ситуации (рабочая идея), то основные композиционные узлы произведения таковы: "ввод в проблему"(своеобразный эквивалент "экспозиции"); — "постановка проблемы",предусматривающая сопоставление, по крайней мере, двух противоположных точек зрения на описываемое событие, т.е. столкновение "тезиса" и "антитезиса", определяющее дальнейшее развертывание убеждающей мысли (эквивалент "завязки"); — "аргументация",доказывающая истинность "тезиса" и опровергающая "антитезис" (эквивалент "развития действия"); — "рекомендация"как производное от сопоставления "тезиса" и "антитезиса", своего рода "синтезис" (эквивалент "кульминации"); — "образный ориентир",дающий возможность расширительного толкования рабочей идеи и применения ее для осмысления и оценки других аналогичных проблемных ситуаций, возникающих в реальной общественной жизни (эквивалент "развязки")». убеждающий текст может быть представлен как логически обусловленный подбор характеристик информационного воздействия, перечисляемых в реестровой таблице: УБЕЖДАЮЩИЙ ТЕКСТ Социально-коммуникативные функции |