МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Базовые психические процессы





Выразительные средства

• Конкретизация идей­но-нравственной перс­пективы социума

• Продвижение или нис­провержение научных концепций, социальных программ, идеологиче­ских систем

• Формирование народ­ных убеждений

• Развитие индивидуаль­ного самосознания

' Организация синхрон­ных действий больших масс людей в процессе социальной практики

■ Сопряжение актуальных фактов и вечных ценно­стей в целях практиче­ской ориентации

Оформление и продви­жение идеологем и т.п.

• Стремление к адекват­ности сознания как к объективной или даже абсолютной истине

• Ассоциации субъектив­ных идей по сходству и смежности

■ Доверие к выводному знанию

• Понимание причинно­сти как всеобщей связи вещей и действий

• Точечное сопряжение сознательного и бессоз­нательного в «Ага-пере-живании»

• Убеждения как созна­тельно-бессознательные паттерны поведения

• Рационализация чувств страха, вины, надежды и тд.

■ Переосмысление импуль­сов табуирования

Наслаждение игрой ума и т.п.

• Интерпретация фактов как инобытия идеологии

1 Предъявление символов как практических ори­ентиров

■ Дедуктивное умозаклю­чение.

Менторский тон

Ссылки на императив­ные постулаты идеоло­гии и нормы морали как на аксиомы, не тре­бующие доказательства (опорная идея)

* Продвижение паттернов практического поведе­ния (рабочая идея)

* Сюжет, выстраиваемый как доказательное рас­суждение, приводящее «к общему знаменате­лю» живую картинку ре­альности и архетипиче-ский образ

■ Ритуально-многозначи­тельное повествование

1 Риторические фигуры ' Высокая лексика, пере­межаемая просторечны­ми сравнениями и сло­вечками

• «Фундирующая» эруди­ция

' Замедление темпоритма в ключевых моментах изложения

 

Нужно сказать, что читатели тоже способны различать логи­ческие ловушки убеждающего воздействия. Доверие аудитории не безгранично. \

 

ПОЗИТИВИСТСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ

 

Огюст Конт (1798—1857) был первым, кто произнес новое слово — позитивизм (от лат. positivus — положительный). Он утверждал, что наука не объясняет, а лишь описывает явления. Не во­прос «почему», а вопрос «как» является главным. Всякое утверж­дение должно быть сведено к данным опыта конкретных наук. И то, что невозможно верифицировать, то есть проверить в опы­те, не имеет научной значимости. С этой точки зрения все уни­версальные законы бессмысленны. О. Конт утверждал «невозможность достиг­нуть абсолютных знаний»3 и вел речь не об идеях, вечных или врожденных, а о «естественных связях между предметами»4.

Позитивисты считали, что философия как особая наука, пре­тендующая на умозрительное познание реальности и стоящая над естественными науками, просто не нужна. Это становится особенно ясно при зна­комстве с американской разновидностью позитивизма, которая самоопределилась как особое учение — прагматизм (от греч. prag­ma — дело, действие). Основоположник нового направления - Чарльз Пирс (1839—1914) . Единственной логической операций, ведущей к новому пониманию предмета, для него была абдукция (гипотетическое утверждение, вид непол­ной индукции). Устойчивость и надежность вывода он оценивал по тому, насколько подтверждалось на практике выдвинутое предположение. А уже для Уильяма Джемса (1842—1910) высшим критерием стала польза, практическая результативность рассуж­дения: «Мысль "истинна" постольку, поскольку вера в нее вы­годна для нашей жизни»8. И Джон Дьюи (1859—1952) развернул всеобъемлющую теорию инструментализма, согласно которой на­учные категории, законы, "логические формы, гипотезы, концеп­ции и т.п. — не более чем инструменты, создаваемые с целью разрешения практической ситуации.



 

Это было принципиально новое понимание мира. Характер­ной особенностью его было критическое отношение к результа­там деятельности самого мышления, осознание субъективной структуры знания, обусловленного (а значит, и ограниченного) практической деятельностью. Разделение субъективного и объек­тивного, начавшееся в рамках рационалистической парадигмы, продолжилось и затронуло то, что рациональному мышлению представлялось абсолютно достоверным и объективным, — по­знание. Были раскрыты субъективность и относительность мен­тальных моделей мира.

Осно­воположники прагматизма заострили до негативизма отношение к «самой метафизической реальности» — внутренним пережива­ниям, к душе человека. У. Джемс утверждал, что религиозные догматы истинны в меру своей полезности10, и даже стал основателем и первым президентом американского спиритического общества (1884).

 

Психолог Джон Уотсон (1878—1958) обосновывал новое направление в психо­логической науке — «бихевиоризм» (от англ. behavior — поведе­ние): Бихевиоризм заменяет поток сознания по­током активности... Но если предметом психологии становится не сознание, а поведение, то и метод интроспекции (самонаблюдение в процес­се мышления) оказывается несостоятельным и необходимы дру­гие способы анализа и коррекции деятельности. Объективному наблюдению были доступны как внешнее воздействие, так и ответная реакция. И задача психолога-бихевиориста состояла в том, чтобы, варьируя стимулы внешнего воздействия (St) и фиксируя изменения в ответных реакциях (R), установить наперед, какая реакция будет при данном стимуле или каким стимулом данная реакция была вызвана. Когда жесткая взаимосвязь St-»R опреде­лялась, появлялась возможность программировать поведение. При таком изучении поведения не фиксировалось ничего такого, что можно было бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей... Бихевиоризм и не имел подобных терминов в своем на­учном лексиконе. Психика как таковая была объявлена «черным ящиком», содержание которого не имеет значения для хода иссле­дования. У животных вырабатывали сложные условные рефлексы на различные стимулы, следя за развитием, дифференциацией и угасанием реакций. Эксперименты с вживлением элек­тродов в мозг крысы показали, что в принципе возможно самостимулирование организма, когда поведение определяется не внешними стимулами, а внутренней потребностью.

 

Категория потребности стала основной «промежуточной переменной» в гипотетико-дедуктивной теории поведения Кларка Халла (1884—1952), который первым применил математическую логику в психологическом исследовании. Для психологии познания вновь стали пред­ставлять интерес психические функции — внимание, память, мышление, язык, рассматриваемые теперь как этапы и уровни переработки информации. Не случайно структура памяти компьютера, включающая долговре­менную (жесткий диск), кратковременную (кэш-память), опера­тивную (ОЗУ) и видео-память, почти полностью аналогична тео­рии долговременной, кратковременной, оперативной и икониче-ской памяти человека.

 

 

Таким образом, произошла дальнейшая дифференциа­ция основных способностей мышления, что с достаточной опре­деленностью проявляется при сравнении с двумя предшествую­щими парадигмами.

Г

Магическое мышление

Рационалистическое мышление

Синкрет объективного и субъективного (Мир = Я)

Партиципация свойств субъ­екта и объекта. Магия

Основание вывода — трансдукция (переход от частного к частному, ми­нуя общее)

Четкое разграничение объ­ективного и субъективно­го (Мир = не Я; Я = со­знание)

Ассоциация идей по сход­ству и смежности. Теория

Прагматическое мышление

Выделение субъективного в объективном (Мир = опыт).

Избегание субъективности (Я = «черный ящик»)

Основание вывода — де­дукция (восхождение от общего к частному)

Интегральная единица об­щения — мифема

Предпричинность (слия­ние мотива и причины) как основа всеобщей свя­зи. Артифициализм

Интегральная единица общения — идеологема

Каузальность (объектив­ная причинность) как основа всеобщей связи. Закономерность

Накопление успешных действий по типу St-*R. Эксперимент

Основание вывода — ин­дукция (восхождение от частного к общему)

Интегральная единица об­щения — конструкт

Результативность (праг­матическая причинность) как основа всеобщей свя­зи. Контекстуальность

Восприимчивость к некон­тролируемым сознанием мыслительным импульсам («двухпалатность», непро­извольность, интуиция). Единство аффективного и интеллектуального. Власть коллективного бессозна­тельного

Внутренний контроль над процессами умозаключе­ния. Появление критич­ности как универсальной формы контроля над эмо­циональностью и верой Авторитет разума

Расширение критичности на сферу достижений ра­зума. Относительность истины. Успех как един­ственный критерий. Про­граммирование (прогно­зирование и верифика­ция) поведения

 

Такая структура сознания как нельзя лучше подходила для эпохи капиталистической экспансии, бурного развития массового производства и научно-технического бума.

 

 

«Здра­вый смысл» —это прежде всего склад ума, тип мышления, свойственный людям третьего сословия, каким оно сложилось исторически. «common sense» третьего сословия перерастает в «public opinion», то есть обще­ственное мнение нации, с которым приходится считаться и президенту, чтобы быть переизбранным, и последнему из рядо­вых, чтобы не стать изгоем.

 

 

самый массовый я самый информативный жанр американской журналистики «story» (англ.: 1. повесть, новелла, анекдот; 2. предание, сказка; 3. фабула, сюжет). В га­зете «story» — это четкий ответ на шесть практически значимых вопросов: «Что произошло?», «Где?», «Когда?», «Кто это сделал?», «Почему?» и «Как?», — а также броский заголовок, чтобы при­влечь внимание, объявив превентивную оценку, «ударное» или «интригующее» начало и «описание подробностей по степени убывания важности». Следует отметить, что это не структура кон­кретного жанра, а общий принцип построения текста.

 

В основе; прагматического текста - стремление помочь в разре­шении конкретной жизненной ситуации, а не растолковать гло-' бальную проблему. Ему чужды просветительский пафос учитель­ства и духовное наставничество, столь характерные для убеждаю­щего текста. Он говорит не о том, как правильно, а о том, как полезно, и формирует не символ культуры, а образ разумного действия, и не на уровне «сверкающих обобщений», а путем от­рицательных и положительных подкреплений. Даже если автор прагматического текста старается в чем-то убедить читателя, он по возможности скрывает это, подавая тщательно отобранные факты как случайные. Прагматическому тексту не свойственна тщательность в проработке логической канвы изложения, ведь он не претендует на абсолютную истину. Автор сознает, что представляет лишь одну из множества возможных интерпретаций. А потому и собственное мнение журналиста не авторитетно, если не опирается на юридические документы, ста­тистические выкладки, интервью очевидцев, мнение экспертов. Отсутствие абсолютных критериев порождает попытки пересмот­реть социальные символы и ритуалы с точки зрения их «полезно­сти» и «бесполезности».

 

типологическими характеристиками будут:

• Локальность (конкретность, четкая проработка темы).

• Описательность (наглядные детали, последовательность, раз­говорный стиль).

• Фактологичность (подробности, «которые невозможно выду­мать», документы, статистика, свидетели, эксперты).

• Безоценочность (подчеркнутое беспристрастие, безразличие).

• Деритуализация (скептическое отношение к высоким идеям, почитаемым героям, традиционным символам и устоявшим­ся ритуалам).

• Конструктивность (полезность «здесь и сейчас», то есть для решения конкретной проблемы конкретными людьми в кон­кретных обстоятельствах, но без претензий на истинность всегда и для всех).

• Прогностичность (попытка ориентации в «ожидаемом бу­дущем»).

 

Автор прагматического текста ставит своей задачей не убедить всех и каждого, а предло­жить информацию к действию для тех, кто в этом действительно нуждается.

В массовой культуре таких текстов все больше: «Как избе­жать конфликтов», «Как стать счастливым», «Как вам поступать с вашим беспокойным подростком» и т.п. вплоть до популярной компьютерной серии «Для чайников». Как правило, все они пи­шутся в виде пошаговой инструкции читателям.

 

гарантией правильного восприятия является общий социаль­ный контекст, в свете которого обостряется (или стушевывается) личная потребность индивида в практическом разрешении дан­ной проблемы. Прагматический текст будет замечен или нет, принят к размышлению или нет в зависимости от актуальности лично для читателя и его готовно­сти действовать.

По сравнению с избыточно-рациональ­ным убеждающим текстом прагматический выглядит более дина­мичным, энергичным, беспристрастным и в конечном счете ока­зывается более суггестивным. Отсутствие явно выраженной оцен­ки снимает психологическое сопротивление, приглушает критич­ность мышления, а лаконично передаваемое, словно недосказан­ное содержание как бы достраивается читателем по своему усмот­рению

.

прагматический текст предлагает не «рабочую идею», а поша­говую инструкцию, житейскую рекомендацию, деловую характе­ристику. Он дегероизирован и, более того, деритуализирован, подчеркнуто внеидеологичен и фактологичен.

 

 

«квант прагматизма» конструируется в массовомпроизводстве, по унифицированной профессиональной технологии. Поэтому его и обозначить следует как «конструкт», то есть не спонтанно возникший, а специально смоделированный для предъявления предмет (образ и алгоритм), позволяющий надежно распознавать его аналоги в реальности и эффективно оперировать с ними.

Для него важна не общая истинность, а конкретная полезность. поскольку прагматический текст является, по определению, рассмотрением актуальных явле­ний и событий в практическом приложении, он всегда оказыва­ется в контексте общественного мнения. И это ключевой момент.

Показательный пример — по-своему знаменитое издание «Коммерсантъ» - подчеркнуто прагматический текст здесь стал фирменным. Но «Коммерсанть-DAILY»- агитационный со всеми вытекающими из этого манипулятивными особенностями публикаций.

 

Прагматический текст предполагает точную технологию журнализма, которая не допус­кает самоуправных отклонений от «know how»

 

ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ
Социальио-коммуникатив-ные функции Базовые психические процессы Выразительные средства
• Информационное обес­печение личной иници­ативы, когда основные события недоступны для индивидуального наблюдения ■Развитие самосознания и самокоррекции пове­дения срединных слоев общества • Активизация, оформле-' нис и формулирование . общественного мнения • ■ Продвижение или разо­блачение общественно-1 политических программ - * Организация кампаний поддержки или протеста • Распространение полез­ных сведений, навыков, ' умений ! * Участие в программиро­ванном обучении . ■ Оформление и продви­жение конструктов и т.п. ■ Ориентировочный реф­лекс • Спонтанное сопряжение сознательного и бессоз­нательного в поведенче­ской реакции • Деятельностная реакция на символический раз­дражитель • Накопление опыта дей­ствий по типу St-»R • Метод проб и ошибок как сознательно/бессоз­нательный паттерн по­ведения ■ Вероятностное прогнози­рование и моделирова­ние будущего • Рационализация стрем­лений к обладанию, преодолению и т.п. • Презентация событий как практически значи­мых лично для реципи­ента • Алгоритмизированное предметное предъявле­ние ' Индуктивное умозаклю­чение • Деритуализация • Композиция пошагово­го «ответа на вопросы» по типу программиро­ванного обучения ■ Апелляция к данным статистики, прецеден­там, мнениям специа­листов и очевидцев ■ Расположение деталей «по степени убывания важности» • Беэоценочность, как бы «отстраненность» и да­же обезличенность сти­ля авторской речи ■ Перебои (замедления/ ускорения) темпоритма изложения и т.п.

 

классический прагматический текст дает журналисту возмож­ность сохранить самоуважение и независимость. Самоуважение, потому что деритуализированное, безоценочное и конструктивное описание факта не оставляет места ни для заказных идей, ни для собственных предубеждений. Независимость, потому что факто­логический прогноз с пользой служит всем, кто самостоятельно принимает решения, но ни для кого не создает преимуществ.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.