Базовые психические процессы Выразительные средства • Конкретизация идейно-нравственной перспективы социума • Продвижение или ниспровержение научных концепций, социальных программ, идеологических систем • Формирование народных убеждений • Развитие индивидуального самосознания ' Организация синхронных действий больших масс людей в процессе социальной практики ■ Сопряжение актуальных фактов и вечных ценностей в целях практической ориентации Оформление и продвижение идеологем и т.п. • Стремление к адекватности сознания как к объективной или даже абсолютной истине • Ассоциации субъективных идей по сходству и смежности ■ Доверие к выводному знанию • Понимание причинности как всеобщей связи вещей и действий • Точечное сопряжение сознательного и бессознательного в «Ага-пере-живании» • Убеждения как сознательно-бессознательные паттерны поведения • Рационализация чувств страха, вины, надежды и тд. ■ Переосмысление импульсов табуирования Наслаждение игрой ума и т.п. • Интерпретация фактов как инобытия идеологии 1 Предъявление символов как практических ориентиров ■ Дедуктивное умозаключение. Менторский тон Ссылки на императивные постулаты идеологии и нормы морали как на аксиомы, не требующие доказательства (опорная идея) * Продвижение паттернов практического поведения (рабочая идея) * Сюжет, выстраиваемый как доказательное рассуждение, приводящее «к общему знаменателю» живую картинку реальности и архетипиче-ский образ ■ Ритуально-многозначительное повествование 1 Риторические фигуры ' Высокая лексика, перемежаемая просторечными сравнениями и словечками • «Фундирующая» эрудиция ' Замедление темпоритма в ключевых моментах изложения Нужно сказать, что читатели тоже способны различать логические ловушки убеждающего воздействия. Доверие аудитории не безгранично. \ ПОЗИТИВИСТСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ Огюст Конт (1798—1857) был первым, кто произнес новое слово — позитивизм (от лат. positivus — положительный). Он утверждал, что наука не объясняет, а лишь описывает явления. Не вопрос «почему», а вопрос «как» является главным. Всякое утверждение должно быть сведено к данным опыта конкретных наук. И то, что невозможно верифицировать, то есть проверить в опыте, не имеет научной значимости. С этой точки зрения все универсальные законы бессмысленны. О. Конт утверждал «невозможность достигнуть абсолютных знаний»3 и вел речь не об идеях, вечных или врожденных, а о «естественных связях между предметами»4. Позитивисты считали, что философия как особая наука, претендующая на умозрительное познание реальности и стоящая над естественными науками, просто не нужна. Это становится особенно ясно при знакомстве с американской разновидностью позитивизма, которая самоопределилась как особое учение — прагматизм (от греч. pragma — дело, действие). Основоположник нового направления - Чарльз Пирс (1839—1914) . Единственной логической операций, ведущей к новому пониманию предмета, для него была абдукция (гипотетическое утверждение, вид неполной индукции). Устойчивость и надежность вывода он оценивал по тому, насколько подтверждалось на практике выдвинутое предположение. А уже для Уильяма Джемса (1842—1910) высшим критерием стала польза, практическая результативность рассуждения: «Мысль "истинна" постольку, поскольку вера в нее выгодна для нашей жизни»8. И Джон Дьюи (1859—1952) развернул всеобъемлющую теорию инструментализма, согласно которой научные категории, законы, "логические формы, гипотезы, концепции и т.п. — не более чем инструменты, создаваемые с целью разрешения практической ситуации. Это было принципиально новое понимание мира. Характерной особенностью его было критическое отношение к результатам деятельности самого мышления, осознание субъективной структуры знания, обусловленного (а значит, и ограниченного) практической деятельностью. Разделение субъективного и объективного, начавшееся в рамках рационалистической парадигмы, продолжилось и затронуло то, что рациональному мышлению представлялось абсолютно достоверным и объективным, — познание. Были раскрыты субъективность и относительность ментальных моделей мира. Основоположники прагматизма заострили до негативизма отношение к «самой метафизической реальности» — внутренним переживаниям, к душе человека. У. Джемс утверждал, что религиозные догматы истинны в меру своей полезности10, и даже стал основателем и первым президентом американского спиритического общества (1884). Психолог Джон Уотсон (1878—1958) обосновывал новое направление в психологической науке — «бихевиоризм» (от англ. behavior — поведение): Бихевиоризм заменяет поток сознания потоком активности... Но если предметом психологии становится не сознание, а поведение, то и метод интроспекции (самонаблюдение в процессе мышления) оказывается несостоятельным и необходимы другие способы анализа и коррекции деятельности. Объективному наблюдению были доступны как внешнее воздействие, так и ответная реакция. И задача психолога-бихевиориста состояла в том, чтобы, варьируя стимулы внешнего воздействия (St) и фиксируя изменения в ответных реакциях (R), установить наперед, какая реакция будет при данном стимуле или каким стимулом данная реакция была вызвана. Когда жесткая взаимосвязь St-»R определялась, появлялась возможность программировать поведение. При таком изучении поведения не фиксировалось ничего такого, что можно было бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей... Бихевиоризм и не имел подобных терминов в своем научном лексиконе. Психика как таковая была объявлена «черным ящиком», содержание которого не имеет значения для хода исследования. У животных вырабатывали сложные условные рефлексы на различные стимулы, следя за развитием, дифференциацией и угасанием реакций. Эксперименты с вживлением электродов в мозг крысы показали, что в принципе возможно самостимулирование организма, когда поведение определяется не внешними стимулами, а внутренней потребностью. Категория потребности стала основной «промежуточной переменной» в гипотетико-дедуктивной теории поведения Кларка Халла (1884—1952), который первым применил математическую логику в психологическом исследовании. Для психологии познания вновь стали представлять интерес психические функции — внимание, память, мышление, язык, рассматриваемые теперь как этапы и уровни переработки информации. Не случайно структура памяти компьютера, включающая долговременную (жесткий диск), кратковременную (кэш-память), оперативную (ОЗУ) и видео-память, почти полностью аналогична теории долговременной, кратковременной, оперативной и икониче-ской памяти человека. Таким образом, произошла дальнейшая дифференциация основных способностей мышления, что с достаточной определенностью проявляется при сравнении с двумя предшествующими парадигмами. Г Магическое мышление Рационалистическое мышление Синкрет объективного и субъективного (Мир = Я) Партиципация свойств субъекта и объекта. Магия Основание вывода — трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее) Четкое разграничение объективного и субъективного (Мир = не Я; Я = сознание) Ассоциация идей по сходству и смежности. Теория Прагматическое мышление Выделение субъективного в объективном (Мир = опыт). Избегание субъективности (Я = «черный ящик») Основание вывода — дедукция (восхождение от общего к частному) Интегральная единица общения — мифема Предпричинность (слияние мотива и причины) как основа всеобщей связи. Артифициализм Интегральная единица общения — идеологема Каузальность (объективная причинность) как основа всеобщей связи. Закономерность Накопление успешных действий по типу St-*R. Эксперимент Основание вывода — индукция (восхождение от частного к общему) Интегральная единица общения — конструкт Результативность (прагматическая причинность) как основа всеобщей связи. Контекстуальность Восприимчивость к неконтролируемым сознанием мыслительным импульсам («двухпалатность», непроизвольность, интуиция). Единство аффективного и интеллектуального. Власть коллективного бессознательного Внутренний контроль над процессами умозаключения. Появление критичности как универсальной формы контроля над эмоциональностью и верой Авторитет разума Расширение критичности на сферу достижений разума. Относительность истины. Успех как единственный критерий. Программирование (прогнозирование и верификация) поведения Такая структура сознания как нельзя лучше подходила для эпохи капиталистической экспансии, бурного развития массового производства и научно-технического бума. «Здравый смысл» —это прежде всего склад ума, тип мышления, свойственный людям третьего сословия, каким оно сложилось исторически. «common sense» третьего сословия перерастает в «public opinion», то есть общественное мнение нации, с которым приходится считаться и президенту, чтобы быть переизбранным, и последнему из рядовых, чтобы не стать изгоем. самый массовый я самый информативный жанр американской журналистики «story» (англ.: 1. повесть, новелла, анекдот; 2. предание, сказка; 3. фабула, сюжет). В газете «story» — это четкий ответ на шесть практически значимых вопросов: «Что произошло?», «Где?», «Когда?», «Кто это сделал?», «Почему?» и «Как?», — а также броский заголовок, чтобы привлечь внимание, объявив превентивную оценку, «ударное» или «интригующее» начало и «описание подробностей по степени убывания важности». Следует отметить, что это не структура конкретного жанра, а общий принцип построения текста. В основе; прагматического текста - стремление помочь в разрешении конкретной жизненной ситуации, а не растолковать гло-' бальную проблему. Ему чужды просветительский пафос учительства и духовное наставничество, столь характерные для убеждающего текста. Он говорит не о том, как правильно, а о том, как полезно, и формирует не символ культуры, а образ разумного действия, и не на уровне «сверкающих обобщений», а путем отрицательных и положительных подкреплений. Даже если автор прагматического текста старается в чем-то убедить читателя, он по возможности скрывает это, подавая тщательно отобранные факты как случайные. Прагматическому тексту не свойственна тщательность в проработке логической канвы изложения, ведь он не претендует на абсолютную истину. Автор сознает, что представляет лишь одну из множества возможных интерпретаций. А потому и собственное мнение журналиста не авторитетно, если не опирается на юридические документы, статистические выкладки, интервью очевидцев, мнение экспертов. Отсутствие абсолютных критериев порождает попытки пересмотреть социальные символы и ритуалы с точки зрения их «полезности» и «бесполезности». типологическими характеристиками будут: • Локальность (конкретность, четкая проработка темы). • Описательность (наглядные детали, последовательность, разговорный стиль). • Фактологичность (подробности, «которые невозможно выдумать», документы, статистика, свидетели, эксперты). • Безоценочность (подчеркнутое беспристрастие, безразличие). • Деритуализация (скептическое отношение к высоким идеям, почитаемым героям, традиционным символам и устоявшимся ритуалам). • Конструктивность (полезность «здесь и сейчас», то есть для решения конкретной проблемы конкретными людьми в конкретных обстоятельствах, но без претензий на истинность всегда и для всех). • Прогностичность (попытка ориентации в «ожидаемом будущем»). Автор прагматического текста ставит своей задачей не убедить всех и каждого, а предложить информацию к действию для тех, кто в этом действительно нуждается. В массовой культуре таких текстов все больше: «Как избежать конфликтов», «Как стать счастливым», «Как вам поступать с вашим беспокойным подростком» и т.п. вплоть до популярной компьютерной серии «Для чайников». Как правило, все они пишутся в виде пошаговой инструкции читателям. гарантией правильного восприятия является общий социальный контекст, в свете которого обостряется (или стушевывается) личная потребность индивида в практическом разрешении данной проблемы. Прагматический текст будет замечен или нет, принят к размышлению или нет в зависимости от актуальности лично для читателя и его готовности действовать. По сравнению с избыточно-рациональным убеждающим текстом прагматический выглядит более динамичным, энергичным, беспристрастным и в конечном счете оказывается более суггестивным. Отсутствие явно выраженной оценки снимает психологическое сопротивление, приглушает критичность мышления, а лаконично передаваемое, словно недосказанное содержание как бы достраивается читателем по своему усмотрению . прагматический текст предлагает не «рабочую идею», а пошаговую инструкцию, житейскую рекомендацию, деловую характеристику. Он дегероизирован и, более того, деритуализирован, подчеркнуто внеидеологичен и фактологичен. «квант прагматизма» конструируется в массовомпроизводстве, по унифицированной профессиональной технологии. Поэтому его и обозначить следует как «конструкт», то есть не спонтанно возникший, а специально смоделированный для предъявления предмет (образ и алгоритм), позволяющий надежно распознавать его аналоги в реальности и эффективно оперировать с ними. Для него важна не общая истинность, а конкретная полезность. поскольку прагматический текст является, по определению, рассмотрением актуальных явлений и событий в практическом приложении, он всегда оказывается в контексте общественного мнения. И это ключевой момент. Показательный пример — по-своему знаменитое издание «Коммерсантъ» - подчеркнуто прагматический текст здесь стал фирменным. Но «Коммерсанть-DAILY»- агитационный со всеми вытекающими из этого манипулятивными особенностями публикаций. Прагматический текст предполагает точную технологию журнализма, которая не допускает самоуправных отклонений от «know how» ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ | Социальио-коммуникатив-ные функции | Базовые психические процессы | Выразительные средства | • Информационное обеспечение личной инициативы, когда основные события недоступны для индивидуального наблюдения ■Развитие самосознания и самокоррекции поведения срединных слоев общества • Активизация, оформле-' нис и формулирование . общественного мнения • ■ Продвижение или разоблачение общественно-1 политических программ - * Организация кампаний поддержки или протеста • Распространение полезных сведений, навыков, ' умений ! * Участие в программированном обучении . ■ Оформление и продвижение конструктов и т.п. | ■ Ориентировочный рефлекс • Спонтанное сопряжение сознательного и бессознательного в поведенческой реакции • Деятельностная реакция на символический раздражитель • Накопление опыта действий по типу St-»R • Метод проб и ошибок как сознательно/бессознательный паттерн поведения ■ Вероятностное прогнозирование и моделирование будущего • Рационализация стремлений к обладанию, преодолению и т.п. | • Презентация событий как практически значимых лично для реципиента • Алгоритмизированное предметное предъявление ' Индуктивное умозаключение • Деритуализация • Композиция пошагового «ответа на вопросы» по типу программированного обучения ■ Апелляция к данным статистики, прецедентам, мнениям специалистов и очевидцев ■ Расположение деталей «по степени убывания важности» • Беэоценочность, как бы «отстраненность» и даже обезличенность стиля авторской речи ■ Перебои (замедления/ ускорения) темпоритма изложения и т.п. | классический прагматический текст дает журналисту возможность сохранить самоуважение и независимость. Самоуважение, потому что деритуализированное, безоценочное и конструктивное описание факта не оставляет места ни для заказных идей, ни для собственных предубеждений. Независимость, потому что фактологический прогноз с пользой служит всем, кто самостоятельно принимает решения, но ни для кого не создает преимуществ. |