Тема: Сущность процесса воспитания, его принципы и методы Основные понятия: Воспитание - целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия педагога и воспитанников, направленный на создание благоприятных условий для развития его личности. Цель воспитания - те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии, формирования которых стремятся достигнуть воспитывающие в процессе воспитательной работы. Функции воспитания: · Аналитическая - изучение личности и социально-педагогической ситуации её развития. · Диагностическая - выявление реального уровня развития человека; установление причинно-следственных связей, детерминирующих формирование его личности. · Прогностическая - целеполагание - формирование ожидаемого результата и условий его достижения. · Проектировочная - разработка программы и плана, выбор способов деятельности, направленных на достижение цели. · Организаторская - формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения (по В.И. Смирнову). Содержание воспитания - система знаний, убеждений; навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть воспитанники в соответствии с поставленными целями и задачами. Медицинское воспитание - вид воспитания, специфику которого выражает система его структурных компонентов, которыми являются антинаркоманное, антиалкогольное, антиникотиновое, антитоксикоманное, антиспидовое, половое, сексуальное, гигиеническое, валеологическое, деонтологическое воспитание. Принципы воспитания - это общие сходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, которыми руководствуются при решении воспитательных задач. К ним относятся: · Принцип общественной направленности воспитания: соответствия характера и содержания воспитания социальным потребностям, интересам страны и народа, гуманистическим нормам, социокультурным, национальным традициям и нормам. · Принцип единства воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, коллектива, общественных организаций. · Принцип личностно-ориентированного подхода к воспитанию. · Принцип гуманистической направленности воспитания: гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод; предъявление разумных и посильных требований. · Принцип опоры на положительное в человеке. · Принцип стимулирования активности личности, ее участия в социально-полезной и субъективно-значимой деятельности. · Принцип связи воспитания с жизнью, трудом и др (по И.П. Подласому). Метод воспитания - совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания воспитуемых, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования. Средства воспитания - те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы, виды деятельности учащихся, а также предметы, которые используют в процессе реализации того или иного метода. Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями и убеждениями. Приемы самовоспитания - это самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества). Самоотчет - ретроспективный взгляд на пройденный в определенное время путь. Самоконтроль - систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий. Методы самовоспитания: 1. Самопознание (включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение). 2. Самообладание (опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самопринуждение). 3. Самостимулирование (оно предполагает: самоутверждение, самоободрение, самонаказание, самоограничение). Самообразование - система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленного на собственное развитие. Самообучение - это процесс непосредственного получения человеческого опыта поколений благодаря собственным устремлениям и выбранным средствам. Эмпатия - умение сопереживать, сочувствовать, ставить себя в положение другого человека. Основные парадигмы современной зарубежной педагогики: · Традиционалистская или парадигма "знании": главная цель обучения и воспитания - дать человеку глубокие, прочные, разносторонние академические знания; "плохой" ученик - это незнающий ученик. · Технократическая: дать человеку те знания и навыки, которые практически будут полезны и необходимы в жизни и профессиональной деятельности человека, помогут правильно взаимодействовать с современной техникой. · Бихевиоральная поведенческая парадигма: главная цель сформировать правильные формы социального поведения людей, адекватного выполнения социальных ролей, соблюдения норм морали и поведения в обществе. · Гуманистическая: содействовать, помогать развитию способностей человека, развитию его личности, духовному росту, нравственности и самосовершенствованию, самореализации. · Теологическая парадигма: развитие религиозных чувств и нравственных основ человека. Тема: Семейное воспитание Основные понятия: Семейное воспитание - процесс воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов, это непрерывное сочетание педагогической деятельности родителей с повседневным влиянием на детей уклада жизни семьи, материальных и бытовых условий, нравственной эмоционально- психической атмосферы семьи. Типы семейного воспитания 1. Семьи, уважающие детей. 2. Отзывчивые семьи. 3. Материально-ориентированные семьи. 4. Враждебные семьи. 5. Антисоциальные семьи. Классификация типов семейного воспитания (по Т.В. Архиповой) 1. Принятие и любовь. 2. Противоречивость. 3. Непоследовательность. 4. Сверхтребовательность. Принципы гуманистической педагогики, на которых основывается современное семейное воспитание: 1. Креативность - свободное развитие способностей детей. 2. Гуманизм - признание личности в качестве абсолютной ценности. 3. Демократизм - установление равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми. 4. Гражданственность, основанная на осознании своего "Я" в общественно-государственной системе. 5. Ретроспективность, позволяющая осуществлять воспитание на традициях народной педагогики. 6. Приоритетность общественных норм и ценностей. (по И.П. Подласому) Методы воспитания детей в семье - способы, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Функции семьи (по В.И. Смирнову) - репродуктивная, хозяйственно-экономическая, воспитательная, нравственно-психологическая, коммуникативная, рекреативная. Тактики семейного воспитания (по А.В. Петровскому) - диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование, сотрудничество. |