Тема: Личность как педагогическая проблема. Факторы развития личности. Возрастная периодизация в педагогике и ее учет в деятельности врача Тема: Педагогика как наука Основные понятия: Педагогика- наука о воспитании человека, раскрывает законы и закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе (происходит педагогика от греческого paidagogike (paidos - дитя, gogos - веду); буквально - детоводство или детовождение). Объект педагогики – те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Воспитание - целенаправленный и организованный процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на воспитуемого и создание благоприятных условий для всестороннего развития его личности. Воспитание в широком социальном смысле - совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей. Воспитание в узком педагогическом значении - специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека. Воспитание в широком педагогическом значении - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых. Методология (от греч. methodos) - путь, способ познания, учения и logos - слово, понятие. · Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. · Учение о научном методе познания. · Совокупность методов, применяемых в какой - либо науке. · Методология в педагогике - учение о принципах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности*. Метод- (от греч. Metodos-путь, способ) представляет собой комплекс разнообразных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний. В педагогике под понятием научного метода имеется в виду система основных подходов и способов исследования, отвечающих предмету и задачам педагогической науки. Педагогическая закономерность - объективно существующая, устойчивая связь педагогических явлений и процессов, обеспечивающая их осуществление, функционирование и поступательное развитие. Педагогическая наука – область научных дисциплин, связанная с изучением и познанием реальных явлений воспитания, обучения и образования человека. Тема: Личность как педагогическая проблема. Факторы развития личности. Возрастная периодизация в педагогике и ее учет в деятельности врача Основные понятия: Личность - человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя. Индивид - единичный представитель рода, (homo sapiens) носитель предпосылок (задатков) человеческого развития. Индивидуальность - единичный вариант реализованных личностных возможностей; неповторимость свойств и качеств личности. Развитие личности - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Социализация личности - усвоение человеком системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время обществу, социальной общности, позволяющее ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Наследственность - свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Задатки - анатомо-физиологические особенности организма, главным образом, центральной нервной системы, являющиеся предпосылками развития способностей. Воспитание - фактор целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых. Среда социальная - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. Возрастные особенности - комплекс физических, познавательных, интеллектуальных свойств, характерных для большинства людей одного возраста. |