Тема: Процесс обучения. Методы обучения и активизации познавательной деятельности студентов медицинского вуза Основные понятия: Дидактика (от гр. didaktikos-поучающий, и didasko-изучающий). Термин ввел в научный оборот немецкий педагог В. Ратке (1571-1635). Я.А. Коменский опубликовал в 1657 в Амстердаме свой знаменитый труд "Великая дидактика". Дидактика - отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов), направленная также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения. Обучение – совместная целенаправленная деятельность педагога и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание. Главные составляющие процесса обучения – преподавание и учение. В их единстве заключается основная дидактическая функция обучения. Преподавание - это деятельность по передаче информации; организации учебно-познавательной деятельности учащихся, оказанию помощи при затруднении в процессе учения; стимулированию интереса, самостоятельности и творчества обучающихся, оценка их учебных достижений. Учение - это деятельность учащихся по освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков, самостимулированию к поиску решения учебных задач, самооценке учебных достижений; осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Обучаемость - способность к усвоению знаний, восприимчивость к обучению. Характеризуется скоростью процессов формирования знаний, легкостью овладения приемами умственной деятельности, умением анализировать, синтезировать, гибкостью мышления, памяти, внимания, рационального мышления. Задачи, решаемые в процессе обучения: Стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых; организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями; развитие мышления, памяти, творческих способностей, совершенствование учебных умений и навыков; выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Структура компонентов процесса обучения представлена: · целевым; · развивающим; · стимулирующе-мотивационным; · содержательным; · операционно-деятельностным; · эмоционально-волевым; · контрольно-регулировочным; · оценочно-результативным компонентами. Закономерности обучения: Выделяют внешние закономерности обучения, выражающие зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования) и внутренние закономерности, выражающие связи между компонентами процесса обучения. К внешним закономерностям относятся: · социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения; воспитывающий и развивающий характер последнего; · обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе; · зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром. К внутренним закономерностям обучения относятся: · зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными задачами и существующим уровнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития; · влияние взаимодействия учителя и ученика на результаты обучения; · подчиненность результативности обучения способам управления процессом последнего и активности самого обучающегося и др. Выделяют следующие принципы обучения: · принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; · принцип научности; · принцип наглядности; · связи обучения с практикой; · систематичности и последовательности; · принцип доступности, сознательности и самостоятельности обучающихся; · прочности знаний; · принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы и др. Методы обучения - это система последовательных взаимосвязанных действий педагога и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Методы обучения классифицируются по разным основаниям. Словесные методы передачи и усвоения знаний (беседа, рассказ, лекция, дискуссия, работа с текстом). Практические методы обучения (упражнения, лабораторные занятия и эксперименты, практические занятия, семинары). К группе методов относят контроль и оценку результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены, защита дипломных работ, курсовых). |