ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Анатомо-физиологические особенности мальчиков 8-9 лет В детском возрасте организм человека находится в стадии роста и быстрого развития. Спортивная тренировка может оказать сильное как положительное, так и отрицательное влияние на рост и строение тела ребенка, на органы и функции организма. Развитие детей в разные возрастные периоды происходит неравномерно: в одни периоды быстрее, в другие медленнее. Непропорционально развиваются отдельные органы и функции. Поэтому для правильного планирования и проведения учебно-тренировочной работы, важно учитывать возрастные особенности развития детей: закономерности и этапы развития высшей нервной системы, костно-мышечного аппарата, вегетативных систем и т.д. (А.А.Маркосян, 1965; А.П.Горский, 1968 и др.). Рассмотрим основные физиологические особенности мальчиков 8-9 лет. Этот период относится к младшему школьному возрасту. У детей формируется структура тканей, продолжается их рост. Темпы роста тела в длину несколько замедляются по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, а вес тела возрастает более быстрыми темпами. Рост увеличивается ежегодно примерно на 4 см, а вес на 2 кг. По этому данный возраст называют периодом "округления". В этом возрасте продолжается развитие скелета. Позвоночный столб - основная часть опорного аппарата туловища, отличается большой гибкостью, неустойчивостью основных изгибов: грудного и поясничного. Происходит частичное окостенение позвонков. Эластичный связочный аппарат, толстые межпозвоночные хрящевые диски и слаборазвитая мускулатура мышц при неправильных физических нагрузках могут вызвать деформацию (искривление) позвоночных изгибов (В.В.Митин, 1980). У мальчиков 8-9 лет происходит развитие мускулатуры. При этом изменяется абсолютная величина мышечной массы, ее относительный вес, а также морфологическая структура мышц. Тем не менее, по мнению (В.М.Колузганова, 1986), удельный вес мышечной массы небольшой - 28-30% (у высококвалифицированных хоккеистов - 51%). Мышцы детей эластичней, чем у взрослых. Они больше укорачиваются при сокращении и больше удлиняются при растяжении (Е.Н.Федоров,1970). Развитие мышц сгибателей опережает развитие разгибателей. У детей слабо развиты мышцы живота, косые мышцы туловища, отводящие мышцы верхних конечностей, мышцы задней поверхности бедра и приводящие мышцы ног (Л.В.Волков, 1981). По мнению (Р.Н.Дорохова, 1976; И.И.Бахрах, 1974), мышцы у детей в этом возрасте имеют тонковолокнистое строение, бедны белками и жирами, содержат много воды. Лучше развиты мышцы туловища, чем конечностей. Поэтому сила мышц - разгибателей нижних конечностей, несущих большую нагрузку при катании на коньках, с 8 до 9 лет увеличивается незначительно (А.Ю.Букатин, 1983), под влиянием физических упражнений она быстро возрастает только после 9 лет. Однако в период с 8 до 9 лет отмечается наибольший прирост силы мышц - сгибателей кисти и предплечья, разгибателей предплечья (что является хорошей предпосылкой для обучения технике владения клюшкой), икроножных мышц. Сердце детей младшего школьного возраста находится в стадии развития и сократительная способность его невелика. Только благодаря наиболее частому сокращению и большой скорости кругооборота крови достигается хорошее кровоснабжение тканей. Иннервационный аппарат еще несовершенен, поэтому сердце очень возбудимо (Р.Э.Зимницкая, 1993). Хотя сердце у детей может быстро приспосабливать свою работоспособность после нагрузки, деятельность его не-устойчива. Поэтому часто возникают нарушения ритма и темпа сердечных сокращений, резкие изменения кровяного давления (Р.И.Городничев, 1991). По мнению ряда авторов (Н.А.Фомин, Ю.Н.Вавилова 1991; Н.В.Стамбулова, 1978 и др.), считается, что у детей этого возраста наблюдаются наибольшие сдвиги в развитии координации движений. По своей структуре мозг 8-9-летнего ребенка приближается к структуре мозга взрослого человека, так же происходит быстрое развитие двигательного анализатора, улучшение дифференцировочной (различительной) способности зрительного анализатора. Детям 8-9 лет свойственно конкретно-образное мышление. Это нужно учитывать на этапе начального овладения сложными двигательными действиями (И.А.Аршавский, 1982). При обучении юных хоккеистов необходимо учитывать индивидуальные способности нервной деятельности. У детей можно выделить четыре основных типа нервной деятельности (М.М.Кольцова, 1973): 1. Нормально-возбудимый, сильный, уравновешенный, подвижный тип. 2. Нормально-возбудимый, сильный, уравновешенный, медленный тип. 3. Сильный, повышенно-возбудимый, безудержный тип. 4. Пониженно-возбудимый, слабый тип. Для детей, относящихся к первому типу, характерно быстрое овладение техникой движения. Однако быстрый успех может сопровождаться потерей желания к дальнейшему совершенствованию движений. Для детей, относящихся ко второму типу, характерно успешное овладение сложными по координации движениями. Однако образование условных связей у них замедленно. Для третьего типа характерна способность, быстро усваивать движения. Однако из-за неуравновешенности и преобладания процесса возбудимости над торможением такой ребенок проявляет избыточную энергию при овладении новыми движениями. Дети с такими типологическими особенностями отличаются повышенной двигательной активностью, неустойчивым вниманием. Для четвертого типа характерно безразличное отношение к разучиванию новых движений. Сложные двигательные действия у детей с таким типом нервной системы не вызывают интереса, т.к. требуют значительных усилий для овладения ими. Необычные двигательные ситуации вызывают у них состояние запредельного торможения. Известно, что суточный основной обмен на 1 кг веса детей превышает основной обмен взрослого человека в 1,5 раза, в связи, с чем пищевой рацион юных хоккеистов должен быть калорийным и включать достаточное количество белков и витаминов (В.П.Филин, 1980). Все сказанное выше представляет обобщенную характеристику наиболее важных анатомо-физиологических особенностей детей в возрасте 8-9 лет. Наряду с общими, возрастными закономерностями развития организма детей, существуют индивидуальные особенности развития. Они варьируют и зависят от состояния здоровья, условий жизни, степени развития нервной системы и типа телосложения. 1.3 Особенности развития детей с различным типом телосложения Изучение строения тела спортсменов имеет большой теоретический интерес. Теоретический - для общей морфологии человека, главным образом в связи с проблемами взаимоотношения функций и формы тела, практический - для спортивных организаций в широком смысле этого слова, преимущественно в связи с потребностью выявления взаимоотношений строений тела со спортивным достижением в различных видах спорта. Такое изучение строения тела имеет значения для: 1) рекомендаций начинающим спортсменам заниматься тем или иным видом спорта; 2) установления оптимальной дозировки нагрузок при тренировках, допустимой при данных особенностях строения тела; 3) устранения тех ошибок в характере спортивных упражнений, которые могут быть средством недоучета особенностей морфологической структуры спортсмена и тем самым служить причиной его неуспехов в данном виде спорта или даже вызвать известное патологическое отклонение в организме. Понятие "соматотип" или "конституционный тип" включают комплекс морфологических и функциональных признаков, унаследованных или приобретенных, а так же своеобразие биохимических процессов (Б.А.Никитюк, С.СДарская, 1975; А.К.Москатова, 1983). Учение о конституциональных типах детей и подростков основано на стремлении приблизиться к познанию индивидуальности ребенка. Число предложенных классификаций конституциональных типов значительно. Общим для всех классификаций является то, что все они исходят из понятия о некотором нормотипе, среднем типе с выделением взаимопротивоположных типов согласно законам вариационной изменчивости. Гиппократ примерно в 430 г. до нашей эры описал два резко отличающихся друг от друга типа людей, которые он назвал habitus аро-plecticus и habitus phtisicus. Первый - плотный, мускульный, сильный. Второй - тонкий, изящный, слабый. В течение многих веков, вплоть до 18 века, ученые пользовались схемой, предложенной Гиппократом. Начиная с 18 столетия, некоторые исследователи пытались ввести промежуточный тип между этими двумя крайними. На протяжении всей истории учения о конституции различными авторами было предложено более ста конституциональных схем, в основе которых лежали различные признаки, функционально не связанные друг с другом: анатомического, эмбриологического, гисталического, физиологического, антропологического, клинического характера (В.В.Бунак, 1965; А.И.Клиорин, В.П.Чтецов, 1979). Однако в выделении конституциональных признаков было сделано много ошибок. По мнению В.В.Бунака (1940), П.Н.Башкирова (1968) и других отечественных антропологов, конституциональные признаки должны быть связаны между собой функциональной корреляцией, а не генетической, исторической или механической. При этом в разных группах населения они должны сохранять определенную частоту связи и не зависеть от расовых особенностей человека. В.С.Шлегель (1953) выделяет два полярных конституциональных типа: астенический и атлетический, - между которыми распределяются промежуточные. Основным разграничительным признаком типов служит только величина обхвата левой кисти в области оснований 2 -5 пальцев. Для астенического типа указанный признак меньше 19 см, для атлетического - выше 21см (для мужчин). В зависимости от расстояния между седалищными буфами типы подразделяются на две формы: андроморфную (мужеподобную) и гинекоморфную (женоподобную). На важность определения конституции спортсменов, занимающихся разными видами спорта, указывают многие исследователи. К. Титель и Я. Адам (1963) усматривают важность изучения конституции спортсменов, главным образом в связи с теми чрезвычайно высокими спортивными достижениями, которые отмечаются почти во всех странах мира. По их мнению, наряду с такими факторами, как возраст, питание и прочее, на результат достижений существенное влияние оказывают и особенности конституции. При определении конституциональных типов большинство исследователей пользовались конституциональной схемой В.Шелдона 1940. Наряду с положительной ее оценкой, имеются и отрицательные. Некоторые специалисты считают ее трудноприменимой (П.Н.Башкиров,1968). Особую конституциональную схему, приуроченную специально к спортсменам, предложили канадские исследователи во главе с Л.Персеваллем (1954). В отечественной литературе эта схема достаточно подробно изложена в работе Р.Н.Дорохова и Л.П.Рыбчинской (1977). Авторы указанной работы дают достаточно подробный анализ конституциональных типов канадских исследователей и, с нашей точки зрения, совершенно правильно возражают против попыток выделить некий "идеальный" тип спортсмена. Имея в виду, что в разных видах спорта предъявляются неадекватные требования к выполнению тех или иных упражнений, в результате чего лучший эффект в одних упражнениях может быть приурочен к одним конституциональным типам спортсменов. В.В.Бунак (1940) разработал схему, согласно которой при определении типов телосложения следует опираться на три основных признака: развитие жироотложения, мускулатуры и абсолютную длину тела (27 типов). Эта схема - шаг вперед на пути к представлению о человеческом теле, как многомерной организации. Но автор незаслуженно считает третий параметр (рост - длину костяка) второстепенным признаком. Большим достоинством обладает также схема Я.Я.Рогинского -А.А.Малиновского (1947), согласно которой определение типов телосложения следует проводить по двухкоординатной системе. По каждой координате испытуемых делят на три группы и путем комбинаций получают девять общих типов. В основе первой координаты лежит уровень питания ткани (от астеника к пикнику). В основе второй координаты лежит рост костной ткани (от церебралика к атлету). Характерная черта этих двух схем - учет развития основных тканей человека: жироотложения, развития мускулатуры и костяка. Современная морфология рассматривает строение тела человека и его частей в тесной взаимосвязи с функцией. Большинство работ посвящено поиску морфологических характеристик, обеспечивающих физическую активность и спортивное мастерство юных спортсменов (Т.Ф.Бабенко, 1980; Р.Н.Дорохова, И.И.Бахрах, И.М.Попов, 1978 и др.). Э.Г.Мартиросов (1982) отмечает, что современные задачи спорта высших достижений диктуют необходимость изучения факторов, влияющих на спортивный результат, определение их значимости для спортивных специализаций. Чаще всего для оценки соматотического типа в спортивном отборе используют росто-весовые индексы. Р.Н.Дорохов (1977) рекомендует использование 13 различных индексов, так как регрессионный анализ из - за его громоздкости не дает значительных преимуществ. Г.С.Туманян (1976) предлагает индекс гармонического морфологического развития, вычисленный из взаимоотношений массы, длины тела и окружности груди. На наш взгляд, более приемлемой методикой определения соматотипа у детей и подростков является схема Штефкс—Островского (1929) в модификации С.С.Дарской (1975). При определении конституционального типа обращается внимание на развитие и соотношение таких морфологических признаков, как форма спины, грудной клетки, живота, ног, степень развития костной, мышечной и жировой ткани. С.С.Дарская (1975) разделяет пять соматотипов: астеноидный; торакальный; мышечный; дигестивный и неопределенный типы. Существует исследования, свидетельствующие о разных темпах роста и уровня созревания организма детей разных соматотипов (Б.А.Никитюк, С.С.Дарская, 1975; А.Г.Карпеев, 1989 и др.). По мнению Б.А.Никитюка (1975), дети астеноидного и торакального типов растут и развиваются медленнее, чем дети мышечного и дигестивного типов. Первые оказываются меньше по размерам тела, по темпам созревания и скорости роста. Дети одного возраста, но разных соматотипов имеют неодинаковое число постоянных зубов, в разное время вступают в период полового созревания - мышечный и дигестивный типы опережают своих сверстников, имеющих торакальный и астеноидный со м этот и п (И.Ю.Горская, 1993). По мнению С.С.Дарской (1975), дети разных соматотипов обладают не только морфологическими различиями, но и отличаются по психомоторным показателям и физическим качествам - ловкости, силе, быстроте, выносливости, гибкости. На основе всего выше изложенного, следует, что в практике физической культуры и спорта определение соматотипа должно быть обязательным. Выявление индивидуально-типологических особенностей организма детей и подростков позволяет совершенствовать проблему отбора в различные виды спорта, дифференцировать учебно-тренировочные программы. Необходимость определения соматотипа у детей занимающихся хоккеем не вызывает сомнений. 1.4 Специфика координационных способностей при занятиях хоккеем Как известно, игровая деятельность в хоккее с шайбой обличается многообразием и сложностью движений циклического и ациклического характера. Эти движения выполняются в самых разнообразных сочетаниях, проявляясь в сложной координационной согласованности определенных частей тела. Одновременное и последовательное сочетание разнохарактерных действий с ведением шайбы и без нее с максимальной быстротой и на максимальной скорости передвижения. Специфичные исходные и промежуточные положения тела, непрерывная, быстрая смена игровых ситуаций, непосредственный контакт с противником - все это требует проявления высокого уровня координационных возможностей спортсмена, проявляемых в игре и являющихся основой технико-тактических действий хоккеиста. Недостаточная теоретическая разработанность данного вопроса существенно сказывается на практической стороне проблемы. В специальной литературе отсутствуют полные научно-обоснованные практические рекомендации, связанные с развитием ловкости, КС. КС в хоккее с шайбой занимают особое положение. Этот сложный комплекс способностей имеет самые мыщцеобразные связи с остальными физическими качествами и двигательными навыками (А.Ю.Букатин,1983). Важной предпосылкой для развития КС является запас движений. Каждое изучаемое движение частично опирается на старые, уже выработанные координационные сочетания, которые вместе с новыми сочетаниями вступают в специфическое соединение и образуют новый навык. Чем тоньше, точнее и разнообразнее была работа двигательного аппарата, чем больше благодаря этому запас условно-рефлекторных связей, тем большим числом двигательных навыков владеет хоккеист. Тем легче он усваивает новые формы движений и лучше приспосабливается к существующим и изменяющимся условиям. В свою очередь, хорошо развитые КС способствуют развитию навыков, при этом время их формирования существенно сокращается. По мнению авторов (М.И.Судата, И.И.Сулейманова, В.И.Шугина, В.И.Кукушкина, 1990), в порядке их значимости в хоккее важны следующие координационные способности: 1. Ориентационная способность. 2. Дифференцировочная способность. 3. Способность к равновесию. 4. Реагирующая способность. 5. Способность к перестроению движений. 6. Ритмическая способность. На начальном этапе обучения основное внимание уделяется технической подготовке, направленной на овладение разнообразными координационными способностями. Техническую подготовку юных хоккеистов следует всегда рассматривать в тесной взаимосвязи с уровнем развития физических качеств. При совершенствовании КС важно приучать хоккеистов действовать наиболее целесообразно в различных ситуациях. В связи с этим уже в возрасте 7-8 лет большое значение приобретают эстафеты с преодолением разнообразных препятствий. Препятствия подбираются с учетом подготовленности и возраста хоккеистов. Задания не должны быть очень легкими (иначе ребята потеряют интерес) или слишком сложными. Препятствия ставят каждый раз в ином порядке, очередность преодоления их тоже изменяется, действия усложняются дополнительными заданиями (Л.Горский, 1981) Для совершенствование КС у юных хоккеистов должно развиваться, выходя из различных видов спорта: гимнастики, акробатики, легкой атлетики, подвижных и спортивных игр, требующих умения быстро переходить от одних действий к другим, сообразовывая их с действиями других занимающихся (соперников и партнеров) (А.Ю.Букатин, 1986). Совершенствуя КС, юные хоккеисты получают представление об основных компонентах всякого движения - направлении, амплитуде, напряжении, темпе, ритме и приучаются сознательно управлять движениями своего тела. Акробатические упражнения разносторонне влияют на организм юных хоккеистов, но особенное значение их заключается в сильном воздействии на вестибулярный аппарат. С помощью этих упражнений наиболее эффективно развивается способность ребенка ориентироваться в пространстве, чувство равновесия. Умение сохранять равновесие очень важно для овладения техникой катания на коньках и успешного выполнения всех технико-тактических действий в процессе игры (быстрое перемещение, силовые единоборства в самых различных и необычных положениях, быстрая смена положений, уменьшение площади опоры и т.п.). Для того чтобы поддерживать равновесие своего тела, юным хоккеистам нужно развивать статическую и динамическую координацию с помощью специально подобранных с этой целью упражнений. Упражнения в равновесии способствуют развитию координации, ориентировке в пространстве, самообладания, смелости. Основной задачей при обучении бегу, основное внимание обращается на свободу движений, непринужденность бега, правильную осанку. Затем, продолжая работу над воспитанием свободного легкого бега, следует обучить хоккеистов ставить ногу с перед нее части стопы, бежать ритмично, а также с изменением темпа. Далее переходят к обучению быстрому бегу с высоким подниманием бедра, умению преодолевать различные препятствия во время бега (В.М.Колузганов, А.Ю.Букатин, 1983). В тренировочном процессе хоккеистов прыжки являются естественным видом упражнений в развитии координационных способностей. Они характеризуются кратковременными, но сильными мышечными напряжениями, развивают умение концентрировать свои усилия и быстро ориентироваться в пространстве, координацию движений, глазомер, содействуют развитию быстроты, ловкости, смелости. Так же прыжковые упражнения оказывают положительное влияние на деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Прыжки можно разделить на прыжки в высоту, в длину, со скакалкой и прыжки с высоты. Прыжки со скакалкой и прыжки с высоты являются подготовительными к прыжкам в высоту и в длину (А.В.Тарасов, 1975). В младшем школьном возрасте ставится задача научить детей правильно, метко и далеко метать малые мячи и другие мелкие предметы. При последовательном и правильном применении упражнений, связанных с метанием различных предметов, можно положительно влиять на развитие нервно-мышечного и связочного аппарата не только верхних конечностей и плечевого пояса, но и всего организма в целом. Метание вырабатывает точные, согласованные движения кисти, предплечья, плеча, плечевого пояса, ног и туловища, а также глазомер и умение соразмерять свои усилия. Это имеет большое значение в формировании технико-тактических приемов хоккеиста (В.М.Колузганов, 1983). Упражнения в лазании и перелазании способствуют развитию силы мышц (особенно мышц верхних конечностей и плечевого пояса), ловкости, координации движений, выносливости и, кроме того, имеют непосредственно прикладное значение (А.М.Пидоря, 1992). Упражнения с набивными мячами состоят в основном из перекладывания, передач, бросков, ловли мяча. Дополняемые различными элементарными движениями (наклоны, повороты, приседания и др.). Упражнения в висах и упорах способствуют совершенствованию способности ориентирования в пространстве при необычных положениях тела, воспитанию ловкости, гибкости, силы рук, плечевого пояса и туловища (М.А.Годик, А.И.Воронов,1992). Игры в совершенствовании координационных способностей юных хоккеистов занимают особое место. Систематическое проведение различных игр позволяет развивать одновременно несколько видов координационных способностей. Развитие и совершенствование КС - важная предпосылка совершенствования техники хоккея. Передвижение на коньках – сложный в координационном плане вид движения. Хоккеист во время бега находится в посадке - специфическом для игры положении тела. Посадка хоккеиста должна способствовать устойчивому положению спортсмена на льду, создавать оптимальные условия для отталкивания, а также работы руками. Вместе с тем, она должно обеспечивать хоккеисту хороший обзор поля (А.В.Тарасов, 1973) Во время бега на коньках каждая нога последовательно проходит следующие фазы движения: отталкивание (назад - в сторону), подведение, мах вперед - в сторону, постановку конька на лед и скольжение (одноопорное и двухопорное). Бег на коньках - неестественный вид движения, и организм человека, особенно ребенка, не приспособлен к его выполнению без предварительной подготовки. В связи с этим формирование правильного навыка передвижения на коньках предусматривает использование целой системы подготовительных, подводящих и специальных упражнений (В.И.Старшинов, 1974) На этапе первоначального изучения соблюдается определенная последовательность приемов обучения: рассказ, показ, анализ техники выполнения приема, практическое апробирование 3-4 раза, исправление ошибок, закрепление разучиваемого технического приема в специфических условиях. Развитие КС юных хоккеистов - сложный, многогранный и длительный процесс. Большинство вопросов, связанных с совершенствованием КС у хоккеистов на начальном этапе тренировки мало изучены, и требуют экспериментальных исследований. Резюме Анализ имеющейся в распоряжении научно-методической литературы показал, что проблема развития КС у детей, занимающихся хоккеем с шайбой, на данный момент остается мало изученной. Это обусловлено тем, что недостаточно изучены особенности проявления специальных КС спортсменов. В большинстве работ предлагаемые средства и методы развития даются без учета индивидуальных особенностей человека, обусловленных спецификой вида спорта. Отсутствие полных знаний о состоянии КС спортсменов препятствует созданию научно обоснованных систем тренировки, направленных на реализацию имеющегося потенциала этих способностей через спортивную технику. До сих пор закономерности формирования КС в процессе тренировки изучены еще далеко не полностью. В практике работы тренеров по хоккею с шайбой отсутствует обоснованная программа развития и совершенствования КС с учетом индивидуально-типологических особенностей занимающихся. Отсутствие обоснованной программы координационной подготовки приводит к тому, что спортсменами при совершенствовании технического мастерства используются неадекватные методические приемы, что в значительной мере снижает эффективность тренировочного процесса. Все это послужило основанием для поиска путей целенаправленного подхода к решению задач, связанных с совершенствованием КС, необходимых для повышения эффективности технического мастерства юных хоккеистов. Для определения типа конституции у детей используется методика Штефко-Островского, (1929) в модификации С.С. Дарской, (1975). Согласно методике при определении конституционального типа обращалось внимание на развитие и соотношение таких признаков как форма спины, грудной клетки, живота, ног, степень развития костной, мышечной, жировой тканей. С помощью данной методики, разработанной специально для детей и подростков, выделялись следующие типы конституции: Астеноидный тип. Этот тип конституции характеризуется удлененными конечностями, тонким костяком. Грудная клетка уплощена, вытянута и часто сужена книзу, Эпигастральный угол острый. Спина, как правило, сутулая с резко выступающими лопатками. В дошкольном и младшем школьном возрасте встречается значительное число с усиленным поясничным изгибом позвоночника (лордозом). Живот- впалый. При выраженном лордозе наблюдается так называемый "псевдовыпуклый живот", когда мышечная его стенка довольно упруга, жирового слоя практически нет, но в профиль живот имеет округлый вид. Это обусловлено усилением поясничного лордоза, и фактически такая форма должна быть оценена как прямая. Мускулатура развита слабо, тонус ее вялый. Подкожно жировой слой крайне незначителен, хорошо виден рельеф костей плечевого пояса и ребер. Форма ног чащеообразная. Могут быть и нормальные, прямые ноги, но с несмыканием в области бедер. Торакальный тип. Грациальный относительно узко сложенный тип. Развитие костяка оценивается баллами 1-1,5. Грудная клетка цилиндрической формы, реже, слегка уплощенная. Эпигастральный угол прямой или ближе к прямому или прямой. Спина прямая, иногда с выступающими лопатками. Живот прямой. Мышечный и жировой компоненты умеренны, причем последний может быть и мал. Тонус мышц достаточно высок, хотя масса их может быть достаточно велика. Ноги чаще прямые, но иногда встречаются также о - и х-образной формы. Мышечный тип.Для этого типа характерен массивный скелет с четко выраженными эпифизами, особенно в предплечье и коленном суставе. Грудная клетка цилиндрическая, округлая, одинакового диаметра по всей длине. Эпигастральный угол прямой. Спина прямая, с нормально выраженными изгибами. Живот прямой с хорошо развитой мускулатурой. У детей данного типа мышечный компонент развит особенно сильно. Значителен как объем, так и тонус мышц. Жироотложение умеренное, костный рельеф сглажен. Форма ног прямая, но возможна о - и х - образная. Дигестивный тип. Этот тип конституции наиболее прост в определении, т.к. характеризуется жироотложением. Форма грудной клетки коническая, короткая и расширенная к низу, эпигастральный угол тупой. Живот выпуклый, округлый, обычно с жировыми складками, особенно над лобком. Спина прямая или уплощенная. Костный компонент развит хорошо, скелет крупный массивный. Мышечная масса обильная и имеет хороший тонус. Подкожножировой слой имеет и образует складки на животе, на спине, на боках. Костный рельеф не просматривается совершенно. Ноги обычно х-образные или нормальные, форма о-образная встречается крайне редко. Кроме этих основных типов существует переходный: мышечно-торакальный или торакально-мышечный. На первое место ставиться название того типа, черты которого преобладают. Если обследуемый несет черты нескольких типов, то его относят к неопределенному типу телосложения. 
ГЛАВА 2. ВОЗРАСТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ХОККЕИСТОВ Учет закономерностей возрастного развития КС и их рациональное совершенствование в периоды естественного роста имеют большое значение в формировании технического мастерства спортсменов (Г.С. Туманян, 1969; Ю.В. Верхошанский, 1980; Л.К. Солоха 1986; Я.И. Куценко,1996). Выявление особенности уровня развития координационных способностей у хоккеистов 8-14 лет позволит конкретизировать тренировочные задачи, дифференцировать методы воспитания, повысить эффективность подбора средств и методов целенаправленного воздействия. В процессе анализа литературы было сделано предположение о том, что анализ уровня развития КС у хоккеистов в благоприятный период с учетом типа телосложения позволит разработать программу, направленную на совершенствование координационных способностей на начальном этапе подготовки, в зависимости не только от пола, возраста, квалификации спортсмена, но и от особенностей его соматотипа. 2.1. Возрастная динамика развития некоторых видов координационных способностей хоккеистов 8-14 лет Важным методическим положением при совершенствовании координационных способностей является учет возрастных закономерностей и индивидуально-типологических особенностей развития различных видов данной способности. Имеются данные, свидетельствующие о том, что различные по своей психофизической природе виды координационных способностей имеют неодинаковые сенситивные периоды развития (В.И.Лях,1989; И.И.Сулейманов, 1986; В.К. Бальсевич, 1981; И.Ю.Горская, 1992; Л.А.Суянгулова,1996). Анализируя доступную нам литературу, выяснилось, что не существует общепризнанного мнения по данной проблеме. . Многие ученые сходятся во мнении о том, что благоприятный период совершенствования координационных способностей приходится на младший школьный возраст, т.е. от 7 до 10 лет (А.П.Алябышев,1986; А.И.Козлов, 1964; В.П.Назаров, 1962 и др.). Другие авторы склоны считать этот возрастной диапазон более длительным, от 6-7 до 13-14 лет (А.А.Гужаловский,1979; В.С.Фарфель,1975 и др.). Большинство исследований (В.Н.Болобан,1971; Э.С.Вильчковский,1979; Э.Э.Мартин, 1989; Л.Т.Майорова, 1988; Н.В. Стамбулова, 1978 и др.) направлены на выявление благоприятных периодов развития координационных способностей у детей, не занимающихся спортом. Анализ литературы показал, что большинство авторов схожи во мнении о специфичности развития КС в разных видах спорта. Ведь занятия спортом существенно влияют на формирование КС. Стоит заметить, что в хоккее программы, направленные на совершенствование KС даются без учета возрастных закономерностей, уровня развития различных видов координационных проявлений. Анализ литературы позволил выявить уровнень возрастной динамики развития координационных способностей; проявляемых в хоккее с шайбой у хоккеистов 8-14 лет (табл.5). Таблица 5 Динамика темпов прироста показателей, отражающих уровень развития координационных способностей у хоккеистов 8-14 лет (проценты) Показатели | | | Возрастные периоды | | | 8-9 лет | 9-10 лет | 10-11 лет | 11-12 лет | 12-13 лет | 13-14 лет | Тест "ловля линейки" | 30,5 | 14,6 | 11,6 | 13,9 | 2,6 | 4,8 | Тест "фишки" | 14,3 | 5,2 | 5 | | 9,6 | 7,9 I | 6,1 | Ошибка воспроизведения усилия | 87,5 ! | 66,7 | 57,1 | 35,3 | | 10,5 | Воспроизведение 50% от макс, прыжка | 32,3 | 12,7 | | 10,7 | 13,3 | 12,1 | Проба Ромбер-га, поза "пято-но-носочная" | 33,1 | 31,4 | 20,8 | 7,5 | 3,9 | 3,1 | Проба Ромбер-га поза "Аист" | 38,1 | 25,4 | 20,2 | 3,3 | 6,2 | 7,1 | "слаломный бег" | 5,5 | 1 9 | 2 7 | 3,4 | 0,3 | 2,7 | Разность между бегом и слаломом | 41,4 | 12,3 | 9,4 | 8,5 | 1,9 | 4,9 | "Теппинг"тест | 13,4 | 6,7 | 1,7 | 3,6 | 5,8 | | Тест "лабиринт", время | 34,6 | 11,2 | 4,5 | 8,6 | 11,3 | 12,7 | Тест "лабиринт", точность | 26,6 | 2,2 | 12,6 | 10,5 | 5,7 | 6,8 | Тест "лабиринт", оценка | 33,4 | 17,8 | 15,9 | 14,7 | 15,3 | 15,9 | ПЗМР | | 5,5 | | | 6,5 | 8,2 | СЗМР | 22,7 | | | 0,4 | 2,9 | 5'9 | ККТ, время | 24,4 | 7,4 | | 16,6 | 12,2 | 11,9 | ККТ, точность | 1 17,3 | 2,1 | 5,7 | 8,6 | 3,2 | 4,6 | Примечание. Тесты см. в приложении Анализ данных позволил определить уровень развития координационных проявлений в различные возрастные периоды у детей 8-14 лет, занимающихся хоккеем. Выявлены возрастные периоды с ускоренным и замедленным развитием показателей координационных способностей Уровень развития реагирующей способности оценивался по реакции хватания вертикально падающего объекта (тест "ловля линейки", см). Динамика возрастного развития носит сглаженный характер. Уровень результатов тестирования, начиная с 8-9 лет, повышается. Наибольшие результаты были показаны хоккеистами 13-14 лет. Наивысшие темпы прироста приходятся на возраст 8-9 лет, они составили 30,5% (р<0,05). В последующие возрастные периоды 9-10 лет и 10-11 лет у юных хоккеистов отмечается снижение, а затем стабилизация темпов прироста. Анализ уровня развития тактильно-кинестетической способности рук (тест "фишки", с), выявил, что динамика возрастного развития носит плавно возрастающий характер. Следует отметить, что наивысшие темпы прироста составили 14,3% у юных хоккеистов 8-9 лет. В возрастной период 9-10 лет 10-11 лет темпы прироста несколько снижаются (до 5%). После периода спада наблюдается второй этап в возрасте 11-12 лет, характеризующийся также значительными темпами прироста до 9,6%. После 12 лет у испытуемых отмечается снижение темпов прироста. Динамика изменения показателя, отражающего уровень развития способности к точному воспроизведению усилия, носит волнообразный характер. Следует отметить, что наилучшие результаты показали хоккеисты в возрасте 12 лет, а более благоприятным временем развития данной КС является возраст 8-9 лет. В этот период отмечены достоверно высокие темпы прироста, которые составили 87,5%. У юных хоккеистов с 9 до 10 лет отмечается резкое снижение темпов прироста. Это связано, на наш взгляд, с началом периода полового созревания, когда у подростков наблюдается значительный прирост мышечной силы в результате повышенной секреции андрогенов (Чинг Чунг Хиеу,1971; В.Л.Карпшена,1980). По данным некоторых авторов (П.Г.Светлов, 1960; О.М.Бабак,1961) увеличение силы мышц оказывает отрицательное влияние на способность к воспроизведению и дифференцированию усилий. Анализ уровня развития способности к точному воспроизведению заданного прыжка (50% от максимального, см), выявил наилучшие показатели у хоккеистов 14 лет (рис. 5). Достоверно высокие темпы прироста выявлены в возрастной группе 8-9 лет и составили 13,4%. После 9 лет показатели, отражающие уровень развития данной способности у испытуемых продолжают возрастать, но темпы прироста несколько ниже, чем в предыдущий период. Для оценки способности к сохранению равновесия был проведен тест (проба Ромберга, позы: "пяточно-носочная" и "Аист", с). Характер динамики возрастного развития этой способности, существенно не отличается от рассмотренных выше координационных проявлений (рис. 6, 7). Достоверно высокие темпы прироста приходятся на 8-9 лет они составили соответственно: 33,1% и 38,1%. В дальнейшем наблюдается постепенный спад темпов прироста, а результат способности к сохранению равновесия растет и к 14 годам достигает своего пика. Для оценки уровня развития способности к ориентации в пространстве был проведен (тест "слаломный бег"). Анализируя результаты, полученные при выполнении теста, выявлено, что лучший показатель имеют хоккеисты 14 лет. У юных хоккеистов во всех возрастных периодах выявлены невысокие темпы прироста результатов данного теста. Наибольшие темпы прироста 5,5% отмечены в группе 8-9 лет (р<0,05) (рис.1). Самые высокие показатели разности между бегом на 30 м и слаломом выявлены у хоккеистов 14 лет (рис.2). Наиболее благоприятный период отмечен в возрасте 8-9 лет, о чем свидетельствуют достоверно высокие темпы прироста (41,4%). 10 11 12 13 14 Возраст, лет Рис.1. Возрастная динамика уровня развития способности к ориентации в пространстве (тест "слаломный беґ') у мальчиков 8-14 лет, занимающихся хоккеем х-достоверность различий (Р<0,05)  14 возраст, лет Рис.2. Возрастная динамика уровня развития способности к ориентации в пространстве (разность между бегом на 30м и слаломом) у мальчиков 8-14 лет, занимающихся хоккеем * достоверность различий (Р<0,05) Уровень развития способности выполнять максимальное количество движений кистью руки в единицу времени (в ограниченном пространстве) оценивался с помощью теппинг-теста. Отметим, что у испытуемых период 8-9 лет характеризуется достоверно высокими темпами прироста, которые составили 13,4%. В возрастном диапазоне от 9 до 14 лет темпы прироста несколько ниже и их изменение имеет волнообразный характер, что связано, на наш взгляд, с периодом полового созревания (рис.3). По всей видимости, это обусловлено происходящими в период полового созревания сложными нейроэндокринными перестройками организма. Некоторые авторы отмечают, что в пубертатный период несколько изменяется характер реакции организма подростка на разнообразные раздражители (Н.В.Зимкин, 1956; Ф.М.Тальшев, 1977). Нередко наблюдается временное ухудшение условно-рефлекторной деятельности, которое проявляется в генерализации двигательных рефлексов, в замедлении сложных реакций, особенно на второсигнальные раздражители. Для оценки ориентационной способности использовался тест "Лабиринт". Фиксировалось время и точность выполнения задания, а также общая оценка. Наиболее благоприятный период отмечен в возрасте 8-9 лет, о чем свидетельствуют темпы прироста: по времени 34,6%, по точности 26,6% и общей оценки 33,4%. В других возрастных категориях выявлены невысокие темпы прироста данных показателей. Большое значение в процессе координации движений имеет реагирующая способность, так как она является пусковым механизмом к началу всех координирующих влияний. Даже при высоком уровне развития остальных координационных способностей несвоевременное реагирование может привести к запаздыванию управляющих влиянии и рассогласованным между актом координации и конкретной динамической ситуацией, на которую он направлен (А.М.Пидоря, МАГодик, А.И.Воронов,1992). 8 9 10 11 12 13 14 Возраст, лет Рис.3. Возрастная динамика уровня развития способности выполнять максимальное количество движений кистью руки у мальчиков 8-14 лет, занимающися хоккеем * достоверность различий (Р<0,05) Реагирующая способность оценивалась по времени: 1) простой зрительно-моторной реакции; 2) сложной зрительно-моторной реакции (реакции выбора из двух альтернатив). Рассмотрим более подробно динамику времени простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР). У испытуемых в возрастном диапазоне от 8 до 14 отмечено постепенное улучшение времени реагирования (р<0,05). Наибольшие темпы прироста показателя ПЗМР составили 17% у хоккеистов 8-9 лет. В дальнейшем идет период стабилизации приростов этого вида способности. У хоккеистов в возрастном периоде от 8 до 11 выявлено значительное улучшение результата тестирования времени сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР) (р<0,05). При этом наибольшие темпы прироста изучаемого показателя составил 22,7% в 8-9 лет. У юных хоккеистов 8-14 лет динамика изменений сложной зрительно-моторной реакции носит волнообразный характер. Стоит заметить, что у хоккеистов с 13 лет наблюдается спад темпов прироста. Таким образом, возрастной период от 8 до 9 лет отмечен интенсивными темпами прироста уровня развития координационных способностей у хоккеистов. Это дает тренерам возможность использования данного сенситивного периода для направленного развития координационных способностей хоккеистов на начальном этапе тренировочного процесса. 2.2. Дифференцированные шкалы оценки, уровня развития различных видов координационных способностей у хоккеистов 8-14 лет Известно, что техническое мастерство - итог многолетних целенаправленных тренировок. Координационная подготовленность оказывает большое значение в его формировании. Высшие спортивные достижения определяются тем, насколько эффективно удается реализовать потенциальные возможности спортсмена в процессе его технического совершенствования. И на наш взгляд, в этом отношении необходимую помощь могут оказать разработанные шкалы, определяющие уровень развития координационных способностей. Регулярно проводимые тестирования позволяют вести наблюдения за динамикой изменения уровня развития координационных способностей в отдельные периоды многолетнего тренировочного процесса. Анализ этих изменений с учетом индивидуальных особенностей спортсмена дает возможность более целенаправленно подбирать тренировочные средства для развития отстающих КС у юных хоккеистов. Таким образом, одним из компонентов совершенствования тренировочного процесса является коррекция программ и планов по координационной подготовленности, сущность которой заключается в целенаправленном распределении тренировочных воздействий, осно ванном на индивидуальном сопоставлении значений показателей уровня координационной подготовленности, полученные в результате у тестирования, с соответствующими нормативами. Правильно организованный процесс спортивной тренировки невозможен без систематического контроля, за состоянием уровня ЧУ развития физической подготовленности, в том числе и КС. Следовательно, контроль является одним из средств получения необходимой информации, которую используют как основу для управления достижениями спортсмена. Бурный рост спортивных результатов свидетельствует о постоянном совершенствовании тренировочного процесса. Но дальнейший прогресс в построении тренировочных занятий связан не столько с механическим увеличением выполняемой работы, сколько с уточнением средств и методов тренировки, определением их наиболее целесообразного сочетания, рационализации самого тренировочного процесса на основе технических средств контроля за состоянием спортсмена и уточнением средств педагогического контроля, в том числе тестов, используемых для измерения и оценки координацион ной подготовленности спортсменов. По мнению П.Благуша (1975), двигательные тесты представляют собой эмпирически наблюдаемые индикаторы, которые нeпoсредственно или косвенно измеряют двигательные способности спортсменов. Следовательно, чтобы объективно наблюдать уровень их развития проводят тестирования, результаты которых имеют цифровую форму записи. Однако это не решает проблемы, так как показанные спортсменами результаты в тестах: - во-первых, выражаются в разных единицах измерения (кол-во раз, сек, см и т.д.); - во-вторых, сами по себе не указывают насколько удовлетворительно состояние спортсмена (например, прыжок в длину на 170 см, можно оценивать по разному, в зависимости от того, кто его выполняет) (В.М.Зациорский, 1970). Следовательно, возникает необходимость в выражении показанных результатов в одних и тех же единицах измерения. На практике, чаще всего, показанный спортивный результат, выраженный в объективных мерах (кг, см, с и т.п.) преобразуют в условные очки. Данная процедура осуществляется с помощью шкалы оценок, которая может быть задана в виде математического выражения (формулы), таблицы, графика. Конечным этапом тестирования всегда является оценка комплекса тестов. Эту оценку можно проводить двумя основными способами: - оценивается каждый отдельно взятый тест; - выводится итоговая оценка по всему комплексу. В первом случае итоговая оценка всего комплекса не выводится, а в процессе последующего анализа используются оценки, полученные за каждый отдельно взятый тест. Анализ заключается в сравнении показанных спортсменом результатов с модельными характеристиками, принятыми для данного возраста. При выведении оценки по всему комплексу тестов имеется два варианта. 1. Суммируют оценки, выраженные в баллах, полученные по отдельным тестам, входящим в комплекс. 2. Результат теста, выраженный в баллах, умножают на коэффициент веса, различного для каждого теста, и только потом суммируют полученные результаты. По нашему мнению, для оценивания батареи тестов, используемой для определения уровня координационной подготовленности, наиболее оптимальным является первый вариант. Известно, что оценивание результатов, показанных спортсменами в тестах, происходит в два этапа. На первом, показанные спортивные результаты превращают на основе шкалы оценок в баллы. На втором, после сравнения набранных очков с заранее установленными нормами, определяют итоговую оценку, которая характеризует уровень подготовленности спортсмена (В.М.Зациорский, 1982; М.А.Годик, 1988). Схематично процесс выведения общей оценки комплекса тестов можно представить в виде схемы. Шкалы оценок, представленные графическим способом, дают возможность определять оценки в интервале известных максимальных и минимальных значений, для которых она строилась. Рассматривая литературные источники (МАГодик, 1982; С.В.Жданов, 1989; И.Т.Лысаковский, 1995; Е.Ю.Розин 1997), можно отметить, что у авторов нет единого критерия в определении нормативов тестируемых показателей. На наш взгляд, более приемлемое определение тестируемых показателей предлагает В.М.Зациорский (1982), значение X ± 0,5а принимать за среднею норму, ниже и выше средней результаты находящиеся в диапазоне значений X ± а, низкими и высокими результатами будут считаться результаты, находящиеся в пределах от а до 2а. Все результаты лежащие за границами 2а являются очень низкими или очень высокими. На основании данных исследований о возрастных особенностях развития координационных способностей у юных хоккеистов были разработаны шкалы дифференцированной оценки уровня развития различных видов координационных проявлений по 14 тестам (приложение 1). Шкалы содержат словесную и бальную оценку всех исследуемых показателей, и включают в себя следующие варианты: 1 балл - низкий уровень развития, 2 балла - ниже среднего уровня, 3 балла -средний уровень, 4 балла - выше среднего уровня, 5 баллов - высокий уровень развития. Шкалы содержат нормативные оценки на каждый возраст, в промежутке от 8 до 14 лет. |