МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Анатомо-физиологические особенности мальчиков 8-9 лет





В детском возрасте организм человека находится в стадии роста и быстрого развития. Спортивная тренировка может оказать сильное как положительное, так и отрицательное влияние на рост и строение тела ребенка, на органы и функции организма. Развитие детей в разные возрастные периоды происходит неравномерно: в одни периоды быстрее, в другие медленнее. Непропорционально развиваются отдельные органы и функции. Поэтому для правиль­ного планирования и проведения учебно-тренировочной работы, важно учитывать возрастные особенности развития детей: законо­мерности и этапы развития высшей нервной системы, костно-мышечного аппарата, вегетативных систем и т.д. (А.А.Маркосян, 1965; А.П.Горский, 1968 и др.).

Рассмотрим основные физиологические особенности мальчиков 8-9 лет. Этот период относится к младшему школьному возрасту.

У детей формируется структура тканей, продолжается их рост. Темпы роста тела в длину несколько замедляются по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, а вес тела возрастает более быстрыми темпами. Рост увеличивается ежегодно примерно на 4 см, а вес на 2 кг. По этому данный возраст называют периодом "ок­ругления".

В этом возрасте продолжается развитие скелета. Позвоночный столб - основная часть опорного аппарата туловища, отличается боль­шой гибкостью, неустойчивостью основных изгибов: грудного и поясничного. Происходит частичное окостенение позвонков. Эластич­ный связочный аппарат, толстые межпозвоночные хрящевые диски и слаборазвитая мускулатура мышц при неправильных физических на­грузках могут вызвать деформацию (искривление) позвоночных изги­бов (В.В.Митин, 1980). У мальчиков 8-9 лет происходит развитие мускулатуры. При этом изменяется абсолютная величина мышечной массы, ее относитель­ный вес, а также морфологическая структура мышц. Тем не менее, по мнению (В.М.Колузганова, 1986), удельный вес мышечной массы не­большой - 28-30% (у высококвалифицированных хоккеистов - 51%).

Мышцы детей эластичней, чем у взрослых. Они больше укора­чиваются при сокращении и больше удлиняются при растяжении (Е.Н.Федоров,1970).

Развитие мышц сгибателей опережает развитие разгибателей. У детей слабо развиты мышцы живота, косые мышцы туловища, отво­дящие мышцы верхних конечностей, мышцы задней поверхности бед­ра и приводящие мышцы ног (Л.В.Волков, 1981).

По мнению (Р.Н.Дорохова, 1976; И.И.Бахрах, 1974), мышцы у де­тей в этом возрасте имеют тонковолокнистое строение, бедны белка­ми и жирами, содержат много воды. Лучше развиты мышцы туловища, чем конечностей. Поэтому сила мышц - разгибателей нижних конечно­стей, несущих большую нагрузку при катании на коньках, с 8 до 9 лет увеличивается незначительно (А.Ю.Букатин, 1983), под влиянием фи­зических упражнений она быстро возрастает только после 9 лет. Од­нако в период с 8 до 9 лет отмечается наибольший прирост силы мышц - сгибателей кисти и предплечья, разгибателей предплечья (что является хорошей предпосылкой для обучения технике владения клюшкой), икроножных мышц.

Сердце детей младшего школьного возраста находится в стадии развития и сократительная способность его невелика. Только благо­даря наиболее частому сокращению и большой скорости кругооборота крови достигается хорошее кровоснабжение тканей. Иннервационный аппарат еще несовершенен, поэтому сердце очень возбудимо (Р.Э.Зимницкая, 1993). Хотя сердце у детей может быстро приспосаб­ливать свою работоспособность после нагрузки, деятельность его не-устойчива. Поэтому часто возникают нарушения ритма и темпа сер­дечных сокращений, резкие изменения кровяного давления (Р.И.Городничев, 1991).



По мнению ряда авторов (Н.А.Фомин, Ю.Н.Вавилова 1991; Н.В.Стамбулова, 1978 и др.), считается, что у детей этого возраста наблюдаются наибольшие сдвиги в развитии координации движений. По своей структуре мозг 8-9-летнего ребенка приближается к структу­ре мозга взрослого человека, так же происходит быстрое развитие двигательного анализатора, улучшение дифференцировочной (разли­чительной) способности зрительного анализатора.

Детям 8-9 лет свойственно конкретно-образное мышление. Это нужно учитывать на этапе начального овладения сложными двига­тельными действиями (И.А.Аршавский, 1982).

При обучении юных хоккеистов необходимо учитывать индиви­дуальные способности нервной деятельности.

У детей можно выделить четыре основных типа нервной дея­тельности (М.М.Кольцова, 1973):

1. Нормально-возбудимый, сильный, уравновешенный, подвижный тип.

2. Нормально-возбудимый, сильный, уравновешенный, медленный тип.

 

3. Сильный, повышенно-возбудимый, безудержный тип.

4. Пониженно-возбудимый, слабый тип.

Для детей, относящихся к первому типу, характерно быстрое ов­ладение техникой движения. Однако быстрый успех может сопровож­даться потерей желания к дальнейшему совершенствованию движе­ний.

Для детей, относящихся ко второму типу, характерно успешное овладение сложными по координации движениями. Однако образова­ние условных связей у них замедленно.

Для третьего типа характерна способность, быстро усваивать движения. Однако из-за неуравновешенности и преобладания процес­са возбудимости над торможением такой ребенок проявляет избыточ­ную энергию при овладении новыми движениями. Дети с такими типо­логическими особенностями отличаются повышенной двигательной активностью, неустойчивым вниманием.

Для четвертого типа характерно безразличное отношение к ра­зучиванию новых движений. Сложные двигательные действия у детей с таким типом нервной системы не вызывают интереса, т.к. требуют значительных усилий для овладения ими. Необычные двигательные ситуации вызывают у них состояние запредельного торможения.

Известно, что суточный основной обмен на 1 кг веса детей пре­вышает основной обмен взрослого человека в 1,5 раза, в связи, с чем пищевой рацион юных хоккеистов должен быть калорийным и вклю­чать достаточное количество белков и витаминов (В.П.Филин, 1980).

Все сказанное выше представляет обобщенную характеристику наиболее важных анатомо-физиологических особенностей детей в возрасте 8-9 лет.

Наряду с общими, возрастными закономерностями развития ор­ганизма детей, существуют индивидуальные особенности развития. Они варьируют и зависят от состояния здоровья, условий жизни, сте­пени развития нервной системы и типа телосложения.

1.3 Особенности развития детей с различным типом тело­сложения

Изучение строения тела спортсменов имеет большой теоретиче­ский интерес. Теоретический - для общей морфологии человека, глав­ным образом в связи с проблемами взаимоотношения функций и формы тела, практический - для спортивных организаций в широком смысле этого слова, преимущественно в связи с потребностью выяв­ления взаимоотношений строений тела со спортивным достижением в различных видах спорта.

Такое изучение строения тела имеет значения для: 1) рекомен­даций начинающим спортсменам заниматься тем или иным видом спорта; 2) установления оптимальной дозировки нагрузок при трени­ровках, допустимой при данных особенностях строения тела; 3) устра­нения тех ошибок в характере спортивных упражнений, которые могут быть средством недоучета особенностей морфологической структуры спортсмена и тем самым служить причиной его неуспехов в данном виде спорта или даже вызвать известное патологическое отклонение в организме.

Понятие "соматотип" или "конституционный тип" включают комплекс морфологических и функциональных признаков, унаследован­ных или приобретенных, а так же своеобразие биохимических процес­сов (Б.А.Никитюк, С.СДарская, 1975; А.К.Москатова, 1983).

Учение о конституциональных типах детей и подростков основа­но на стремлении приблизиться к познанию индивидуальности ребен­ка. Число предложенных классификаций конституциональных типов значительно. Общим для всех классификаций является то, что все они исходят из понятия о некотором нормотипе, среднем типе с выделе­нием взаимопротивоположных типов согласно законам вариационной изменчивости.

Гиппократ примерно в 430 г. до нашей эры описал два резко от­личающихся друг от друга типа людей, которые он назвал habitus аро-plecticus и habitus phtisicus. Первый - плотный, мускульный, сильный. Второй - тонкий, изящный, слабый.

В течение многих веков, вплоть до 18 века, ученые пользовались схемой, предложенной Гиппократом. Начиная с 18 столетия, некото­рые исследователи пытались ввести промежуточный тип между этими двумя крайними.

На протяжении всей истории учения о конституции различными авторами было предложено более ста конституциональных схем, в основе которых лежали различные признаки, функционально не свя­занные друг с другом: анатомического, эмбриологического, гисталического, физиологического, антропологического, клинического характера (В.В.Бунак, 1965; А.И.Клиорин, В.П.Чтецов, 1979). Од­нако в выделении конституциональных признаков было сделано много ошибок. По мнению В.В.Бунака (1940), П.Н.Башкирова (1968) и других отечественных антропологов, конституциональные признаки должны быть связаны между собой функциональной корреляцией, а не гене­тической, исторической или механической. При этом в разных группах населения они должны сохранять определенную частоту связи и не зависеть от расовых особенностей человека.

В.С.Шлегель (1953) выделяет два полярных конституциональных типа: астенический и атлетический, - между которыми распределяют­ся промежуточные. Основным разграничительным признаком типов служит только величина обхвата левой кисти в области оснований 2 -5 пальцев. Для астенического типа указанный признак меньше 19 см, для атлетического - выше 21см (для мужчин). В зависимости от рас­стояния между седалищными буфами типы подразделяются на две формы: андроморфную (мужеподобную) и гинекоморфную (женопо­добную). На важность определения конституции спортсменов, зани­мающихся разными видами спорта, указывают многие исследователи.

К. Титель и Я. Адам (1963) усматривают важность изучения кон­ституции спортсменов, главным образом в связи с теми чрезвычайно высокими спортивными достижениями, которые отмечаются почти во всех странах мира. По их мнению, наряду с такими факторами, как возраст, питание и прочее, на результат достижений существенное влияние оказывают и особенности конституции.

При определении конституциональных типов большинство ис­следователей пользовались конституциональной схемой В.Шелдона 1940. Наряду с положительной ее оценкой, имеются и от­рицательные. Некоторые специалисты считают ее трудноприменимой (П.Н.Башкиров,1968).

Особую конституциональную схему, приуроченную специально к спортсменам, предложили канадские исследователи во главе с Л.Персеваллем (1954). В отечественной литературе эта схема доста­точно подробно изложена в работе Р.Н.Дорохова и Л.П.Рыбчинской (1977). Авторы указанной работы дают достаточно подробный анализ конституциональных типов канадских исследователей и, с нашей точ­ки зрения, совершенно правильно возражают против попыток выделить некий "идеальный" тип спортсмена. Имея в виду, что в разных видах спорта предъявляются неадекватные требования к выполнению тех или иных упражнений, в результате чего лучший эффект в одних упражнениях может быть приурочен к одним конституциональным ти­пам спортсменов.

В.В.Бунак (1940) разработал схему, согласно которой при опре­делении типов телосложения следует опираться на три основных при­знака: развитие жироотложения, мускулатуры и абсолютную длину тела (27 типов). Эта схема - шаг вперед на пути к представлению о человеческом теле, как многомерной организации. Но автор незаслу­женно считает третий параметр (рост - длину костяка) второстепен­ным признаком.

Большим достоинством обладает также схема Я.Я.Рогинского -А.А.Малиновского (1947), согласно которой определение типов тело­сложения следует проводить по двухкоординатной системе. По каж­дой координате испытуемых делят на три группы и путем комбинаций получают девять общих типов. В основе первой координаты лежит уровень питания ткани (от астеника к пикнику). В основе второй коор­динаты лежит рост костной ткани (от церебралика к атлету).

Характерная черта этих двух схем - учет развития основных тканей человека: жироотложения, развития мускулатуры и костяка.

Современная морфология рассматривает строение тела челове­ка и его частей в тесной взаимосвязи с функцией. Большинство работ посвящено поиску морфологических характеристик, обеспечивающих физическую активность и спортивное мастерство юных спортсменов (Т.Ф.Бабенко, 1980; Р.Н.Дорохова, И.И.Бахрах, И.М.Попов, 1978 и др.).

Э.Г.Мартиросов (1982) отмечает, что современные задачи спор­та высших достижений диктуют необходимость изучения факторов, влияющих на спортивный результат, определение их значимости для спортивных специализаций.

Чаще всего для оценки соматотического типа в спортивном от­боре используют росто-весовые индексы. Р.Н.Дорохов (1977) реко­мендует использование 13 различных индексов, так как регрессионный анализ из - за его громоздкости не дает значительных преиму­ществ. Г.С.Туманян (1976) предлагает индекс гармонического морфо­логического развития, вычисленный из взаимоотношений мас­сы, длины тела и окружности груди.

На наш взгляд, более приемлемой методикой определения соматотипа у детей и подростков является схема Штефкс—Островского (1929) в модификации С.С.Дарской (1975). При определении конституционального типа обращается внима­ние на развитие и соотношение таких морфологических признаков, как форма спины, грудной клетки, живота, ног, степень развития костной, мышечной и жировой ткани. С.С.Дарская (1975) разделяет пять сома­тотипов: астеноидный; торакальный; мышечный; дигестивный и неоп­ределенный типы.

Существует исследования, свидетельствующие о разных темпах роста и уровня созревания организма детей разных соматотипов (Б.А.Никитюк, С.С.Дарская, 1975; А.Г.Карпеев, 1989 и др.). По мнению Б.А.Никитюка (1975), дети астеноидного и торакаль­ного типов растут и развиваются медленнее, чем дети мышечного и дигестивного типов. Первые оказываются меньше по размерам тела, по темпам созревания и скорости роста.

Дети одного возраста, но разных соматотипов имеют неодинако­вое число постоянных зубов, в разное время вступают в период поло­вого созревания - мышечный и дигестивный типы опережают своих сверстников, имеющих торакальный и астеноидный со м этот и п (И.Ю.Горская, 1993).

По мнению С.С.Дарской (1975), дети разных соматотипов обла­дают не только морфологическими различиями, но и отличаются по психомоторным показателям и физическим качествам - ловкости, си­ле, быстроте, выносливости, гибкости.

На основе всего выше изложенного, следует, что в практике фи­зической культуры и спорта определение соматотипа должно быть обязательным.

Выявление индивидуально-типологических особенностей орга­низма детей и подростков позволяет совершенствовать проблему от­бора в различные виды спорта, дифференцировать учебно-тренировочные программы. Необходимость определения соматотипа у детей занимающихся хоккеем не вызывает сомнений.

1.4 Специфика координационных способностей при заняти­ях хоккеем

Как известно, игровая деятельность в хоккее с шайбой обличает­ся многообразием и сложностью движений циклического и ацикличе­ского характера. Эти движения выполняются в самых разнообразных сочетаниях, проявляясь в сложной координационной согласованности определенных частей тела. Одновременное и последовательное со­четание разнохарактерных действий с ведением шайбы и без нее с максимальной быстротой и на максимальной скорости передвижения. Специфичные исходные и промежуточные положения тела, непре­рывная, быстрая смена игровых ситуаций, непосредственный контакт с противником - все это требует проявления высокого уровня коорди­национных возможностей спортсмена, проявляемых в игре и являющихся основой технико-тактических действий хоккеиста.

Недостаточная теоретическая разработанность данного вопроса существенно сказывается на практической стороне проблемы. В спе­циальной литературе отсутствуют полные научно-обоснованные прак­тические рекомендации, связанные с развитием ловкости, КС.

КС в хоккее с шайбой занимают особое положение. Этот сложный комплекс способностей имеет самые мыщцеобразные связи с остальными физическими качествами и двигательными навыками (А.Ю.Букатин,1983).

Важной предпосылкой для развития КС является запас движе­ний. Каждое изучаемое движение частично опирается на старые, уже выработанные координационные сочетания, которые вместе с новыми сочетаниями вступают в специфическое соединение и образуют но­вый навык. Чем тоньше, точнее и разнообразнее была работа двига­тельного аппарата, чем больше благодаря этому запас условно-рефлекторных связей, тем большим числом двигательных навыков владеет хоккеист. Тем легче он усваивает новые формы движений и лучше приспосабливается к существующим и изменяющимся услови­ям.

В свою очередь, хорошо развитые КС способствуют развитию навыков, при этом время их формирования существенно сокращается.

По мнению авторов (М.И.Судата, И.И.Сулейманова, В.И.Шугина, В.И.Кукушкина, 1990), в порядке их значимости в хоккее важны сле­дующие координационные способности:

1. Ориентационная способность.

2. Дифференцировочная способность.

3. Способность к равновесию.

4. Реагирующая способность.

5. Способность к перестроению движений.

6. Ритмическая способность.

На начальном этапе обучения основное внимание уделяется технической подготовке, направленной на овладение разнообразными координационными способностями. Техническую подготовку юных хоккеистов следует всегда рассматривать в тесной взаимосвязи с уровнем развития физических качеств.

При совершенствовании КС важно приучать хоккеистов действо­вать наиболее целесообразно в различных ситуациях. В связи с этим уже в возрасте 7-8 лет большое значение приобретают эстафеты с преодолением разнообразных препятствий. Препятствия подбираются с учетом подготовленности и возраста хоккеистов. Задания не должны быть очень легкими (иначе ребята потеряют интерес) или слишком сложными. Препятствия ставят каждый раз в ином порядке, очеред­ность преодоления их тоже изменяется, действия усложняются до­полнительными заданиями (Л.Горский, 1981)

Для совершенствование КС у юных хоккеистов должно разви­ваться, выходя из различных видов спорта: гимнастики, акробатики, легкой атлетики, подвижных и спортивных игр, требующих умения бы­стро переходить от одних действий к другим, сообразовывая их с дей­ствиями других занимающихся (соперников и партнеров) (А.Ю.Букатин, 1986).

Совершенствуя КС, юные хоккеисты получают представление об основных компонентах всякого движения - направлении, амплитуде, напряжении, темпе, ритме и приучаются сознательно управлять дви­жениями своего тела.

Акробатические упражнения разносторонне влияют на организм юных хоккеистов, но особенное значение их заключается в сильном воздействии на вестибулярный аппарат. С помощью этих упражнений наиболее эффективно развивается способность ребенка ориентиро­ваться в пространстве, чувство равновесия. Умение сохранять равно­весие очень важно для овладения техникой катания на коньках и ус­пешного выполнения всех технико-тактических действий в процессе игры (быстрое перемещение, силовые единоборства в самых различ­ных и необычных положениях, быстрая смена положений, уменьше­ние площади опоры и т.п.).

Для того чтобы поддерживать равновесие своего тела, юным хоккеистам нужно развивать статическую и динамическую координацию с помощью специально подобранных с этой целью упражнений. Упражнения в равновесии способствуют развитию координации, ори­ентировке в пространстве, самообладания, смелости.

Основной задачей при обучении бегу, основное внимание обращается на свободу движений, непринужденность бега, правильную осанку. Затем, продолжая работу над воспитанием свободного лег­кого бега, следует обучить хоккеистов ставить ногу с перед нее части стопы, бежать ритмично, а также с изменением темпа. Далее перехо­дят к обучению быстрому бегу с высоким подниманием бедра, умению преодолевать различные препятствия во время бега (В.М.Колузганов, А.Ю.Букатин, 1983).

В тренировочном процессе хоккеистов прыжки являются естест­венным видом упражнений в развитии координационных способно­стей. Они характеризуются кратковременными, но сильными мышеч­ными напряжениями, развивают умение концентрировать свои усилия и быстро ориентироваться в пространстве, координацию движений, глазомер, содействуют развитию быстроты, ловкости, смелости. Так же прыжковые упражнения оказывают положительное влияние на деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем ор­ганизма. Прыжки можно разделить на прыжки в высоту, в длину, со скакалкой и прыжки с высоты. Прыжки со скакалкой и прыжки с высоты являются подготовительными к прыжкам в высоту и в длину (А.В.Тарасов, 1975).

В младшем школьном возрасте ставится задача научить детей правильно, метко и далеко метать малые мячи и другие мелкие пред­меты. При последовательном и правильном применении упражнений, связанных с метанием различных предметов, можно положительно влиять на развитие нервно-мышечного и связочного аппарата не толь­ко верхних конечностей и плечевого пояса, но и всего организма в це­лом. Метание вырабатывает точные, согласованные движения кисти, предплечья, плеча, плечевого пояса, ног и туловища, а также глазо­мер и умение соразмерять свои усилия. Это имеет большое значение в формировании технико-тактических приемов хоккеиста (В.М.Колузганов, 1983).

Упражнения в лазании и перелазании способствуют развитию силы мышц (особенно мышц верхних конечностей и плечевого пояса), ловкости, координации движений, выносливости и, кроме того, имеют непосредственно прикладное значение (А.М.Пидоря, 1992).

Упражнения с набивными мячами состоят в основном из пере­кладывания, передач, бросков, ловли мяча. Дополняемые различными элементарными движениями (наклоны, повороты, приседания и др.).

Упражнения в висах и упорах способствуют совершенствованию способности ориентирования в пространстве при необычных положениях тела, воспитанию ловкости, гибкости, силы рук, плечевого пояса и туловища (М.А.Годик, А.И.Воронов,1992).

Игры в совершенствовании координационных способностей юных хоккеистов занимают особое место. Систематическое проведе­ние различных игр позволяет развивать одновременно несколько ви­дов координационных способностей.

Развитие и совершенствование КС - важная предпосылка со­вершенствования техники хоккея. Передвижение на коньках – сложный в координационном плане вид движения. Хоккеист во время бега находится в посадке - специфическом для игры положении тела. Посадка хоккеиста должна способствовать устойчивому положению спортсмена на льду, создавать оптимальные условия для отталкивания, а также работы руками. Вместе с тем, она должно обеспечивать хоккеисту хороший обзор поля (А.В.Тарасов, 1973)

Во время бега на коньках каждая нога последовательно прохо­дит следующие фазы движения: отталкивание (назад - в сторону), подведение, мах вперед - в сторону, постановку конька на лед и сколь­жение (одноопорное и двухопорное). Бег на коньках - неестественный вид движения, и организм чело­века, особенно ребенка, не приспособлен к его выполнению без пред­варительной подготовки. В связи с этим формирование правильного навыка передвижения на коньках предусматривает использование це­лой системы подготовительных, подводящих и специальных упражне­ний (В.И.Старшинов, 1974)

На этапе первоначального изучения соблюдается определенная последовательность приемов обучения: рассказ, показ, анализ техники выполнения приема, практическое апробирование 3-4 раза, ис­правление ошибок, закрепление разучиваемого технического приема в специфических условиях.

Развитие КС юных хоккеистов - сложный, многогранный и дли­тельный процесс. Большинство вопросов, связанных с совершенство­ванием КС у хоккеистов на начальном этапе тренировки мало изуче­ны, и требуют экспериментальных исследований.

Резюме

Анализ имеющейся в распоряжении научно-методической лите­ратуры показал, что проблема развития КС у детей, занимающихся хоккеем с шайбой, на данный момент остается мало изученной. Это обусловлено тем, что недостаточно изучены особенности проявления специальных КС спортсменов. В большинстве работ предлагаемые средства и методы развития даются без учета индивидуальных осо­бенностей человека, обусловленных спецификой вида спорта.

Отсутствие полных знаний о состоянии КС спортсменов препят­ствует созданию научно обоснованных систем тренировки, направ­ленных на реализацию имеющегося потенциала этих способностей через спортивную технику.

До сих пор закономерности формирования КС в процессе трени­ровки изучены еще далеко не полностью. В практике работы тренеров по хоккею с шайбой отсутствует обоснованная программа развития и совершенствования КС с учетом индивидуально-типологических осо­бенностей занимающихся.

Отсутствие обоснованной программы координационной подго­товки приводит к тому, что спортсменами при совершенствовании тех­нического мастерства используются неадекватные методические приемы, что в значительной мере снижает эффективность тренировочного процесса.

Все это послужило основанием для поиска путей целенаправ­ленного подхода к решению задач, связанных с совершенствованием КС, необходимых для повышения эффективности технического мас­терства юных хоккеистов.

Для определения типа конституции у детей используется методика Штефко-Островского, (1929) в модификации С.С. Дарской, (1975). Согласно методике при определении конституцио­нального типа обращалось внимание на развитие и соотношение та­ких признаков как форма спины, грудной клетки, живота, ног, степень развития костной, мышечной, жировой тканей. С помощью данной ме­тодики, разработанной специально для детей и подростков, выделя­лись следующие типы конституции:

Астеноидный тип. Этот тип конституции характеризуется удлененными конечностями, тонким костяком. Грудная клетка уплощена, вытянута и часто сужена книзу, Эпигастральный угол острый. Спина, как правило, сутулая с резко выступающими лопатками. В дошколь­ном и младшем школьном возрасте встречается значительное число с усиленным поясничным изгибом позвоночника (лордозом). Живот- впалый. При выраженном лордозе наблюдается так называемый "псевдовыпуклый живот", когда мышечная его стенка довольно упруга, жирового слоя практически нет, но в профиль живот имеет округлый вид. Это обусловлено усилением поясничного лордоза, и фактически такая форма должна быть оценена как прямая. Мускулатура развита слабо, тонус ее вялый. Подкожно жировой слой крайне незначителен, хорошо виден рельеф костей плечевого пояса и ребер. Форма ног чащеообразная. Могут быть и нормальные, прямые ноги, но с несмыканием в области бедер.

Торакальный тип. Грациальный относительно узко сложенный тип. Развитие костяка оценивается баллами 1-1,5. Грудная клетка ци­линдрической формы, реже, слегка уплощенная. Эпигастральный угол прямой или ближе к прямому или прямой. Спина прямая, иногда с выступающими лопатками. Живот прямой. Мышечный и жировой компоненты умеренны, причем последний может быть и мал. Тонус мышц достаточно высок, хотя масса их может быть достаточно велика. Ноги чаще прямые, но иногда встречаются также о - и х-образной формы.

Мышечный тип.Для этого типа характерен массивный скелет с четко выраженными эпифизами, особенно в предплечье и коленном суставе. Грудная клетка цилиндрическая, округлая, одинакового диа­метра по всей длине. Эпигастральный угол прямой. Спина прямая, с нормально выраженными изгибами. Живот прямой с хорошо развитой мускулатурой. У детей данного типа мышечный компонент развит осо­бенно сильно. Значителен как объем, так и тонус мышц. Жироотложе­ние умеренное, костный рельеф сглажен. Форма ног прямая, но воз­можна о - и х - образная.

Дигестивный тип. Этот тип конституции наиболее прост в опре­делении, т.к. характеризуется жироотложением. Форма грудной клетки коническая, короткая и расширенная к низу, эпигастральный угол ту­пой. Живот выпуклый, округлый, обычно с жировыми складками, осо­бенно над лобком. Спина прямая или уплощенная. Костный компонент развит хорошо, скелет крупный массивный. Мышечная масса обиль­ная и имеет хороший тонус. Подкожножировой слой имеет и образует складки на животе, на спине, на боках. Костный рельеф не просматри­вается совершенно. Ноги обычно х-образные или нормальные, форма о-образная встречается крайне редко.

Кроме этих основных типов существует переходный: мышечно-торакальный или торакально-мышечный. На первое место ставить­ся название того типа, черты которого преобладают. Если обследуе­мый несет черты нескольких типов, то его относят к неопределенному типу телосложения.


ГЛАВА 2. ВОЗРАСТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПО­СОБНОСТЕЙ ХОККЕИСТОВ

 

Учет закономерностей возрастного развития КС и их рациональное совершенствование в периоды есте­ственного роста имеют большое значение в формировании техниче­ского мастерства спортсменов (Г.С. Туманян, 1969; Ю.В. Верхошанский, 1980; Л.К. Солоха 1986; Я.И. Куценко,1996).

Выявление особенности уровня развития координационных
способностей у хоккеистов 8-14 лет позволит конкретизировать
тренировочные задачи, дифференцировать методы воспитания,
повысить эффективность подбора средств и методов
целенаправленного воздействия. В процессе анализа литературы было
сделано предположение о том, что анализ уровня развития КС у
хоккеистов в благоприятный период с учетом типа телосложения
позволит разработать программу, направленную на совершенствование координационных способностей на начальном этапе подготовки, в зависимости не только от пола, возраста, квалификации спортсмена, но и от особенностей его соматотипа.

2.1. Возрастная динамика развития некоторых видов координа­ционных способностей хоккеистов 8-14 лет

Важным методическим положением при совершенствовании координационных способностей является учет возрастных закономер­ностей и индивидуально-типологических особенностей развития раз­личных видов данной способности. Имеются данные, свидетельст­вующие о том, что различные по своей психофизической природе ви­ды координационных способностей имеют неодинаковые сенситивные периоды развития (В.И.Лях,1989; И.И.Сулейманов, 1986; В.К. Бальсевич, 1981; И.Ю.Горская, 1992; Л.А.Суянгулова,1996). Анализируя доступную нам литературу, выяснилось, что не существует общепризнанного мнения по данной про­блеме. .

Многие ученые сходятся во мнении о том, что благоприятный период совершенствования координационных способностей прихо­дится на младший школьный возраст, т.е. от 7 до 10 лет (А.П.Алябышев,1986; А.И.Козлов, 1964; В.П.Назаров, 1962 и др.). Дру­гие авторы склоны считать этот возрастной диапазон более длитель­ным, от 6-7 до 13-14 лет (А.А.Гужаловский,1979; В.С.Фарфель,1975 и др.). Большинство исследований (В.Н.Болобан,1971; Э.С.Вильчковский,1979; Э.Э.Мартин, 1989; Л.Т.Майорова, 1988; Н.В. Стамбулова, 1978 и др.) направлены на выявление благоприятных периодов развития координационных способностей у детей, не зани­мающихся спортом.

Анализ литературы показал, что большинство авторов схожи во мнении о специфичности развития КС в разных видах спорта. Ведь занятия спортом существенно влияют на формирование КС. Стоит заметить, что в хоккее программы, направленные на совершенствова­ние KС даются без учета возрастных закономерностей, уровня разви­тия различных видов координационных проявлений.

Анализ литературы позволил выявить уровнень возрастной динамики развития координационных способно­стей; проявляемых в хоккее с шайбой у хоккеистов 8-14 лет (табл.5).

 


Таблица 5

Динамика темпов прироста показателей, отражающих уровень разви­тия координационных способностей у хоккеистов 8-14 лет (проценты)

 

Показатели     Возрастные периоды  
  8-9 лет 9-10 лет 10-11 лет 11-12 лет 12-13 лет 13-14 лет
Тест "ловля линейки" 30,5 14,6 11,6 13,9 2,6 4,8
Тест "фишки" 14,3 5,2 5 | 9,6 7,9 I 6,1
Ошибка вос­произведения усилия 87,5 ! 66,7 57,1 35,3 10,5
Воспроизве­дение 50% от макс, прыжка 32,3 12,7 10,7 13,3 12,1
Проба Ромбер-га, поза "пято-но-носочная" 33,1 31,4 20,8 7,5 3,9 3,1
Проба Ромбер-га поза "Аист" 38,1 25,4 20,2 3,3 6,2 7,1
"слаломный бег" 5,5 1 9 2 7 3,4 0,3 2,7
Разность меж­ду бегом и слаломом 41,4 12,3 9,4 8,5 1,9 4,9
"Теппинг"тест 13,4 6,7 1,7 3,6 5,8
Тест "лаби­ринт", время 34,6 11,2 4,5 8,6 11,3 12,7
Тест "лаби­ринт", точ­ность 26,6 2,2 12,6 10,5 5,7 6,8
Тест "лаби­ринт", оценка 33,4 17,8 15,9 14,7 15,3 15,9  
ПЗМР 5,5 6,5 8,2
СЗМР 22,7 0,4 2,9 5'9
ККТ, время 24,4 7,4 16,6 12,2 11,9
ККТ, точность 1 17,3 2,1 5,7 8,6 3,2 4,6

 

 

Примечание. Тесты см. в приложении


Анализ данных позволил определить уровень развития координационных проявлений в различные возрастные периоды у детей 8-14 лет, занимающихся хоккеем. Выявлены возрастные периоды с ускоренным и замедленным разви­тием показателей координационных способностей

Уровень развития реагирующей способности оценивался по реакции хватания вертикально падающего объекта (тест "ловля ли­нейки", см). Динамика возрастного развития носит сглаженный харак­тер. Уровень результатов тестирования, начиная с 8-9 лет, повышает­ся. Наибольшие результаты были показаны хоккеистами 13-14 лет. Наивысшие темпы прироста приходятся на возраст 8-9 лет, они составили 30,5% (р<0,05). В последующие возрастные периоды 9-10 лет и 10-11 лет у юных хоккеистов отмечается снижение, а затем стабилизация темпов прироста.

Анализ уровня развития тактильно-кинестетической способ­ности рук (тест "фишки", с), выявил, что динамика возрастного разви­тия носит плавно возрастающий характер. Следует отметить, что наивысшие темпы прироста составили 14,3% у юных хоккеистов 8-9 лет. В возрастной период 9-10 лет 10-11 лет темпы прироста не­сколько снижаются (до 5%). После периода спада наблюдается вто­рой этап в возрасте 11-12 лет, характеризующийся также значитель­ными темпами прироста до 9,6%. После 12 лет у испытуемых отмеча­ется снижение темпов прироста.

Динамика изменения показателя, отражающего уровень раз­вития способности к точному воспроизведению усилия, носит волно­образный характер. Следует отметить, что наилучшие результаты по­казали хоккеисты в возрасте 12 лет, а более благоприятным временем развития данной КС является возраст 8-9 лет. В этот период отмече­ны достоверно высокие темпы прироста, которые составили 87,5%. У юных хоккеистов с 9 до 10 лет отмечается резкое снижение темпов прироста. Это связано, на наш взгляд, с началом периода полового созревания, когда у подростков наблюдается значительный прирост





мышечной силы в результате повышенной секреции андрогенов (Чинг Чунг Хиеу,1971; В.Л.Карпшена,1980). По данным некоторых авторов (П.Г.Светлов, 1960; О.М.Бабак,1961) увеличение силы мышц оказыва­ет отрицательное влияние на способность к воспроизведению и диф­ференцированию усилий.

Анализ уровня развития способности к точному воспроизве­дению заданного прыжка (50% от максимального, см), выявил наи­лучшие показатели у хоккеистов 14 лет (рис. 5). Достоверно высокие темпы прироста выявлены в возрастной группе 8-9 лет и составили 13,4%. После 9 лет показатели, отражающие уровень развития данной способности у испытуемых продолжают возрастать, но темпы прирос­та несколько ниже, чем в предыдущий период.

Для оценки способности к сохранению равновесия был про­веден тест (проба Ромберга, позы: "пяточно-носочная" и "Аист", с). Ха­рактер динамики возрастного развития этой способности, существен­но не отличается от рассмотренных выше координационных проявле­ний (рис. 6, 7). Достоверно высокие темпы прироста приходятся на 8-9 лет они составили соответственно: 33,1% и 38,1%. В дальнейшем на­блюдается постепенный спад темпов прироста, а результат способно­сти к сохранению равновесия растет и к 14 годам достигает своего пика.

Для оценки уровня развития способности к ориентации в про­странстве был проведен (тест "слаломный бег"). Анализируя резуль­таты, полученные при выполнении теста, выявлено, что лучший пока­затель имеют хоккеисты 14 лет. У юных хоккеистов во всех возрас­тных периодах выявлены невысокие темпы прироста результатов данного теста. Наибольшие темпы прироста 5,5% отмечены в группе 8-9 лет (р<0,05) (рис.1).

Самые высокие показатели разности между бегом на 30 м и слаломом выявлены у хоккеистов 14 лет (рис.2). Наиболее благо­приятный период отмечен в возрасте 8-9 лет, о чем свидетельствуют достоверно высокие темпы прироста (41,4%).

 



 


10 11 12 13 14

Возраст, лет

Рис.1. Возрастная динамика уровня развития способности к ориентации в пространстве (тест "слаломный беґ') у мальчиков 8-14 лет, занимающихся хоккеем

х-достоверность различий (Р<0,05)

 

 


 

14 возраст, лет

Рис.2. Возрастная динамика уровня развития способности к ориентации в пространстве (разность между бегом на 30м и слаломом) у мальчиков 8-14 лет, занимающихся хоккеем

* достоверность различий (Р<0,05)

 

 

Уровень развития способности выполнять максимальное ко­личество движений кистью руки в единицу времени (в ограниченном пространстве) оценивался с помощью теппинг-теста. Отметим, что у испытуемых период 8-9 лет характеризуется достоверно высокими темпами прироста, которые составили 13,4%. В возрастном диапазоне от 9 до 14 лет темпы прироста несколько ниже и их изменение имеет волнообразный характер, что связано, на наш взгляд, с периодом по­лового созревания (рис.3). По всей видимости, это обусловлено про­исходящими в период полового созревания сложными нейроэндокринными перестройками организма. Некоторые авторы отмечают, что в пубертатный период несколько изменяется характер реакции орга­низма подростка на разнообразные раздражители (Н.В.Зимкин, 1956; Ф.М.Тальшев, 1977). Нередко наблюдается временное ухудшение ус­ловно-рефлекторной деятельности, которое проявляется в генерали­зации двигательных рефлексов, в замедлении сложных реакций, осо­бенно на второсигнальные раздражители.

Для оценки ориентационной способности использовался тест "Лабиринт". Фиксировалось время и точность выполнения зада­ния, а также общая оценка. Наиболее благоприятный период отмечен в возрасте 8-9 лет, о чем свидетельствуют темпы прироста: по време­ни 34,6%, по точности 26,6% и общей оценки 33,4%. В других возрастных категориях выявлены невысокие темпы прироста данных показателей.

Большое значение в процессе координации движений имеет реагирующая способность, так как она является пусковым механиз­мом к началу всех координирующих влияний. Даже при высоком уров­не развития остальных координационных способностей несвоевременное реагирование может привести к запаздыванию управляющих влиянии и рассогласованным между актом координации и конкретной динамической ситуацией, на которую он направлен (А.М.Пидоря, МАГодик, А.И.Воронов,1992).

 



 


8 9 10 11 12 13 14

Возраст, лет

Рис.3. Возрастная динамика уровня развития способности выполнять максимальное количество движений кистью руки у мальчиков 8-14 лет, занимающися хоккеем

* достоверность различий (Р<0,05)

 

 



Реагирующая способность оценивалась по времени: 1) про­стой зрительно-моторной реакции; 2) сложной зрительно-моторной реакции (реакции выбора из двух альтернатив).

Рассмотрим более подробно динамику времени простой зри­тельно-моторной реакции (ПЗМР). У испытуемых в возрастном диапа­зоне от 8 до 14 отмечено постепенное улучшение времени реагирова­ния (р<0,05). Наибольшие темпы прироста показателя ПЗМР состави­ли 17% у хоккеистов 8-9 лет. В дальнейшем идет период стабилиза­ции приростов этого вида способности.

У хоккеистов в возрастном пе­риоде от 8 до 11 выявлено значительное улучшение результата тес­тирования времени сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР) (р<0,05). При этом наибольшие темпы прироста изучаемого показателя составил 22,7% в 8-9 лет. У юных хоккеистов 8-14 лет ди­намика изменений сложной зрительно-моторной реакции носит волно­образный характер. Стоит заметить, что у хоккеистов с 13 лет наблю­дается спад темпов прироста.

Таким образом, возрастной период от 8 до 9 лет отмечен ин­тенсивными темпами прироста уровня развития координационных способностей у хоккеистов. Это дает тренерам возможность исполь­зования данного сенситивного периода для направленного развития координационных способностей хоккеистов на начальном этапе тре­нировочного процесса.

2.2. Дифференцированные шкалы оценки, уровня разви­тия различных видов координационных способностей у хоккеи­стов 8-14 лет

Известно, что техническое мастерство - итог многолетних це­ленаправленных тренировок. Координационная подготовленность оказывает большое значение в его формировании. Высшие спортив­ные достижения определяются тем, насколько эффективно удается реализовать потенциальные возможности спортсмена в процессе его технического совершенствования. И на наш взгляд, в этом отношении необходимую помощь могут оказать разработанные шкалы, опреде­ляющие уровень развития координационных способностей.

Регулярно проводимые тестирования позволяют вести на­блюдения за динамикой изменения уровня развития координационных способностей в отдельные периоды многолетнего тренировочного процесса. Анализ этих изменений с учетом индивидуальных особен­ностей спортсмена дает возможность более целенаправленно подби­рать тренировочные средства для развития отстающих КС у юных хок­кеистов.

Таким образом, одним из компонентов совершенствования
тренировочного процесса является коррекция программ и планов по
координационной подготовленности, сущность которой заключается в
целенаправленном распределении тренировочных воздействий, осно­
ванном на индивидуальном сопоставлении значений показателей
уровня координационной подготовленности, полученные в результате у
тестирования, с соответствующими нормативами.

Правильно организованный процесс спортивной тренировки невозможен без систематического контроля, за состоянием уровня ЧУ развития физической подготовленности, в том числе и КС. Следова­тельно, контроль является одним из средств получения необходимой информации, которую используют как основу для управления дости­жениями спортсмена.

Бурный рост спортивных результатов свидетельствует о по­стоянном совершенствовании тренировочного процесса. Но дальнейший прогресс в построении тренировочных занятий связан не столько
с механическим увеличением выполняемой работы, сколько с уточне­нием средств и методов тренировки, определением их наиболее це­лесообразного сочетания, рационализации самого тренировочного процесса на основе технических средств контроля за состоянием спортсмена и уточнением средств педагогического контроля, в том числе тестов, используемых для измерения и оценки координацион­
ной подготовленности спортсменов.

По мнению П.Благуша (1975), двигательные тесты представ­ляют собой эмпирически наблюдаемые индикаторы, которые нeпoсредственно или косвенно измеряют двигательные способности спортсменов.

Следовательно, чтобы объективно наблюдать уровень их развития проводят тестирования, результаты которых имеют цифро­вую форму записи. Однако это не решает проблемы, так как показан­ные спортсменами результаты в тестах:

- во-первых, выражаются в разных единицах измерения (кол-во раз, сек, см и т.д.);

- во-вторых, сами по себе не указывают насколько удовлетворитель­но состояние спортсмена (например, прыжок в длину на 170 см, можно оценивать

по разному, в зависимости от того, кто его выпол­няет) (В.М.Зациорский, 1970).

Следовательно, возникает необходимость в выражении пока­занных результатов в одних и тех же единицах измерения.

На практике, чаще всего, показанный спортивный результат, выраженный в объективных мерах (кг, см, с и т.п.) преобразуют в ус­ловные очки. Данная процедура осуществляется с помощью шкалы оценок, которая может быть задана в виде математического выраже­ния (формулы), таблицы, графика.

Конечным этапом тестирования всегда является оценка ком­плекса тестов. Эту оценку можно проводить двумя основными спосо­бами:

- оценивается каждый отдельно взятый тест;

- выводится итоговая оценка по всему комплексу.

В первом случае итоговая оценка всего комплекса не выво­дится, а в процессе последующего анализа используются оценки, по­лученные за каждый отдельно взятый тест. Анализ заключается в сравнении показанных спортсменом результатов с модельными ха­рактеристиками, принятыми для данного возраста.

При выведении оценки по всему комплексу тестов имеется два варианта.

1. Суммируют оценки, выраженные в баллах, полученные по от­дельным тестам, входящим в комплекс.

2. Результат теста, выраженный в баллах, умножают на коэффи­циент веса, различного для каждого теста, и только потом суммируют полученные результаты.

По нашему мнению, для оценивания батареи тестов, используе­мой для определения уровня координационной подготовленности, наиболее оптимальным является первый вариант.

Известно, что оценивание результатов, показанных спортсменами в тестах, происходит в два этапа. На первом, показанные спортивные результаты превращают на основе шкалы оценок в баллы. На втором, после сравнения набранных очков с заранее установленными нормами, определяют итоговую оценку, которая характеризует уро­вень подготовленности спортсмена (В.М.Зациорский, 1982; М.А.Годик, 1988).

Схематично процесс выведения общей оценки комплекса тестов можно представить в виде схемы.

Шкалы оценок, представленные графическим способом, дают возможность определять оценки в интервале известных максималь­ных и минимальных значений, для которых она строилась.

Рассматривая литературные источники (МАГодик, 1982; С.В.Жданов, 1989; И.Т.Лысаковский, 1995; Е.Ю.Розин 1997), можно от­метить, что у авторов нет единого критерия в определении нормати­вов тестируемых показателей.

На наш взгляд, более приемлемое определение тестируемых по­казателей предлагает В.М.Зациорский (1982), значение X ± 0,5а при­нимать за среднею норму, ниже и выше средней результаты находя­щиеся в диапазоне значений X ± а, низкими и высокими результатами будут считаться результаты, находящиеся в пределах от а до 2а. Все результаты лежащие за границами 2а являются очень низкими или очень высокими.

На основании данных исследований о возрастных особенностях развития координационных способностей у юных хоккеистов были разработаны шкалы дифференцированной оценки уровня развития различных видов координационных проявлений по 14 тестам (прило­жение 1). Шкалы содержат словесную и бальную оценку всех иссле­дуемых показателей, и включают в себя следующие варианты: 1 балл - низкий уровень развития, 2 балла - ниже среднего уровня, 3 балла -средний уровень, 4 балла - выше среднего уровня, 5 баллов - высо­кий уровень развития. Шкалы содержат нормативные оценки на каж­дый возраст, в промежутке от 8 до 14 лет.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.