ХОХРЯКОВ ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ МИНИСТЕРСТВО ПО СПОРТУ, ТУРИЗМУ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ФИЛИАЛ «ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА и ТУРИЗМА» ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СПОРТИВНЫХ ИГР СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: «Физическая культура и спорт» СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: теория и методика футбола Группа: 53 ХОХРЯКОВ ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ С УЧЕТОМ ТИПА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ (Выпускная квалификационная работа) Допущено к защите в ГАК: зав. каф. теории и методики спортивных игр д.б.н., доцент_____________ Ю.П. Денисенко «_____»_______________2012 г. Научный руководитель: Ю.П. Денисенко НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ - 2012 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 5 ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 6 1.1. Понятие о координационных способностях, классификация, сенситивные периоды 6 1.1.1. Физиологические механизмы формирования и обеспечения координационных способностей 19 1.2 Анатомо-физиологические особенности мальчиков 8-9 лет 27 1.3 Особенности развития детей с различным типом телосложения 30 1.4. Специфика координационных способностей при занятиях хоккеем 34 ГЛАВА 2. ВОЗРАСТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ХОККЕИСТОВ 42 2.1. Возрастная динамика развития некоторых видов координационных способностей хоккеистов 8-14 лет 42 2.2. Дифференцированные шкалы оценки уровня развития, различных видов координационных способностей у хоккеистов 8-14 лет 50 2.3 Изучение уровня развития координационных способностей у юных хоккеистов 8-9 лет с учетом типа телосложения 54 ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ 8-9 ЛЕТ С УЧЕТОМ ТИПА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ 57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62 ВВЫВОДЫ 63 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 65 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66 ПРИЛОЖЕНИЯ 70 ВВЕДЕНИЕ Актуальность.Достижение высоких спортивных результатов в условиях возрастающей конкуренции требует постоянного совершенствования технического мастерства спортсменов. Одним из наиболее перспективных направлений технической подготовки высококвалифицированных спортсменов является совершенствование координационных способностей (КС). Техническая подготовка осуществляется за счет скоростно-силовых характеристик, совершенствования координации движений и повышения устойчивости технических действий к различным сбивающим факторам (Антропова М.В., 1967). Большинство этих аспектов, за исключением совершенствования координационных способностей, получило широкое отражение в современной научной литературе и в практике работы тренеров. Вместе с тем, хоккей с шайбой, как один из сложно-координационных видов спорта, нуждается в создании системы целенаправленного развития различных видов координационных способностей (Алябышев А.П., 1986). Анализ научно-методической литературы и опрос тренеров показал, что проблема формирования, развития и совершенствования координационных способностей в хоккее с шайбой разработана недостаточно. Сведения о возрастных закономерностях и сенситивных периодах развития различных видов координационных способностей у хоккеистов носят несистематизированный характер. В практике работы тренеров по хоккею с шайбой отсутствуют научно обоснованные программы совершенствования координационных способностей с учетом индивидуально типологических особенностей, что приводит к снижению эффекта тренировочного процесса (Аршавский И.А., 1982). Все это послужило основанием для поиска путей целенаправленного дифференцированного подхода к решению задач, связанных с совершенствованием координационных способностей у юных хоккеистов. Объектом исследования выбран тренировочный процесс, направленный на совершенствование базовых координационных способностей детей, занимающихся хоккеем. Предметом исследования стала программа совершенствования базовых координационных способностей юных хоккеистов на начальном этапе подготовки. Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование методики совершенствования координационных способностей юных хоккеистов с учетом типа телосложения на начальном этапе подготовки. Гипотеза исследования. Предположено, что изучение возрастных закономерностей и уровня развития базовых видов координационных способностей у хоккеистов различного типа телосложения, позволит разработать программу совершенствования координационных способностей для юных хоккеистов на начальном этапе подготовки, что повысит техническое мастерство спортсменов и сделает тренировочныйпроцесс более эффективным. В соответствии с поставленной целью на основе анализа специальной литературы были определены следующие задачи: 1. Выявить критерии оценки уровня развития различных видов координационных способностей при отборе и занятиях хоккеем. 2. Изучить возрастную динамику развития КС у детей 8-14 лет, занимающихся хоккеем. 3. Определить уровень развития КС у юных хоккеистов с учетом типа телосложения. 4. Предоставить практические рекомендации тренерам по совершенствованию КС у хоккеистов на начальном этапе подготовки с учетом типа телосложения. 5. Научно-теоретическая значимость исследования заключается в следующем (на основе анализа научно-методической литературы): - выявлены возрастные закономерности развития базовых координационных способностей юных хоккеистов (реагирующей способности, способности к сохранению равновесия, способности к ориентации в пространстве, кинестетической способности.); - определены периоды, наиболее благоприятные для совершенствования базовых координационных способностей; - теоретически обоснована программа совершенствования координационных способностей у юных хоккеистов на начальном этапе подготовки. Полученный материал существенно дополняет раздел теории и методики тренировочного процесса хоккеистов, в частности, дано теоретическое обоснование программы совершенствования координационных способностей юных хоккеистов с учетом типа телосложения. Практическая значимость заключается в том, что анализ специальной литературы позволяют рекомендовать в практику тренировочного процесса применение комплексной программы тестирования уровня развития координационных способностей, дифференцированной оценки уровня развития разных видов координационных проявлений, а так же программу направленную, на совершенствование координационных способностей хоккеистов с учетом типа телосложения на начальном этапе подготовки. Основные положения, выносимые на защиту 1. Выявлены возрастные закономерности развития базовых видов координационных способностей у юных хоккеистов. Большинство благоприятных периодов для совершенствования различных видов координационных способностей у юных хоккеистов приходится на возраст 8-9 лет. Однако, уровень развития КС у юных хоккеистов с различным типом телосложения неодинаков. 2. Разделение хоккеистов одного хронологического возраста на морфо- логические группы может служить основой групповой индивидуализации при совершенствовании координационных способностей на начальном этапе; подготовки. 3. Дифференцированный подход в благоприятный возрастной период посредством воздействия программы совершенствования координационных способностей с учетом типов телосложений на начальном этапе подготовки повышает уровень развития базовых, специфических координационных проявлений и отдельных показателей двигательныхкачеств (сила, быстрота) у юных хоккеистов 8-9 лет, что делает тренировочный процесс более эффективным. Методы исследования.Анализ специальной научно-методической литературы. Структура и объем работы.Выпускная квалификационная работа изложена на 66 страницах, состоит из ведения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, приложений, включает в себя 4 рисунка, 5 таблиц, 59 литературных источника. ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 1.1. Понятие о координационных способностях, классификация, сенситивные периоды Анализ научно-методической литературы показал, что до настоящего времени не существует общепризнанного мнения по точному определению координационных способностей. Понятие координации, подобно многим другим научным понятиям, возникло отрицательным путем - через наблюдение дискоординации. И, как все понятия, возникшие отрицательным путем, оно все время страдало отсутствием точного определения. Существует множество определений координации, характеризующих три основных вида: нервную, мышечную и двигательную. По мнению группы авторов (В.С.Фарфель, 1959; Н.А.Фомин, Ю.Н.Вавилов, 1991 и др.), под нервной координацией следует понимать сочетание нервных процессов, приводящих к решению двигательной задачи. Под мышечной координацией - согласованное напряжение и расслабление мышц, в результате чего становятся возможным движение. Под двигательной координацией - согласованное сочетание движений отдельных звеньев тела в пространстве и во времени, соответствующие двигательной задаче, текущей ситуации и функциональному состоянию организма. Понимая условность такого разделения, авторы А.М.Пидоря, М.А.Годик, А.И.Воронов, (1992) рассматривают координационные способности как разновидность физических способностей, в основе функционирования которых лежат психофизиологические механизмы, обеспечивающие взаимодействие анализаторов ЦНС и нервно-мышечного аппарата. В.И.Лях (1983) подразумевает под КС способность оптимально регулировать двигательные действия, точно, быстро, рационально решать двигательные задачи, осуществлять дозированные движения в условиях дефицита времени. Аналогичного мнения придерживается ряд авторов (Р.И.Городничев, 1991; А.С.Жуков, 1968 и др.). По мнению Л.П.Матвеева (1976), КС - это: во-первых, способность целесообразно координировать движения (согласовывать, соподчинять, организовывать в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий; во - вторых способность перестраивать координацию движений при необходимости изменить параметры освоенного действия или переключить на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий. В.П.Назаров (1962) считает, что координация движений - это согласованние их по времени, в пространстве и по усилиям как результат приспособления организма к окружающей среде. По мнению Ю.В.Верхошанского (1988), координация - это способность к упорядочению внутренних и внешних сил, возникающих при решении двигательной задачи для достижения требуемого рабочего эффекта при полноценном использовании моторного потенциала человека. Н.А.Бернштейн (1991) определил КС как: «...координация движе-ний есть преодоление избыточных степенбркдвижущегося органа за счет целесообразной организации активных и реактивных сил». По мнению немецких авторов (D.BIume, 1978), КС - это способности к точной дифференцировке различных параметров движений (пространственных, временных и силовых), способности правильного ритма, техники выполняемого двигательного действия, быстрое реагирование на внезапно изменяющиеся условия внешней среды, способности к целенаправленному и быстрому решению двигательных задач на очень малой опорной площади или в положении неустойчивого равновесия, а так же способности к определению и целенаправленному изменению положения тела в пространстве в определенной двигательной деятельности. Следует отметить, что некоторые авторы (И.П.Иванова, Г.С.Жигалин, 1966; В.Н.Платонов, М.М.Булатова, 1992 и др.) отождествляют КС с координацией движений, хотя последнее является лишь ее предпосылками. КС тесно связаны с двигательным навыком, определяя скорость прочность его усвоения (G.Shenebel, 1973). Но в отличие от двигательного навыка, который основывается на определенной технике движения, КС имеет более обобщенный характер. То есть является координационными предпосылками для определенных групп моторных задач, требующих различной техники. Для проявления КС и формирования спортивных навыков очень важны функциональное состояние и ^естественно, работоспособность сенсомоторной системы (органов мышления, нервной, анализаторной и мышечной систем). Таким образом, КС - это относительно закрепленные более или менее генерализованные (обобщенные) специфические особенности протекания психомоторных процессов, которые, в определенной степени, способствуют осуществлению конкретной спортивной деятельности. Разнообразие вариантов понятия "координация" и "координационные способности" объясняется тем, что КС человека представляют собой очень сложное образование. С одной стороны, они могут быть отнесены к процессу воспитания физических качеств. С другой стороны, КС тесно вплетены в процесс управления двигательными действиями (Н.А.Бернштейн, 1966; Э.С.Вильчковский, 1983; В.И.Лях, 1989; А.К.Москатова, 1989, И.И.Сулейманов, 1986; В.П.Филин, 1980 и др.). В понятийном словаре по теории и методике физической культуры и спорта дано следующее определение КС- это вид физических способностей, базирующихся на психофизических и морфологических особенностях организма и содействующих сложному выполнению двигательных действий (Б.В.Евстафьев, 1990). Большинство исследователей считает, что ловкость - это высшее проявление КС (Н.А.Бернштейн, 1991; Л.П.Матвеев, 1976; В.Я.Меньшиков, 1966 и др.). В хоккее понятие " координация движений " обычно отождествляется с ловкостью, несмотря на то, что сущность их различна. По всей видимости, последнее связано с тем, что психофизическое качество ловкость так же, как координационные способности, не имеет достаточно четкого определения. Ряд авторов (М.И.Семенов, 1966; Н.Г.Озолин, 1966; Б.И.Бутенко, 1962 и др.) понимают ловкость, как способность человека к координированной деятельности, тем самым в определенной мере отождествляя ее с координацией движений. С.А.Дешле (1982), Л.П.Матвеев (1976), рассматривают ловкость как совокупность КС. Определение ловкости, как способности овладевать новыми движениями в соответствии с требованиями изменяющейся обстановки дают (А.А.Тер-Ованесян, 1978; В.М.Зациорский 1970 и др.). А.Ю.Букатин (1983) рассматривает ловкость как качество или способность, которая определяет отношение нашей нервной системы к навыкам. От степени двигательной ловкости зависит насколько быстро и успешно сможет сформироваться у человека тот или иной двигательный навык, и насколько высокого совершенства он сумеет достигнуть. И обучаемость, и ловкость, несомненно, представляют собой упражняемые качества, но как та, так и другая стоят над всеми навыками, подчиняя их себе и определенные существенные свойства. Е.П.Ильин (1982) под ловкостью понимает " ... возможность человека быстро (но своевременно!) совершать точное движение и двигательные действия". Таким образом, он пришел к выводу о том, что " ... ловкость частная характеристика координированности, а не координированность входит в ловкость...". Аналогичной точки зрения придерживается В.И.Лях (1983) " ... не всякую КС можно рассматривать, как проявление ловкости, в то же время ловкость - это всегда однаили несколько КС, представленных в двигательных действиях совокупностью своих свойств." Мы согласны и с мнением данного автора о том, что КС, в том числе и ловкость, являются не физическими, а психомоторными качествами. Наиболее широкое понятие о ловкости дает П.Хиртц (1982), характеризуя ее, как комплексное двигательное свойство занимающегося спортом человека, которое представляет собой результат высокоразвитых координационных возможностей в ЦНС. Он считает, что ловкость дает возможность на основе имеющегося запаса движений выполнять сложные двигательные координации, быстро и целесообразно переключать их в соответствии с изменяющейся ситуацией. А.И.Бобкин, С.И.Сергина (1973) тесно связывают ловкость с совершенствованием координации движений, быстрым выполнением технических приемов в различных игровых условиях, в способности игрока связывать, комбинировать уже освоенные двигательные структуры. Более целенаправленно и согласованно разрабатывается проблема двигательной координации учеными Германии (П.Хиртц, Г.Людвиг, 1981 и др.) Ценной представляется мысль Д.Блуме (1978) о том, что КС является комплексом предпосылок двигательной деятельности, а ловкость - психомоторный навык, как автоматизированный элемент действия. Такой точки зрения придерживается К.Мекота (1981) и Г.Шнобель (1973) и др. Среди специалистов Германии утвердилось мнение о сущности координационных проявлений, как сложных психомоторных способностях, являющихся, одним из ведущих регуляторов процесса управления двигательными действиями человека. Таким образом, ловкость - это сложная психомоторная способность человека, которая проявляется при выполнении сложных по координации движений, быстрому овладению ими, изменением действий в зависимости от складывающейся двигательной ситуации. Ловкость - есть способность справиться с возникшей двигательной задачей - правильно, быстро, рационально, находчиво - в этом определении заключаются самые отличительные признаки ловкости (Н.А.Бернштейн, 1991). В своей работе Н.А.Бернштейн (1991) отмечет, что понятие КС более широкое, чем понятие ловкость. Развитие КС позволяет организму человека более экономично расходовать энергетические ресурсы за счет точной дозировки движений во времени, пространстве, по степени напряжения и расслабления мышц. До настоящего времени отсутствует единая классификация КС, которая была бы общепризнанной в теории и практик^ физической культуры. В.И. Лях (1987), отмечает, что первые обобщенные попытки установления комплекса координационных способностей с помощью факторного анализа, основанного на выявлении взаимосвязи между различными координационными показателями взятыми на эмпирическом уровне, описаны в трудах известного американского исследователя Н.Таппен (1950). Д.Блуме (1978), используя индуктивный подход, также занимался проблемой КС и обосновал представление о 7 КС (способность к ориентированию, к связи или соединению, дифференцированию, к равновесию, ритму, реакции и перестройке). Применительно к школьному возрасту, группа авторов (В.И.Лях, 1983; Н.А.Фомин, 1991; Д.Д.Донской, 1968и др.) предлагает выделять следующие способности к координации: способность к равновесии*, ориентировке в пространстве, воспроизведению ритма, реакциям и дифференцированию. Под способностью к дифференцированию специалисты понимают координацию к точной дифференцировке силовых, временных и пространственных параметров движения. Способность к дифференцировке может проявляться практически во всех специфических упражнениях и может быть рассмотрена только в комплексном единстве. Способность к реакциям представляется как КС, проявляемая в быстром реагировании на определенное задание, которое так же может проявляться практически во многих специфических упражнениях и может быть одним из факторов двигательного проявления. Способность к ритму есть КС к ритмизации двигательных действий в рамках заданного ритма, адресованного большей частью к слуховому анализатору. Другими словами - это способность к выработке правильно ритма выполняемого двигательного действия. Способность к равновесию - это КС к целенаправленному и быстрому решению двигательных задач на очень малой опорной площадке или в положении очень неустойчивого равновесия. Способность к ориентировке понимается авторами как КС к определению и изменению положения тела в пространственно-временном поле. В свою очередь, А.А.Гужаловский (1976) делит КС на общие и специальные, проявляемые в определенных двигательных упражнениях. Аналогичного мнения придерживается В.И.Лях (1983), который признает также наличие специфичных и актуальных КС. В работах К.Мекота (1984) установлено наличие и общих, и специальных факторов, характеризующих качество управления различными видами двигательных координации. На наш взгляд, придерживаясь общих классификационных структур, несомненно, можно углубить знания, отражающие специфические двигательные, координационные проявления, изучая из взаимосвязи с морфотипологическими особенностями, уровнем биологической зрелости, с особенностями критических или сенситивных периодов. Периоды, в рамках которых на основе естественных закономерностей развития обеспечиваются наиболее значительные темпы прогресса определенных способностей индивидуума, складываются благоприятные предпосылки формирования умений, навыков, усвоения информации, называются сенситивными (В.К.Бальесевич, 1981; И.И.Сулейманов 1986 и др.). Исследования онтогенеза в этом аспекте, привели к выявлению ряда возрастных периодов развития и особенностей морфофункцио-нальных изменений организма в пределах различных периодов. Известно, что различные органы и системы организма формируются, созревают, развиваются на протяжении жизни не вполне синхронно и неравномерно. В изученной нами литературе не выявлено единого мнения относительно сенситивного периода развития КС. Некоторые исследователи считают, что КС развиваются еще в дошкольном возрасте (В.И.Глейзеров, 1983; А.П.Кравчук, 1980; Л.Т.Майорова, 1988 и др.). Другие отмечают, что младший школьный возраст характеризуется высокими темпами развития КС. Этому способствует пластичность ЦНС, интенсивное совершенствование двигательного анализатора (А.И.Васютина, 1963; Л.М.Волков, 1983 и др.). Существует мнение, что базовые двигательные навыки развиваются в первые 5 лет жизни. Они составляют около 30% общего фонда движений взрослого человека, а к 12 годам - уже 90%. Так, способность к овладению незнакомыми, новыми формами движений более всего поддается совершенствованию в предпубертанный период, но в 13-14 лет нередко понижается точность движений (Ю.Б.Филиппович, 1980). Интересным является то обстоятельство, что мышечная чувствительность и способность к овладению двигательными навыками развивается с возрастом не параллельно: в 6-9 лет уровень кинестезии еще невысок, а восприимчивость к новым формам движения чрезвычайно велика, в то же время уровень мышечной чувствительности, сохраняется дольше, чем способность к усвоению новых движений. Наиболее благоприятным периодом для развития дифференцировочной способности является возраст 6-10 лет, особенно 9-10 лет. Следующий благоприятный период развития дифференцировочной способности наступит лишь в возрасте 15-16 лет. В возрасте 9 - 10 лет создается благоприятные предпосылки для развития реагирующей и ритмической способности, а так же для способности к равновесию (П.Хиртц 1979; Д.Блуме, 1978). В.П.Назаров (1962) выделяет высокий темп развития точности воспроизведения движений у детей в период с 7 -12 лет. Анализ разнонаправленных движений конечностей в возрасте 7-8 лет показал, что наибольшей точностью характеризуются движения правой руки, ориентированные вправо и влево. Наименее точны движения, направленные вверх. Способность к запоминанию движений растет быстрее с7до11 -12 лет, а затем с 13 лет замедляется. Так, А.А.Гужаловский (1979) отмечает, что именно в возрасте с 7 - 8 лет следует ожидать наибольший эффект накопления координационного опыта при спортивном занятии. По мнению В.Г.Арефьева (1978), КС развиваются интенсивно до 9 лет, в 9 -15 стабилизируются, а с 15 лет понижаются. В исследованиях Г.А.Василькова (1993) показано, что наиболее интенсивно координация движений развивается в 7 - 11 лет, а в среднем школьном возрасте значительно снижается. По мнению А.И.Козлова (1964), наибольшие сдвиги в развитии координации движений наблюдаются в возрасте 7-13 лет. Данные А.С.Жукова (1968) показывают, что развивать координацию движений необходимо с 10 -13 лет. В других исследованиях отмечается, что наиболее интенсивный рост координации движений проявляются к 12 - 13 годам и достигает наивысшего уровня к 13 - 14 годам (В.П. Назаров, 1962; А.И.Козлов, 1964). Немецкие специалисты (Д.Блуме, 1978; П.Хиртц, 1979; А.Парино, 1964 и др.), опираясь на широкий экспериментальный материал, выделяют следующие сенситивные периоды развития различных видов КС: дифференцировочной от 6 до 10 лет, ритмической и реагирующей от 9 до 10 лет, способности к равновесию от 10 до 12 лет. В работах Л.А.Суянгуловой (1996) выявлены наиболее благоприятные периоды совершенствования КС рук. реагирующей и тактильно-кинестической способностей от 7 до 10 лет; способности выполнять максимальное количество движений кистью руки от 7 до 10 лет; способности к точному воспроизведению усилия для мальчиков и девочек от 7 до 10 лет. По данным ряда авторов, возраст от 7 до 10 лет - это один из главных периодов становления произвольной двигательной функции, а так же для развития и совершенствования КС (А.Г.Гандельсман, 1970; О.Н.Васильев, 1980 и др.). К 7 годам значительно улучшается анализ тактильно-кинетических сигналов, усиливается концентрация нервных процессов, повышается проприоцептивная чувствительность и уже достигает такого уровня развития, при котором можно разучивать механически сложные движения (В.П.Назаров, 1962; А.А.Тер-Ованесян, 1978; Н.Б.Стамбулова, 1988 и др.). Л.А.Фомин, Ю.Н.Вавилов (1991) считают, что возраст от 7 до 8 лет характеризуется высокими темпами развития ловкости и координации движений. Этому способствует пластичность ЦНС, интенсивное совершенствование двигательного анализатора, выражающиеся, в частности, в улучшении пространственно - временных характеристик движения. Н.Б.Стамбулова (1978) сенситивным периодом в развитии координационных движений считает возраст 8-9 лет. По данным В.П.Назарова (1962), А.И.Козлова (1964) КС человека достигает высокого уровня развития к 13 -14 годам, т.к. двигательный анализатор развивается к 12 -13 годам, а от развития двигательного анализатора зависит возможность управлять своим телом и выполнять различные по координационной сложности движения. В.П.Филин (1980) отмечает, что точность движений, пространственно- временная координация у мальчиков интенсивно развивается до 14 лет. По мнению А. С. Солодкова, Е. Б. Сологуб (2001), скачкообразные моменты развития организма, отдельных его органов и тканей называются критическими. Они жестко контролируются генетически. С ними частично совпадают сенситивные периоды (периоды особой чувствительности), которые возникают на их базе и менее всего контролируются генетически, т. е. являются особенно восприимчивыми к влияниям внешней среды, в том числе педагогическим и тренерским. Тренировочные воздействия в сенситивные периоды наиболее эффективны, качества развиваются наиболее интенсивно, и для тренера упустить данную возможность будет непоправимой ошибкой. Как видно из таблицы 1, наиболее благоприятные периоды для развития координационных способностей (по Д. Хиртцу) приходятся на возраст 8 - 10 лет. Исключение составляют способности к управлению продолжительностью мышечных усилий и способности к дифференцированию пространственных и временных характеристик движений. Данные способности следует развивать несколько ранее - в 6-8 лет. Сенситивным периодом для совершенствования способности к ориентации в пространстве является возраст 10-14 лет. Таблица 1 Сенситивные периоды в развитии КС удетей (по Д. Хиртцу) Координационные способности | | | | Возраст | | | | | | | | | | | | К управлению продолжительностью мыш. усилий | + | + | + | | | | | | | | К диффенцированию простр. и врем. характеристик | + | + | | + | + | | | | | | К дифференцированию временных реакций на слух, и зрит, сигналы | | | + | + | + | + | | | | | К ритму | | | + | + | + | | | | | | К ориентации в пространстве | | | | | + | + | + | + | + | | К равновесию | | | | | + | + | | | | | Таблица 2 |