МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ХОХРЯКОВ ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ





МИНИСТЕРСТВО ПО СПОРТУ, ТУРИЗМУ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ФИЛИАЛ

«ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА и ТУРИЗМА»

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СПОРТИВНЫХ ИГР

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: «Физическая культура и спорт»

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: теория и методика футбола

Группа: 53

 

ХОХРЯКОВ ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ С УЧЕТОМ ТИПА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ

НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ

(Выпускная квалификационная работа)

 

Допущено к защите в ГАК:

зав. каф. теории и методики

спортивных игр

 

д.б.н., доцент_____________ Ю.П. Денисенко

«_____»_______________2012 г.

Научный руководитель: Ю.П. Денисенко

 

НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ - 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 6

1.1. Понятие о координационных способностях, классификация,

сенситивные периоды 6

1.1.1. Физиологические механизмы формирования и обеспечения

координационных способностей 19

1.2 Анатомо-физиологические особенности мальчиков 8-9 лет 27

1.3 Особенности развития детей с различным типом телосложения 30

1.4. Специфика координационных способностей при занятиях хоккеем 34

ГЛАВА 2. ВОЗРАСТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ХОККЕИСТОВ 42

 

2.1. Возрастная динамика развития некоторых видов координационных способностей хоккеистов 8-14 лет 42

2.2. Дифференцированные шкалы оценки уровня развития, различных видов координационных способностей у хоккеистов 8-14 лет 50

2.3 Изучение уровня развития координационных способностей

у юных хоккеистов 8-9 лет с учетом типа телосложения 54

ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ 8-9 ЛЕТ С УЧЕТОМ ТИПА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ 57

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
ВВЫВОДЫ 63
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66

ПРИЛОЖЕНИЯ 70

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.Достижение высоких спортивных результатов в условиях возрастающей конкуренции требует постоянного совер­шенствования технического мастерства спортсменов. Одним из наи­более перспективных направлений технической подготовки высоко­квалифицированных спортсменов является совершенствование коор­динационных способностей (КС).

Техническая подготовка осуществляется за счет скоростно-силовых характеристик, совершенствования координации движений и повышения устойчивости технических действий к различным сбиваю­щим факторам (Антропова М.В., 1967). Большинство этих аспектов, за исключением совер­шенствования координационных способностей, получило широкое от­ражение в современной научной литературе и в практике работы тре­неров. Вместе с тем, хоккей с шайбой, как один из сложно-координационных видов спорта, нуждается в создании системы целе­направленного развития различных видов координационных способ­ностей (Алябышев А.П., 1986).

Анализ научно-методической литературы и опрос тренеров показал, что проблема формирования, развития и совершенствования координационных способностей в хоккее с шайбой разработана не­достаточно.



Сведения о возрастных закономерностях и сенситивных пе­риодах развития различных видов координационных способностей у хоккеистов носят несистематизированный характер. В практике рабо­ты тренеров по хоккею с шайбой отсутствуют научно обоснованные программы совершенствования координационных способностей с уче­том индивидуально типологических особенностей, что приводит к снижению эффекта тренировочного процесса (Аршавский И.А., 1982).

Все это послужило основанием для поиска путей целена­правленного дифференцированного подхода к решению задач, свя­занных с совершенствованием координационных способностей у юных хоккеистов.

Объектом исследования выбран тренировочный процесс, на­правленный на совершенствование базовых координационных спо­собностей детей, занимающихся хоккеем.

Предметом исследования стала программа совершенствования ба­зовых координационных способностей юных хоккеистов на начальном этапе подготовки.

Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование методики совершенствования координационных способ­ностей юных хоккеистов с учетом типа телосложения на на­чальном этапе подготовки.

Гипотеза исследования. Предположено, что изучение возрас­тных закономерностей и уровня развития базовых видов координаци­онных способностей у хоккеистов различного типа телосложения, по­зволит разработать программу совершенствования координационных способностей для юных хоккеистов на начальном этапе подготовки, что повысит техническое мастерство спортсменов и сделает трениро­вочныйпроцесс более эффективным.

В соответствии с поставленной целью на основе анализа специальной литературы были определены следующие задачи:

1. Выявить критерии оценки уровня развития различных видов координационных способностей при отборе и занятиях хоккеем.

2. Изучить возрастную динамику развития КС у детей 8-14 лет, занимающихся хоккеем.

3. Определить уровень развития КС у юных хоккеистов с учетом типа телосложения.

4. Предоставить практические рекомендации тренерам по со­вершенствованию КС у хоккеистов на начальном этапе подготовки с
учетом типа телосложения.

5. Научно-теоретическая значимость исследования заключается в следующем (на основе анализа научно-методической литературы):

- выявлены возрастные закономерности развития базовых коорди­национных способностей юных хоккеистов (реагирующей способно­сти, способности к сохранению равновесия, способности к ориента­ции в пространстве, кинестетической способности.);

 

- определены периоды, наиболее благоприятные для совершенствования базо­вых координационных способностей;

- теоретически обоснована программа совер­шенствования координационных способностей у юных хоккеистов на начальном этапе подготовки.

Полученный материал существенно дополняет раздел теории и мето­дики тренировочного процесса хоккеистов, в частности, дано теорети­ческое обоснование программы совершенствования координационных способностей юных хоккеистов с учетом типа телосложения.

Практическая значимость заключается в том, что анализ специальной литературы позволяют рекомендовать в практику тренировочного процесса применение комплексной программы тести­рования уровня развития координационных способностей, дифференцированной оценки уровня развития разных видов коорди­национных проявлений, а так же программу направленную, на совер­шенствование координационных способностей хоккеистов с учетом типа телосложения на начальном этапе подготовки.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Выявлены возрастные закономерности развития базовых видов ко­ординационных способностей у юных хоккеистов. Большинство благо­приятных периодов для совершенствования различных видов коорди­национных способностей у юных хоккеистов приходится на возраст 8-9 лет. Однако, уровень развития КС у юных хоккеистов с различным типом телосложения неодинаков.

2. Разделение хоккеистов одного хронологического возраста на морфо- логические группы может служить основой групповой индивидуализации при совершенствовании координационных способностей на начальном этапе; подготовки.

3. Дифференцированный подход в благоприятный возрастной период посредством воздействия программы совершенствования координа­ционных способностей с учетом типов телосложений на начальном этапе подготовки повышает уровень развития базовых, специфических координационных проявлений и отдельных показателей двига­тельныхкачеств (сила, быстрота) у юных хоккеистов 8-9 лет, что де­лает тренировочный процесс более эффективным.

Методы исследования.Анализ специальной научно-методической литературы.

Структура и объем работы.Выпускная квалификационная работа изложена на 66 страницах, состоит из ведения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, приложений, включает в себя 4 рисунка, 5 таблиц, 59 литературных источника.


ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕН­СТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

1.1. Понятие о координационных способностях, классифи­кация, сенситивные периоды

Анализ научно-методической литературы показал, что до на­стоящего времени не существует общепризнанного мнения по точно­му определению координационных способностей.

Понятие координации, подобно многим другим научным поняти­ям, возникло отрицательным путем - через наблюдение дискоординации. И, как все понятия, возникшие отрицательным путем, оно все время страдало отсутствием точного определения. Существует мно­жество определений координации, характеризующих три основных вида: нервную, мышечную и двигательную.

По мнению группы авторов (В.С.Фарфель, 1959; Н.А.Фомин, Ю.Н.Вавилов, 1991 и др.), под нервной координацией следует пони­мать сочетание нервных процессов, приводящих к решению двига­тельной задачи. Под мышечной координацией - согласованное напря­жение и расслабление мышц, в результате чего становятся возмож­ным движение. Под двигательной координацией - согласованное со­четание движений отдельных звеньев тела в пространстве и во вре­мени, соответствующие двигательной задаче, текущей ситуации и функциональному состоянию организма.

Понимая условность такого разделения, авторы А.М.Пидоря, М.А.Годик, А.И.Воронов, (1992) рассматривают координационные спо­собности как разновидность физических способностей, в основе функ­ционирования которых лежат психофизиологические механизмы, обеспечивающие взаимодействие анализаторов ЦНС и нервно-мышечного аппарата.

В.И.Лях (1983) подразумевает под КС способность оптимально регулировать двигательные действия, точно, быстро, рационально решать двигательные задачи, осуществлять дозированные движения в условиях дефицита времени. Аналогичного мнения придерживается ряд авторов (Р.И.Городничев, 1991; А.С.Жуков, 1968 и др.).

По мнению Л.П.Матвеева (1976), КС - это: во-первых, способ­ность целесообразно координировать движения (согласовывать, со­подчинять, организовывать в единое целое) при построении и воспро­изведении новых двигательных действий; во - вторых способность пе­рестраивать координацию движений при необходимости изменить па­раметры освоенного действия или переключить на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий. В.П.Назаров (1962) считает, что координация движений - это согласованние их по времени, в пространстве и по усилиям как результат приспособления организма к окружающей среде.

По мнению Ю.В.Верхошанского (1988), координация - это спо­собность к упорядочению внутренних и внешних сил, возникающих при решении двигательной задачи для достижения требуемого рабо­чего эффекта при полноценном использовании моторного потенциала человека.

Н.А.Бернштейн (1991) определил КС как: «...координация движе-ний есть преодоление избыточных степенбркдвижущегося органа за счет целесообразной организации активных и реактивных сил».

По мнению немецких авторов (D.BIume, 1978), КС - это способности к точной дифференцировке различных параметров движений (пространствен­ных, временных и силовых), способности правильного ритма, техники выполняемого двигательного действия, быстрое реагирование на вне­запно изменяющиеся условия внешней среды, способности к целена­правленному и быстрому решению двигательных задач на очень ма­лой опорной площади или в положении неустойчивого равновесия, а так же способности к определению и целенаправленному изменению положения тела в пространстве в определенной двигательной дея­тельности.

Следует отметить, что некоторые авторы (И.П.Иванова, Г.С.Жигалин, 1966; В.Н.Платонов, М.М.Булатова, 1992 и др.) отожде­ствляют КС с координацией движений, хотя последнее является лишь ее предпосылками. КС тесно связаны с двигательным навыком, опре­деляя скорость прочность его усвоения (G.Shenebel, 1973). Но в от­личие от двигательного навыка, который основывается на определен­ной технике движения, КС имеет более обобщенный характер. То есть является координационными предпосылками для определенных групп моторных задач, требующих различной техники.

Для проявления КС и формирования спортивных навыков очень важны функциональное состояние и ^естественно, работоспособность сенсомоторной системы (органов мышления, нервной, анализаторной и мышечной систем).

Таким образом, КС - это относительно закрепленные более или менее генерализованные (обобщенные) специфические особенности протекания психомоторных процессов, которые, в определенной сте­пени, способствуют осуществлению конкретной спортивной деятель­ности.

Разнообразие вариантов понятия "координация" и "координаци­онные способности" объясняется тем, что КС человека представляют собой очень сложное образование. С одной стороны, они могут быть отнесены к процессу воспитания физических качеств. С другой сторо­ны, КС тесно вплетены в процесс управления двигательными дейст­виями (Н.А.Бернштейн, 1966; Э.С.Вильчковский, 1983; В.И.Лях, 1989; А.К.Москатова, 1989, И.И.Сулейманов, 1986; В.П.Филин, 1980 и др.).

В понятийном словаре по теории и методике физической культу­ры и спорта дано следующее определение КС- это вид физических способностей, базирующихся на психофизических и морфологических особенностях организма и содействующих сложному выполнению дви­гательных действий (Б.В.Евстафьев, 1990).

Большинство исследователей считает, что ловкость - это выс­шее проявление КС (Н.А.Бернштейн, 1991; Л.П.Матвеев, 1976; В.Я.Меньшиков, 1966 и др.).

В хоккее понятие " координация движений " обычно отождеств­ляется с ловкостью, несмотря на то, что сущность их различна. По всей видимости, последнее связано с тем, что психофизическое каче­ство ловкость так же, как координационные способности, не имеет достаточно четкого определения.

Ряд авторов (М.И.Семенов, 1966; Н.Г.Озолин, 1966; Б.И.Бутенко, 1962 и др.) понимают ловкость, как способность че­ловека к координированной деятельности, тем самым в определенной мере отождествляя ее с координацией движений. С.А.Дешле (1982), Л.П.Матвеев (1976), рассматривают ловкость как совокупность КС.

Определение ловкости, как способности овладевать новыми движениями в соответствии с требованиями изменяющейся обстанов­ки дают (А.А.Тер-Ованесян, 1978; В.М.Зациорский 1970 и др.).

А.Ю.Букатин (1983) рассматривает ловкость как качество или способность, которая определяет отношение нашей нервной системы к навыкам. От степени двигательной ловкости зависит насколько бы­стро и успешно сможет сформироваться у человека тот или иной дви­гательный навык, и насколько высокого совершенства он сумеет дос­тигнуть. И обучаемость, и ловкость, несомненно, представляют собой упражняемые качества, но как та, так и другая стоят над всеми навы­ками, подчиняя их себе и определенные существенные свойства.

Е.П.Ильин (1982) под ловкостью понимает " ... возможность че­ловека быстро (но своевременно!) совершать точное движение и дви­гательные действия". Таким образом, он пришел к выводу о том, что " ... ловкость частная характеристика координированности, а не координированность входит в ловкость...". Аналогичной точки зрения при­держивается В.И.Лях (1983) " ... не всякую КС можно рассматривать, как проявление ловкости, в то же время ловкость - это всегда однаили несколько КС, представленных в двигательных действиях совокупностью своих свойств." Мы согласны и с мнением данного автора о том, что КС, в том числе и ловкость, являются не физическими, а пси­хомоторными качествами.

Наиболее широкое понятие о ловкости дает П.Хиртц (1982), ха­рактеризуя ее, как комплексное двигательное свойство занимающего­ся спортом человека, которое представляет собой результат высоко­развитых координационных возможностей в ЦНС. Он считает, что ловкость дает возможность на основе имеющегося запаса движений выполнять сложные двигательные координации, быстро и целесооб­разно переключать их в соответствии с изменяющейся ситуацией.

А.И.Бобкин, С.И.Сергина (1973) тесно связывают ловкость с со­вершенствованием координации движений, быстрым выполнением технических приемов в различных игровых условиях, в способности игрока связывать, комбинировать уже освоенные двигательные струк­туры. Более целенаправленно и согласованно разрабатывается про­блема двигательной координации учеными Германии (П.Хиртц, Г.Людвиг, 1981 и др.) Ценной представляется мысль Д.Блуме (1978) о том, что КС является комплексом предпосылок двигательной дея­тельности, а ловкость - психомоторный навык, как автоматизирован­ный элемент действия. Такой точки зрения придерживается К.Мекота (1981) и Г.Шнобель (1973) и др. Среди специалистов Германии ут­вердилось мнение о сущности координационных проявлений, как сложных психомоторных способностях, являющихся, одним из веду­щих регуляторов процесса управления двигательными действиями человека.

Таким образом, ловкость - это сложная психомоторная способ­ность человека, которая проявляется при выполнении сложных по ко­ординации движений, быстрому овладению ими, изменением дейст­вий в зависимости от складывающейся двигательной ситуации. Лов­кость - есть способность справиться с возникшей двигательной зада­чей - правильно, быстро, рационально, находчиво - в этом определе­нии заключаются самые отличительные признаки ловкости (Н.А.Бернштейн, 1991).

В своей работе Н.А.Бернштейн (1991) отмечет, что понятие КС более широкое, чем понятие ловкость.

Развитие КС позволяет организму человека более экономично расходовать энергетические ресурсы за счет точной дозировки дви­жений во времени, пространстве, по степени напряжения и расслаб­ления мышц.

До настоящего времени отсутствует единая классификация КС, которая была бы общепризнанной в теории и практик^ физической культуры.

В.И. Лях (1987), отмечает, что первые обобщенные попытки ус­тановления комплекса координационных способностей с помощью факторного анализа, основанного на выявлении взаимосвязи между различными координационными показателями взятыми на эмпириче­ском уровне, описаны в трудах известного американского исследова­теля Н.Таппен (1950).

Д.Блуме (1978), используя индуктивный подход, также занимался проблемой КС и обосновал представление о 7 КС (способность к ори­ентированию, к связи или соединению, дифференцированию, к равно­весию, ритму, реакции и перестройке).

Применительно к школьному возрасту, группа авторов (В.И.Лях, 1983; Н.А.Фомин, 1991; Д.Д.Донской, 1968и др.) предлагает выделять следующие способности к координации: способность к равновесии*, ориентировке в пространстве, воспроизведению ритма, реакциям и дифференцированию.

Под способностью к дифференцированию специалисты понима­ют координацию к точной дифференцировке силовых, временных и пространственных параметров движения. Способность к дифференцировке может проявляться практически во всех специфических уп­ражнениях и может быть рассмотрена только в комплексном единстве.

Способность к реакциям представляется как КС, проявляемая в быстром реагировании на определенное задание, которое так же мо­жет проявляться практически во многих специфических упражнениях и может быть одним из факторов двигательного проявления.

Способность к ритму есть КС к ритмизации двигательных дейст­вий в рамках заданного ритма, адресованного большей частью к слу­ховому анализатору. Другими словами - это способность к выработке правильно ритма выполняемого двигательного действия.

Способность к равновесию - это КС к целенаправленному и бы­строму решению двигательных задач на очень малой опорной пло­щадке или в положении очень неустойчивого равновесия.

Способность к ориентировке понимается авторами как КС к оп­ределению и изменению положения тела в пространственно-временном поле.

В свою очередь, А.А.Гужаловский (1976) делит КС на общие и специальные, проявляемые в определенных двигательных упражне­ниях. Аналогичного мнения придерживается В.И.Лях (1983), который признает также наличие специфичных и актуальных КС. В работах К.Мекота (1984) установлено наличие и общих, и специальных факто­ров, характеризующих качество управления различными видами дви­гательных координации. На наш взгляд, придерживаясь общих клас­сификационных структур, несомненно, можно углубить знания, отра­жающие специфические двигательные, координационные проявления, изучая из взаимосвязи с морфотипологическими особенностями, уровнем биологической зрелости, с особенностями критических или сенситивных периодов.

Периоды, в рамках которых на основе естественных закономер­ностей развития обеспечиваются наиболее значительные темпы про­гресса определенных способностей индивидуума, складываются бла­гоприятные предпосылки формирования умений, навыков, усвоения информации, называются сенситивными (В.К.Бальесевич, 1981; И.И.Сулейманов 1986 и др.).

Исследования онтогенеза в этом аспекте, привели к выявлению ряда возрастных периодов развития и особенностей морфофункцио-нальных изменений организма в пределах различных периодов. Из­вестно, что различные органы и системы организма формируются, со­зревают, развиваются на протяжении жизни не вполне синхронно и неравномерно. В изученной нами литературе не выявлено единого мнения относительно сенситивного периода развития КС. Некоторые исследователи считают, что КС развиваются еще в дошкольном воз­расте (В.И.Глейзеров, 1983; А.П.Кравчук, 1980; Л.Т.Майорова, 1988 и др.). Другие отмечают, что младший школьный возраст характеризу­ется высокими темпами развития КС. Этому способствует пластич­ность ЦНС, интенсивное совершенствование двигательного анализа­тора (А.И.Васютина, 1963; Л.М.Волков, 1983 и др.).

Существует мнение, что базовые двигательные навыки разви­ваются в первые 5 лет жизни. Они составляют около 30% общего фонда движений взрослого человека, а к 12 годам - уже 90%. Так, спо­собность к овладению незнакомыми, новыми формами движений бо­лее всего поддается совершенствованию в предпубертанный период, но в 13-14 лет нередко понижается точность движений (Ю.Б.Филиппо­вич, 1980).

Интересным является то обстоятельство, что мышечная чувст­вительность и способность к овладению двигательными навыками развивается с возрастом не параллельно: в 6-9 лет уровень кинесте­зии еще невысок, а восприимчивость к новым формам движения чрез­вычайно велика, в то же время уровень мышечной чувствительности, сохраняется дольше, чем способность к усвоению новых движений.

Наиболее благоприятным периодом для развития дифференцировочной способности является возраст 6-10 лет, особенно 9-10 лет. Следующий благоприятный период развития дифференцировочной способности наступит лишь в возрасте 15-16 лет. В возрасте 9 - 10 лет создается благоприятные предпосылки для развития реаги­рующей и ритмической способности, а так же для способности к рав­новесию (П.Хиртц 1979; Д.Блуме, 1978).

В.П.Назаров (1962) выделяет высокий темп развития точности воспроизведения движений у детей в период с 7 -12 лет. Анализ раз­нонаправленных движений конечностей в возрасте 7-8 лет показал, что наибольшей точностью характеризуются движения правой руки, ориентированные вправо и влево. Наименее точны движения, на­правленные вверх. Способность к запоминанию движений растет бы­стрее с7до11 -12 лет, а затем с 13 лет замедляется.

Так, А.А.Гужаловский (1979) отмечает, что именно в возрасте с 7 - 8 лет следует ожидать наибольший эффект накопления координаци­онного опыта при спортивном занятии. По мнению В.Г.Арефьева (1978), КС развиваются интенсивно до 9 лет, в 9 -15 стабилизируются, а с 15 лет понижаются.

В исследованиях Г.А.Василькова (1993) показано, что наиболее интенсивно координация движений развивается в 7 - 11 лет, а в сред­нем школьном возрасте значительно снижается. По мнению А.И.Козлова (1964), наибольшие сдвиги в развитии координации дви­жений наблюдаются в возрасте 7-13 лет.

Данные А.С.Жукова (1968) показывают, что развивать координа­цию движений необходимо с 10 -13 лет.

В других исследованиях отмечается, что наиболее интенсивный рост координации движений проявляются к 12 - 13 годам и достигает наивысшего уровня к 13 - 14 годам (В.П. Назаров, 1962; А.И.Козлов, 1964).

Немецкие специалисты (Д.Блуме, 1978; П.Хиртц, 1979; А.Парино, 1964 и др.), опираясь на широкий экспериментальный материал, вы­деляют следующие сенситивные периоды развития различных видов КС: дифференцировочной от 6 до 10 лет, ритмической и реагирующей от 9 до 10 лет, способности к равновесию от 10 до 12 лет.

В работах Л.А.Суянгуловой (1996) выявлены наиболее благо­приятные периоды совершенствования КС рук. реагирующей и тактильно-кинестической способностей от 7 до 10 лет; способности вы­полнять максимальное количество движений кистью руки от 7 до 10 лет; способности к точному воспроизведению усилия для мальчиков и девочек от 7 до 10 лет.

По данным ряда авторов, возраст от 7 до 10 лет - это один из главных периодов становления произвольной двигательной функции, а так же для развития и совершенствования КС (А.Г.Гандельсман, 1970; О.Н.Васильев, 1980 и др.). К 7 годам значительно улучшается анализ тактильно-кинетических сигналов, усиливается концентрация нервных процессов, повышается проприоцептивная чувствительность и уже достигает такого уровня развития, при котором можно разучи­вать механически сложные движения (В.П.Назаров, 1962; А.А.Тер-Ованесян, 1978; Н.Б.Стамбулова, 1988 и др.).

Л.А.Фомин, Ю.Н.Вавилов (1991) считают, что возраст от 7 до 8 лет характеризуется высокими темпами развития ловкости и коорди­нации движений. Этому способствует пластичность ЦНС, интенсивное совершенствование двигательного анализатора, выражающиеся, в частности, в улучшении пространственно - временных характеристик движения.

Н.Б.Стамбулова (1978) сенситивным периодом в развитии коор­динационных движений считает возраст 8-9 лет.

По данным В.П.Назарова (1962), А.И.Козлова (1964) КС человека достигает высокого уровня развития к 13 -14 годам, т.к. двигательный анализатор развивается к 12 -13 годам, а от развития двигательного анализатора зависит возможность управлять своим телом и выпол­нять различные по координационной сложности движения.

В.П.Филин (1980) отмечает, что точность движений, пространст­венно- временная координация у мальчиков интенсивно развивается до 14 лет.

По мнению А. С. Солодкова, Е. Б. Сологуб (2001), скачкообразные моменты развития организма, отдельных его органов и тканей называ­ются критическими. Они жестко контролируются генетически. С ними частично совпадают сенситивные периоды (периоды особой чувствитель­ности), которые возникают на их базе и менее всего контролируются генетически, т. е. являются особенно восприимчивыми к влияниям внеш­ней среды, в том числе педагогическим и тренерским.

Тренировочные воздействия в сенситивные периоды наиболее эф­фективны, качества развиваются наиболее интенсивно, и для тренера упустить данную возможность будет непоправимой ошибкой.

Как видно из таблицы 1, наиболее благоприятные периоды для развития координационных способностей (по Д. Хиртцу) приходятся на возраст 8 - 10 лет. Исключение составляют способности к управлению продолжительностью мышечных усилий и способности к дифференцированию пространственных и временных характеристик движений. Данные способности следует развивать несколько ранее - в 6-8 лет. Сенситив­ным периодом для совершенствования способности к ориентации в пространстве является возраст 10-14 лет.

Таблица 1

Сенситивные периоды в развитии КС удетей (по Д. Хиртцу)

Координационные способности       Возраст
   
К управлению продолжительностью мыш. усилий + + +              
К диффенцированию простр. и врем. характеристик + +   + +          
К дифференцированию временных реакций на слух, и зрит, сигналы     + + + +        
К ритму     + + +          
К ориентации в пространстве         + + + + +  
К равновесию         + +        

Таблица 2





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.