ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Возрастные особенности воспитания двигательных качеств и навыков у юных спортсменов (по А. Л. Попову, 2001) Двигательные качества | Пол м | | | 9 | | | | | | | | Быстрота движения | | & | & | # | | | | | | | | Скоростно-силовые качества | | & | # | # | | | | # | & | | | Общая выносливость | | | | | & | | & | | & | & | | Выносливость силовая динамическая | | | | | | & | & | | | | | Выносливость скоростно-силовая | | | | | | | | | | | | Гибкость | | | | & | | | | & | | # | | Двигательная координация | | & | & | & | | | | | | | | Быстрота двигательной реакции | | & | & | & | & | # | | | | | | Быстрота одиночного движения | | & | &. | & | & | & | & | & | | | | Темп движений | | & | & | | | | & | | | | | Точная оценка пространства | | # | # | # | # | # | # | | | | | Точность усилий | | | | | | & | & | & | & | & | | Способность к расслаблению | | | | | | # | | | # | | | Мышечная сила | | # | | # | | | | & | # | # | & | Условные обозначения: # - темп прироста качества умеренно высокий, & - темп прироста качества наиболее высокий. Таким образом, анализ литературы показал, что наиболее благоприятным возрастом для совершенствования КС является период роста до полового созревания. В этот период легко образуются и закрепляются различные рефлексы, формируется рисунок движения. В младшем школьном возрасте дети обладают способностью сравнительно быстро адаптироваться к неожиданно возникшим двигательным ситуациям, требующим быстрого решения для выполнения движения. По мнению ряда авторов, это обусловлено тем, что высшая нервная деятельность к этому возрасту достигает достаточно высокой степени развития (Н.А.Бернштейн, 1966; И.А.Аршавский, 1967; Е.П.Ильин, 1982). Система условных связей, сформированных на данном этапе онтогенеза, отличается значительной прочностью и сохраняется в течение длительного времени (В.П.Назаров, 1962; Т.П.Хризман, 1973). В возрастном периоде от 7 до 10 лет дети могут научиться практически всем движениям, требующим высокого уровня развития КС (В.И.Лях, 1989). Таким образом, анализируя доступную нам литературу, можно сделать заключение о младшем школьном и отчасти о среднем школьном возрасте, как наиболее благоприятном периоде для совершенствования КС. Не вызывает сомнений тот факт, что эффективность тренировочного воздействия значительно повышается, если его акцент будет приходиться на периоды естественного ускорения развития системы человека, когда проявляются достаточно большие резервные возможности совершенствования функций без ущерба для здоровья занимающихся. Привлечение детей в возрасте 7 лет к регулярным занятиям по хоккею позволяет увеличить начальный период обучения, уделить больше времени целенаправленному овладению различными координационными способностями (А.Ю.Букатин, В.П.Иванов, 1983). Для более точного представления о КС, необходимо учитывать физиологические механизмы обеспечения координационных проявлений. 1.1.1. Физиологические механизмы формирования и обеспечения координационных способностей Согласно ряду авторов (Н.А.Бернштейн, 1966; В.М.Зациорский, 1970; Ю.В.Верхошанский, 1980 и др.), способность координировать движения не может рассматриваться, как только физическое качество, t.K. ее нельзя непосредственно измерить и лишь только отдельные проявления КС могут быть объективно оценены в специальных тестах. КС являются исключительно разнообразно выраженной способностью ЦНС управлять и согласовывать деятельность не только отдельных звеньев сенсорного и моторного аппарата, но так же регулировать множество параметров движения. К ним относят: пространственно-временные характеристики, ритмовую структуру движения, фазовую структуру, гармоничность, уравновешенность, плавность движений, перераспределение мышечного тонуса, синхронизацию движений с музыкальным ритмом и другими внешними сигналами, согласование точности и скорости движений в связи с изменяющимися условиями в ситуациях. В КС каждого человека уникальным образом проявляются индивидуальные типологические свойства нервной системы и нарицательность их в отношении сенсорных и моторных компонентов управления движениями, чувствительность сенсорных восприятий, оперативность обработки сенсорной информации, уровень развития специфической пропорции, совершенство временных оценок движений и чувство ритма, Свойство сенсорной и моторной памяти, уровень развития ассоциативных процессов коры головного мозга, межполушарных и корково-подкорковых взаимодействий, уровень моторного интеллекта и его высшей творческой способности к импровизации движений. Совокупность перечисленных признаков может быть условно названа координационным потенциалом индивида (А.К.Москатова, 1982). Его компоненты отличаются неодинаковой зависимостью от генотипа и неодинаковой изменчивостью в связи с воздействием факторов обучения и тренировки. Процессы формирования координационных двигательных действий непосредственно связаны с биоэлектрической активностью взаимодействующих сенсорных и моторных структур правого и левого полушарий головного мозга. Нейродинамические свойства служат основой сложных системных процессов управления психомоторными формами деятельности. Способность к координации движений обеспечивается согласованностью рефлекторного импульса тех мышечных групп, которые привлекаются к осуществлению движений, и функционально объединяются целевым критерием решаемой задачи. Координационная нервно-мышечная структура произвольного двигательного акта в общих чертах складывается как интегративный результат центральной программы всей суммы текущих афферентных сигналов и состояний ЦНС (Ю.В.Верхошанский,1980). Элементарной единицей двигательной координации является механизм рецепрокной иннервации, определяющей взаимоотношения мышц-антагонистов (Р.С.Персон, 1985). Однако в отдельных случаях может наблюдаться и одновременная активность антагонистов. Такое явление связанно с различными причинами, например, естественным стремлением человека блокировать лишние степени свободы на начальной стадии выработки навыка (Н.А.Бернштейн, 1966) или необходимостью удержания позы, требующей значительных изометрических напряжений. Как отмечает Ю.В.Верхошанский (1980), двигательное действие может осуществляться в соответствии с целевой задачей лишь постольку, поскольку мышечные усилия согласуются с внешними силами, возникающими в результате движения и изменяющимися по его ходу. Такое согласование обеспечивается функцией сенсорных систем, сигналы которых контролируются ЦНС и включены в первосистему обратных связей, регулирующих процесс осуществления движения. По мнению Н.А.Бернштейна (1991), движение ведется афферентацией. Тем самым подчеркивается невозможность выполнения движения без его текущего контроля. Большую роль в проявлении и развитии КС играет зрительный, кожный, вестибулярный и, особенно, двигательный анализаторы (В.М.Зациорский 1970; Н.А.Фомин, 1972). В результате длительной тренировки по развитию ловкости, координации движений, увеличивается подвижность нервных процессов и обеспечиваются более быстрые включения различных мышц в работу и быстрые переходы от сокращений к расслаблению при выполнении специальных упражнений. Повышается координация деятельности различных отделов ЦНС, что ведет к совершенствованию сокращений и расслаблению мышц - антагонистов, а также более значительному трофическому влиянию нервов на работающие мышцы, а это в свою очередь, способствует поддержанию их работоспособности в течение более длительного времени (П.Г.Светлов, 1960). Управление движениями представляет собой очень сложный по своей структуре процесс, протекание которого обеспечивается работой различных систем организма, формирующихся деятельностью КС и являющихся их основой. Контакт с внешним миром, воздействие его на организм, заключается в способности реагировать не на абсолютные величины материальных воздействий, а на их отношения, на заключенную в них упорядоченность. Иными словами, основная специфика высших форм отражения, наиболее прогрессивно совершенствующихся в ходе эволюции - извлекать информацию для самих себя и в то же время абстрагироваться от материального носителя этой информации. Дифференциация раздражения происходит уже на уровне рецепторных приборов. Последние снабжены специализированными элементами - датчиками, которые активизируются лишь в связи с изменениями определенных параметров свойств объектов. Энергия внешнего раздражения, благодаря физико-химическим изменениям, трансформируется в частотно-модулированные и местные процессы качественно однородного характера. Важная особенность отражения заключается в том, что в нервных клетках кодируется не сам материальный носитель и его энергия, а переданная информация. Так, интенсивность раздражителя в периферическом нерве обычно кодируется частотой нервных импульсов. Чем выше интенсивность раздражителя, тем больше частота потенциалов действия нерва (Э.И.Аршавская, В.Д.Розанова,1968). Специализация рецепторных элементов нервной системы связана, главным образом, со свойством превращать акт внешнего раздражения, в совершенную и нервную быстродействующую сигнализацию, т.е. в своеобразный "физиологический код" в форме серий электрических импульсов. При этом рецепторы обладают высокой специфичностью по отношению к различным раздражителям (световым, звуковым, тактильным и т.д.), а приоритет сенсорной системы, воспринимающей внешнюю информацию в процессе управления движением, определяется характером помех, причем, чем выше техническое мастерство спортсменов, тем больше роль ведущего анализатора в восприятии специфической информации (З.А.Виксне, 1989). Восприятие движений является одним из примеров очень сложных форм сенсорной деятельности, где к процессам, непосредственно связанным с обратной информацией от воспринимаемого объекта, присоединяется ряд других форм трансформируемых операций. Так, например, восприятие движений тесным образом связанно с антиципирующими способностями, когда воспринимается не настоящее, а предсказуемое положение объекта. В связи с этим, анализаторы как часть нейромышечной системы являются частью "физиологического субстрата" КС, и, следовательно, в значительной мере определяют уровень их развития (А.Г.Гандельсман, К.М.Смирнов,1966) Управление движениями - одна из важнейших функций нервной системы, структура и функции которой во многом определяются этой задачей. Основная переработка поступающей информации осуществляется в различных отделах ЦНС с учетом уровневой структуры построения движений. Передача управления привычными движениями на низшие уровни (автоматизация двигательных навыков по Н.А.Бернштейну, 1991) является следствием стремления внешних уровней минимизировать свое взаимодействие с низшими уровнями. Чтобы высшие уровни ЦНС могли эффективно решать задачи управления двигательным актом за требуемое время необходимо, чтобы число управляемых параметров было оптимальным, а афферентация, требующая анализа, поступала от ведущего для данного вида деятельности анализатора. Так, для ЦНС соотношение между сенсорным входом составляет 1:10 (М.И.Семенов,1952). В выработке команд для мышц и в обработке с этой целью аф-ферентацией занят целый ряд нервных центров. Изучение их взаимодействия осуществляется с позиции "принципа наименьшего взаимодействия" (Я.М.Коц, 1983) сущность которого состоит в том, что сложная многоуровневая система управления рассматривается как совокупность подсистем, обладающих относительной автономией. Каждая из таких подсистем имеет свою "личную" задачу, состоящую в уменьшении взаимодействия с "внешней средой", последняя для данной подсистемы состоит из среды, внешней по отношению ко всей системе, из остальных подсистем. Сложные системы управления могут состоять из нескольких уровней, каждый из которых включает ряд таких подсистем. При организации управления движениями важную роль играет использование таких способностей, которые могут упростить управление: уменьшить число независимо управляемых эффекторных параметров и упростить переработку поступающей афферентации (Р.И.Городничев, 1991) Центральный механизм регуляции движений, какова бы ни была их природа, в конечном счете, проявляет свое действие в возбуждении мотонейронов и в мышечных сокращениях. Таким образом, реализация внесенных корректив выполняется непосредственно нервно-мышечным аппаратом. При этом степень участия мышц - антагонистов обратно пропорциональна уровню технического мастерства спортсменов (Н.В.Зимкин, Е.Б.Сологуб, 1972) Нервно-мышечный аппарат составляют мышцы и иннервирую-щие их мотонейроны. Связь нейронов с мышцами осуществляется через аксоны. Отсюда двигательную единицу составляет а – мотонейрон вместе с теми мышечными волокнами, которые ониинервирует. Двигательная единица представляет собой основной функционально-структурный элемент нервно-мышечного аппарата. Основные величины, измеряемые мышечными рецепторами (веретенами и сухожилиями), - это изменение длины и напряжения, происходящие при растяжении и сокращении мышцы. Оценка величины углов осуществляется с помощью сенсорных окончаний в суставах (Я.М.Коц, Ю.А.Коряк, Ю.П.Кузнецов, 1982). В последнее время глубокому анализу подвергаются исследования алгоритмов работы нервно - мышечной системы, минимизирующих внешнее раздражение. Эти алгоритмы сравниваются с алгоритмами известных технических поисковых систем. На основе найденных алгоритмов строится модель нервно-мышечной системы. Описаны процессы управления протекающие, как в живой системе, так и в модели (А. В. Коробков, 1964). Таким образом, управление движениями осуществляется на основе спирального потока осведомительно - командной информации. При этом каждый последующий информационный цикл качественно отличается от предыдущего, и, прежде всего, тем, что приближает управляемое движение к целесообразному эталону. Такое широкое представительство различных систем организма, задействованных в осуществлении процесса координации движений, является исключительно прерогативой КС. К числу фундаментальных исследований двигательной сферы относятся работы Н.А.Бернштейна (1966). Одним из наиболее важных его открытий было выявление неоднозначности центрального управления (импульса) мышечному ответу (сокращению) и неоднозначность мышечного сокращения и биохимических параметров движения звеньев тела (кинестических пар, цепей и т.д.). Совместно действующие мышечные группы, руководимые соответствующими нервными центрами, часто определяют как нервно-мышечную координацию (Л.П.Матвеев, 1976). Именно этой стороне общей проблемы посвящено огромное количество физиологических исследований. Ретроспективный обзор их в рамках представляемой работы, возможен лишь на уровне перечисления основополагающих концепций и научных направлений. К числу первых концепций, связанных с координацией движений, следует отнести представление о безусловных и условных рефлексах. Любое движение представлялось как цепь последовательных двигательных рефлексов, а рефлекторная дуга считалась основным элементом любого физиологического процесса. И.М.Сеченов (1953) ввел основные понятия механизма координации движения. При этом А.Н.Павлов (1971) подчеркивал, что все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы. В простейшем случае раздражения центра стремительных чувствующих приборов приводит к возбуждению соответствующих центробежных двигательных приборов и следствием этого является ясно выраженный двигательный акт организма. Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению. Исследования И.П.Павлова (1971) дополнили представление о рефлекторной природе движений человека такими важными категориями как сигнальность и подкрепление. Так, сигнальность по современным представлениям об управлении движениями обеспечивает опережающее отражение действительности, а подкрепление выполняет функцию обратной связи и приспособление организма к условиям среды. В работах А.Н.Павлова, (1971) было показано, что функциональная деятельность нервной системы направлена с одной стороны на интеграцию работы всех частей организма, с другой стороны -на связь организма с окружающей средой на уровне уравновешивания системы организма с внешними уровнями. Весомый вклад в теорию координации движений внес И.Шеррингтон (1973), сформулировавший принцип рецепторности, дающий представление о характере взаимодействия между мышцами -антагонистами и механизме их управления на спинальном уровне. Им было установлено, что двигательные нейроны спинного мозга являются общим путем, к которому в конечном итоге стекаются импульсы из различных супраспинальных и афферентных источников. Основной принцип работы нервных центров - принцип доминанты открыл А.А.Ухтомский (1952). Этот принцип регулирует все отправления так или иначе представленные в живом организме как целостные функциональные и динамические системы (И.А.Аршавский, 1982). Принцип доминанты обеспечивает не только процесс регуляции, но и интеграции организма как целостной системы. На смену концепции незамкнутой рефлекторной дуги (условной или безусловной) пришли представления об управлении по замкнутому циклу с афферентной обратной связью, что представляет собой обратный поток информации в управляющую систему (мозг) о текущем поведении управляемого устройства (мышц и звеньев тела). Эти сведения используются для изменения состояния управляемого элемента в нужном направлении (С.В.Янанис,1985). В исследованиях PC.Персон (1985) было обнаружено явление преднастройки нервно-мышечной периферии на двигательное действие. Л.А.Орбели (1934) обнаружил и изучил специально-гуморальный аппарат настройки возбудимости, лабильности обмена веществ и параметров двигательной функции. Имеется довольно много физиологических данных, подтверждающих существование "предсказательной" функции мозга, проявляющейся практически в любой деятельности организма и являющейся в настоящее время реальным фактом (П.К.Анохин, 1978). При координации движений решается "обратная задача" - по абсолютному представлению осуществляется построение реального движения со всеми необходимыми деталями (А.К.Москатова, 1989). Следовательно, реакция организма на ситуацию является не действием, а, прежде всего, принятием решения о действии. Особый интерес в связи с целью наших исследований, представляет рассмотрение влияния возрастно-половых закономерностей и уровня физического развития на проявления двигательной координации. |