Информационные технологии транспортной логистики товарного потока В современной экономике и транспортных системах информационные технологии (ИТ) являются главным источником роста производительности и конкурентоспособности, одним из ресурсных элементов интегрированной логистики. Господствующей тенденцией в развитии ИТ является переход к цифровым методам передачи, обработки и хранения информации. Эти методы являются технологическим направлением, обеспечивающим интеграцию информации и услуг. Несомненно, в их развитии огромную роль играет динамика рынка и рыночная инфраструктура. Выделяют пять стратегических информационных тенденций: информационный продукт; способность к взаимодействию; ликвидация промежуточных звеньев; глобализация; конвергенция. На рис. 3.15. показано взаимодействие указанных тенденций. Внедрение новейших ИТ создает удобную и доступную для пользователей информационную среду, способствующую (как указано на рис. 3.15) ликвидации промежуточных звеньев и взаимодействию на основе совместимости информационных стандартов. Эти обстоятельства для транспортной логистики имеют большое научно-практическое значение  Если транспортный терминал обеспечивает прямой доступ к услугам и провозным мощностям, то автоматизация процессов уменьшает транспортно-логистическую цепочку до оптимального уровня. По мере совершенствования внутренних логистических операций ликвидация избыточных звеньев будет происходить как внутри, так и между участниками цепочки, занятыми поставками. Одновременно, способность к взаимодействию означает возможность для участников транспортировки осуществлять электронный обмен данными между собой. При систематической электронной обработке информации взаимодействие достигается за счет использования высокопроизводительных компьютеров информационных систем, согласования конфигурации высокоскоростных каналов передачи данных и средств автоматизированного контроля и корректировки операций. В этой ситуации стандарты, определяющие взаимодействие, приобретают особое значение, а участие поставщиков ИТ и пользователей становится важным фактором успеха. Фирмы, которые не делают ставку на высокопроизводительные технологии, являются потенциальными банкротами. Победителями в конкурентной борьбе будут те, кто строит свои стратегии на ключевых компетенциях интегрированной логистики в узкоспециализированных сегментах рынка. Таким образом, влияние информационных систем и ИТ на транспортную логистику огромно. Однако их применение не является самоцелью, а служит эффективным инструментом для решения задач бизнеса. Транспортная логистика предполагает наличие современных ИТ, основанных на сборе, переработке, хранении, передаче логистической информации. Это позволяет обеспечить интегрированное управление всей транспортно-логистической цепочкой. В табл. 3.1 приведено сопоставление компонентов материальных и информационных технологий. Таблица 3.1 Сопоставление компонентов материальных и информационных технологий Компоненты материальных технологий | Компоненты информационных технологий | Подготовка сырья и материалов | Сбор данных | Производство материального продукта | Обработка данных и получение итоговой информации | Сбыт произведенной продукции | Передача итоговой информации потребителям для принятия решений | Информационная технология — это система методов и способ сбора, накопления, обработки, хранения, передачи и использования информации. Новейшие логистические автоматизированные системы управления способны дать три серьезных преимущества: 1) снижение издержек за счет оптимизации транспортно- логистических операций, включая «сжатие» их во времени; гарантированное выполнение заказов поставки и транспортировки в нужном объеме и в нужные сроки; обеспечение высокого качества процессов и предоставляемых услуг. Ключевые факторы (компетенции) ИТ, влияющие на эффективность транспортной логистики представлены на рис 3.16. С  Рис. 3.16. Ключевые факторы ИТ транспортной логистики Рассмотрим подробнее каждый из них. Электронный обмен данными. Стандарты. Концепция EDI (Electronic Data Interchange) — «электронного обмена данными)/ представляет собой компьютеризированный информационный обмен между пользователями с применением стандартного формата данных и современных телекоммуникаций. На рис. 3.17 представлены зоны эффективности концепции EDI.  Рис. 3.17. Зоны эффективности EDI — систем Повышение эффективности достигается за счет быстрой передачи и обработки информации при уменьшении количества бумажных документов и сокращения ошибок при вводе данных. Среди источников сокращения материальных затрат и затрат труда персонала следует выделить следующие: печать документов; отправка документов почтой; процедуры бумажного документооборота; различные коммуникационные затраты (затраты на взаимодействие). Вместе с тем, следует особо выделить такую зону эффективности, как интеграцию хозяйственных связей с поставщиками и потребителями, снижение затрат на взаимодействие. Например, кардинальное сокращение затрат на взаимодействие стало основным условием формирования новой структуры экономики развитых стран. Они особенно велики в сервисном секторе, к которому относится и транспортная логистика. В США расходы на взаимодействие составляют более 55% общих издержек, в Бразилии и Индии — до 50%. Радикальное снижение расходов между предприятиями в ходе поставки продукции становится реальностью благодаря компьютеризации. Кроме того, это порождает тенденцию к развитию чрезвычайно эффективных интегрированных компаний, обслуживающих логистические цепочки. На рис. 3.18 показаны источники неэффективности во взаимодействии участников. Например, авиакомпания «Lufthansa» продолжает развивать проект глобального авиационного альянса «Star Alliance» с железнодорожными компаниями. Различные транспортные компании будут работать в рамках единой системы по единым стандартам. Объединенная транспортная сеть позволяет эффективно использовать достоинства каждого из используемых видов транспорта. Выигрыш пассажира или грузоотправителя подобной системы состоит в том, что пересадка (перегрузка) с одного вида транспорта на другой будет простой и удобной. Клиент сможет планировать всю свою поездку, начиная с бронирования и заканчивая покупкой и оплатой единого электронного билета из любой точки земного шара, со своего ноутбука или через мобильный телефон.  Рис. 3.18. Источники неэффективности взаимодействия: ИТ снижает уровень общих затрат Для EDI-систем существенным является управление запросами на транспорт, включая ведение досье по различным видам транспорта. На рис. 3.19 представлена концепция EDI по управлению транспортным запросом. С учетом особенностей и приоритетов каждого вида транспорта осуществляется интегрированное управление на основе досье. Ведение досье по воздушному транспорту позволяет: вести досье на экспорт и импорт (включая вывоз и доставку товара наземным транспортом); осуществлять группировку, составлять документы, характерные для воздушного транспорта (телекс, факс, файлы ЭОД или бумажную документацию). Ведение досье по автомобильному (грузовому) транспорту позволяет: • вести досье на экспорт и импорт (включая вывоз и доставку продукции)»; управлять фрахтованием и группировкой, составлять документы характерные для автомобильного транспорта. Ведение досье по морскому транспорту позволяет: вести досье на экспорт и импорт (включая вывоз и доставку товара наземным транспортом); управлять группировкой и контейнеризацией, составлять документы, характерные для морского транспорта.  Рис. 3.19. Управление транспортным запросом В табл. 3.2 представлены некоторые примеры документов, формируемых в досье. Таблица 3.2 Примеры документов транспортных досье Наименование «досье» | Экспорт | Импорт | | | | Досье по воздушному транспорту | Уведомление об отправке счета | Документ о прибытии заказанного товара | | Талон об отгрузке | Талон о поставке | | Документ отгрузки | Счета | Наименование «досье» | Экспорт | Импорт | | 2 яяяяяяяяяя | | | Счета | Телекс-клиент-импорт | | Манифест | Перечень на импорт | | | | Досье по автогрузовому транспорту | Талон об отгрузке | Извещение о прибытии заказанного груза | | Ведомость с инструкциями | Талон на поставку | | | | Документы, связанные с местонахождением груза | Свидетельство о получении заказанного товара | Накладная о вывозе со склада | | | | Документы по пересылке | Уведомление об отправке | Таможенная декларация | | Сводная ведомость по группировке | Досье по пересылке | | Файл системы EDI по пересылке | Список на разгрузку | | Перечень на экспорт | Операция «таможенный груз» | EDI-системы нуждаются в информационных и коммуникационных стандартах. Коммуникационные стандарты определяют технические характеристики, которые позволяют воспринимать через компьютерные сети информацию (сигнал). Они определяют характеристики приема, преобразования сигнала и скорость передачи данных. Информационные стандарты регламентируют структуру и вид документов, которые должны быть переданы по компьютерной сети. Коммуникационные стандарты определяют: набор символов; приоритетность; скорость передачи данных. Информационные стандарты определяют: структуру; формат документов; последовательность передачи данных; формы транзакционных кодов (род операций — номер склада — номер ЕТГ и др.). Наиболее часто используемые коммуникационные стандарты: ASC X.12 (стандарт Американского комитета стандартов Х.12); UN/EDIFACT (базируется на международном стандарте синтаксических правил ISO-9735 и международном стандарте Справочника элементов торговых данных ISO-7372). Наиболее употребимым стандартом в системе EDI является стандарт UN/EDIFACT (Electronic Documents Interchange Facilitating Administration, Commerce and Transport), утвержденный специализированными организациями ООН. Он позволяет описать отдельные компоненты товарно-транспортных документов в виде набора электронных символов. Развитие коммуникационных средств и серверных систем привело к возможности регулярного обмена между участниками транспортного процесса всеми основными видами документов в электронной форме. Сообщения в рамках EDIFACT становятся доступными для всех участников информационно-логистической системы. Получение, например, инвойса и осуществление платежа по нему означает начало операций следующего звена транспортной цепочки. Вся информация накапливается в передаточных блоках электронной почты на серверах, что дает возможность обращаться к ней в любое время и анализировать. Эта функция наиболее удачно решается в глобальной сети авиационной связи и телекоммуникации CITA, которая содержит контур EDIFACT-сообщений. По мнению ученых МГИМО, экономический эффект от внедрения ИТ с использованием EDIFACT-стандарта может составить до 30%. Этот эффект достигается за счет существенного сокращения времени оборота капитала в системе транспортной логистики. Одним из примеров действия подобного рода систем является успешное внедрение информационно-логистической системы RUSSLAND в международном авиационном терминале «Шереметьево-Карго». Средства связи и коммуникации. Интернет. Коммуникационные средства призваны обеспечить постоянную связь с транспортными средствами в пути. Революцию в этом элементе ИТ произвело появление низкочастотных радиотелефонов, спутниковой связи и технологий обработки графической информации. Главная выгода от коммуникационных технологий - - повышение качества сервиса, который заключается в ускорении передачи информации о заказах, грузах, запасах, транспортировке (рис. 3.20).  Рис. 3.20. Средства связи и коммуникации Спутниковая связь позволяет наладить коммуникации на любом пространстве — в мире, регионе, между территориально разбросан- ными объектами. Каналы спутниковой связи дают возможность быстро передать значительные объемы информации в любую отдаленную точку. Все чаще используются новые коммуникационные технологии: национальные сотовые сети для передачи данных переговоров; региональные сотовые сети для передачи данных и переговоров (магистральные каналы связи); спутниковые коммуникационные системы (IN-MARSAT-C,Eutel TRACS, PROD AT и др.) На рис. 3.21 показано действие спутниковой связи по обеспечению экспресс-поставки товаров воздушным транспортом в сеть супермаркетов.  Рис. 3.21. Поставка товаров через спутниковую связь Для того чтобы информацию, полученную с транспортного средства, можно было напрямую обработать на компьютере, необходимо наличие технического оборудования. Оно состоит: из навигационной системы для позиционирования; коммуникационной системы для обмена данными с центральным диспетчерским пунктом; бортового компьютера по сбору, обработке и вводу данныхна экран. Особое место в современных ИТ занимают: сетевые технологии, используемые при построении и использовании локальных и глобальных сетей передачи данных; технологии, используемые при создании распределенных баз данных, организации распределенной обработки данных, обеспечении санкционированного доступа и защиты информации. В качестве базовой сетевой технологии в транспортной логистике преимущество может быть отдано одной из популярных и динамично развивающихся — Интернет (INTERNET). Перспективность ее использования связано с низкой стартовой стоимостью, простотой эксплуатации, открытостью для координации перевозок всеми видами транспорта, с наличием множества постоянно обновляемых услуг. Централизованная обработка и хранение больших объемов данных в информационных узлах транспортно-логистических сетей представляется предпочтительным вариантом по сравнению с децентрализованной до уровня пользователей обработкой данных. Это позволяет более эффективно организовывать транспортировку грузов. При этом учитывается низкое качество каналов связи в России. Использование архитектуры «клиент — сервер» позволяет добиться оперативного доступа к информации и успешного решения прикладных задач транспортной логистики. Наиболее оптимальным инструментом этих решений может рассматриваться СУБД ORACLE. Потребность при перевозке грузов в качественных информационных ресурсах достаточно высока. Появление WEB-технологий дало мощный импульс для интеграции логистической информации всех участников транспортировки. При реализации сетевых технологий программное обеспечение создается на базе стандартных модулей, которые легко объединяются, наращиваются и моделируются. Одной из удачных концепций в реализации интернет-технологий является создание информационно-логистических центров (ИЛЦ), которые являются базовыми элементами в обслуживании международных транспортных коридоров. В силу своей архитектуры и функциональных возможностей они наиболее полно приспособлены для реализации интернет-решений. Весь возможный набор услуг можно разделить на группы: доступ к нормативно-справочной информации; управление заказами; управление ресурсами; управление транспортно-логистическими процессами. Основу модели работы ИЛЦ составляет комплекс услуг, формируемый самими участниками и ориентированный главным образом на клиентов. Главный фактор качества работы центра — скорость обработки информационного потока и интеграция потоков услуг. В России ведется активная разработка логистических интернет-приложений. Среди них известны ЛИС по управлению международными автомобильными перевозками «МАП — ON-LINE», информационно-логистический центр в «Шереметьево-Карго», обеспечивающий внешний информационный доступ клиентов к логистической системе и базе данных. Штриховое кодирование. Штриховое кодирование охватывает большое число стран и находит все новые области применения. Система автоматизированной идентификации, основанная на применении штрих-кодов, произвела подлинную революцию в сфере торговли и транспортировки грузов. Каждой единице товара (груза) присваивается эксклюзивный номер (код), который считывается сканером. Затем эта информация заносится в ПК и расшифровывается для дальнейшей обработки и контроля за движением груза в процессе транспортировки. Таким образом, штриховое кодирование и электронное считывание кодов облегчает процессы сбора данных и информационного обмена. Машиночитаемый штриховой код (bar-code) — это определенная комбинация темных и светлых полос (штрихов или пробелов), дающая возможность кодировать, считывать и расшифровывать информацию о товаре (грузе) с использованием компьютерной технологии. В табл. 3.3 показаны основные области эффективности применения штрих-кодов. Таблица 3.3 Эффективность применения штрих-кодов Грузоотправители | Облегчение процесса подготовки и обработки заказов, сокращение затрат, совершенствование учета | Перевозчики | Улучшение учета транспортировки, контроль над транспортом в пути, упрощение обработки контейнеров, сокращение времени на передачу информации | Склады | Облегчение процесса обработки заказов, повышение точности контроля над состоянием запасов, сокращение затрат | Оптовая и розничная торговля | Точность учета запасов, сокращение времени хранения запасов, повышение гибкости системы | Европейская ассоциация товарной нумерации (EAN International) разработала международный стандарт идентификации продуктов, логистических единиц и местоположений, позволяющий участникам ТЛП обмениваться информацией. В стандартной нумерации EAN грузы идентифицируются уникальным номером. Эта уникальность позволяет партнерам логистической цепочки ссылаться на один и тот же идентификационный номер и осуществлять обмен информацией наиболее быстрым, точным и дешевым способом. Наиболее распространены следующие системы идентификации номеров: EAN-13, EAN-8, UCC\EAN-128. EAN-13 является стандартным номером и используется на всех видах потребительских товаров. Коды EAN-14 и UCC\EAN-128 применяются при кодировании транспортных упаковок (единиц транспортируемых грузов). Ниже изложены основные аспекты применения штрихового кодирования на транспорте. Применяемый стандарт этикетки позволяет обеспечить эффективный контроль за системой движения грузов (рис. 3.22). Нижняя зона этикетки отображает информацию в виде штриховых кодов с символикой UCC/EAN-128. Например, номер товара в системе EAN и информация о сроках хранения могут быть обозначены в одном символе, что облегчает процесс ввода данных при сканировании. Средняя часть этикетки отведена для нанесения данных в традиционной форме с использованием цифр и букв. Ввод информации осуществляется ручным способом. В этой части этикетки помещаются данные о номере партии, дате упаковки размерах, весе и т.п.  Рис. 3.22. Схема стандартной транспортной этикетки Верхняя часть этикетки содержит информацию свободного формата. Она используется грузоотправителем для размещения любой графической или текстовой информации. При работе с поддонами при их транспортировке этикетка наклеивается на все четыре вертикальные стороны поддона, чтобы она была всегда в зоне видимости. Середина основного штрих-кода (серийного кода транспортной упаковки) должна находиться на высоте 450 мм (± 50 мм) от основы, на которой стоит поддон. Сам! этикетка помещается не ближе 50 мм от края поддона. Рассмотрим укрупненную схему электронного обмена данными при идентификации товара в цепи поставок, приведенную на рис. 3.23. Штриховое кодирование грузовых отправок и единиц хранения позволяет получать следующие преимущества: обеспечивается однозначная и простая идентификация поддона; серийный код транспортной упаковки является своеобразным ключом, обеспечивающим доступ к логистической информации; этикетка, наклеенная поставщиком поддона, может использоваться всеми без исключения участниками логистической цепочки; облегчается процесс коммуникации между всеми партнерами; сканирование штриховых кодов обеспечивает быстрый и правильный ввод информации; многократно снижается время обработки грузов на всех эта пах транспортировки.  Рис. 3.23. Электронный обмен данными по идентификации товаров Таким образом, применение транспортного кода UCCVEAN-128 позволяет на основе идентификации поддонов обеспечить эффективное управление и контроль за грузопотоком. CALS-технологии: интегрированная логистическая поддержка. Поддержка жизненного цикла продукта является одной из базовых целей интегрированной логистики. Это касается возврата товаров в результате рекламации, движения транспортно-мате-риального потока в обратном направлении. В ряде случаев обратное движение потоков и их транспортировка, когда это касается послепродажного обслуживания, требуют дифференцированной поддержки жизненного цикла и его адекватного информационного обеспечения. Поддержка жизненного цикла изделий (ЖЦИ) в настоящее время рассматривается как логистическое сопровождение от первого до последнего шага, от этапа проектирования до использования вторичного сырья и отходов. Органическое срастание транспорта с логистической поддержкой промышленности и торговли позволяет его рассматривать как звено в единой системе поставок «снабжение — производство — распределение-транспортировка». Поэтому сфера материально-технических связей, поставки ресурсов и их межотраслевой логистической координации является стратегически важной. Одновременно, следует учитывать, что значительная часть ресурсов расходуется «на обратную поставку» — обеспечение эксплуатации, технического обслуживания и ремонта наукоемкой продукции, транспортных средств и оборудования. Однако, существующие информационные системы слабо встроены в системы управления поставками и послепродажного сервиса. Вот почему информационное обеспечение этих процессов приобретает особую остроту. Наиболее актуальна указанная проблема для авиационного транспорта и авиационной промышленности. Предприятия авиапромышленности поставляют ресурсы эксплуатационной отрасли (гражданской авиации): воздушные судна, двигатели, запасные части и агрегаты. Тем самым поддерживается ресурсная составляющая летной годности уже эксплуатируемой авиационной техники. Эти и другие логистические задачи успешно решаются с помощью CALS-технологий (Computer-Aided Logistics Support) — информационной поддержки жизненного цикла изделий. Информационная поддержка охватывает проектирование, производство, эксплуатацию и утилизацию. CALS-технологии возникли в военно-промышленном комплексе США в 1980-х годах и предназначались для повышения эффективности управления и планирования в процессе заказа, разработки, организации поставок и эксплуатации военной техники. Они получили свое дальнейшее развитие в гражданских отраслях экономики, наиболее тесно интегрированных с транспортными отраслями: самолетостроением, судостроением. Стратегия CALS предусматривает два этапа разработки единого информационного пространства: 1) автоматизацию отдельных процессов ЖЦИ и предоставление данных о них в электронном виде согласно международным стандартам; 2) интеграцию автоматизированных процессов и относящихся к ним данным в состав единого информационного пространства. Применение CALS становится возможным при следующих условиях: наличии современной инфраструктуры передачи данных; введении понятия «электронный документ» как объекта деятельности по производству и поставке продукции; электронно-цифровой подписи и защите данных; реформировании (реинжиниринге) бизнес-процессов; создании системы стандартов. Стандартные интерфейсы взаимодействия электронных сетей можно разделить на четыре группы: функциональные стандарты (задают организационные процедуры взаимодействия компьютерных систем — IDEFO); стандарты на программную архитектуру (задают архитектурупрограммных систем, необходимую для организации их взаимодействия без участия человека; например CORBA); информационные стандарты (задают модель формирования данных об изделии, используемую всеми участниками ЖЦИ; например ISO 10303 STEP); коммуникационные стандарты (задают способ физической передачи данных по локальным и глобальным сетям; например Internet-стандарты). Базовая структура CALS-систем представлена на рис. 3.24.  Рис. 3.24. Структура системы CALS С точки зрения транспортной логистики особый интерес представляет интегрированная логистическая поддержка (ИЛП) - информационное сопровождение бизнес-процессов на постпроизводственных стадиях ЖЦИ, включая транспортировку. На рис. 3.25 показано функционирование структурных элементов CALS-системы на примере взаимодействия предприятий авиапромышленности и авиакомпаний. Несмотря на технологические достижения в области автоматизации и интеграции, до сих пор недостаточное внимание уделяется вопросам, связанным с информационной поддержкой постпроизводственных стадий ЖЦИ. Требование создания системы ИЛП связано с желанием потребителей сократить «затраты владения», которые для наукоемких изделий равны или превышают расходы на закупку и поставку.  Рис. 3.25. Межотраслевая логистическая координация предприятий гржданской авиации и авиапромышленности Цели ИЛП: оказывать влияние на разработку с целью обеспечения в будущем оптимальной эксплуатации; определять и уточнять необходимые ресурсы; получать необходимые ресурсы; поставлять необходимые ресурсы с минимальными затратами в течение срока службы техники (ЖЦИ). Система ИЛИ решает следующие задачи: логистический анализ на стадии проектирования; создание электронной технической документации для закупки, поставки, ввода в действие, эксплуатации, сервиса и ремонта изделий; создание и ведение «электронных досье» на эксплуатацию изделия; применение стандартизированных процессов поставки изделия и средств материально-технического обеспечения; создание электронных систем информационной поддержки логистических процессов; применение стандартизованных решений при кодификации изделий и предметов снабжения; создание и применение комплексных систем планирования и контроля потребностей в ресурсах и материально-техническом обеспечении, формирования заявок и управления контрактами на поставку. Типовой перечень задач ИЛП содержится в военном стандарте Великобритании «Интегрированная логистическая поддержка» (DEF-STAN-0060). Стандарт рассматривается в качестве модели, которая может быть применена к любой машинотехнической продукции (в том числе, транспортного машиностроения) военного или гражданского назначения (рис. 3.26). Модель ИЛП представляет собой совокупность процессов, организационно-технических мероприятий, осуществляемых на всех стадиях (этапах) ЖЦИ.  Рис. 3.26. Структурно-функциональная модель ИЛТ Стандарт DEF-STAN-0060 предусматривает решение следующих задач: • проработку хозяйственных вопросов логистической поддержки изделия на стадии его проектирования. Логистический анализ предусматривает решение таких задач, как определение требований к готовности изделия, определение допустимых затрат и ресурсов, необходимых для поддержания изделия в нужном состоянии, создание базы данных для отслеживания критических параметров в ходе ЖЦИ; создание электронной технической документации, необходимой для процесса закупки, поставки, ввода в действие, эксплуатации, сервисного обслуживания и ремонта; создание и ведение «электронных досье» на эксплуатируемые изделия с целью использования данных о ходе эксплуатации для опре деления в каждый момент времени фактической схемы работ по обслуживанию и потребности в материальных ресурсах (запчастях, оборудовании, комплектующих и т п.); применение стандартизованных процессов поставки изделий и средств МТО, создание электронных систем поддержки этих процессов; применение стандартизованных решений по кодификации изделий и предметов снабжения; создание и применение электронных систем планирования потребностей в средствах МТО, формирование заявок и управление контрактами на поставку ресурсов. Основные преимущества CALS-систем способствуют расширению сферы применения логистики на транспорте, а именно: расширяются области деятельности предприятий транспорта путем кооперации с предприятиями других отраслей экономики; кооперация участников ТЛП осуществляется не только при поставке готовых комплектующих, запчастей, но и на основе выполнения отдельных этапов и задач в цепочке «производство — распределение — транспортировка»; повышается эффективность деятельности предприятий за счет использования информации, подготовленной партнерами; сокращаются затраты на взаимодействие и документооборот; повышается «прозрачность» и управляемость бизнес-процессов, обеспечивается их анализ и реинжиниринг на основе функциональных моделей; без дополнительных затрат обеспечивается гарантия качества поставляемой продукции. Удовлетворение требований заказчика — это решение части задач. Другая часть — постоянное усовершенствование процессов на стадиях ЖЦИ с целью сокращения затрат на производство, поддержания изделия в исправности, повышения качества производимой продукции. Таким образом, интегрированная логистическая поддержка — это регламентированный подход к организации ЖЦИ, касающийся как потребителя, так и поставщика. Цель такого подхода состоит в обеспечении максимальной простоты и дешевизны экс-плуатации и поддержки изделия, контроля над затратами на всех стадиях ЖЦИ. Информационные технологии |