ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Ролевая игра «Подчиненные» Представьте себе, что вы производственный контролер, работающий в высокотехнологичной компании Hyperlink Systems. Ваш завод выпускает составляющие (микросхемы) для телефонов Nokia и компьютеров IBM. Компания вовлечена в ценовую войну, поэтому топ-менеджеры пригласили консультанта для изучения работы производственного отдела. Управляющая заводом Сью Харрис (Sue Harris) распорядилась, чтобы рекомендации консультанта выполнялись без промедления, надеясь, что это позволит быстро увеличить объемы производства. Недельные нормы стали рекордно высокими. По вашему мнению, управляющая не учла, что рабочим требуется определенное время для освоения новых процедур. В результате сотрудники испытывают серьезные трудности. Около десятка рабочих отказались использовать новые методы, ссылаясь на то, что с помощью старых они выпускают больше микросхем. Большинство рабочих перешло на новые методы, но от этого их производительность не возросла. Даже спустя месяц многие сотрудники по-прежнему убеждены, что старые методы позволяют добиваться большей эффективности и производительности. У вас есть и другие вопросы к Харрис. Она попросила вас принять участие в производственной конференции, но в последний момент без всяких объяснений послала туда вместо вас другого контролера. Она пообещала вам обновить оборудование в вашем отделе, но так и не выполнила своего обещания. Вы полагаете, что она действует слишком поспешно, неподготовленно и не думая о последствиях. Вы подчиняетесь непосредственно Харрис. Напишите ниже, как вы будете действовать в сложившейся ситуации. Будете ли вы, используя имеющуюся у вас информацию, доказывать Харрис, что она ошибается? Где и когда вы встретитесь с начальницей? Что вы скажете ей? Что вы сделаете, чтобы заставить ее выслушать вас? ___________________________________________ ____________________________________________________________________ Какой стиль (эффективного, пассивного, отчужденного подчиненного или конформиста) более всего соответствует вашей реакции на сложившуюся ситуацию? Используя материал рис. 5, скажите, какую стратегию вы изберете для оказания влияния на Сью Харрис? Старайтесь стать ценным ресурсом для лидера Определите нужды лидера. Идите вперед там, где лидер отступает. Расскажите лидеру о себе. Предложите себя в качестве участника команды. | Помогите вашему боссу стать эффективным лидером Спрашивайте совета. Высказывайте лидеру свои мысли. Умейте увидеть поступки лидера, за которые его можно поблагодарить. | Налаживайте взаимоотношения Расспрашивайте о лидере сослуживцев вашего уровня. Приветствуйте установление обратной связи и критику, например, следующим образом: «Вы могли заметить эту деталь только благодаря своему богатому опыту». Попросите лидера, рассказать вам наиболее интересные эпизоды из истории компании. | Воспринимайте лидера реалистично Не идеализируйте образ лидера. Ничего не скрывайте от лидера. Не отзывайтесь о лидере критически за глаза. Иногда выражайте свое несогласие. | Рис. 5. Стратегии влияния на лидера Задания к семинарскому занятию № 3 По теме 5 «Групповые аспекты лидерства» Диагностические исследования проблемы предоставления прав и делегирование полномочий Тест 1. Эффективное предоставление прав и делегирование полномочий Оцените соответствующим образом приведенные здесь утверждения, согласно приводимой ниже шкале. Ваши ответы должны отражать ваши реальные установки и поведение, а не желаемые, какими бы вам хотелось их видеть. Будьте честны. Это упражнение поможет вам оценить ваш уровень компетентности в области предоставления прав и делегирования полномочий, так что вы сможете использовать полученную информацию в соответствии со своими потребностями. Выполнив упражнение, вы можете определить свой уровень владения навыком с помощью ключа, чтобы узнать, какая область из рассматриваемых в этой главе наиболее важна для вас как профессионала. Шкала оценок 1.Полностью не согласен 2.Не согласен 3.Скорее, не согласен 4.Скорее, согласен 5.Согласен 6.Полностью согласен Оценка В тех случаях, когда у меня возникает возможность предоставить какие- либо права другим сотрудникам: _____ | 1. | Я помогаю людям совершенствовать свое мастерство в соответствующей области путем вовлечения их в выполнение сначала менее сложных, а затем более сложных и трудных заданий. | _____ | 2. | Я помогаю людям почувствовать свою компетентность, отмечая и одобряя даже малые их успехи. | _____ | 3. | Я пытаюсь продемонстрировать свое умение успешно решать задачи. | _____ | 4. | Я представляю лучших работников в качестве образца для подражания. | _____ | 5. | Я часто хвалю, поддерживаю и выражаю одобрение другим людям. | _____ | 6. | Я обеспечиваю регулярную обратную связь и необходимую поддержку. | _____ | 7. | Я стараюсь поощрять развитие дружеских и неформальных отношений. | _____ | 8. | Я подчеркиваю важность, значение, которое будет иметь работа сотрудника. | _____ | 9. | Я стараюсь обеспечивать работников всей информацией, необходимой для выполнения их работы. | _____ | 10. | Насколько мне известно, я постоянно предоставляю работникам нужную информацию. | _____ | 11. | Я уверен, что у людей есть все необходимые ресурсы (оборудование, помещение, время) для достижения успеха. | _____ | 12. | Я помогаю людям получить доступ к ресурсам, которые не могу предоставить сам. | _____ | 13. | Я помогаю людям объединиться в команды, чтобы вовлечь их в процесс принятия решений. | _____ | 14. | Я даю командам право принимать самостоятельные решения и руководствоваться собственными соображениями. | _____ | 15. | Я повышаю уровень доверия, стараюсь принимать объективные и справедливые решения. | _____ | 16. | Я демонстрирую заботу и личное беспокойство о каждом человеке, с которым у меня установились деловые отношения. | | | | | | В тех случаях, когда я делегирую сотрудникам полномочия: | _____ | 17. | Я ясно определяю результаты, которых ожидаю. | _____ | 18. | Я ясно определяю уровень ожидаемой мною инициативы от сотрудников (к примеру, ожидать дальнейших указаний, сделать часть работы и доложить, сделать все задание и затем доложить и так далее). | _____ | 19. | Я предоставляю сотрудникам возможность участвовать в принятии решений, касающихся того, когда и как будет выполняться работа. | _____ | 20. | Я всегда уверен, что для достижения результата объем полномочий, которые я предоставляю, соответствует ответственности, которую я налагаю. | _____ | 21. | Я работаю в рамках существующей организационной структуры, когда делегирую полномочия, и никогда не предпринимаю этого, не проинформировав работника. | _____ | 22. | Я определяю препятствия и помехи, с которыми придется столкнуться работнику, но при этом обеспечиваю необходимую поддержку. | _____ | 23. | Я считаю, что важна ответственность за результат, а не за методы его достижения. | _____ | 24. | Я делегирую полномочия постоянно, а не только, когда я перегружен. | _____ | 25. | Я избегаю передачи полномочий вышестоящим руководителям, спрашивая у них рекомендаций по поводу решения проблемы; скорее, я просто попрошу совета, когда проблема только возникла. | _____ | 26. | Я открыто говорю о возможных последствиях, успехе и неудаче. | |