Основные направления маркетинговой деятельности арт-менеджера» Основные понятия:фирма, ассоциация, концерн, объединение, провозглашение миссии, определение формы деятельности, определение критериев эффективности, переоценка целей, система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос Ответ:Управление как особый вид деятельности. Основные структурные элементы управления: планирование, организация, мотивация, контроль. Менеджмент в сфере искусства как особая область знаний, помогающая осуществить функции руководства процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных). Продвижение на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и т.д. Организация (фирма, ассоциация, концерн, объединение) как группа людей, деятельность которых социально координируется для достижения общих целей. Структурирование деятельности организации осуществляется посредством следующих этапов: -провозглашение миссии. Сформулированная миссия предполагает адекватное ей определение задачи создания организации (фирмы), начало ее деятельности. Насколько органично эта взаимосвязь, настолько эффективна деятельность фирмы. - определение формы деятельности. На этом этапе формулируются цели работы организации и вырабатывается организационная структура, что крайне важно для эффективной деятельности организации. -определение критериев эффективности. Здесь отражается связь между целями деятельности организации и предполагаемыми ее результатами, прогнозируется баланс возможной стоимости художественных ценностей и финансовых интересов организации. Все это требует от руководителей компании умения прогнозировать результат деятельности, обеспечивать баланс культурной миссии фирмы и интересов бизнеса. -формирование кадровой структуры, что способствует эффективной деятельности организации и творческого вспомогательного состава работающих, а также формированию штатной структуры организации. -определение эффективности управления. Здесь прослеживается взаимосвязь между штатной структурой организации и уровнем квалификации кадров управления. -переоценка целей. На этом этапе анализируется соотношение запланированных и достигнутых результатов, оценивается миссия, определяются новые цели и корректируется прежняя концепция организации (фирмы). Рынок организаций культуры и его субъекты. Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей населения посредством выявления, обмена, продажи, покупки товара. Основные понятия сферы маркетинга: нужда, потребности, запросы, товар, сделка, рынок. Маркетинг как система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения производства и сбыта произведенной продукции. Типичная модель малой фирмы в арт-индустрии (отдел маркетинга, реклама по продвижению творческой продукции на рынок, отдел артистического менеджмента, организация творческой деятельности отдельных исполнителей и художественных коллективов). Основные этапы продвижения продукции арт-индустрии на рынок услуг: формирование идей создания проекта в целом; отбор идеи по созданию коллектива, «звезды», определение их стиля, имиджа; разработка замысла стратегии маркетинга; анализ продвижения продукта на исполнительский рынок и рынок культурных услуг; проверка продукта в условиях конкуренции; дальнейшее развитие успеха, популярности, рост рейтинга художественной продукции. Функции маркетинга: а) сбор информации, необходимой для планирования и продвижения на рынок художественной продукции (концертных программ, компакт-дисков, аудиоальбомов, видеоклипов, видеокассет, теле- и радиопрограмм, аппаратуры, музыкальных инструментов); б) стимулирование: продвижение продукта (исполнителя, группы, аппаратуры, дисков, видеокассет и т.д.) на рынок; использование всех видов рекламы (печать, радио, телевидения, выставки, презентации); в) установление контактов с концертными организациями, площадками, средствами массовой информации; г) учет возрастных и социально-групповых интересов аудитории и выбора исполнителя; д) проведение переговоров: согласование цен и прочих условий для осуществления концертной деятельности; е) принятие рискованных решений: принятие на себя ответственности за функционирование исполнителя, группы, реализацию дисков, кассет, аппаратуры, инструментов и другой продукции. 6.«Проектный менеджмент» Основные понятия:поиск исполнителей, организация творческой деятельности, подбор репертуара, привлечение инвестиций, создание сценического имиджа, рекламная кампания планирование карьеры, сингл, режиссерско-постановочная группа, начинающие музыканты ретрансляторы, оригинальные исполнители, исполнители высокого класса, автор сценария, балетмейстер-постановщик, художник-постановщик, художник по костюмам, художник по свету, арт-директор, главноый администратор, PR-менеджер Ответ:Структура создания музыкального проекта включает: поиск исполнителей, организацию их творческой деятельности: подбор репертуара, привлечение инвестиций, создание сценического имиджа, рекламную кампанию и планирование карьеры как ведущую задачу арт-менеджмента. Творческий проект подразделяется на несколько этапов: первый- подписание контракта между исполнителем и продюсером о взаимоотношениях, где определены права и обязанности, сроки действия контракта и финансовые обязательства, второй- определение концепции проекта, поиск ниши в музыкально-стилистическом пространстве, изучение потенциальной зрительской аудитории, привлечение финансовых средств и специалистов, занятых подготовкой исполнителя; третий этап - репетиционная деятельность, работа над имиджем исполнителя, тренинги, запись музыкального альбома; четвертый этап- тиражирование альбома (сингла) и полиграфии; пятый этап - концертно-гастрольная деятельность в рамках проекта, промо акции, позиционирование творческого проекта на рынке культурных услуг. Типы артистов: а) начинающие музыканты; б) ретрансляторы, достаточно высокий уровень исполнения, вместе с тем стандартность, отсутствие индивидуальности и уникальности исполнения; в) оригинальные исполнители невысокого профессионального уровня; г) исполнители высокого класса. Производство видеоклипа не возможно без создания определённого штатного (творческого и производственного) персонала, возглавляет который режиссёр. В зависимости от сложности постановочного процесса временная структура, задействованная на реализацию проекта, может быть увеличена. Штат такой организации подразделяется на творческий и менеджерский. Творческий состав, или режиссерско-постановочная группа включает: " автора сценария, литературного текста, реприз, диалогов, текста ведущих, сюжетного и образного построения, как правило, им является главный режиссёр или режиссёр постановщик; " режиссёра-постановщика, осуществляющего детальную режиссёрскую разработку и руководство постановочным процессом; " балетмейстера-постановщика, который, работая в тесном контакте с режиссёром-постановщиком, с помощью танца, пантомимы, массовых хореографических сцен осуществляет замысел режиссёра; " художника-постановщика, создающего сценографическое решение и осуществляющего авторский и технический контроль за исполнением своего замысла. В качестве художника-постановщика может выступать как частное лицо, так и целая фирма, специализирующаяся в создании и воплощении художественно-декорационных проектов; " заведующего постановочной частью, занимающегося расчетом необходимого количества сценических декораций и их производством в соответствии с художественно-декорационным решением художника постановщика. К данной работе также могут быть привлечены постановочные фирмы и компании; " художника по костюмам, который разрабатывает модель и лекала костюмов. В качестве художника по костюмам может выступать либо определенное лицо, либо модельное агентство; " художника по свету, осуществляющего световое решение проекта и работающего в тесном контакте с режиссером. В сложившейся практике на время проведения мероприятия приглашаются фирмы, специализирующиеся в световом оформлении подобных мероприятий; " звукорежиссера, который несет ответственность за качество звука и комплектацию необходимого звукового оборудования согласно творческим задачам режиссера. Менеджерский состав может состоять из: " арт-менеджер или арт-директор, который подбирает исполнителей, составляет редакторский лист с указанием названия произведения, авторов музыки и текста, заполняет рапортички для Российского авторского общества; " директора, занимающегося организацией и постановкой, определяющего технические и административные задачи в соответствии с творческими задачами, и контролирующего их исполнение; " главного администратора, работающего с административным штатом, контролирующего работу администраторов по транспорту, реквизиту, а также являющегося материально ответственным лицом и координирующего работу подчиненных ему администраторов; " PR-менеджера, осуществляющего рекламную кампанию проекта в средствах массовой информации; " коммерческого директора, заключающего контракты с исполнителями, артистами, приглашенными сотрудниками в режиссерско-постановочную группу, фирмами - арендаторами светового, звукового, сценического оборудования, производителями художественно-декорационного оформления, финансовыми структурами и др. Рассматривая вопросы проектного менеджмента, следует отметить, что съемка - явление временное, и успех зависит от чётко спланированной организации всей постановочной деятельности. В России сложились определённые традиции и найдено психологическое равновесие в работе постановочной группы. Вполне естественно, что в творческом процессе возникают трения, связанные с индивидуальной точкой зрения на то или иное решение, но подобные ситуации закономерны, поэтому поиск компромисса, а не отстаивание своих взглядов - наиболее приемлемый вариант. Перед началом съемок, продюсер составляет бизнес-план для инвесторов, спонсоров, киностудии и других заинтересованных структур, от которых зависит судьба клипа. В краткой форме предложения отражают следующие позиции: идея клипа, жанр; исполнители ролей; график съемок; бюджет клипа. В работе с исполнителями (техническим персоналом, администраторами) важна методика чёткой постановки задач. Это способствует повышению ответственности за принятие самостоятельного и правильного решения в экстремальной ситуации. Проекты распространяются на постановку зрелищных программ, фестивалей, народных гуляний, праздников, карнавалов. Наличие меценатов, спонсоров, гарантия приобретения телекомпанией прав на показ акции - необходимые условия окупаемости проекта. Важность учета тематического характера проекта, места проведения, частоты проведения, объема финансирования, рыночной направленности проекта. Учредители проектов: государственные, общественные организации, международные и национальные ассоциации различных жанров музыкальной эстрады (Министерство культуры, Союз композиторов, консерватория, Московская джазовая ассоциация и др.), коммерческие организации. Система элементов творческого коммерческого проекта. Концептуальная направленность и замысел создателей. Циклы функционирования творческого проекта: 1. Этап выведения на рынок - период медленного роста популярности и спроса на исполнителя (группу). В связи с большими затратами по подготовке номера, программы, компакт-диска и т.п. прибыль на этом этапе отсутствует. 2. Этап роста - период быстрого роста популярности, спроса на исполнителя, аппаратуру, компакт-диски и т.п. Этап быстрого роста прибыли. 3. Этап зрелости - период стабильной популярности и высокого спроса. Прибыль стабилизируется или снижается в зависимости от роста затрат на защиту от конкурентов. 4. Этап упадка - период резкого угасания популярности. Снижение прибыли. Изменение стратегий арт-менеджмента по восстановлению популярности групп, артистов (изменение имиджа артиста, обновление репертуара, костюмов) с целью привлечения внимания зрителей. 7.«Нормативно-правовые основы арт-менеджмента» Основные понятия:охрана интеллектуальной собственности, Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", обладатель смежных прав, имущественные права, свободное использование объектов смежных прав Ответ :Охрана интеллектуальной собственности как важнейшее направление деятельности арт-менеджера. Развитие законодательства России об исключительных правах. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». Сегодня законодательство России предполагает различные формы объединения творческих работников. В современной жизни искусства существует множество проблем, связанных как с правами авторов, так и тех, кто, не являясь автором, способствует сохранению и трансляции культурных ценностей. Эти права принято называть смежными. И если история защиты авторских прав насчитывает уже более 200 лет, то смежные права выделены и так или иначе охраняются на протяжении всего нескольких десятилетий. Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах» раскрывает термин «изготовитель продукта» как «лицо, взявшее на себя ответственность за изготовления продукта» (ст. 4). Поскольку в соответствии с действующим законодательством деятельность по производству продукции не является лицензируемой, любой гражданин может взять на себя инициативу по созданию продукта. Известно, что некоторые виды искусства, называемые исполнительскими (Performing Arts), могут существовать только при наличии посредника между автором и публикой, то есть – исполнителя, который, не являясь создателем самого произведения, вкладывает в его интерпретацию свое время, труд (интеллектуальный и физический), талант и определенные материальные ресурсы. Разумеется, по законам цивилизованного общества все это должно так или иначе вознаграждаться или компенсироваться. Кроме того, когда речь идет о художественных ценностях, имеющих общечеловеческое значение, правовой и экономический аспект такой деятельности многократно усиливается. Для оповещения о существовании исключительных авторских прав первоначальный их обладатель (автор или иной законный владелец авторского права) размещает знак охраны авторского права (копирайт), который состоит из латинской буквы «С» в окружности - ©; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения. В целях охраны смежных прав и предотвращения возможности их нарушения на каждом экземпляре располагается знак охраны, предусмотренный Римской конвенцией, состоящий из трех элементов: 1) латинской буквы «R» в окружности - ®; 2) имени (наименования) обладателя прав; 3) года первого опубликования фонограммы. Взаимоотношения, предусматривающие передачу авторских прав, строятся на условиях договора о передаче прав. Например, в создании кинофильма участвует автор (сценарист) как субъект авторского права, который передает право на использование своего интеллектуального труда (постановку) фильма продюсеру или кинокомпании. Кинокомпания на основе авторского сценария трансформирует материал сценариста под условия постановки (жанра) с помощью режиссера (режиссерская экспликация), художника-постановщика (раскадровка, эскизы), оператора-постановщика (видеоряд), автора музыки, создавая тем самым новый продукт (объект), становясь обладателем смежных прав и получая право (в виде договора) от автора сценария, режиссера-постановщика, оператора-постановщика, автора музыки (субъектов авторского права) на дальнейшее коммерческое использование продукта. С развитием индустрии звукозаписи и усовершенствованием технологических процессов, связанных с использованием современного оборудования, возросла роль продюсера, от которого во многом зависит конкурентоспособность продукта. Основная же функция в производстве и выпуске аудиоматериала принадлежит издающим компаниям, которые становятся обладателями смежных прав. В сферу деятельности издателя, как правило, входят популяризация имени автора и самого произведения, съемка видеоклипа, подбор музыкантов, проведение рекламной кампании и финансирование. В зависимости от условий контракта издатель может выполнять лишь часть из указанных функций. Его основная задача – создание и распространение продукта посредством рекламы и дистрибьюции. Именно тот факт, что у издателя имеется широкая сеть дистрибьюторов, позволяет ему быть конкурентоспособным и распространять продукт тех компаний, которые не имеют подобной структуры. Таким образом, обладатель смежных прав – киностудия (издающая компания) получает исключительное право на прокат (публичную демонстрацию), воспроизведение на материальных носителях (VHS, CD-ROM, DVD, CD, MD), распространение, продажу теле- и радиокомпаниям, издание саундтрека (фильма), продажу копии на международный рынок с правом корректировки для зарубежного зрителя (субтитры, дубляж и т.д.). Согласно Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» автор является обладателем имущественных и неимущественных прав. К неимущественным правам относятся: право признаваться автором; право на имя; право на обнародование произведения в любой форме; право на защиту и помимо этого исключительное право на использование данного произведения. К имущественным правам относятся права на использование, исполнение или постановку в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид исполнения или постановки (передача в эфир, запись исполнения с помощью технических средств, воспроизведение записи, воспроизведение записи исполнения или постановки в эфире, сдача в прокат). Имущественные права могут передаваться по договору организациям эфирного, кабельного вещания, а также лицам, специализирующимся в области коммерческого использования творческих произведений и объектов смежных прав. Свободное использование объектов смежных прав, т.е. без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации кабельного и эфирного вещания и без выплаты авторского вознаграждения, может быть осуществлено в следующих случаях: o использование фрагментов исполнения, постановки, воспроизведение фонограммы в информационных программах для включения в обзор о текущих событиях; o использование небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы для цитирования, при условии, что оно осуществляется в информационных целях, а также: « для обучения или научного исследования; « в личных целях (для проведения досуга); « в судебных процессах. Таким образом, согласно Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» автор предоставляет право осуществить издание своего произведения на каком-либо материальном носителе (книга, пленка, компакт-диск и т.д.) для дальнейшего его использования Концертные и продюсерские агентства, промоутерские фирмы и другие являются предпринимательскими организациями и в своей деятельности руководствуются Гражданским Кодексом РФ, по которому (ч.2 ст. 50) «систематическое получение прибыли» положено в основу мотивов предпринимательства, а «извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности» относится к коммерческим организациям, в отличии от которых некоммерческие «могут определять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы». В гл. 4 ст. 48 Гражданского кодекса РФ дано понятие юридического лица, чем по сути и является большинство частных компаний сферы культуры, и перечислены традиционные его признаки: наличие обособленного имущества, самостоятельная ответственность по своим обязательствам этим имуществом, приобретение и осуществление гражданских прав от своего имени, выступление в качестве истца и ответчика в судах (п. 1 ст. 48).Юридическим лицом признается организация, которая: имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом;м ожет от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные еимущеественные права; нести обязанности; быть истцом и ответчиком в суде. В соответствии со ст. 50 все юридические лица по целям создания и деятельности подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческими считаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51). Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц. Факт государственной регистрации подтверждается выдачей соответствующего свидетельства. Упомянутый в п. 1 ст. 51 закон о регистрации юридических лиц – Федеральный закон от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», введенный в действие с 1 июля 2002 года. Регистрация юридических лиц возложена на налоговые органы. Часть вторая ГК РФ посвящена отдельным видам обязательств. Стоит обратить внимание на понятие гражданско-правового договора, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг). Как правило, в сфере культуры заключаются договоры подряда (ст. 702) или возмездного оказания услуг (ст. 779). В ряде случаев, предусмотренных законодательством, организации выгоднее заключить договор гражданско-правового характера, нежели трудовой. Так, в соответствии со ст. 238 Налогового кодекса РФ, на вознаграждения по подобным договорам не производятся отчисления в фонд социального страхования РФ. Физические и юридические лица. Контрафактные товары. Гражданско-правовые и иные меры защиты авторских и смежных прав. Способы обеспечения иска по делам о нарушении авторских и смежных прав. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Продажа, сдача в печать, иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм. Правила продажи отдельных видов товаров. Постановление Правительства Москвы «О введении защитного идентификационного знака на видео- и аудио-кассеты, компьютерные информационные носители, лазерные и компакт-диски. Порядок присвоения защитного идентификационного знака продукции арт-индустрии. Виды и содержание договорной документации на использование продукции арт-индустрии. 8.«Культурная политика в России и перспективные направления ее развития» Основные понятия:культурная политика в России, административная реформа, децентрализация бюджетного процесса, бюджетная база, Реформирование системы межбюджетных отношений, государственной политики по развитию сферы культуры и искусства Ответ:Культурная политика в России в настоящий период находится в стадии реформирования, проводятся три реформы: административная, бюджетная и оплаты труда работников бюджетной сферы, в значительной степени охватывающая сферу культуры и искусства. Проведение административной реформы предполагает, прежде всего, уточнение функций органов власти разных уровней и разграничение между ними расходных полномочий, в том числе и в сфере культуры и искусства. К основополагающим законодательным актам, определяющим расходные обязательства государства в сфере культуры, относятся Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс РФ, Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». В ст. 44 Конституции РФ закреплено право каждого человека на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Таким образом, государство гарантирует населению предоставление бюджетных услуг культуры, независимо от места проживания. Согласно ст. 72 Конституции РФ общие вопросы культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Данные положения конкретизируются в других федеральных законах. Так, в главе 11 Бюджетного кодекса РФ определяются статьи расходов, закрепленные за бюджетами разного уровня. Статьи 84, 86 и 87 соответственно закрепляют за федеральными, региональными и местными бюджетами расходы на содержание учреждений культуры, находящихся в их собственности или ведении. Статьи 37, 39 и 40 Основ законодательства Российской Федерации о культуре разграничивают компетенции федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области культуры. К сожалению, нормы законодательства зачастую противоречивы, многие из них фактически не действуют на практике. Сложившаяся в связи с децентрализацией бюджетного процесса система межбюджетных отношений не эффективна, поскольку в ней отсутствует четкое разграничение бюджетных полномочий между различными уровнями власти. В сфере культуры противоречивость бюджетных полномочий и реальных источников финансирования для их реализации является одной из наиболее острых проблем. В настоящее время наблюдается серьезный разрыв между объемом полномочий, закрепленных за органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, и их обеспечением финансовыми ресурсами. Существенная часть финансовых средств и доходных источников сосредоточивается на федеральном уровне, а расходные полномочия «сбрасываются» на региональный и местный уровень. Практика показывает, что именно через региональные и муниципальные органы власти в значительной степени осуществляется реализация социальных гарантий государства в области культуры, закрепленных в Конституции. Государство, провозгласив ряд социальных обязательств, на самом деле возложило выполнение последних на регионы (субъекты РФ) и муниципальные образования без соответствующей финансовой поддержки, хотя в этом случае региональные и местные органы власти выполняют государственную задачу. Бюджетной базой для выполнения этих функций должны служить нормативы финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, рассчитанные на основе федеральных государственных минимальных социальных стандартов. Назрела необходимость реформирования всей системы межбюджетных отношений, в том числе и в сфере культуры. С этой целью была разработана Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 – 2001 гг., одобренная постановлением Правительства РФ от 30 июля 1998 г. №862. Базовые принципы и механизмы построения межбюджетных отношений определены Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г., которая одобрена постановлением Правительства РФ от 15 августа 2001 г. №584. Необходимость дальнейшего реформирования межбюджетных отношений была поставлена как приоритетная задача в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в Бюджетных посланиях Президента Российской Федерации, в соответствующих разделах Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и Программы социально-экономического развития Российской Федерации в 2003 – 2005 гг. Реформирование системы межбюджетных отношений, развитие бюджетного федерализма связано с переходом от разделения бюджетов к разделению (разграничению) доходных и расходных полномочий между органами власти разных уровней. Упорядочение расходных полномочий всех уровней власти должно подкрепляться соответствующими финансовыми ресурсами. Этим самым вводится основополагающий принцип, согласно которому все полномочия должны увязываться с бюджетным обеспечением, что приведет к самостоятельности и ответственности уровней власти и одновременно бизнеса. Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и искусства в предстоящем периоде, разработанные Российской академией государственной службы, Научно-исследовательским институтом искусствознания, Институтом философии РАН, Высшей школой экономики, Институтом проблем информационного права, Институтом проблем культурной политики и другими научными учреждениями, проект которых был доложен Правительству РФ в конце 2004 г., позволяют определить следующие шесть основных направлений государственной политики в сфере культуры, искусства и массовых коммуникаций на перспективу до 2010 г. 1) сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России; 2) сохранение многонационального культурного наследия народов России; 3) совершенствование отечественных систем художественного образования; 4) внедрение современных механизмов администрирования и бюджетирования; 5) совершенствование нормативной правовой базы; 6) интеграция в мировой культурный процесс и укрепление положительного образа России. Происходящие сегодня в стране социальные и экономические изменения оказывают существенное влияние на все сферы общественной жизни. Изменяются социокультурные нормы общения и взаимодействия, трансформируются или отмирают устаревшие образцы, рождаются новые модели. Одним из таких новых явлений российской общественной жизни становится социальное партнерство бизнеса, власти и общества, выступающее в качестве важнейшего инструмента решения социальных проблем и построения в стране цивилизованного гражданского общества. Создание условий для развития названной системы партнерских отношений в сфере культуры является одним из приоритетных направлений деятельности в этой области национальной экономики. С этой целью с 2004 г. при министерстве функционирует Экспертный совет по государственно-частному партнерству, основной задачей которого является содействие поиску эффективных решений отраслевых проблем на основе взаимодействия министерства с деловыми кругами, ведущими деятелями культуры и искусства, представителями научной интеллигенции и средств массовой информации. В рамках указанного совета создано несколько рабочих групп по отдельным тематическим направлениям. Одно из них – использование объектов культурного наследия в государственно-частном партнерстве, в рамках которого рассматриваются вопросы сохранения русских усадеб, в частности Музея-усадьбы «Ясная Поляна», и создание соответствующих инфраструктур для обслуживания туристических потоков, а также воссоздания межрегиональных центров реставрации на основе сохранившихся реставрационных предприятий. Еще одно важное направление – национальные электронные ресурсы, посвященное проблемам создания универсальных форм электронных паспортов и реестров памятников культуры, библиотечных и музейных фондов, формирования единой сети виртуальных библиотек и музеев. В рамках рабочей группы по авторским и смежным правам рассматриваются пути эффективного решения проблемы защиты авторских прав, борьбы с аудио- и видеопиратством и контрафактной продукцией. В настоящее время Экспертным советом прорабатывается возможность реализации нескольких крупных инвестиционных проектов, связанных с развитием Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, музеев Московского Кремля, Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. С Внешторгбанком России подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве, целью которого является вовлечение средств банка в крупные отраслевые инвестиционные проекты, имеющие особую общенациональную значимость. Также наметилась тенденция к развитию корпоративной благотворительности российского бизнеса. В числе крупных компаний, осуществляющих социальные программы и инвестиции в культурные проекты, – РАО ЕЭС России, Альфа-Банк, компания «Интеррос», предприятия группы «Базовый элемент», и др. Финансируя социальные программы, эти компании вносят важный вклад в развитие отечественной культуры, оказывают содействие в сохранении культурных исторических памятников, помогают развиваться учреждениям культуры и решать проблемы подготовки кадров для отрасли. В числе первоочередных мер, направленных на поддержку культуры бизнесом должна стать разработка законодательных и налоговых механизмов стимулирования частного капитала, привлекаемого для поддержки учреждений культуры, сохранения национального культурного достояния. Формой реализации данной инициативы станет закон «О меценатах и меценатской деятельности в Российской Федерации», он определит правила и порядок деятельности меценатов в сфере культуры и массовых коммуникаций на основе соблюдения взаимных интересов при реализации индивидуальных и корпоративных проектов. Другой важнейшей задачей, связанной с развитием указанного направления деятельности, является создание широкого информационного поля, освещающего процессы социального партнерства в России. Необходимо инициировать в средствах массовой информации компанию по обсуждению проблем и перспектив поддержки культуры со стороны частного сектора, по распространению позитивного опыта и освещению лучших образцов сотрудничества бизнеса и культуры. Еще одним важным направлением деятельности, на наш взгляд, должно стать проведение научных исследований, направленных на выявление тенденций и моделей сотрудничества бизнеса и культуры, его количественных и качественных параметров, региональных особенностей, а также разработку системы показателей эффективности привлечения средств частного сектора в сферу культуры. Современное понимание идеи социального партнерства бизнеса, власти и общества не сводится только к проблеме благотворительности – оно предполагает достаточно широкий спектр взаимодействия всех секторов в разных сферах общественной жизни. В этой связи нельзя не отметить огромный опыт работы, накопленный нашими учреждениями культуры – библиотеками, музеями, клубными учреждениями, которые в последнее время все активнее выступают участниками различных образовательных проектов и программ информационного обслуживания населения, организации культурно-досуговой деятельности для пожилых людей, а также решения таких острейших проблем, как социальная адаптация трудных подростков и детей-инвалидов. Сегодня во всем мире наблюдается тенденция к переходу от государственного к смешанному, многоканальному финансированию культуры, которое включает государственные субсидии, финансовую поддержку частных спонсоров и собственные доходы организаций отрасли. При этом важно подчеркнуть, что поддержка культуры со стороны частного сектора является дополнением, а не заменой государственных субсидий. Обязательства государства в области субсидирования культуры являются непременным условием частного финансирования в этой сфере. Понятие интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства.В системе менеджмента культуры и искусства наряду с автором и исполнителем центральную роль играет продукт интеллектуальной деятельности. В цивилизованной рыночной экономике продукт интеллектуальной деятельности имеет форму объекта интеллектуальной собственности, авторские права на которые принадлежат конкретному лицу или лицам и не могут быть использованы третьими лицами без разрешения правообладателя. Объекты интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства могут иметь различную форму, как то: авторские права на литературные, драматические, музыкальные, хореографические и аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, а также фотографические произведения; программы для ЭВМ и т.д. В современных экономических отношениях трансформация интеллектуальной собственности в товар формирует смысл экономических отношений в коммерческом искусстве. Экономическая ценность и привлекательность данного продукта привели к тому, что нарушения авторских и смежных прав вышли за рамки судебных разбирательств. В настоящее время несанкционированное правообладателем использование литературных и музыкальных произведений, кинофильмов, компьютерных программ и игр превратилось в глобально ориентированный сверхдоходный криминальный бизнес, которым занимаются международные организованные преступные группы. Поэтому одной из центральных проблем организаций в сфере культуры и искусства является борьба с аудио-, видео- и программным пиратством, наносящим громадный ущерб правообладателям интеллектуальной собственности: композиторам, артистам-исполнителям, кинематографистам, представителям других отраслей культуры и искусства. В настоящее время в России доля пиратской аудио- и видеопродукции составляет не менее 80%. По оценкам специалистов, из 84 млн. выпущенных CD-дисков только каждый 7-й произведен легально, а среди DVD-дисков легально производится не более 20%. Характерно, что нередко и легальные, и «пиратские» тиражи выпускаются на одних и тех же производственных мощностях. Правовое регулирование интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства.Понятие «авторское право» представляет собой совокупность норм гражданского и иных отраслей права, которые регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Авторское право понимается как совокупность принадлежащих автору (физическому лицу) имущественных и личных неимущественных (духовных) прав в отношении созданного им творческим трудом произведения науки, литературы и искусства, обладающего новизной и оригинальностью. Одной из основных проблем авторского права является создание правовых, имущественных и иных условий для эффективной творческой деятельности в сфере науки, литературы и искусства; обеспечение реальных возможностей автору для признания и защиты его права на созданное его творческим трудом произведение. Наряду с этим не менее значимой проблемой авторского права является создание правовых, материальных и иных условий для использования произведения науки, литературы и искусства максимально широким кругом лиц. Таким образом, авторское право формирует систему правоотношений автора и организаций в сферы культуры и искусства, являющейся цивилизованной основой использования обществом продуктов интеллектуальной деятельности. Авторские права и объекты авторского права подразделяются на имущественные и личные неимущественные авторские права, а также на исключительные и неисключительные права. Лицо, обладающее исключительными авторскими правами на произведение, имеет единоличное право на его использование и может запрещать подобное использование произведения другими лицами. Исключительными правами обладает автор произведения, если он не передал свои права (не заключил авторский договор о передаче исключительных прав) третьему лицу. Лицу, обладающему неисключительными правами на произведение, разрешается использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. Неимущественные авторские права это так называемые личные права (с такими правами нельзя поступать как с имуществом: продавать, покупать, дарить, передавать, наследовать и т.д.). В соответствии со ст. 15 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» автору в отношении его произведения принадлежат следующие основные личные неимущественные права: • право авторства – это признаваться автором произведения. Право авторства может принадлежать только действительному создателю произведения и не может передаваться ни по каким основаниям, в том числе и в порядке наследования. Отданного права нельзя и отказаться, поскольку оно возникает у автора в связи с созданием им произведения; • право на имя, т.е. использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т.е. анонимно. Указанное право также является личным правом автора, которое не может кому-либо передаваться, но реализуется только при обнародовании произведения. При подготовке произведения в порядке выполнения служебного задания наряду с непосредственным автором может быть обозначено и наименование организации, по поручению которой выполнена данная работа; • право на обнародование, т.е. обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме. Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. При создании служебных произведений право на отзыв автором не применяется, но он реализует свое право на обнародование в форме передачи своего произведения работодателю; • право на защиту репутации автора, т.е. на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав, сохраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения и охраняются бессрочно. Они не могут перейти и не могут быть переданы иным лицам, в том числе по наследству, по авторскому и иному договору, поскольку по смыслу норм закона являются неотчуждаемыми. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом (ст. 16 Закона об авторских правах). Исключительные права автора на использование произведения означают, в частности, право осуществлять или разрешать следующие действия: • воспроизводить произведение, т.е. изготавливать один или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме и любым образом (право на воспроизведение); • распространять экземпляры произведения (право на распространение) любым способом: продавать, сдавать в прокат и т.д. При этом следует учесть, что существует так называемое положение об «исчерпании» прав: если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения (в частности, это касается свободной продажи и перепродажи экземпляров правомерно изданного литературного произведения и др.); • импортировать экземпляры произведения (право на импорт) в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав; публично показывать произведение (право на публичный показ); публично исполнять произведение (право на публичное исполнение); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир (право на передачу в эфир); сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю); переводить произведение (право на перевод); переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку). Имущественные права на использование произведения, в отличие от неимущественных прав, могут быть переданы (уступлены) другим лицам на основе авторского договора либо по праву наследования и носят срочный характер, поскольку срок действия указанных авторских прав ограничен законом (в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти). Система источников авторского права в Российской Федерации в настоящее время представляет достаточно целостную совокупность законодательных и подзаконных актов, регулирующих авторские отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Правовое регулирование интеллектуальной собственности, в том числе авторского права, в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению Российской Федерации и должно быть основано лишь на федеральном законодательстве и принятых на его основе подзаконных актах. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также охрану законом интеллектуальной собственности; Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. №5351-1 с дополнениями и изменениями, большинство норм которого являются нормами прямого применения, создал современную правовую основу для регулирования авторских отношений, учитывающую международные конвенции и соглашения; Закон Российской Федерации от 23.09.1992 №3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» законодательно закрепил положение, что программы для ЭВМ и базы данных относятся к объектам авторского права. В частности, программам для ЭВМ предоставляется правовая охрана как произведениям литературы, а базам данных – как сборникам. Кроме того, вопрос авторского права регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (применение общих положений о сделках, положений обязательственного права, наследственного права, способов защиты нарушенных прав, правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства и др.); Уголовным кодексом Российской Федерации (уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав); Кодексом об административных правонарушениях (административная ответственность за продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм); иными законодательными актами, а также постановлениями Правительства Российской Федерации, актами общего характера в области авторского права, принимаемые федеральными органами управления в сфере культуры, печати и информации (инструкции, правила и иные) или органами власти и управления субъектов федерации (положения о творческих конкурсах, о проведении выставок, об охране памяти деятелей науки, литературы и искусства и др.). К числу источников авторского права относятся и постановления Верховного Суда Российской Федерации, который наделен правом на основании обобщения судебной практики давать руководящие разъяснения по наиболее сложным вопросам применения норм авторского законодательства, обязательные для судов и иных участников процесса. Большую группу источников авторского права составляют международные договоры и соглашения. Российская Федерация является правопреемники СССР по всем заключенным СССР международным договорам в области авторского права, в том числе о присоединении с 27 мая 1973 г. ко Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г., о вступлении с 1968 г. в члены Всемирной организации интеллектуальной собственности и др. С марта 1995 г. Россия является участником Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (в редакции 1971 г.); Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1971 г.); участником Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г., подписанного 11 государствами – членами СНГ, а также ряда других международных соглашений и договоров в данной области. Интеллектуальная собственность в сфере культуры и искусства в условиях глобализации.Присоединение Российской Федерации ко Всемирной торговой организации (ВТО) предполагает унификацию национального законодательства с международным правом стран – участников ВТО. Это приведет к значительному усилению борьбы с преступностью в сфере интеллектуальной собственности, выводу значительной части рынка из «тени», результатом чего станет удорожание тех интеллектуальных продуктов, которые до включения России в ВТО можно воспроизводить, копировать, транслировать за символическую плату (либо без таковой). Таким образом, вступление России в ВТО, с одной стороны, ограничит доступ широких масс населения к произведениям культуры и искусства, с другой – упростит экспорт отечественной литературной, музыкальной и кинопродукции на рынки экономически развитых стран. Кроме того, унификация национального авторского права с международным является инструментом, обеспечивающим инвестиционную привлекательность национальной культуры. В настоящее время многие правовые механизмы, закрепленные в действующем законодательстве, не применяются или не могут быть применены. Неограниченные возможности частного копирования, использования передач, фильмов, отрывков книг и статей, помещение их в Интернет не ограничены компенсацией, выплачиваемой правообладателям. В ст. 26 Закона об авторском праве такая возможность заложена. Но сбор соответствующих отчислений не под силу организациям по коллективному управлению имущественными правами авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм. Присоединение к ВТО и унификация национального режима охраны авторских и смежных прав в соответствии с международным правом является еще одним шагом России в сторону развитой рыночной экономики. Менеджмент интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства является одним из наиболее сложных в системе менеджмента в сфере культуры и искусства как по специфике продукта – его нематериальности и стоимости, так и особенности субъектов отношений – авторов, исполнителей, а также потребителей: слушателей, зрителей и иных потребителей продуктов интеллектуальной деятельности. В наиболее общем виде менеджмент интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства включает в себя администрирование процесса создания и юридического оформления объектов интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства, их оценку и коммерциализацию, маркетинг и вовлечение в оборот путем установления бизнес-связей между субъектами экономических отношений в сфере культуры и искусства. |