Стратегия и тактика технологий арт-менеджмента» Основные понятия: маркетинг в сфере культурно-просветительских услуг, культурно-просветительские услуги, конкуренция между организациями и творческими личностями, культурно-просветительские и образовательные услуги, сбытовая политика, спрос, рынок культурно-просветительских услуг и его сегментов Ответ:В условиях формирования рыночных отношений во всех сферах российской экономики маркетинг следует рассматривать в качестве метода регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации, которые определяются ее потенциалом. Рассмотрим роль маркетинга как метода управления в некоммерческих организациях на примере организаций культуры и искусства. Для организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере культуры и искусства, это означает разработку, реализацию и оценку инновационных технологий культурно-просветительской деятельности посредством изучения требований потенциальных клиентов в сфере и на территории, охватываемой деятельностью организации. Этим самым обеспечивается гармонизация интересов между учреждением культуры и искусства и частью населения, которая им обслуживается, т.е. между организацией и ее внешней средой. Именно на этом основании маркетинг, являющийся самостоятельной научной дисциплиной, следует отнести к одному из методов менеджмента. Использование маркетинга как метода управления помогает занять организации или творческой личности свою нишу на рынке культурно-просветительских услуг и способствует формированию их особой миссии в этой сфере деятельности. Маркетинг в сфере культурно-просветительских услуг имеет специфические особенности, отличающие его от маркетинга в сфере материального производства. К числу таких отличительных особенностей относятся: • рост числа и степени конкуренции среди потенциальных участников, желающих получить возможность формировать культурно-просветительские услуги; • конкуренция между организациями и творческими личностями с целью привлечения клиентов (зрителей) на получение культурно-просветительских и образовательных услуг; • многозначность целей культурно-просветительских и образовательных услуг и возможность их расширения; • внерыночное давление на потенциальные возможности организации в оказании платных услуг. Маркетинг как метод управления используется, прежде всего, для создания имиджа организации или творческой личности, владельца интеллектуальной собственности. Имидж представляет собой совокупность мнений, идей, впечатлений, связанных с деятельностью конкретной организации или творческой личности. Его формирование обусловлено талантом творческой личности, качеством его подготовки, востребованностью; связано с использованием инновационных технологий и материально-техническим, рекламным и социальным обеспечением творческого или иного процесса и др. Имидж позволяет определить, как люди воспринимают конкретную организацию, творческую личность, ее соответствие и возможности в удовлетворении потребностей в конкретных культурно-просветительских услугах, как оценивают отношение к ней организаций-конкурентов и конкурентов творческих личностей. Для поддержания имиджа организации и отдельных творческих личностей, решения практических задач требуется маркетинговая ориентация всей деятельности. Сбытовая политика. Изучение спроса. В задачи службы маркетинга входят: 1) изучение размеров рынка культурно-просветительских услуг и его сегментов, тенденций изменения потребностей в услугах организации отдельной творческой личности; 2) изучение потребности и запросов рынка культурно-просветительских услуг и степени их удовлетворения в отдельных сегментах; 3) обеспечение организации или творческой личности благожелательным отношением организаций-партнеров, общественности; 4) оказание помощи в разработке и продвижении принципиально новых и инновационных проектов и программ; 5) развитие коммуникаций, участие в публичных и рекламных акциях, способствующих целям организации. Анализ конкурентоспособности продуктов арт-индустрии. Рекламная деятельность. Технологии продвижения продуктов искусства на рынке. Базовые категории рынка и рыночных отношений в арт-индустрии. Структура производства и потребления продуктов искусства. Технологические цепочки и конвейер производства в арт-индустрии. Организация процесса планирования и его технологии. Бизнес-план как форма стратегии организации в рыночных условиях. Особенности текущего и оперативного планирования арт-производства. Бизнес-планирование как функция и метод управления увязывает в единую систему и регулирует интересы организации и отдельных работников, обеспечивает рациональное распределение ресурсов организации для эффективного достижения цели. При этом интересы организации культуры и искусства и государства (общества) соотносятся через прибыль путем уплаты налогов, а интересы организации и ее персонала – через оплату труда. Планирование является важнейшей составной частью управления, и тесно связано с остальными его функциями и методами. В частности, планирование взаимосвязано с маркетингом, стимулированием, хозяйственным расчетом, ценообразованием, материальным стимулированием труда и в то же время является составной частью (инструментом) перечисленных методов. В организациях культуры и искусства заключается в целевом распределении ресурсов в интеллектуальной, инновационной и хозяйственной сферах деятельности, с тем чтобы определить наилучшее использование этих ресурсов. Планирование используется как метод управления, во-первых, хозяйственной деятельностью организацией, во-вторых, интеллектуальной деятельностью, в-третьих, персоналом. Во временном горизонте планирование обслуживает стратегическое и текущее управление и поэтому на каждой стадии имеет соответствующее название. Как было отмечено выше, стратегия представляет собой искусство планирования деятельности по руководству, основанное на далеко идущих прогнозах. Поведение организации на рынке зависит от обоснованности выбранной стратегии управления организацией. От того, настолько полно и глубоко (комплексно и системно) руководство организации учитывает факторы внешней среды и внутреннего потенциала организации в соответствии с принятой миссией поведения в рыночном пространстве, зависит эффективность деятельности в сфере культурно-просветительских и образовательных услуг. Тактика реализации стратегии организации разрабатывается на основе бизнес-планирования. Бизнес-план представляет собой документ, структура которого представлена в табл. Структурная модель бизнес-плана коммерческой организации
Направление (раздел) бизнес-плана | Содержание направления (раздела) бизнес-плана | Возможности (миссия фирмы) | Генеральная цель, ее декомпозиция Концепция технологии и новизны культурно-просветительской услуги Рынок предложения услуги и его емкость Риски Ожидаемая эффективность | Интеллектуальные товары и услуги | Преимущества услуги в сравнении с конкурентами Основные характеристики услуги Пути совершенствования, инновационные технологии Стратегия обновления услуги | Рынки | Комплекс маркетинговых исследований Сегмент рынка по услуге Тенденции изменения рынка Емкость рынка Конкуренты | Финансы | План доходов План расходов Баланс доходов и расходов Анализ финансовых потоков План инвестиций | Бизнес-план обычно следует разрабатывать на один год с разбивкой по кварталам. В сфере деятельности культуры и искусства следует использовать интегрированный маркетинговый и проектный (программный) подход. Термины «проектный» и «программный» по своей сути являются равнозначными и часто несут одинаковую семантическую нагрузку. Однако между ними можно обнаружить различие, которое состоит в отнесении их к объекту исследования. Проект, как правило, характеризует один объект исследования, а программа – несколько, или даже множество (комплекс), объектов исследования. Проект, как исам будущий интеллектуальный продукт, модулируемый в этом проекте, имеет жизненный цикл. Фазами (этапами)жизненного цикла проекта являются: 1) разработка замысла проекта; 2) постановка цели (целей) проекта; 3) подготовка (разработка) проекта; 4) реализация (осуществление) проекта; 5) достижение (завершение) поставленных целей проектом. Реализация метода проектного управления основана на методологии, использование которой требует от персонала, ее реализующего, не только общих профессиональных знаний в области менеджмента, но и специфических знаний инновационных технологий в сфере культуры и искусства. Это вытекает из того, что управление проектами и программами включает: 1) определение цели проектов и программы и обоснование их; 2) структурирование цели (редуцирование цели) и установление рациональной структуры программы; 3) оценку необходимых объемов и источников финансовых, материальных и нематериальных инвестиций; 4) осуществление подбора исполнителей, подготовку и осуществление контактов с ними; 5) определение сроков выполнения проектов и программы; 6) определение затрат ресурсов по подцелям проекта и видами предусмотренных в них работ; 7) оценку рисков и разработку системы мер понижения рисков; 8) организацию эффективной системы управления реализацией проектов и программы; 9) обеспечение контроля, учета и анализа выполнения проекта. Принципиальная блок-схема разработки проектов и программы представлена на рис. 4.3. При этом имеется в виду, что проект разрабатывается для творческого коллектива r-го уровня, а программа – для системы (организации) более высокого уровня r+n. По своей сути проектный подход представляет методологию реализации системного подхода к созданию интеллектуальной продукции в сфере культуры и искусства, дает возможность решать задачи синтеза механизмов достижения целей, которые могут возникнуть в рамках действующих организаций в будущем. Инструментом управления являются целевые комплексные программы, позволяющие управлять системой по конечным результатам, по так называемой программной продукции. Реклама - (лат. привыкать) 1) информация о предстоящих мероприятиях, предлагаемых видах культурных услуг, с целью освещения населения и создания на них социального спроса; 2) распространение сведений о чем-либо или о ком-либо с целью создания популярности. Рекламная кампания-комплекс различных рекламных мероприятий дополняющих друг друга. Для сферы шоу-бизнеса важным моментом является рекламная кампания. Совокупность эстрадного исполнителя и его творчества как продукт (товар). Продолжительность рекламной кампании зависит от поставленной цели, особенностей объекта рекламирования, масштабов кампании. Рекламная кампания может проводиться одним предприятием, объединением или группой предприятий одного или несколько ведомств. Рекламные кампании характеризуются рядом признаков, каждый и которых может быть положен в основу их группировки. К таким признакам относятся: - объект рекламирования, -целевая установка,o продолжительность проведения рекламной кампании - масштаб рекламной кампании. По объекту рекламирования можно выделить кампании по рекламе: коллективов и исполнителей, товаров и услуг данной сферы. Виды рекламных кампаний по целевой установке в сфере музыкального шоу-бизнеса: 1. вводящая рекламная кампания. Кампания, по временным рамкам средней или долгой продолжительности, рассчитанная на начинающих исполнителей, подразумевающая знакомство с исполнителем. Наполнение теле эфира видеоклипами артиста, печатные статьи под заголовком "открытие года" и т.д. 2. утверждающая рекламная кампания. Кампания, способствующая продвижению и популяризации известных исполнителей, продаже вышедших аудио видео продуктов и т.д. 3. напоминающая рекламная кампания. Кампания, обеспечивающая поддержание спроса и популярности на проекты и услуги сферы шоу-бизнеса По продолжительности рекламные кампании могут быть: - непродолжительные (до одного месяца), реклама концертов, гастролей акций; - средней продолжительности (от одного до шести месяцев). Это может быть вводящая рекламная кампания начинающего исполнителя; - длительными (свыше шести месяцев). Продвижение начинающего исполнителя. С точки зрения масштаба следует различать рекламные кампании: - местные, проводимые на территории города, района (организация концертов местных исполнителей); - региональные; - общенациональные (хит-парады); - международные ("Славянский базар", участие вокалистов в фестивале "Евровидиние"). Источники финансирования рекламной кампании могут быть: - децентрализованные (за счет средств от дельных предприятий, организаций, фирм, объединений) - централизованные (за счет фонда на рекламу, созданного в центральном порядке, республиканских ведомствах, министерствах). Следует отметить, что целевая установка, источники финансирования, а также характер рекламной кампании, продолжительность ее и масштабы проведения полностью зависит от основного объекта рекламирования. Хит-парад - (список самых популярных синглов и исполнителей) эффективный инструмент рекламы в музыкальном шоу-бизнесе В последнее время в связи с большой ориентацией на альбомы, этот термин употребляется все реже, уступал место "чартс" (буквально "списки"). Списки печатают почти все музыкальные журналы, а их "сингловую" (песенную часть) транслируют радиостанции и музыкальное телевидение. Механизм составления хит - парадов различен. Наиболее представительны "официальные, национальные списки, в которых учитывается продажа грампластинок и компакт - дисков по всей стране, на этом основании присуждается "серебряные" "золотые" и "платиновые" диски (критерий присуждения в разных странах разный). Большинство журналов основывают свои хит - парады на данных продажи поступающих из одного крупного "базового" магазина". Опыт показывает, что эти списки мало отличаются от "официальных". Журналы и радиостанции составляют "хит - парады" по письмам читателей и слушателей. Полл - опрос, который проводят один раз в год музыкальные издания и некоторые радиостанции в двух номинациях: популярный исполнитель и песня. Существуют также номинации "Худшая песня" или "Разочарование года". Некоторые издания, помимо читательских "поллов", проводят и опросы критиков и знаменитостей. В этих случаях иногда печатается не только общая сумма голосов, но и конкретное "авторитетное мнение". Рекламная кампания начинающего исполнителя: - выстраивается на слуховом восприятии и включают такие средства как такие средства как радио, аудиозаписи, интервью с продюсером; - прокат видео клипа на ТВ; - участие в телевизионных конкурсах ("Фабрика звёзд"). Рекламная кампания продвинутого исполнителя включает: - рекламу компакт - дисков, видео клипов и роликов, выход новых альбомов, статьи в газете, интервью, участие в телепрограммах, сопровождение гастролей короткими сюжетами; - участие в хит-парадах; хайпинг (рекламная кампания содержащая интригу -скандал с коллегами по сцене, любовная связь, брак звезд, плохие привычки и т.д.); - открытие собственного дела; - участие в супер - турах; - гастроли за границей; - создание фан - клубов; - выпуск фотографий плакатов, сувениров с изображением исполнителя. Необходимо отметить участие знаменитостей в рекламе. Они особым образом проецируют свою популярность, свой авторитет на можно рассматривать создание имиджа товару с помощью товар или услугу, рекламируемый объект. В этом случае ассоциаций по смежности. Медиапланирование - это создание плана размещения рекламы в средствах массовой информации и выбор этих СМИ для ее размещения с целью достижения максимальной эффективности рекламной кампании. Качественное медиапланирование позволяет сэкономить в среднем до 30 % рекламного бюджета и при этом достичь желаемых результатов - известности артиста и, в конечном счете, увеличения объема продаж дисков и билетов па концерты. Для того чтобы исполнитель стал публичным, вызывал интерес, стал узнаваем, а его диски и билеты на концерт раскупались, необходимо не только транслировать его песни в эфирах радио и телевидения, но и, активно концертируя, заниматься прямой рекламой артиста и его дисков. Задачу рационального вложения средств в рекламу можно решить, только предварительно составив медиаплан. В медиаплане должны отражаться следующие аспекты: частота и периодичность размещения рекламных материалов, охват целевой аудитории, бюджет рекламной кампании. Для создания оптимального плана размещения рекламы необходимо знать возможности тех или иных радио- и телеканалов, форматы и тиражи газет, журналов и т. д. Также требуется изучитиь рейтинги и результаты социологических исследований аудитории того или иного теле- или радиоканала, читательской аудитории той или иной газеты или журнала. Необходим профессиональный подход, который может: - обеспечить оптимальное планирование и закупку медиа; - расширить круг альтернатив при выборе медиа-стратегии; - более точно сформулировать задачу "креативщикам". Для точного попадания в свою целевую аудиторию необходимо знать ее медиа-предпочтения. Эту информацию может дать только специальное социологическое исследование. Подобные исследования стали проводиться в России Цели медиапланирования: - грамотное и целенаправленное использования бюджета - корректировка ваших действий на будущее;- - попадание в свою целевую аудиторию. Цели с точки зрения маркетинга: - сделать промо-кампанию исполнителю; - сделать узнаваемым исполнителя; - изменить или усилить имидж исполнителя - увеличить число потенциальных покупателей билетов и носителей; - увеличить частоту покупаемости промоутерами данного исполнителя. Цели с точки зрения медиапланирования: - максимальный охват; - максимальная частота выхода в эфир; - корректировка присутствия артиста во времени; - разработка стратегии событий. |