Документы в туристской деятельности, их классификация. Работа с документами является одной из наиболее важной составляющих работы туристской фирмы, на которую тратится основная часть рабочего времени. Внимательное и серьезное отношение к документальному сопровождению необходимо в силу веских причин: - во-первых, туристическая услуга (как и любая другая услуга) отличается от товара изменчивостью своего качества, по этой причине все составляющие турпродукта должны быть строго регламентированы, их малейшие изменения требуют оперативного отражения в соответствующих документах; - во-вторых, туристская деятельность представляет собой большой поток информации, проходящей через туристскую фирму. При этом практически любая входящая и исходящая информация нуждается в учете и носит порой принципиальный характер для самой туристской фирмы; - в-третьих, наличие определенного перечня документов установленного образца является необходимым условием легального туристского бизнеса. Документы туристской фирмы можно классифицировать по ряду признаков. Ведущей классификацией документов является классификация по отношению содержащейся в документах информации к той или иной сфере деятельности туристской фирмы. На основании этой классификацииможно выделить: · уставные документы: устав турфирмы, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации фирмы, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельства о постановке на учет во внебюджетных фондах; · бухгалтерские и статистические документы: банковские документы (платежные поручения, счета, счета-фактуры и др.), кассовые документы (ордера, кассовая книга и др.), документы по учету материальных ценностей или документов строгой отчетности, документы по заработной плате (ведомости) и т.д. · документы внутреннего распорядка: отношения туристской фирмы с персоналом (личные дела сотрудников, трудовые договора, должностные инструкции, приказы по найму, продвижение по службе, увольнению, предоставлении отпусков и т.д.), организационные вопросы текущей деятельности фирмы (штатное расписание, график рабочего дня, организационная структура фирмы, схемы взаимоотношения между отделами), проблемы экологичности и безопасности (правила пожарной безопасности на рабочем месте, планы эвакуации в случае пожара и т.д.). · документы, регламентирующие отношения с поставщиками услуг (договора, акты сверки выполненных работ (оказанных услуг), заявки на бронирование и т.д.; · технологическая документация. Созданный туроператором туристский продукт (тур) подразумевает его обязательное методическое обеспечение в фирме. Методическое обеспечение воплощается в виде подготовки специальной технологической документации, которая призвана полностью описать сам тур, процессы его производства и услуги, предоставляемые туристам (технологическая карта туристского путешествия по маршруту, график загрузки туристского предприятия группами туристов на определенное время, информационный листок к путевке туристского путешествия). Это необходимо для четкой, оперативной и гибкой работы сотрудников фирмы, а также для возможности постоянного контроля за содержанием тура, его выполнением и для работы над его совершенствованием. · документы, регламентирующие отношения туроператора с турагентами: агентские договора, специальные предложения (регулярно рассылаемые туроператором информация об изменении условий, сроков или стоимости туров), подтверждение бронирования, ценовые предложения и конфиденциальные тарифы, стоп-листы (содержащие информацию об отелях или турах, продажа которых на указанные даты закончена, счета на оплату; · документы, регламентирующие отношения с туристами: договор о предоставлении туристских услуг, турпутевка, туристский ваучер, информационный листок и т.д.; · документы, регламентирующие отношения с партнерами. Учредительные (уставные) и иные разрешительные документы турфирмы Уставные документыимеют ряд характеристик: ■ их наличие и юридическая сила необходимы по действующим на территории страны или региона законам и подзаконным актам (например, на территории РФ любой туроператор обязан иметь финансовую гарантию); ■ они являются подтверждением легальности туристического бизнеса и содержат минимум информации о правовых основах деятельности турфирм. Документации турфирмы зависит от избираемой ее руководителем формы собственности. Наиболее распространенная форма собственности турфирмы - общество с ограниченной ответственностью (ООО), реже индивидуальное предпринимательство, еще реже - акционерное общество. По существующим в Российской Федерации нормативно-правовым актам к уставным документам турфирм можно отнести следующие: ■ Устав туристского предприятия - основной документ, содержащий сведения о составе учредителей фирмы, их взносах в Уставный капитал, их правах и обязанностях в ходе управления фирмой. Устав общества с ограниченной ответственностью должен содержать следующие пункты: 1.полное и сокращенное фирменное наименование общества; 2. сведения о месте нахождения общества; 3. сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; 4. сведения о размере уставного капитала общества; 5. сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества; 6. права и обязанности участников общества; 7. сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества; 8. сведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу; 9. сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам; 10. иные сведения, не противоречащие законодательству РФ (п.2 ст.12 ФЗ «Об ООО). ■ Учредительный договор - смысл которого заключается в отражении добровольного характера объединения усилий учредителей для достижения совместных коммерческих целей и интересов. В соответствии с п. 1 ст. 12 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в учредительном договоре учредители общества обязуются создать общество и определяют порядок совместной деятельности по его созданию. Учредительным договором определяется следующее: 1. состав учредителей (участников) общества; 2. размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей общества; 3. размер и состав вкладов; 4. порядок и сроки внесения этих вкладов в уставной капитал общества при его учреждении; 5. ответственность учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по внесению вкладов; 6. условия и порядок распределения между учредителями (участниками) общества прибыли; 7. состав органов общества и порядок выхода участников общества из общества. ■ Свидетельство о государственной регистрации фирмы — туроператора, турагента. Государственная регистрация является основным условием для осуществления предпринимательской деятельности. Согласно ст.12 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для того чтобы зарегистрировать фирму-туроператора, необходимо предоставить в регистрирующий орган следующиедокументы: 1) заявление о государственной регистрации. Форма заявления утверждена Правительством РФ. 2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ; 3) учредительные документы юридического лица (подлинники Устава, Учредительного договора или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 4) документ об уплате государственной пошлины (2000 рублей). Если учредитель, один, то им оформляется документ под названием «Решение о создании юридического лица», если учредителей несколько, их решение о регистрации ООО должно быть зафиксировано путем составления протокола общего собрания участников общества. Этот комплект документов подается и налоговую инспекцию по месту нахождения офиса заявителя. После принятия положительного решения о регистрации ООО налоговая инспекция выдает заявителю два свидетельства: 1) о государственной регистрации юридического лица; 2) о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения его на территории Российской Федерации. В течении 5 рабочих дней регистрирующий орган принимает решение о регистрации фирмы. Решение, принятое регистрирующим органом о государственной регистрации юридического лица вносится в Единый реестр юридических лиц. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица выдается лично заявителю. В течение десяти дней после получения регистрационных документов вновь созданное ООО необходимо зарегистрировать в фонде социального страхования. Представление недостоверных сведений или несоблюдение сроков регистрации влечет наложение штрафа. Для регистрации индивидуального предпринимателяфизическому лицу необходимо предоставить в регистрирующий орган следующие документы, предусмотренные п.1 ст.22.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», к которым относятся: 1. заявление о государственной регистрации, подписанное заявителем. Форма заявления утверждена Правительством РФ; 2. российский паспорт с местной пропиской (плюс его копия); 3. подлинник свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации (при его наличии); 4. документ об уплате государственной пошлины. Порядок и срок предоставления физическим лицом документов в регистрирующий орган аналогичен порядку и сроку при регистрации юридического лица. На основании решения, принятого регистрирующим органом, и внесения им записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей фирма читается зарегистрированной и, следовательно, имеет право заниматься турагентской деятельностью. ■ Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; ■ Свидетельства о постановке на учет во внебюджетных фондах. Частными для туропереитинга уставными документами являются финансовое обеспечение на право осуществления туроператорской деятельности, а также сертификаты качества и сертификаты соответствия государственным стандартам услуг, предлагаемых турфирмами. Перечисленные уставные документы (их оригиналы или нотариально заверенные копии) должны постоянно храниться в офисе туфирмы и предоставляться по требованию клиентов, партнеров либо представителей органов государственной власти. Бухгалтерские или статистические документымало чем отличаются от подобных документов фирм, занимающихся другими видами коммерческой деятельности. Их характерными чертами являются: ■ строго установленный государственными властными органами образец документов и правила их заполнения; ■ предназначенность данной документации как для внутреннего пользования, так и для предоставления третьим лицам (например, отчеты перед налоговой инспекцией или внебюджетными фондами); ■ установленные государственными органами правила хранения этой документации; ■ право составления и подписи бухгалтерских или статистических документов принадлежит ограниченному кругу лиц, что закрепляется Уставом или приказами туристской компании. Бухгалтерские документы, в основном, регулируют следующие сферы работы турфирмы: ■ осуществление наличных и безналичных расчетов; ■ соблюдение кассовой дисциплины; ■ выплата установленных налогов и сборов; ■ начисление заработной платы сотрудникам; ■ денежные или имущественные отношения между учредителями фирмы; ■ инвентаризация и учет фондов фирмы; ■ накопление резервных фондов; ■ учет и контроль дебиторской и кредиторской задолженности фирмы. Перечисленные отношения регламентируются большим количеством бухгалтерской документации, которую также, в свою очередь, можно классифицировать на несколько групп: ■ банковские документы (платежные поручения, счета, счета-фактуры и др.); ■ кассовые документы (ордера, кассовая книга и др.); ■ документы по учету материальных ценностей или документов строгой отчетности; § документы по заработной плате (ведомости). ■ и т.д. Статистические документы предоставляются в соответствующие статические органы, которые занимаются рекомендациями по повышению эффективности макроэкономического государственного регулирования туристического рынка. Внутрислужебные документыпредназначены только для внутреннего пользования и обычно регулируют: ■ отношения менеджмента турфирмы с персоналом (личные дела сотрудников, трудовые договора, должностные инструкции, приказы по найму, продвижению по службе, увольнению, предоставлении отпусков и т.д.); ■ организационные вопросы текущей деятельности фирмы (штатное расписание, график рабочего дня, организационная структура фирмы, схемы взаимоотношений между отделами); ■ проблемы эргономичности, экологичности и безопасности трудовой деятельности (правила пожарной безопасности на рабочем месте, планы эвакуации в случае пожара и т.д.). Характерными чертами внутрислужебных документов являются: ■ необходимость их наличия в работе туроператора (как исходя из логики, так и по требованию органов власти); ■ и авторы, и пользователи данной документации являются работниками одной фирмы; ■ наличие данной документации и ее соответствие государственным требованиям может проверяться третьими лицами. Документы, регламентирующие отношения с поставщиками услуг Эти документы регламентируют отношения туристской фирмы со всеми поставщиками, туристические услуги которых применяются в туроперейтинге, и является важнейшей компонентой документации туроператоров, поскольку регламентирует процесс создания туристического продукта и является гарантией его качественной реализации. При отсутствии этой документации или ее недолжном оформлении ответственность туроператора перед туристами не распространяется на поставщиков, даже если они и были объективно виновны в наступлении негативных последствий. Договорыявляются основным видом документов, регламентирующих отношения туроператора с поставщиками туристических услуг, они заключаются только с дееспособными поставщиками. Дееспособность поставщиков (юридических или физических лиц) определяется нормативно-правовыми актами и заключается в наличии у поставщика необходимых для осуществления легальной коммерческой деятельности документов (к примеру, отель как поставщик туристических услуг для достижения собственной дееспособности должен иметь необходимый набор разрешительных документов - лицензию, заключения служб санитарно-эпидемиологического контроля, пожарной безопасности и т.д.). В противном случае, заключенные с недееспособными поставщиками договора признаются недействительными. Любой договор туроператора с поставщиком должен содержать следующую информацию: ■ полное наименования и реквизиты сторон (включая юридический и почтовый адреса, телефоны, факсы, банковские реквизиты, идентификационный номер налогоплательщика); ■ документы, на основании которых признана дееспособность сторон (обычно это номера лицензий или других разрешительных документов) или правомочность заключивших договор лиц (обычно это Устав или доверенность); ■ предмет договора (то есть цель, ради достижения которой обе стороны согласились на сотрудничество); ■ права и обязанности обеих сторон в ходе их сотрудничества; ■ ответственность сторон за нарушение условий договора; ■ условия вступления договора в силу, его пролонгации, расторжения. В туроперейтинге стоит внимательно относится к наличию и регулярному обновлению договорной базы с поставщиками, поскольку согласно букве закона, любое сотрудничество с третьим лицом на бездоговорной основе считается незаконным, а торговля турпакетами, включающими услуги таких поставщиков — одна из первоочередных причин приостановления действия деятельности фирмы туроператора. Примеры. Акты сверки выполненных работ (оказанных услуг). Смысл этих документов в регулярной взаимной проверке сторонами (туроператором и поставщиком) соответствия между оплаченными или оказанными услугами за определенный отчетный период. Данный акт составляется в двойном экземпляре и подписывается обеими сторонами, если указанные в нем сведения не вызывают их сомнения или протеста. Чаще всего акты сверки оказанных услуг применяются либо в бартерных операциях, либо в случае туристического кредита. То есть тогда, когда одна из сторон (чаще всего ею выступает туроператор) производит передачу крупной суммы (деньгами или в натуральном выражении) другой в счет будущих расчетов. К примеру, туроператор финансирует ремонт гостиницы в счет будущего обслуживания своих туристов. Смысл актов сверок заключается в обоюдном контроле сторонами собственных расходов. Сверки проводятся регулярно, а несогласие одной из сторон с содержанием актов сверок является основанием для передачи дела на рассмотрение в арбитражный суд. Входящая документация от поставщиков содержит информацию о предложениях поставщиков и их рекомендации о возможностях дальнейшего сотрудничества. Примерами такой документации могут быть прайс-листы, прейскуранты, предложения о сотрудничестве, информационные письма, рекламная информация. Исходящая информация для поставщиков содержит возможности дальнейшего сотрудничества, предлагаемые туроператором. В случае разовой работы туроператора с поставщиками распространены заявки на бронирование их услуг. Заявка на бронирование определенной услуги выполняется на бланке туроператора и должна содержать следующие основные сведения: ■ вид бронируемой услуги (например, просим обеспечить трансфер); ■ сроки оказания услуги (дата, время начала и окончания предоставления услуги); ■ условия оказания услуги (например, проживание в 2-местном номере с удобствами); ■ класс обслуживания (например, номер люкс или индивидуальный трансфер); ■ количество человек в группе; ■ личные данные туристов (фамилии, имена, отчества, паспортные данные); ■ дополнительные условия. Наконец, среди регламентирующих отношения с поставщиками документов можно выделить специализированные документы, которые определяются спецификой или самих поставщиков (например, карта маршрута — в отношениях с автохозяйством), или форм сотрудничества туроператора с ними (например, «план-шахматка» расселения туристов при блочной покупке гостиничных номеров, отражающая наличие мест в тех или иных номерах на те или иные даты). |