Профилактика отклонений в формировании личности. Под отклонениями в формировании личности (ОФЛ) подразумевается не только задержки в возникновении соответствующих новообразований личности (носящие пролонгированный характер и сочетающиеся с регрессивной защитной позицией), но и появление их искаженных форм и чисто негативных новообразований. Первым признаком ОФЛ является эмоциональное выпадение ребенка из контакта с окружающими людьми, из коллектива сверстников (если оно обусловлено нарушением свойств эмоциональной регуляции: ситуативности, адекватности, избирательности, предметности и т.д.). Для них характерно неудовлетворенное эмоциональное состояние, которое выражается: – в расхождении эмоциональной привлекательности и значимости сверстника; – в затруднениях в процессе реализации своей стратегической линии общения с ровесниками; – в формировании целого комплекса механизмов психологической защиты; – в формировании механизмов неустойчивой или акцентированной адаптации; – в освоении пассивно или активно-оборонительной позиции в социуме на фоне развития «небезопасно-сопротивляющегося» или «небезопасно-избегающего» типа взаимоотношений и привязанностей к близким людям. Обязательно: Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды: – анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога; – групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей; – информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса. Дополнительно: Отслеживание динамики социально-эмоционального развития обучающихся. Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ОУ. Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива. Декада по профилактике употребления психоактивных веществ. Профилактическая работа осуществляется посредством включения во все виды работ психолога. Это происходит и на развивающих занятиях, и на консультациях, и при проведении психологической диагностики. Просвещение Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ОУ и родителей, а именно: – актуализация и систематизация имеющихся знаний; – повышение уровня психологических знаний; – включение имеющихся знаний в структуру деятельности. Психологическое просвещение является разделом профилактической деятельности специалиста-психолога, направленной на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания. Главная задача и смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить учителей, воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований. Психологу важно формировать у людей потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с родителями и ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду, учебных заведениях и в различных частных и государственных учреждениях. Для психологического просвещения психолог использует различные способы: – вербальные (беседа, лекция, тематический семинар, выступление по радио, на телевидении); Интернет и размещение тематической информации на web-сайтах и т.п. Психологическое просвещение выполняет следующие четыре задачи: – формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума); – информирование населения по вопросам психологического знания; – формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития; – профилактика дидактогений (реакции, дающая сдвиг в настроении личности и коллектива до болезненного состояния) Обязательно: Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов. Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей. Дополнительно: Создание информационных уголков по типу «Советы психолога», «Психолого-педагогический словарь», «Советы психолога для выпускников и их родителей при сдачи экзаменов» и т.д. Экспертиза Цель: исследование непатологических явлений психики и выявление влияния особенностей психического состояния личности на поведение лица в интересующий момент, психологический анализ личности заинтересованных участников процесса. При психолого-медико-педагогической экспертизе, прежде всего, решаются вопросы о том, где следует учиться ребенку – в массовой или коррекционной школе. Помещение ребенка с умственной неполноценностью в массовую школу может привести к невротическим реакциям такого ребенка, видящего свою несостоятельность по сравнению со здоровыми детьми, а с другой стороны, такая ситуация приводит и к нарушению педагогического процесса. Еще более негативные последствия для ребенка, семьи и общества имеет помещение нормального, но педагогически запущенного ученика, неправильно диагностированного как умственно неполноценного, в коррекционную школу. |