МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Современные теоретические подходы в логопсихологии





Характеризуя современное состояние теоретической составляющей логопсихологии, можно отметить, что до настоящего времени отсутствует единая научная концепция этой дисциплины, однако большинство авторов (Т.Н. Волковская; В.И. Селивёрстов, Л.А. Зайцева; В.А., Л.В. Кузнецова; Калягин, Т.С. Овчинникова; О.О. Косякова и др.) рассматривают концептуальные источники в рамках культурно-исторической теории психического развития Л.С. Выготского и работ его последователей: А.Р. Лурия, Р.Е. Левиной, В. И. Лубовского и др.

После 2000 года выполнен ряд научных исследований, результаты которых можно рассматривать как вклад в развитие теории логопсихологии.

На основе системного изучения психического развития детей с недоразвитием речи А.Н. Корневым (2006) был выявлен ряд новых закономерностей психического онтогенеза у детей с речевой патологией и сделаны важные выводы о том, что:

‾ недоразвитие речи представляет собой особую форму психического дизонтогенеза, которую характеризуют следующие особенности: своеобразие асинхронии развития, дисгармоничное развитие мышления с дефицитом «вербального интеллекта» и вербально-логических форм мышления, дефицит коммуникативно-речевой компетенции, своеобразные проявления эмоционально-волевой незрелости и особые, специфические для них формы социальной дезадаптации;

‾ недоразвитие речи представлено парциальными и тотальными его формами;

‾ функциональная основа формирования языковых способностей включает не только вербальные, но и невербальные когнитивные компоненты;

‾ в развитии детей с недоразвитием речи можно выделить четыре ряда процессов: психическое развитие, недоразвитие высших психических функций, непосредственно связанных с первично нарушенными функциями (вторичное недоразвитие), компенсаторные перестройки и явления декомпенсации (временные или стойкие);

‾ характер динамики зависит не только от тяжести, патогенеза речевых нарушений и их этиологии, но и наличия сопутствующих психопатологических нарушений;

‾ недостаток речевых коммуникативных способностей ставит детей с недоразвитием речи в особую ситуацию в социуме, которая является для многих из них психотравмирующей, что может обусловить в дальнейшем возникновение невротических расстройств;

‾ многообразие проявлений дизонтогенетических состояний при недоразвитии речи требует междисциплинарного подхода к их изучению.

Как вклад в разработку современной теории логопсихологии можно расценивать концепцию о внутренней картине речевого дефекта (ВКД) В.А. Калягина (2006).

Данная концепция рассматривает проблему речевых нарушений с позиции целостного подхода, где личностно-мотивационная сфера выступает в качестве одного из системообразующих компонентов структуры речевого дефекта.

Определяя ВКД как личностные реакции логопата на имеющееся речевое расстройство, автор делает ряд важных для логопсихологии обобщений:

‾ личностная реакция на речевое нарушение может оказаться не только мощным фактором, влияющим на течение патологических процессов, но и в значительной степени определяет компенсаторный потенциал человека, имеющего речевое расстройство;

‾ недооценка представления логопата о своем речевом нарушении может привести к формированию неадекватной ВКД и снизить эффективность оказания помощи;



‾ одной из прикладных задач логопсихологии должна стать – формирование соответствующего отношения логопата к имеющемуся речевому расстройству с целью предупреждения возникновения личностных деформаций и социальной дезадаптации.

Практико-ориентированные тенденции настоящего этапа логопсихологии усиливают значимость теоретических разработок, отражающих потребности ее прикладных направлений.

В связи с активизацией интереса в области логопедии к нейропсихологическим методам изучения ВПФ, возрастает значение основополагающих работ А.Р. Лурия и его последователей (Э.Г. Симерницкая, Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова и др.) о мозговых механизмах высших психических процессов человека. Аналитический подход к изучению нарушений психических функций, предложенный А.Р. Лурия, становится основополагающей характеристикой психодиагностического направления логопсихологии. Современные аспекты проблемы психологического изучения лиц с недостатками речи с нейропсихологических позиций в настоящее время широко представлены в работах Т.Г. Визель.

Выделение как приоритетно значимой личностной парадигмы специального образования ориентирует прикладные направления логопсихологии на поиск базовых концептуальных моделей, разработанных в рамках личностно-ориентированного подхода.

С учётом этого в психокоррекционномнаправлении логопсихологии в качестве базовой модели может рассматриваться логопсихотерапевтическое направление комплексной коррекции,разработанное в системе реабилитации заикающихся. В этой системе в качестве основополагающей выступает концепция о нарушении коммуникации при заикании. В связи с чем, психологическим факторам отводится особая роль в коррекции не только речи, но и личности в целом.

Данное направление имеет свои научные традиции и развивается с 60-х годов ХХ века. Истоки логопсихотерапевтического направления находятся в работах К.М. Дубровского и Ю.Б. Некрасовой. В настоящее время этот концептуальный подход к коррекции коммуникативных нарушений развивается Н.Л. Карповой и Е.Ю. Рау.

Рассмотренные теоретические источники, безусловно, не исчерпывают всех базисных основ логопсихологии, однако, по нашему мнению, являются ключевыми в формировании методологии логопсихологии как самостоятельного научного направления.






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.