Новые тенденции в содержании начального образования по физической культуре в средней общеобразовательной школе Одной из главных проблем формирования системы физического воспитания в школе является разработка учебных программ, определяющих объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, и способствующих развитию личности в соответствии с государственными требованиями. Так, в 2015-2016 учебном году освоение содержания физической культуры в 1– 4 классах осуществляется в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы. [76, 77, 78]. Особенностью учебной программы является то, что учебный материал программы распределен не по видам спорта, а по программам, в которые вошли упражнения, объединенные по способам двигательной деятельности. Учитывая психологические особенности младших школьников, программа позволяет планировать комплексные уроки, которые дают возможность включать в урок разноплановые физические упражнения, которые повысят заинтересованность и эмоциональное состояние учащихся. В современных условиях обеспечивается ускоренное инновационное развитие образования, а также создаются условия для самоутверждения и самореализации личности. Физическое воспитание имеет широкий спектр воздействия на человека, что способно одновременно формировать не только биологическую структуру личности, а ее психологическую и моральную ценность. Благодаря физическому воспитанию повышается работоспособность, распространяется диапазон двигательных умений и навыков, повышается умственная активность, регулируется эмоциональное состояние, рационализируется организация труда, сохраняется здоровье и, наконец, формируется здоровый образ жизни. Именно настоящая красота тела, физическое совершенство, физическое и психическое здоровье должны стать целью и мотивацией к активным занятиям физической культурой. Решение поставленной проблемы возможно только при активной деятельности самого ребенка, поскольку заставить работать на себя свои собственные резервы человек может только с участием своей воли и разума [15,21,24,46]. Решая традиционные задачи по формированию двигательных навыков, воспитание физических качеств и координационных способностей, многие учителя часто забывают о формировании интереса школьников к занятиям физическими упражнениями и урокам физической культуры. Изучение мотивов занятий физической культуры является одной из наиболее трудных и специфических сторон данной проблемы. Ее исследованием занимались Ю.В. Палайма, А.Ц. Пуни и др. Установлено, что в основе возникновения мотивов физкультурно-спортивных занятий лежат как потребности и объективные условия жизни, так и внутренняя позиция самой личности. Физическая активность детей обусловлена, в основном, эмоциональными переживаниями привлекательности физкультурных занятий и тем удовольствием, что доставляется ими. В ряде психолого-педагогических работ указанного направления сделана попытка раскрыть, как внешние педагогические воздействия становятся или могут стать реальными факторами физической активности школьников, превращаясь из объективных условий в объективного психологического ее регулировщика [4]. Несмотря на то, что мотивы человека лежат в основе его деятельности, и опираясь на современные достижения в педагогике, психологии, общей и предметной методике преподавания физической культуры, мы поставили себе цель – отработать систему формирования интереса к урокам физической культурой. По Т.И. Шамовой первая причина появления интереса к учебному предмету – предмет должен быть интересным по содержанию. С этой целью на уроках использую материал, который вызывает интерес у учащихся: материал исторического и валеологического характера, биографический материал о выдающихся спортсменах [64]. Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс также позволяет сделать урок физической культуры интересным. Учащимся начальной школы нравятся презентации. Они с интересом воспринимают ту же самую информацию, которая ранее подавалась в традиционной устной форме. В презентации обязательно включаются фотографии известных спортсменов, видео – сюжеты, что позволяет в ненавязчивой форме расширять знания учащихся по отдельным разделам программы, а также получать сведения необходимые при подготовке к детским соревнованиям разного уровня [14,65]. Как повысить значимость и уровень интеллектуализации предмета, который помогает не только сохранить здоровье, но и учит, как познать себя, как рационально использовать свои знания и умения в жизни? С этой целью учителя физической культуры обращаюсь к личностно – деятельностному подходу и межпредметным связям, которые имеют огромное воспитательное значение. Они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей, создают благоприятные условия для формирования необходимых умений и навыков [16,32,33,34,76]. Вторая причина проявления интереса к предмету, которая отмечена Т.И. Шамовой, – “интересно преподается”. Для ее реализации необходимо использовать различные формы проведения урока, которые содержат ситуации, которые вызывают интерес и повышенную активность, эмоциональный отклик учащихся [64]. Важным средством повышения двигательной активности считаем игры, которые одновременно сочетают активный отдых, развитие физических способностей и сплоченность группы (класса) школьников, удовлетворения естественных потребностей ребенка в действии, движении, активному обучению новому. Именно во время игры происходит становление элементов произвольного поведения учащихся, раскрываются творческие способности личности. Вместе с творческими способностями во время игры развиваются и физические способности – ловкость, гибкость, скорость, выносливость, сила [12,64]. Игра входит в жизнь ребенка с раннего возраста: играя, дети глубже познают окружающий мир, приобретают разнообразные умения и навыки, причем игра вызывает интерес и у ребят, и у девочек. Перевоплощаясь в персонажей игры, они становятся смелыми и бесстрашными, волевыми и сообразительными. Во время игры совершенствуются все физические качества ребенка: становится тверже рука, гибче тело, точный глазомер, развиваются изобретательность и инициатива, формируются моральные качества: доброта, отзывчивость, умение поступиться собственными интересами ради коллектива, умение преодолевать трудности. Подчеркивая исключительное значение игровой деятельности для всестороннего развития детей, А.С. Макаренко отмечал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит в игре» [67]. По уровню физической нагрузки игры делятся на игры большой, средней и малой интенсивности. Содержание игр большой интенсивности составляют прыжки, бег, преодоление препятствий; средней – метание предметов в цель, ходьба в сочетании с разнообразными движениями; низкой – смешанное передвижение с малой скоростью. Подборка подвижных игр: – развитие скорости: «Бег до флажка», «Пятнашки», «Кто первый»; – развитие ловкости: «Проведи мяч в ворота», «Совушка», «Перестрелка»; – развитие силы отдельных мышечных групп: «Кто дальше бросит», «С кочки на кочку», «Медведь и пчелы»; – развитие выносливости: «Догони свою пару», «Гонка с выбыванием». Во время проведения игры учитель должен научить детей сознательно относиться к своим действиям, выяснять причины успехов и неудач, а также приучать их организовывать игру самостоятельно, предоставляя учащимся роли капитанов, ведущих, привлекая их к разметке площадки и судейству. Выбор игры зависит от цели урока, формы занятий, места и условий проведения, возрастных возможностей детей, их физической подготовленности и интересов, а также времени года. Мы согласны с А. Отравенко, что для совершенствования двигательной активности необходимо внедрять уроки с элементами музыкально – ритмических упражнений, особенностью которых является непрерывность движений под музыку и без музыкального сопровождения в различных темпах, что значительно повышает нагрузку и способствует развитию выносливости. Ярко выраженные акцентированные звуки, с одной стороны, упрощают выполнение упражнений, заменяя принятый в гимнастике счет, а с другой – воспитывают чувство ритма, умение согласовывать свои движения с музыкой. Упражнения под музыку позволяют не замечать утомления, превращают занятия в веселую игру [46]. Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей, вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере двигательную потребность учащихся. Тем самым способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворенности, что в свою очередь создает положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями. По Г. Шулигиной: "Человек развивается в общении, причем чем с большим числом интеллектов встретится человек, тем интеллектуальней станет сам". Из этого следует, во-первых, на уроке необходимо организовать общение учащихся. Для этого используем парные или групповые формы работы на уроке, которые способствуют стимулированию познавательной и коммуникативной активности школьников. Кроме того, групповые формы организации занятий создают возможность для интенсивной физической активности учащихся, что способствует развитию двигательных качеств [71,72]. Для развития мотивации физических достижений учащихся учителя физической культуры практикуют контроль знаний, используя разноуровневые задания по сложности выполнения, затратами энергии, нагрузкой в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся, а также самоконтроль. Ученик на уроке должен чувствовать себя творческой личностью, усваивая упражнения, задумываться над ними, запоминать, анализировать, понимать их значимость. Можно предлагать ученикам усложнить упражнения, из предложенных элементов составить комбинацию, сравнить выполнения своей комбинации и комбинации партнера, выявить ошибки, объяснить целесообразность выполнения этих упражнений, предложить упражнения, подводящие и для исправления ошибок [22,26,41]. Развитие двигательных способностей – одна из главных задач физического воспитания в школе. Учителя физической культуры предлагают объединять учеников в группы по уровню физического развития для взаимодействия, с целью обсуждения выполнения задания, подбора подводящих упражнений, для контроля физической нагрузки. Учащиеся имеют разную мотивацию на уроке физической культуры. Одни учащиеся работают на уроках на повышение спортивных результатов, другие – с низким уровнем физического развития, на улучшение своих личных результатов. Дети с ослабленным здоровьем разучивают комплексы оздоровительной гимнастики, занимаются оздоровительной ходьбой и т. п. [46,59,60,63]. Во время подведения итогов урока необходимо использовать рефлексию, в процессе которой соотносятся цели (для чего выполнялись упражнения?), содержание (какие двигательные качества, способы достижения цели, умственная и двигательная деятельность осуществлялись?). При оценке показателей физической подготовленности, достигнутых учащимися, необходимо руководствоваться принципом личностно – ориентированного подхода: оценивать необходимо не на данный момент, а за определенный промежуток времени, ориентироваться надо не на фактический уровень развития физических качеств, а на динамику изменения их за определенный период. Во время оценивания нужно напоминать ученикам, по каким критериям выставляются баллы, показывать перспективу развития и пути достижения лучших результатов. Задания предусматривают определенные трудности, но реально их можно выполнить. Только в этом случае оценка будет играть стимулирующую роль. С целью побуждения учащихся к самостоятельности, а также развития практических навыков ведения здорового образа жизни, учителя физической культуры используют творческие домашние задания разного плана (от рисунков по темам физической культуры и спорта к придумыванию спортивных игр и соревнований). Практические домашние работы, которые осуществляют обратную связь – помогают получить информацию о том, как усвоены и практически применяются учащимися методики относительно самостоятельного исследования функционального состояния собственного организма. В формировании мотивации к занятиям физической культурой большое внимание уделяют внеурочной форме работы, которая включает в себя привлечение к здоровому образу жизни и воспитание потребности самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитание чувства ответственности за себя и товарищей, социализацию и самореализацию учащихся [46]. ВЫВОДЫ К 1 ГЛАВЕ 1. Прежде чем призывать младшего школьника в любой деятельности, необходимо заинтересовать его ею, позаботиться о том, чтобы выявить готовность ребенка к поставленной задаче. Важное место в решении этого вопроса отводится характеру учебной деятельности. Она должна быть оптимальной по уровню сложности, интересной. Учителю же остается только направлять его на этом пути. 2. Существенным условием роста мотивации является новизна и непредсказуемость, которая вызывает внутренний интерес ученика к усвоению нового материала и преодоления трудностей во время обучения. Задача учителя состоит в том, чтобы создать на уроках условия, при которых каждый ученик нашел бы свое, лично ему необходимое. Личность учителя должна быть образцом для подражания и при этом учитель всегда должен оставаться учеником. И чем больше в учителе ученика, тем выше его профессионализм. 3. В современных условиях развития научно-технического прогресса, повышении комфортности жизни необходимо решать вопросы формирования потребности в самостоятельных и систематических занятиях физической культурой на базе создания представлений о здоровом образе жизни. 4. Вследствие того, что осознание результата систематических нагрузок у ребенка формируется только в средних, а иногда в старших классах, считаем, что педагогическую деятельность учителя по привитию интереса к физической культуре учащихся начальной школы необходимо вести путем повышения мотивации непосредственно к процессу формирования физической культуры ребенка с учетом его физиологических особенностей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. В работе мы определили, что существенным условием роста мотивации является новизна и непредсказуемость, которые вызывают внутренний интерес ученика к усвоению нового материала и преодолению трудностей во время обучения. А интерес в свою очередь является основным мотивом, побуждающим младших школьников к занятиям физической культурой. 2. Теоретический анализ методики проведения уроков физической культуры в 1-4 классах показал: – недостаточность современных подходов к планированию физкультурно – оздоровительных занятий с детьми; – необходимость разнообразить средства физического воспитания; – актуальность изменения содержания программы физического воспитания школьников путем внедрения оздоровительных видов двигательной активности, соответствующие их интересам. 3. Определены физиологические особенности развития младших школьников: – дети быстро устают от однообразной работы; – ученикам начальной школы присуща большая подвижность, но они плохо переносят нагрузки, требующие скоростной выносливости; – при проведении занятий нельзя допускать предельных нагрузок, больше времени уделять игровой форме подачи материала ; – необходимо использовать как можно больше упражнений для воспитания точности и координации движений и др. Следовательно, умение учитывать возрастные анатомо-физиологические и индивидуальные особенности детей начальной школы, состояние здоровья и физического развития позволит учителю, умело использовать современные технологии, осуществлять личностный подход в выборе средств, методов педагогического воздействия в процессе физического воспитания СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абрамова С.Л. Формирование интереса к учению у школьников / С.Л. Абрамова, Б. Гриницилин, Л.К. Золотых. – М., 1988. – 170 с. 2. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония / Ш.А. Амонашвили. – Екатеринбург, 1993. Т. 3. – 140 с. 3. Арефьев В.Г. Физическое воспитание в школе / В. Арефьев, В.В. Столитенко: Учеб. пособие. – М .: ИЗМН, 1997. – 152 с. 4. Бахчанян С. Мотивация интереса к занятиям физической культурой и спортом. // Педагогика и психология. / Г.С.Бахчанян. – 1998. – № 4. – С. 41 – 47 5. Бех И.Д. Личностно ориентированное воспитание. / И.Д.Бех. – М .: ИЗМН, 1998. -204 с. 6. Бех И. Д. Воспитание личности: В 2 кн. / Иван Дмитриевич Бех. – М.: Просвещение, 2003-.-Кн. 1: личностно ориентированный подход: теоретико-технологические основы. – 2003. – 280 с. 7. Безверхняя Г.В. Формирование мотивации к самосовершенствованию учеников общеобразовательных школ средствами физической культуры и спорта: Методические рекомендации для учителей физической культуры. – Умань, 2003. – 52 с. 8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.Ы. Божович. – М .: Просвещение, 1978. – 305 с. 9. Борисенко А. Управление двигательным режимом учащихся начальных классов. Методические рекомендации. / А. Борисенко. – Киев: Советская школа, 1988. – 95 с. 10. Васьков Ю.В. Уроки физкультуры в общеобразовательной школе. 1-4 классы (102 уроки для каждого класса). / Ю.В. Васьков, И.М. Пашков.- Харьков: Торсинг, 2003. – 208 с. 11. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие. / А.В. Скрипченко, Л. Долинская, З.В. Огороднийчук и др. 2-ег вид. – М .: Каравелла, 2009. – 400 с 12. Вихров К.Л. Внедрение урока физкультуры с элементами футбола в школах Украины // Физическое воспитание в школе. / К.Л. Вихров, Е..В. Столитенко – 2002. – №1. – С. 2-3. 13. Вихров К.Л. Физическая подготовка юных футболистов. К.Л. Вихров- Киев, 2000 – 44 с. 14. Выговская А.И., Компьютерная техника в педагогическом творчестве: методическая модель / А.И. Выговская, М.Н. Маджарово // Советская школа. – 1990. – № 5. – С. 71-75. \ 15. Выговская А.И. Творческая педагогическая деятельность как условие и средство развития личности учащихся / А.И. Выговская // Актуальные проблемы развития творческих возможностей учащихся: тезисы доп. Всеукр. науч. конф. (Киев, 18-20 октября 1994). – М.: ИСДО, 1994. – С. 33-35. 16. Выговская А.И. Современность направления учебно-воспитательного процесса в школе на личностно-ориентированное обучение / А.И. Выговская // Средняя школа на пороге XXI века: опыт, уроки, перспективы. – М.: Наука, 2000. – С. 56-63. 17. Волкова Н.П. Особенности профессиональной подготовки специалистов физической культуры и спорта для работы с детьми младшего школьного возраста // Материалы первой республиканской научной конференции "Концепция подготовки специалистов физической культуры и спорта в Украине". – Луцк, 1994. – С. 169-170. 18. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения / А.И. Высоцкий. – Рязань, 1979. – 109 с. 19. Ведмеденко Б.Ф. Воспитание у учащихся привычки заниматься физической культурой и спортом // Педагогика и психология. – 1995. – №1 (6). 20. Ганц А.Н. Особенности физического развития детей младшего школьного возраста. – Луцк: Башня, 1996. – С. 378-381. 21. Гилева И. Внедрение инновационных технологий и их элементов на уроках физической культуры / Ирина Гилева // Физическое воспитание в школе. – 2007. – №2. – С. 22-25. 22. Гликман Б. Как стимулировать желание учиться // Народное образование. / Б. Гликман – 2003. – № 2. – С.137-144. 23. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие – М .: ИНФРА-М, 1997.-256 с .; 24. Дубогай А.Д. Интеграция познавательной и двигательной деятельности в системе обучения и воспитания школьников / О.Д.Дубогай, Б.П.Пангелов, Н.О.Фролова, М.И.Горбенко. – М .: Орияны, 2001. – 152 с. 25. Дубенчук А. Вести из августовских совещаний // Физическое воспитание в школе. / А.Дубенчук. – 1999. – № 4. – С. 53. 26. Дубогай А.Д. Лично-ориентированные подходы в воспитании школьников // Физическая культура, спорт и здоровье нации: сборная. наук. работ. – Ч.И. – Киев-Винница, 1998. – С. 32-36. 27. Зубаль М.Д. Программа для общеобразовательных учебных заведений "Основы здоровья и физическая культура". 1-11 кл. – М .: Начальная школа. М.Д. Зубаль, 2001. – 112 с. 28. Зубаль М.Д., Государственный стандарт образования "Физическая культура и здоровье" (основная школа, проект) // Физическое воспитание в школе. / М.Д.Зубалий, А.Ф. Борисенко, О.З.Леонов, А.И. Остапенко, Л.И. Иванова, Е. Столитенко. – 2000. – №4. – С. 12-14. 29. Иващенко А.В. Методика обучения гимнастических упражнений школьной программы // Теория и практика физического воспитания. / А.В. Иващенко. – 2001. – № 1. – С. 26-30. 30. Иващенко А.В., Худолей О.Н., Карпунец Т.В. Общеразвивающие упражнения. / О.В.Иващенко, А.Н. Худолей, Т.В. Карпунец. – Харьков: ОВД, 2000. – 60 с. 31. Ильин Е. П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987. – 287 с .: ил. 32. Качеров А. Физическая культура и здоровье семьи // Физическое воспитание в школе. / А. Качеров, И. Козетов, Ю. Тупица. – 1999. – № 2. – С. 52-54. 33. Качеров А., Козетов И., Тупица Ю. Физическая культура и здоровье семьи // Физическое воспитание в школе. – 1999. – № 2. – С. 52-54. 34. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. [Текст] / Ю.А. Конаржевский – М .: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 336 с. 35. Копылова Л. личностно ориентированный подход на уроках физического воспитания и во внеурочных формах обучения [Текст] / Лиана Копылова // Здоровье и физическая культура. – 2008. – №34 / 35. – С. 47-49. 36. Круцевич Т.Ю. Оценка как один из факторов повышения мотивации учащихся к физической активности // Физическое воспитание в школе. / Т.Ю. Круцевич. – 1999. – № 1 – С. 47-50. 37. Круцевич Т.А. Прогнозные модели гармоничности физического развития подростков // Педагогика психология и методико-биологические проблемы физического воспитания и спорта: 3б. наук. Трудов / Под ред. С.С. Ермакова – Харьков: ХХИИ. – 2000. – № 12 – С. 48-55. 38. Кудренко А.И. Межпредметные связи, как форма увеличения объема двигательной активности младших школьников – Луцк: Надстырья, 1994. – С. 160-161. 39. Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. Н. Мальгиной и др. Под общ. науч. ред. А.А. Алексеева. Седьмой междунар. изд. – СПб .: Изд-во Питер, 2000. – 988 с .; 40. Круцевич Т.Ю., Безверхняя Г.В. Формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом школьников с различными типами ВНД // Педагогика, психология га медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта: Сб. наук. пр. / Под ред. С.С.Ермакова. – Х., 2002. – № 25. – С. 89-97. 41. Круцевич Т.Ю., Безверхняя Г.В. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом в школьном возрасте // Олимпийский спорт и спорт для всех: проблемы здоровья, рекреации, спортивной медицины и реабилитации: ИV Междунар. наук. конгр. – М., 2000. – С. 385. 42. Крюченков УВ.С. Для формирования устойчивого интереса к занятиям (физкультурой). // Физическая культура в школе. – 1990. – № 5. – С.38 – 39. 43. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М .: Политиздат. – 1975. – 187 с. 44. Лысяк В.Н. \ Формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом у школьников 6-11-х классов \ Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук по физическому воспитанию и спорту \ Харьков -2006 45.А. П. Матвеев. 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений// – М.: Просвещение, 2011года; 46. Отравенко А. В. Формирование духовного здоровья учащихся основной школы в процессе физического воспитания: Метод. рекомендации для учителей физической культуры, классных руководителей, учащихся и родителей / Елена Викторовна Отравенко. – Луганск, СПД Резников В. С., 2008. – 128 с. 47. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: Рус. яз., 1991. – 961 с. 48. Петровский В., Полищук Н. Овладение двигательных действий девушками младшего школьного возраста // Физическое воспитание в школе. – 1998. – №4. – С. 29-32. 49. Подмазин С. И. Личностно-ориентированное образование: Социально-философское исследование / Сергей Иванович Подмазин. – Запорожье: Просвита, 2000. – 250 с. 50. Пометун А.И. Методика организации групповой формы деятельности учащихся основной школы на уроках географии: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Национальный педагогический ун-т им. Драгоманова. – М., 2006. - 206 с. 51. Попов А.В. Урок футбола в школе. Практические занятия / Попов А.В., Вихров К.Л., Колотов В.М., Трошкин В.М., Мунтян В.Ф., Столитенко Е.В .// Физическое воспитание в школе. Специальный выпуск "Футбол в школе". – 2001. – С. 16 – 47. 52. Поташник М. М., Левит М. В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Образование XXI века. // Педагогическое общество России. / М. М. Поташник, М. В. Левит. 2007 г. – С. 144. 53. Сингаевский С. Физическое воспитание школьников // Физическое воспитание в школе. – 1999. – № 2. – С. 25. 54. Столитенко Е.В. Планирование учебного материала по футболу для 5-7 классов // Республиканская научно-методическая конференция // Актуальные проблемы физического воспитания и спорта учащейся и студенческой молодежи: Материалы конференции. – Днепропетровск: ДГУ, 1999. – С. 36 37. 55. Столитенко Е.В. Методика воспитания у учащихся 5-7 классов положительного отношения к физической культуре // Теория и практика физического воспитания. – 2001. – №1-2. – С. 12-19. 56. Рубинштейн С.Л. Проблемы обшей психологии. – М : Педагогика, 1976. – С.124-168. 57. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. – М .: Просвещение, 1988. – 175 с. 210 58. Трофимов Ю.Л. Психология. – М .: Просвещение, 2002. – 263 с .; 59. Теория и методика физического воспитания: в 2-х томах. / [Под ред. Т. Ю. Круцевич]. – М.: Олимпийская литература, 2003-. – Т.1: Общие основы теории и методики физического воспитания. – 2003. - 423 с. 60. Толок С. А. Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников на сознательное отношение к своему физическому развитию / Сергей Александрович Толок // Физическое воспитание в школе: научно-методический журнал. – 2006. – № 1 – С.18-20. 61. Учителям и родителям о психологии подростка: Науч.-попул. / Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков, Э.Ф. Зеер и др .; Под ред. Г.Г. Аркелова. – М .: Высш. Шк., 1990. – 304 с. 62. Хуторское А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? : [Пособие для учителя] / Андрей Викторович Хуторское. – М.: Владос-пресс, 2005. – 383 с. – (Педагогическая мастерская). 63. Шиян Б. М. Теория и методика физического воспитания школьников: в 2-х частях / Богдан Михайлович Шиян. – Тернополь: Учебная книга. – Богдан, 2001-. Ч. 1. – 2001. – 272 с. 64. Шамова Т. И. Деятельность учителей по формированию системы качества знаний учащихся как объект внутришкольного управления. УЦ "Перспектива" / Т.И.Шамова., 2010. – С. 56. 65. Шарко В.Д. Современный урок. Технологический аспект. / В.Д.Шарко. – М., 2006 – 218 с. 66. Шоган В.В. Технологии личностно -ориентированного урока: Учеб.-метод. пособ. для учителей, методистов, кл. рук-лей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н / Д: Изд-во "Учитель". 2003. 67. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников. Общая модель и ее возрастные модификации / Н.Е. Щуркова. – М .: Педагогическое общество, 1998. – 48 с. 68. Швырев В. С. Деятельность – открытая система / В. С. Швырев // Деятельность: теория, методология, проблемы. – М.: Политиздат, 1990. – 336 с. 69. Шиян Б.М. Теория и методика физического воспитания школьников. – Часть I. – Тернополь: Учебная книга – Богдан, 2001. – 272 с. 70. Шорохова Т.В. Проблема определения категории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике // Интернет-журнал 71. Шулигина Р.А. Влияние культуры общения на формирование нравственных и культурных качеств учащейся молодежи // Вестник КНЛУ Серия Педагогика и психология. – М .: Изд. центр КНЛУ. – 2004. – Вып. 7. 72. Шулигина Р.А. Общение как важная составляющая социальной адаптации личности // Научные записки зачислению: Ежегодник / Ред. кол .: Пазенок В.С. (Председатель) и др. – М .: Знание Украины, 2003. – Вып. 3. – 507с. 73. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М .: Физкультура и спорт, 1991. – С. 223. 74. Цвек С.Ф. Физическое воспитание младших школьников. – Киев: Советская школа, 1986. – 125 с. 75. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / Ираида Сергеевна Якиманская. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с. 76. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.05.2015) 77. Матвеев А.П. Физическая культура. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П.Матвеева: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.П. Матвеев.- М.: Просвещение, 2011. 78. .В.И.Лях Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Ляха. 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. И. Лях. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2012. — 64 с. ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для учащихся Дорогой друг! Мы предлагаем тебе ответить на несколько вопросов касающихся темы «Физическая культура». Выбранный ответ отметь галочкой. 1. Как ты думаешь: человека можно назвать здоровым? – если не болеет; – если не курит; – тот, кто хорошо ест. 2. Как ты считаешь, уроки физической культуры помогают тебе в укреплении здоровья? – да; – нет; – затрудняюсь ответить. 3. На какое место ты поставишь урок физической культуры среди других уроков (математика, литературное чтение, физическая культура, изобразительное искусство, русский язык, окружающий мир, музыка и др.). 4. Для чего ты приходишь на урок физической культуры? (Выбери не более двух ответов) – хочу быть сильным; – хочу быть здоровым; – хочу получать хорошие оценки; – хочу, чтобы похвалил учитель; – нравится просто побегать и поиграть; – научиться новым играм и упражнениям. 5. Полностью ли ты выполняешь задания на уроках физической культуры? – да; – нет; – не всегда. 6. 7. 8. Что ты чувствуешь, если пропустил урок физической культуры? – переживаю; – мне без разницы; – боюсь разговора с учителем. 9. Что ты делаешь если у тебя не получается задача учителя физической культуры? – делаю еще раз; – ничего не делаю; – переживаю. 10. Если на уроке твоя команда проиграла, что ты чувствуешь? – переживаю; – мне без разницы; – переживаю, но не долго 11. Бывает ли тебе скучно на уроках физической культуры? – да; – нет; – иногда. Если «да», то почему? ________________________________________ 12. Ты делаешь утреннюю зарядку? – регулярно; – не делаю; – иногда. 13. делают утреннюю зарядку твои родители? – да; – нет; – иногда. 14. занимаешься ты в спортивной секции? – да; – нет; – занимался, но бросил. 15. смотришь ты спортивные телепередачи – да; – нет; – иногда. 16. читаешь ты книги о спорте, спортсменах -да; нет; редко. Ключ к анкете № вопроса | балы за 1 ответ | балы за 2 ответ | балы за 3 ответ | | | | | | | | | | 1-2 место 3 б | 5-6 место 0 б | 3-4 место 1 б | | 2,6 ответ 3 б | 4,5 ответ 0 б | 1,3 ответ 1 б | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ПРИЛОЖЕНИЕ Б |