МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Физиологические и психологические особенности развития учащихся 1-4 классов





 

 

К генетически обусловленным системным признакам человека относятся цвет волос, глаз, кожи; антропометрические размеры тела и особенности строения тела; некоторые особенности нервной системы, на базе которых у человека при взаимодействии с внешней средой формируется тот или иной тип высшей нервной деятельности.

Важным фактором, влияющим на формирование способностей людей, психологи считают воспитание. Воспитание, если оно началось своевременно, способно творить чудеса. Все люди по своим естественным наклонностям разные.

На формирование человека влияет определенным образом среда, в которой он живет. В семье, где все занимаются физической культурой, чаще всего будет любителем спорта и ребенок. Но среда не непосредственно изменяет отношение человека к окружающему миру сквозь призму его сложившихся взглядов, опыта. Внешние социальные воздействия постоянно взаимодействуют с моральным миром школьника, изменяя уровень его воспитанности. Школьник не просто усваивает элементы общественной морали, он выбирает из большого количества разнообразных моральных воздействий те, что укрепляют его уже сформировано мировоззрение, не противоречат уже имеющемуся жизненному опыту [2].

Вот почему правильное воспитание необходимо начинать своевременно, тем более, если потеряно время, потеряна так называемая сенситивная зона, возрастной период, когда наиболее удачно формируются те или иные качества, восполнить пробел в воспитании или знаниях, двигательном опыте почти не возможно. Работая со школьниками, необходимо убеждать их, что труд может компенсировать недостатки строения тела, низкий рост, замедленную реакцию и тому подобное. Личное стремление к самосовершенствованию может преодолеть недостатки воспитания, неблагоприятную среду, неудачно сложившиеся обстоятельства жизни.

Дети 6-10 лет характеризуются ростом тела в длину (ежегодно на 3-4 см), незавершенным процессом окостенения (кости таза окончательно не срослись, кости скелета легко подвергаются деформации), мышцы, и связочный аппарат недостаточно развиты, позвоночник гибкий, и детям требуется большое напряжение, чтобы удерживать его в вертикальном положении. Слабостью сердечной мышцы объясняется то, что частота сердечных сокращений у учащихся начальной школы составляет 90-92 толчки за минуту, наблюдаются резкие колебания частоты пульса, нарушения ритма. Мышечная система развивается интенсивно, но не равномерно, отстают в развитии мелкие мышцы, мышцы туловища развиты лучше, чем конечностей. Работоспособность мышечной системы низкая, и дети быстро устают, особенно от однообразной работы. Обмен веществ протекает у младших школьников быстрее, чем у взрослых [11, 31].

По данным ученых, дыхание у детей поверхностное, нет устойчивого ритма, частота дыхания 20-25 циклов. Н.А.Фомин, Ю.Н.Вавилов [73] акцентируют внимание на том, что дети плохо переносят гипоксию (снижение содержания кислорода в крови). Специалисты отмечают, что процессы возбуждения нервной системы у детей преобладают над процессами торможения, восприятие окружающего мира легкое, но поверхностное, они схватывают внешний вид, а не содержание. Функциональные показатели у учащихся начальной школы имеют сравнительно высокую степень развития, но еще недостаточную. Мышление доминирует образное, конкретное, внимание, характерное для детей 6-10 лет, неустойчиво.



В контексте приведенных выше данных особенно актуальным является учет анатомо-физиологических особенностей организма детей для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков. Акцент в исследованиях ученых сделан на то, что возраст 6-10 лет характеризуется угрозой искривления позвоночника. Как свидетельствуют ученые [61], лишь 20-22% учащихся начальной школы имеют правильную осанку. Нужно отметить, что осанка может быть исправлена с помощью физических упражнений. В работе по физическому воспитанию необходимо учитывать и то, что даже при небольших нагрузках частота сердечных сокращений быстро увеличивается, но так же быстро возвращается к норме.

Нагрузки и упражнения, требующие скоростной выносливости, переносятся детьми плохо, выполнения детьми новых движений характеризуется скованностью и неточностью. Ученикам начальной школы присуща большая подвижность, частое переключение с одного вида деятельности на другой, а от однообразных действий (сидение, стояние) они быстро устают, поведение детей характеризуется несдержанностью. Ученые рекомендуют учитывать особенности нервной деятельности учащихся в возрасте 6-10 лет [11]. Они указывают, что дети не выдерживают действия сильного и длительного монотонного раздражителя.

Естественный физиологический рост организма сопровождается ростом двигательных возможностей. Развитие их зависит от двигательной деятельности ребенка. У школьников в возрасте 6-10 лет развитие физических качеств имеет, как отмечают исследователи, свои особенности: ловкость, а также скорость движений развивается интенсивнее, чем сила и выносливость [2].

От 7 до 12 лет происходят наиболее существенные изменения в развитии координации движений. Возраст 6-7, 9-11 лет – время, когда быстрее всего растет относительная сила мышц. С.В. Цвек [74] указывает на различие в величинах прироста выносливости различных групп мышц: больше всего, по данным ученого, увеличивается выносливость разгибателей туловища (на 84,8%), мышц голени (на 75,5%), сгибателей кисти (на 75,5%); более медленными темпами увеличиваются выносливость сгибателей предплечья (на 50,3%), разгибателей предплечья (на 40,8%). Сила разгибателей туловища растет быстро только после 9 лет, с 8 до 9 лет наблюдается наибольший прирост силы сгибателей кисти и предплечья, разгибателей предплечья, икроножных мышц. Затем от 9 до 11 лет прирост силы этих мышц постепенно уменьшается. Важно отметить, что у учащихся начальной школы происходит целенаправленное формирование сознательной мотивации физического совершенствования.

В младшем школьном возрасте дети характеризуются способностями овладевать технически сложными формами движений [9,20], ученикам начальной школы нужно давать как можно больше упражнений для воспитания координации действий (совершенствовать различение темпа, амплитуды, степени напряжения, чувства времени и пространства). В период от 8 до 12 лет дети могут научиться практически всем движениям, которые требуют высокой точности и координации. В этом возрасте важно не допускать предельных нагрузок, что может привести к общей задержке роста. Ученые предлагают динамические упражнения, игры с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями, задачи с преодолением небольших расстояний за кратчайшее время, игры с внезапными остановками, а для развития выносливости дают физическую нагрузку на организм ребенка немного больше той, к которой он привык. Но общее количество повторных действий должно быть небольшим и меняться с короткими перерывами для отдыха. В исследованиях Н.П. Волковой [17], Н.А.Фомина, Ю.Н. Вавилова [73] обосновываются особенности форм и методов работы с учащимися начальной школы. Авторы акцентируют внимание на необходимости отдавать предпочтение игровому методу проведения уроков физической культуры, что обуславливается неустойчивым вниманием детей, быстрым снижением интереса к выполнению отдельных частей сложных по координации движений. Целостные, хорошо осознаваемые и эмоционально окрашенные действия (например, в сюжетных подвижных играх) выполняются детьми без напряжения, легко запоминаются. В движениях, которые требуют строгого дифференцирования мышечных усилий и точности в положении отдельных частей тела, интерес школьников поддерживается умелым подчеркиванием успехов, введением элементов соревнования.

Одной из основных причин негативных изменений в состоянии здоровья детей с началом обучения в школе является резкое уменьшение двигательной активности. Как показано во многих исследованиях [13, 18,], в последние десятилетия у большинства детей наблюдается дефицит движений в режиме дня. Ученые доказывают, что у первоклассника практически вдвое сокращается его двигательная активность по сравнению с дошкольным периодом. У учащихся младших классов двигательная активность занимает только 16-19% дневного времени.

Снижение естественной двигательной активности детей ученые связывают еще и с тем, что в связи с интенсификацией процесса обучения повысился уровень умственной нагрузки на нервно-эмоциональную сферу учащихся, и соответственно уменьшился объем движений [48].

Следовательно, умение учитывать возрастные анатомо-физиологические и индивидуальные особенности детей начальной школы, состояние здоровья и физического развития позволит учителю, умело использовать современные технологии, осуществлять личностный подход в выборе средств, методов педагогического воздействия в процессе физического воспитания [49, 62].

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.