МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Мотивы которые побуждают младших школьников к занятиям физическими упражнениями и факторы их обусловливающие





ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Мотивы которые побуждают младших школьников к занятиям физическими упражнениями и факторы их обусловливающие

Мотив является источником активности человека (в деятельности, самореализации, достижении). «Мотивировать» означает «толкать», «побудить к достижению цели». Мотив появляется там, где созданы условия для его возникновения. Вполне соглашаемся с мнением С. Соловейчика о трех силах, заставляющих детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Если дети равнодушны к предмету, учеба становится тяжелой повинностью [4].

Мотивация – это так называемые психические явления, которые стали побуждением к выполнению того или иного действия, поступка, определяющих активность личности и ее направленность на достижение запланированного результата. Определяющим моментом в мотивации являются не мотивы, а цели деятельности и уже затем – соответствующие им мотивы. В обучении – это пробуждение, направляет деятельность учащихся. Осознание потребностей проявляется в форме интересов, желаний, стремлений, целей, которые являются различными проявлениями мотивации [7].

Вместе с тем возникает вопрос: почему, по данным статистики, лишь каждый пятый учащийся дополнительно занимаются физической культурой и спортом? На этот вопрос можно ответить так: следует мотивировать их к занятиям, необходимо стремиться превратить уроки физической культуры не в обязанность, а в радостный компонент учебной деятельности.

Мотивация учащихся к занятиям физической культурой во многом зависит от педагогической компетенции учителя, умение применять согласно личностных черт характера те или иные рычаги воздействия на сознание учащихся, привлекая школьников к занятиям и поддерживая интерес к ним в течение длительного времени.

Урок физической культуры в начальной школе по содержанию есть не что иное, как активный двигательный отдых и носит познавательный и оздоровительно-рекреационный характер. Основой для формирования убеждений в необходимости систематических занятий физическими упражнениями являются знания о значении этих занятий для повышения физического состояния и умственной работоспособности, воспитание моральных и волевых качеств. Но при том условии, что программа учебного предмета имеет раздел теории, с содержанием которого трудно согласиться. И даже в том смысле, который есть, теория ученикам преподается не всегда [46]. Потому что не имеет четких указаний, в какой форме, как и когда ученики должны эти знания получать. Поэтому чаще всего изучение теории в области физической культуры происходит только самостоятельно (лично или с помощью родителей) заинтересованной категорией младших школьников. Более того, в современных условиях не в полной мере в процессе физического воспитания школьников используются возможности предмета «Физическая культура». Бывают случаи, когда уроки физической культуры с младшими школьниками проводят классные руководители, то есть учителя начальных классов. Иногда уроки не проводятся вообще или заменяются математикой, письмом и другими учебными предметами.

Отметим, что учебный предмет по физической культуре в школе – это одна из основных дисциплин единого учебного плана школы, призванная формировать специальные знания, умения и навыки использования средств физической культуры с целью обеспечения оптимальной жизнедеятельности организма, телесного и интеллектуального самосовершенствования. Исходя из отмеченного, процесс преподавания предмета «физическая культура» в школе должен давать ученикам возможность получать знания, позволяющие осознать жизненную необходимость приобрести на основе знаний прикладные умения и навыки, овладеть способами их творческого использования в целях достижения высокого уровня физической и умственной работоспособности [3,53]. Но для того, чтобы выполнение этих задач стало возможным, надо узнать, каким образом можно пробудить интерес младших школьников к занятиям физической культурой.

Как отмечает в своем труде Г. Безверхняя, важно формировать целостную систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни, интерес и потребности в усвоении учащимися ценностей физической культуры, организации содержательного досуга по собственному желанию школьников [7].

При этом, как считает. Отравенко, только взгляд на физическую культуру с позиций качественно нового знания – приоритета духовности, одухотворения; рассмотрение физического как личностного – помогает всевозможному содействию формирования духовного здоровья человека с новой ментальностью, которая осознает саму себя, умеет реализовываться в поликультурном пространстве [46].

По мнению В. Швырева ведущим средством формирования системы ценностей человека надо считать деятельность, которая зависит от того, кто ее осуществляет [68].

Известно, что на основе потребностей формируются мотивы – осознанные побуждения человека к деятельности или поведения. Мотивы тесно связаны с потребностями и наоборот. Их связь проявляется в том, что потребности реализуются в поведении и деятельности. Мотивами могут выступать потребности, и интересы, и стремления, и желания, и чувства, и мысли. Совокупность мотивов поведения и деятельности рассматривается как мотивационная сфера личности. В целом эта сфера является динамичной и изменяется в зависимости от многих обстоятельств. Однако, ядром мотивационной сферы, ее «стержнем» выступают относительно устойчивые и доминирующие мотивы, именно в них в первую очередь проявляется направленность личности [43].

Отметим, что нельзя путать направленность с мотивами, между ними существует существенное различие. Любая потребность субъективна и находится на эмоциональном уровне в оперативной памяти. Мотив является сознательным, подчиненным определенной цели. Мотив сохраняется в долгосрочной памяти человека. Совершая одинаковые по форме поступки, люди могут руководствоваться разными, а иногда даже противоречащими мотивами [8,17].

По мнению Н. Гамезо понятие мотивация в психологии возможно использовать в двух значениях [11,23]:

• как система факторов, обусловливающих поведение (цели, интересы, потребности, мотивы, намерения);

• как характеристика процесса, который поддерживает поведенческую активность.

Ф. Райс различает три группы мотивов [55]:

1) простые, к которым относят влечения, желания, хотения;

2) сложные, к которым относят интересы, склонности, идеалы;

3) случайные, к которым относят чувства, привычки и аффекты.

Рассмотрим эти мотивы более подробно.

Среди простых мотивов Ф. Райс прежде всего выделяет влечение, или неосознанную потребность человека. Когда человек осознает свои потребности, но они еще не выступают как сильное побуждение к действию, говорят о желании. Желание – это недостаточно сильный мотив. Хотение – это активный мотив, что побуждает к действию.

К сложным автор относит интерес – это направленность личности на определенный предмет, явление. В интересах более всего выражается познавательная потребность человека. Наличие интересов выступает благоприятной предпосылкой деятельности, обучения. Склонность – это направленность не только на предмет, но и на саму деятельность. Более высоким и по содержанию, и по силе побудительных мотивов есть идеал. Идеал – это высшая форма мотивации, выражающей основные направления личных стремлений человека. Идеалом может быть норма поведения (мужество, выносливость, принципиальность, конкретная личность в целом, литературный герой и, даже, отдельная идея). Однако равнение на идеал осознанное [19,42,70].

Ю. Фролов отмечает, что в процессе развития личности происходит перестройка или замена одних мотивов на другие, или сдерживание одних другими, на базе одних мотивов формируются другие, возникают противоречия между различными мотивами, изменяется соотношение доминирующих и подчиненных мотивов. Мотивационную сферу человека можно оценивать по развитости, гибкости, структурности. Чем больше разнообразных потребностей, мотивов, целей у человека, тем более развита его мотивационная сфера. Чем разнообразнее способы удовлетворения потребностей, тем гибче мотивация [4].

Таким образом, содержание мотивов является наиболее существенной характеристикой направленности личности. Исходя из перечисленного выше возможно сказать что мотив – это овеществленная потребность.

По мнению Л. Иванченко мотивационная сфера является очень сложным образованием. Поскольку личность является членом общества, в анализе потребностей как основы мотивов надо исходить не из абстрактного представления о ней, а из того, как конкретный индивид включен в систему общественных отношений и каким образом эта система отражается в его индивидуальном сознании [30].

Н. Талызина в своей работе различает мотивы не только по содержанию, но и по уровню осознанности, устойчивости. А направленность личности на ее мнение является результатом возникновения устойчивых доминирующих мотивов поведения, а также других особенностей личности, которые помогают или мешают реализовать мотивы [57].

Поскольку тема нашей выпускной квалификационной работы «Формирование интереса младших школьников к занятиям физическими упражнениями на уроках физической культуры» поэтому мы более подробно остановимся на интересах, которые большинство ученых отнесли к сложной группы мотивов.

Е. Столитенко выделяет интерес как один из основных компонентов мотивации. Это эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризован возбуждением этой деятельности [54].

Некоторые ученые рассматривают интерес как осознанную потребность, которая характеризуется отношением людей к предмету и явлениям действительности, имеющим для них важное общественное значение [1,40,44].

С. Ожегов дает такое понятие слову «интерес» – внимание, что возбуждается чем-нибудь значительным, привлекательным [47].

Т. Шорохова отмечает в своей работе, что начиная со второй половины 20-го века представители различных наук: философы, психологи, экономисты –стали определять интерес, как сознательную потребность [70].

По мнению Б. Ведмеденко интерес как внутренний мотив действует на учеников силой своей значимости и эмоциональной привлекательности, которая является выразителем эстетических потребностей личности [19].

За Т. Круцевич: «интерес-это положительное эмоциональное стремление человека к познанию чего-либо, причем удовлетворение интереса (в отличие от любопытства) не ведет к его исчезновению. Наоборот, интерес может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и разносторонним. Интерес является постоянным катализатором (усилителем) энергии человека: он либо облегчает выполнение деятельности (когда человеку интересно, не надо заставлять ее напрягаться), или наоборот, стимулирует волевые усилия человека, помогает проявлять терпение, упорство, настойчивость, поддерживает целенаправленность» [36,37].

Учителя физической культуры считают, что необходимым условием формирования интереса к занятиям физической культурой является предоставление учащимся возможности показать свои способности. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать учеников [21,35,51,60].

По А. Отравенко, воспитание интереса у учащихся к занятиям физическими упражнениями направлено на укрепление и сохранение здоровья, развитие способов формирования и выявления в них духовного здоровья, формирование стойких мотивационных установок и применение приобретенных знаний и умений здорового образа жизни. Формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физическими упражнениями требует:

а) знаний психофизиологических возрастных особенностей;

б) определение влияния физических упражнений на физическое развитие школьника;

в) использование принципов педагогики сотрудничества;

г) внедрение в учебный процесс интерактивных методов обучения и инновационных технологий, которые активизируют познавательную деятельность и творческую активность в различных видах деятельности [46].

Некоторые психологи трактуют интерес к занятиям физическими упражнениями – как проявление общей мобилизации организма, его анализаторов и ощущений к восприятию знаний, умений, навыков по физической культуре, удовлетворения своих потребностей самостоятельно выполнять физические упражнения на фоне высокого положительного эмоционального заряда. В нашем исследовании мы руководствовались определением о том, что интерес к занятиям физическими упражнениями – это умение подростков использовать потребность в постоянных движениях, стимулируя трансформацию этой потребности в устойчивые мотивы и желания самостоятельно и систематически заниматься физическими упражнениями [39,56,58].

Итак, мы определили, что интерес к занятиям физическими упражнениями принадлежит к мотивационной сфере личности. Его психологической основой является внутренняя мотивация, которая возникает в условиях внешней мотивации: требований учителя, определение цели занятий физическими упражнениями, необходимости подготовиться к занятиям и др. [41].

Мы разделяем мнение Н. Москаленко, А. Отравенко, В. Лисяк, что использование межпредметных связей представляет собой педагогическое условие воспитания интереса к занятиям физическими упражнениями [44,46].

Известно, что под методами реализации межпредметных связей на уроках физической культуры понимается совокупность педагогических средств, которые направлены на овладение учащимися системой межпредметных знаний, выработке у школьников культуры здоровья и здорового образа жизни, повышение познавательной активности, обеспечение гармонии физического и духовного развития. К ним относятся беседа, рассказ, игра, упражнения [38].

По нашему мнению для формирования у младших школьников интереса важно разнообразить формы работы на уроке, чаще проводить нетрадиционные уроки. Желательным является заинтересованность, познание нового, межпредметные связи, создание игровых и ролевых ситуаций, ситуаций успеха и собственного выбора, обновления системы оценивания учащихся по приоритетности индивидуального и дифференцированного подходов, бонусной системы оценивания и тому подобное.

Например, в труде О. Отравенко определены следующие приоритетные направления учебной деятельности: обучение, ориентированное на личность; интерактивные методы обучения; межпредметные связи; самостоятельная работа учащихся на уроке; положительное влияние учителя и родителей в обучении школьников, использование методов самоконтроля и самокоррекции [46].

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.