МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Творчество Виктора Потанина на станицах журнала «Тобол»





Зауралье богато людьми пишущими. Литературное творчество остановить невозможно, книги издаются, хотя бы и небольшими тиражами и не так часто, как хотелось бы писателям и читателям. Однако современная коммерческая основа книгоиздания позволяет порой мало одаренным, но материально состоятельным людям опубликовать свою книгу, а талантливым – ждать годами спонсора.

 

Сложность литературной ситуации усиливается за счет того, что спонсоры редко учитывают качество литературной «продукции». Высокий художественный уровень изданных книг соседствует с прозой, откровенно слабой. В ней порой отражается случай, поразивший автора, но едва очерчены характеры, подробности даны без отбора, композиция рыхлая, авторская речь и речь персонажей смешиваются между собой. В поэзии описательность заменяет ассоциативное мышление и стихотворную технику, привычные темы раскрыты банально и поверхностно. Таких авторов не спасает даже искренность и непосредственность переживания.

 

Попытки исправить положение существуют и дают зримые результаты. Так, например, с 1993 года ежегодно издается литературный альманах «Тобол». Таким образом, есть возможность публиковать произведения многих талантливых людей нашей области.

 

Обратимся непосредственно к творчеству Виктора Федоровича Потанина Потанина - писателя, корреспондента, публициста, который вносит свой вклад в современную литературу Зауралья. Его заслугой считается литературно-публицистический альманах «Тобол», который благодаря личному вкладу Виктора Потанина стабильно выпускается в течение двадцати двух лет.

 

Имя В. Ф. Потанина выделяется среди прозаиков, который давно перешагнул границы Курганской области, отмечен литературными премиями им. И. Бунина, Д. Мамина-Сибиряка, В. Шукшина.

 

В очерке Потанина «Последний пороход» опубликованный в журнале «Тобол», характеризуется одно из следствий перестройки: «Ведь тогда уже началась перестройка – и стали исчезать, закрываться издательства, а многие журналы потеряли свои тиражи, и вместе с этим и авторов и читателей. И сразу встал этот вечный вопрос: что делать? И на него ответила жизнь однозначно – еще больше упали тиражи и совсем исчез гонорар. Кстати такое продолжается и по сей день».

 

 

За последнее время были изданы такие его книги, как: «Золотой ковчег», «Ушел и не вернулся», «Ангел мой», «Лунные поляны», «Тоска по жаворонку». Рассказы были опубликованы в альманахе «Тобол».

 

В повести «Золотой ковчег» Потанин предстает как замечательный и глубокий современный прозаик, отразивший сложные процессы народной жизни. Писатель остается верен своим нравственным принципам, в его произведении – реальная жизнь, ясное сознание добра и зла, вера в спасительность добрых чувств и близость природной жизни. «Золотой ковчег» и потрясающий по проблематике и художественной силе рассказ «Ушел и не вернулся». Между ними существует определенная близость. В рассказе «Ушел и не вернулся» перед читателем возникает образ человека, выпавшего из жестокой современной действительности и оставленного на произвол судьбы. Герои Виктора Потанина – люди с обеспокоенными сердцами, бескорыстные, трудолюбивые, мужественно переносящие тяготы жизни.



 

Повествование Виктора Федоровича Потанина признано очень сильным лирическим чувством. Оно идет от рассказчика, прототипом которого является сам биографический автор. Рассказчик внешне сдержан и психологически контрастен героям, но по сути он не антагонист собеседникам. Рассказчик сочувствует им. Ощущение всеобщей неустроенности, разлада в народной жизни делает его носителем постоянной боли жизни и неутешным созерцателем ее. Эмоционально-образная направленность повествования «окутывает» образы героев состраданием, теплом и участием. Часто в рассказах структурообразующую роль играет ситуация встречи и, диалог рассказчика и героя. Диалог передает движение мысли и чувства, отражает современные проблемы.

 

Справедливы слова Потанина: «Ведь именно в слове русская душа нашла совершенное воплощение». Это наблюдение справедливо и по отношению к творчеству самого писателя. В своих рассказах и очерках он передал свое понимание русской души и послал ей спасительный «золотой ковчег».

 

В юбилейном 1995 году в литературно-публицистическом журнале «Тобол» были опубликованы художественно-документальные воспоминания Виктора Федоровича «Боря-маленький и другие» из цикла «Блокадные мальчики [13], где автор, описывая свое военное детство в родной Утятке, вспоминает свою первую встречу с эвакуированными ленинградскими детьми. Многие из них болели, были покалечены, многие были сиротами. Некоторые были озлоблены и мстили местным ребятишкам за то, что те не слышали свиста бомб, жили далеко от войны. Боря Смирнов, которому было только 4 года, жил без ног. Когда везли в эшелоне, он их отморозил; пока добирались до Кургана, началось воспаление, ноги пришлось ампутировать. Врачи ему сказали, что у него еще вырастут ножки, и малыш поверил. Автор вспоминает жизнь в деревне в военные годы, когда люди умирали от истощения, хоронить приходилось без гробов, потому, что в деревне давно не было ни досок, ни дров, печи топили мерзлым кизяком. Если в семье было ружье, то ребята, чтобы прокормиться, охотились на ворон и сорок. Эти простые и безыскусные описания детских впечатлений трогают душу читателя гораздо сильнее, чем художественный вымысел.

 

Писатель, чье детство прошло в годы Великой Отечественной войны, «…ничего не навязывает от себя, но как бы только слегка помо­гает читателям самим извлекать даже из, казалось бы, ничем особым не примечательных встреч, случаев, событий, сохраненных памятью, уроки. Уроки совести, сострадания, милосердия, доброты, сочувствен­ного сопереживания, душевной открытости миру. … в сердечной открытости рассказов … действительно есть что-то взаправду роднящее их творчество с непосредственностью и бесхитростностью мировосприятия ребенка».[15]

 

Эти слова Ю. Селезнева о творчестве Василия Юровских можно с полным правом отнести и к повести о военном детстве В. Потанина.

 

Нельзя не упомянуть о том, что Виктор Потанин многое делает на занятиях литературной студии при КГУ, чтобы поднять уровень художественной правды в произведениях начинающих авторов. [6]

Здесь студенты филологического факультета делают первую пробу пера: приносят свои стихи, рассказы, повести. Литературная студия – это возможность проявить себя, выслушать объективную оценку своего творчества, это школа профессионального писательства. Студия публикует сборники стихотворений и прозы своих воспитанников, позволяя им таким образом пройти первое «боевое крещение». К тому же молодые дарования активно публикуются в журнале «Тобол», тем самым привнося свою лепту в литературу Зауралья.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.