ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Понятие журнала; история возникновения литературных журналов. Слово journal французского происхождения, означает «дневник, ежедневник». Словарь по книговедению (1982г.): «...периодическое текстовое сброшюрованное печатное издание, содержащее статьи и рефераты по различным общественно-политическим и научным вопросам, литературные произведения и другой материал». Журнал - периодическое печатное издание, отличающееся от газеты объемом, пространственно-композиционным решением, способом подачи информации. Более долгий издательский цикл предполагает, меньшую оперативность информации и более основательный подход к ней. Для журнала в меньшей степени характерны репортажи и зарисовки, в большей - интервью и аналитические статьи. Типология журнальных изданий предполагает их классификацию по аудиторному и тематическому признаку. По аудитории: Общероссийские Региональные Женские Молодежные и т.д. По тематике: Универсальные (то есть охватывающие весь спектр интересов определенной аудиторной группы). Политико-экономические Технические Медицинские и т.д. По целевой направленности: “стиля жизни” (Автопилот, Вояж, L’Officiel и т. д.) - то есть, их задача - показать ЧТО; “выживания” (с выкройками, советами по обустройству дома и т.д.) - объяснить КАК. Основные тенденции развития журнальной периодики: Переход на более высокий уровень полиграфии; Увеличение объема за счет более свободного пространственно-композиционного решения; Привлечение большего количества иллюстративного материала; Увеличение числа изданий для среднего класса; Увеличение числа еженедельных журналов, организованных по типу дайджеста (издательский дом Бурда) Снижение тиражей научно-популярных и профессиональных изданий и т.д. Журнал позволяет читателю, потерявшемуся в море ежедневной прессы, постоянно и быстро получать дополнительную информацию по вопросам внутренней и внешней политики, проблемам науки, культуры и т.д. “Это еженедельник, - утверждал Брюно Монье, когда был директором “Экспресса”, - который освобождает по необходимости от чтения ежедневных газет.” Историю журналов начинают отсчитывать с 1665 г., с момента выхода «Journal des scavans», который принято считать первым журналом в мире. Формат и объем издания были небольшие размер страницы 7,5 х 13 см, полоса набора включала 34 строки по 39 знаков, число страниц в номере — от 20 до 25. К этому времени издание книг в Европе имело уже двухвековой опыт. Появление журналов было принципиально новым явлением, не связанным с книжной функцией публикации нового знания. Функция журналов первоначально заключалась в регистрации опубликованных материалов или деятельности учреждений науки, культуры, образования. Развиваясь в духе времени и во многом параллельно газете, такие издания... ставили перед собой задачу учитывать и классифицировать книги и другие творения ученых всей Европы. Если проследить за историей возникновения журналов в разных областях знания, можно обнаружить одну общую закономерность. В каждой отрасли вначале возникает журнал, публикующий преимущественно вторичную информацию (рефераты, библиографические описания, краткие изложения содержания специальной литературы), a уже позднее — специальные отраслевые журналы первичного характера. В России первая попытка издания журнала была предпринята в1726 г., следующем после создания Академии наук, Г. Ф. Миллером, который начал выпускать «Комментарии Академии наук» на латинском языке. Затем часть материалов (около половины) была переведена на русский язык и в 1728 г. вышла отдельным томом под названием «Краткое описание комментариев Академии наук». Попытка создания научного периодического органа сорвалась сразу же после выхода первого номера из-за крайне узкого круга читателей и постоянной нехватки готовых к публикации работ. Вторая попытка создания первого русского журнала была предпринята в 1728 г. выпуском «Примечаний» к газете «Санкт-Петербургские ведомости». Первый русский журнал «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» выходил 10 лет, с января 1755 по декабрь 1764 г., публикации посвящались главным образом истории, географии, экономике. Каждый номер состоял из 5 -10 материалов. Объем номера составлял 3—5 печатных листов (100—150 страниц небольшого формата — 20 х 12 см), напечатанных крупным шрифтом без иллюстраций. Как правило, два текста в номере (13—15 страниц) были стихотворными. Много в журнале помещалось познавательных, научно-популярных материалов. Во время издания название менялось. Выходил при Академии Наук. Литературные материалы. Работы Ломоносова, Сумарокова. Большинство изданий выходило при Московском Университете и Академии Наук, но теперь появляется еще одно заведение. 1732 – Сухопутный шляхетный кадетский корпус. Оттуда выходит много литераторов. Оттуда вышел Михаил Матвеевич Херасков. В стране растут литературные силы. Это видел Ломоносов. В начале 50- годов у него было две цели: организовать университет и создать журнал для русских читателей. У Ломоносова были связи: он дружил с Иваном Ивановичем Шуваловым, вельможей, фаворитом Елизаветы. Так у него появляется возможность реализации своих планов. Прежде всего, он внушает мысль о создании Университета – май 1755. Потом добивается привилегии иметь свою типографию. Это дает возможность не только печатать учебники, но и создать журналистику – март 1756. Потом здесь будут печататься «Московские ведомости». Вторую свою задачу – создание нового академического журнала – тоже реализует через Шувалова. Первый номер даже опережает открытие университета – январь 1755. Редактором журнала назначен Генрих Миллер. Публиковались: Сумароков, Херасков, Тредиаковский. Тираж назначен главой Академии Наук Разумовским – 2000экземпляров. Это много, расходилось не более 700 штук. С 1758 года тираж сокращен до 1250 экземпляров. Изменено и название: «Сочинения и переводы к пользе и увеселению служащие». В 1763 – опять меняется на «Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах». На титульном листе было: часть земного шара, где находится Россия, двуглавый орел, и надпись в лучах солнца: «Для всех». Это концепция издания. Места Ломоносову в этом журнале не нашлось. Это единственный журнал, умолчавший об открытии университета Сам Ломоносов опубликовал в журнале только два своих стихотворения, появившихся в заключительной, девятой, книжке 1764 г. Он не хотел и не мог работать с полновластным распорядителем издания Миллером, своим идейным противником. Еще в 1749 г. Ломоносов выступил с критикой речи Миллера «Происхождение народа и имени российского», резко возразив против «норманнской теории» происхождения русского государства Закрыт в 1764, потому что Миллер уезжает из Питера в Москву, остальные не могут поддерживать его планку. «Ежемесячные сочинения» по сути, были собирателем литературных сил страны. Он был трамплином к созданию частных журналов, например, Сумарокова [12]. С начала XIX в. в России стали создаваться журналы по различным отраслям науки, техники, культуры. Появились специальные журналы — научные, технические, литературные. Наряду с их развитием формировались взгляды на журнал как тип издания, высказываемые представителями науки и культуры, политическими и государственными деятелями, занимавшимися изданием журналов или имевшими какое-либо отношение к этому делу. Журнал-газета, журнал-протокол, журнал-сборник чертежей, журнал-книга, журнал-учебник, журнал-каталог, журнал-обозрение, журнал-дневник, журнал-хроника - эти и другие виды изданий, отличные от классических, прошли успешную апробацию в издательской практике России уже в XVIII-XIX в.в. и показали огромные, не исчерпанные возможности журнальной формы издания. Наиболее значительное влияние на формирование журнала как типa издания оказало развитие капитализма. Разделение и обобществление труда и зарождение машинной индустрии вызвали бурное развитие различных отраслей техники и промышленности, что, в свою очередь, привело к быстрому росту числа предприятий, учреждений и людей, занятых материальным производством. Общественная потребность в науке и технике вызвала необходимость в научно-технической информации, вторая появилась вначале в газетах, а затем, для осмысления и анализа, воплотилась журнальную форму. В первую очередь стали активно развиваться специальные журналы, число которых увеличивалось вместе с ростом объема научной и специальной информации. Специальные журналы в течение нескольких десятилетий выявили оптимальную форму издания и продолжали формироваться под влиянием процессов дифференциации и интеграции накопляющегося знания. Наибольшее социальное звучание приобрели литературные журналы, ставшие одновременно общественно-политическими. Зарождение и развитие капитализма, углубляя социальные противоречия, вызвали острую борьбу различных идейных течений на страницах журналов. Наконец, массовые журналы других типов — научно-популярные, культурно-просветительные, искусствоведческие — также получили толчок благодаря развитию капитализма вследствие роста отражаемой информации, отраслей культуры, переходящих на коммерческую основу, потребностей широкой рекламы. Таким образом, журнал независимо от тематики и целевого назначения приобретает в период капитализма свою окончательную форму, утвердившись как тип периодического издания. Статьи и обзоры приобретают социальный статус и, являясь отражением взглядов, мнений, общественно-политических и эстетических установок различных групп, партий, течений, превращаются в средство закрепления их политического приоритета. Эти процессы усиливаются к началу кризиса капитализма и вступления последнего в стадию империализма. В социалистическом обществе журнал как тип издания достигает наибольшего расцвета: повышается его социальная роль, изменяются программа, функции, читательская аудитория, тематическое и целевое назначение. Главное в особенностях социалистического журнала — расширение читательской аудитории вследствие вовлечения широких масс трудящихся в управление экономикой и государством, постановка фундаментальных хозяйственно-политических и нравственно-эстетических проблем, разработка методических вопросов материального производства, образования и культуры. Возникли новые типы журналов, например массовый производственный журнал, прежние типы изменились. Внутренняя структура журналов обогатилась. Важное общественное значение приобрели разделы очерка и публицистики в литературно-художественных журналах, критики и библиографии в общественно-политических, обзоры в специальных, репортажи о ходе соцсоревнования в массовых производственных журналах. Коммунистическая партия с первых лет Советской власти уделяла большое внимание журналам, не выделяя их при этом из общей системы печати в смысле постановки задач, целей и принципов функционирования. Партия руководила формированием типов журналов, процессом создания типологической системы, определением задач, функций, программы. Первый собственно литературный и в то же время первый частный журнал в России – «Трудолюбивая пчела» (1759) А.П.Сумарокова, большую часть материалов которого составляли сочинения самого издателя. Примеру Сумарокова последовали участвовавшие в «Трудолюбивой пчеле» преподаватели и выпускники петербургского Сухопутного шляхетского корпуса: они стали выпускать свой журнал – «Праздное время, в пользу употребленное» (1759–1760). В Москве первые литературные журналы выходили при университете: «Полезное увеселение» (1760–1762) и «Свободные часы» (1763) М.М.Хераскова, «Доброе намерение»(1764) В.Д.Санковского и др. Популяризации идей французских вольнодумцев было посвящено «Невинное упражнение» (1763) Е.Р.Дашковой (фактически редактором был И.Ф.Богданович) [9; 14]. Журнал как тип издания на современном этапе представляет собой важнейшее средство массовой и специальной информации и пропаганды. [4] В русской журналистике 19–20 вв. наиболее распространенными и успешными были литературно-политические журналы, но и для журналов иного типа этого времени, когда литература являлась своеобразной «общественной трибуной» (по выражению А.И.Герцена), было характерно прикровенное или прямое обсуждение актуальных политических и общественных проблем. Поэтому история русских литературных журналов, как и в целом русской журналистики и периодики, оказывалась тесно связанной с политической историй страны. 1.3. История формирования и становления альманаха как типа издания Название «альманах», исконно арабского происхождения: арабское слово al-munah в адаптированном переводе означает «время», «мера», «календарь» [10] В конце средних веков (XIV и XV вв.) это слово обозначает календарные таблицы с прибавлением астрономических и других примечаний. Сперва это были издания по личному почину, но вконце XV в. альманахи привлекают внимание публики и власти. На них появляется спрос. В 1474 г. Матвей Корвин, венгерский король, приказал издать такой альманах на двух языках: латинском и немецком. Приблизительно в это же время несколько частных издателей в течение ряда лет выпускают ежегодные альманахи. С XVI в. обычай этот окончательно устанавливается, причем в альманахах помещаются уже и разные имеющие общественное значение известия: о движении почт, о ярмарках и рынках, о монетном дворе, о придворных залах. Из желания привлечь интерес и спрос господствующих классов в альманахи включают генеалогию королей, перечень духовенства. Альманах получает название королевского или придворного; издается сперва во Франции, затем в Пруссии и Саксонии, в Англии. [11] Проникнув в Древнюю Русь примерно в XVI-XVII вв., альманах занимает положение в ряду апокрифичных, сакральных книг. [2] В дальнейшем, развитие альманашного типа изданий рукописного и печатного характера в Европе и России пошло разными путями. В целом, появившиеся в России альманахи имели западное происхождение, в них включались гадания, гороскопы, астрологические предсказания и т. п. Можно было встретить в альманахах и описания магических обрядов. В эпоху Петра Великого «звездочетские» альманахи ушли в прошлое, а на смену им пришел официальный (гражданский), но также носивший астрологический характер, Брюсов календарь. В последней трети XVII в. альманах начал дробиться и разделяться. В те альманахи, которые предназначались для высших придворных кругов, входила официальная информация, связанная с торжественными событиями придворной жизни, генеалогические данные, данные о почте и предстоящих ярмарках. К числу наиболее ранних сборников такого типа относится «Королевский Альманах» (Almanach Royal), изданный в 1679 г. в Париже. Также во многие альманахи стали включать литературные вырезки и другой материал. Главное место занимали малые стихотворные и прозаические произведения. К информации календарной стали добавлять не официальные сведения, а стихотворения или маленькие рассказы, анекдоты, сатиру и т. д. Таким образом, с течением времени календарное содержание было вытеснено литературным. В России того времени академические календари-альманахи представляли высокую «традицию» данных изданий, они трансформировались в юбилейные сборники, которые носили научный характер. Литературные альманахи в России были достаточно элитарны в содержательном и функциональном плане. Но не смотря на это, они часто взаимодействовали с альманахами более широкой направленности. Подобный синтез как раз и представлен в «Разных письменных материях» М. Комарова. В эпоху А. С. Пушкина тип литературного альманаха достиг своего эпопея. «Северные цветы» — это один из самых известных альманахов того времени, в издании которого принимал участие П. А. Плетнев, который сравнивал данный тип издания с выставками в Академии художеств, называл альманахи энциклопедическим эхом своей эпохи. Как отмечает Ю. Б. Балашова, можно говорить об успешном замещении в Пушкинскую эпоху альманахом энциклопедического журнала. Не смотря на то, что расцвет альманаха, как типа издания приходился именно на Пушкинскую эпоху, в 1840-х годах связи с появлением «толстых» журналов альманахи немного отошли в сторону. В эпоху 1840-х годов, когда господствовал натурализм, альманах переживал переходный период, которые затем привел к возрождению и перерождению альманаха как типа издания. В середине — второй половине XIX в. стали формироваться основные специализированные разновидности издания альманашного типа. С 1850-х годов в России укрепился специализированный подвид альманаха — альманашный сборник. В 1840-е годы альманах начинает оказывать огромное влияние на прогресс в литературе. Появлялись даже особые литературные кружки, которые формировали особую среду для появления новых альманахов и сборников. Во второй половине XIX в. альманаху удалось потеснить «толстый» журнал, кроме того, в этот же период ещё более усиливается специализация альманахов. Тогда же в России стали пользоваться популярностью прагматизированные предметно-тематические сборники. Альманах имел особое значение для литературного прогресса в начале ХХ столетия. Проявление главных течений Серебряного века и футуризма в альманахах того времени сыграло огромную роль в развитии данного типа изданий. Время нового расцвета альманаха наступило в 1923—1925 гг., что совпало с важным моментом в развитии всего литературного процесса эпохи в целом. Основные сборники и альманахи этой эпохи издавались ведущими группировками: «Перевала», «Серапионовы братья», конструктивисты, «ЛЕФ». Многие альманахи создавались и небольшими объединениями, поскольку альманах являлся отличным способом заявить о своей деятельности. В целом альманахи 1920-х годов объединили совершенно разных участников, занимающих различную позицию по отношению к сложившимся литературным школам и течениям. В 1920—1930-х гг. активно развивалась альманашная публицистика, стали появляться литературно-политические сборники. Таким образом, в России основной разновидностью альманаха является литературный альманах. Классический альманах отличается энциклопедичностью, универсальностью, по сути представляет собой издание общего типа. В следующем параграфе мы более подробно рассмотрим как особенности альманаха как типа издания, так и классификацию альманахов. Итак, что же такое «альманах» в современном понимании? Альманах – непериодическое издание сборник произведений различных писателей. Он может быть периодическим, тематическим, условно-специальным или неоднородным по составу, являться локальным или выходить на обширной территории, пестрить обилием жанров или исчерпываться одним. Как бы там ни было, альманах – это статус, показатель культурного уровня некоей земли, гипотетического участка планеты людей, которые его населяют, срез мысли, отражающий созидательные возможности мыслящего слоя населения. Такие издания, к сожалению, в последнее время редко оказываются во главе читательских рейтингов. Видимо, из-за консервативной, иногда даже несколько ортодоксальной структуры. Так или иначе, альманах – это своего рода эстетическая планка, до которой нужно добраться и которую после важно не уронить. Исходя из особой специфики альманаха как типа литературно-публицистической (в широком смысле – художественной) периодики, можно выделить общие черты таких изданий и последовательно определить те особенности, которые принадлежат отдельно взятым альманахам. Кроме того, можно сформулировать общие свойства подобных изданий. Чем же примечателен и необычен альманах? Прежде всего, широтой охвата тем и обширностью интересов. Формат позволяет расширять и углублять взгляд на любую проблему, но предъявляет повышенные требования к авторам. Здесь берутся в расчет аналитические качества, глобальность обобщений, гражданская позиция. Публицистика здесь не сковывается рамками газетной полосы, а сама мысль – ситуативностью, сиюминутностью проблемы. Привычка мыслить масштабно позволяет находить глубинные связи внутри происходящего, в некотором смысле даже предсказывать повороты событий, намечать перспективы, в том числе видеть пути возможного усугубления конфликтов. Альманах – это рупор мыслящей интеллигенции и заинтересованной общественности. Именно здесь важна вышеупомянутая «гражданская позиция». Сила внушения публицистики сегодня несоизмерима с силой внушения PR-технологий, но публицистика дает мотивацию к соучастию в решении проблемы, к свободному критическому мышлению. Наконец, альманах способен не только отражать множество точек зрения на проблему, но и показывать ее с различных сторон, открывать ее новые аспекты. Свобода авторов в выборе жанров, совмещение художественных произведений с публицистическими материалами создают разноплановую масштабную картину действительности. Сугубо локальное, местное значение альманаха как показателя культурного статуса дополняется функцией «культурного аккумулятора», накапливающего местные таланты, местный культурный опыт, историю края, а значит, генерирующего патриотические настроения, объединяющие людей. Упомянутые особенности альманаха заставляют такого рода издания базировать на грани интересов массовой аудитории, но в то же время сохранять ориентацию на широкий круг заинтересованных читателей. В результате читательскую аудиторию альманахов почти невозможно определить по категориальному принципу: по возрасту, социальному статусу, профессии, уровню образованности она определяется весьма условно. Итак, образцовый литературно-публицистический альманах должен обладать следующими качествами: § широтой тем и глубиной их рассмотрения; § разносторонностью и разноплановостью обрисованной картины действительности; § мотивацией к свободному критическому мышлению; § разнообразием художественных и публицистических жанров; § аккумуляцией местного и общего культурного опыта; § патриотическим настроем; § ориентацией на широкий круг заинтересованных читателей. Обратимся к конкретному изданию Зауралья – альманаху «Тобол» - и определим закономерности и особенности его развития, а так же соответствие вышеупомянутым принципам |