ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Развитие научного знания в социологии. Концептуальный аппарат теории. Развитие научного знания в социологии, как и в любой другой науке, происходит сложным путем приобретения новых знаний о важных сторонах научных явлений и процессов. Теория направляет интерес исследователя в необходимую сторону, а практикой реализуются теоретические знания. Несмотря на разнообразие концепции и методологий современной социологии в плане теории, разнообразные способы ее дальнейшего развития, благодаря единоличному способу формирования объекта исследования, который реализуется как практика обращения к классическому наследию, в социологии удается сохранить центральный вопрос и объект исследования, сформулировав определенный вопрос как проблему именно социального порядка и возможности порядка в общем. Естественно, изменения в самом обществе регулярно бросают вызовы теоретикам, меняя взгляды и способы раскрытия этой главной для социологии проблемы, но тем не менее, определенная стратегия развития теорий социального порядка дает основания обозначать именно то «поле для действий», в котором это описание социологического порядка происходило и будет в дальнейшем происходить. А как следует из этого, речь идет не об определении каких-либо границ истинности, реальности каких-то теорий социального порядка, сформировавшихся за время существования социологии именно как науки, а скорее именно раскрытие логики становления и развития теорий социального порядка в социологии дает возможность определить условия существования самой социологии как науки, те конкретные модели познания, которые лежат в ее основе. А значит, определить и установить те предпосылки, которые закладывают возможность социологического мышления. Концептуальный аппарат теории Концептуальный аппарат теории имеет три составляющие: система координат, единица, аналитические элементы. Рассмотрим каждую составляющую более подробно. Система координат выполняет функцию единения фактов, является необходимым условием объяснения. Однако единение является первым шагом, который считается предварительным и мало что может сказать о факте. «Дескриптивные системы координат имеют основное (фундаментальное) значение для любой науки. Вне рамок такой схемы описание невозможно, но описание их в этой схеме имеет, в первую очередь, функции определения «явления», которое подлежит объяснению. То есть из всей огромной массы возможных эмпирических наблюдений мы выбираем только те, которые представляют смысл в рамках такой схемы и принадлежат друг другу». Единицей принято считать логически мыслимую частицу, которая локализуется в системе координат. Единица может выделяться логически а может встречаться в эмпирической реальности. Чаще всего это абстрактное явление, что-то вроде представления об отдельном физическом теле, неподверженном никаким внешним воздействиям. Логическая единица тесно связана с системой координат, поскольку дробление явления возможно только до той поры, пока единица остается объясняемой в системе координат. Но как определить является ли эта единица реальной или это только вымышленная конструкция. Т. Парсонс проясняет этот вопрос следующим образом: «с одной стороны единица отражает эмпирическую реальность, но с другой стороны, она выделяется логически, что приводит к потере особых свойств, которые возникают и могут наблюдаться в эмпирической реальности, когда одновременно существуют системы таких единиц». Свойства, которые возникают на определенном уровне Парсонс называет эмерджентными. С одной стороны потеря этих свойств не позволит анализировать реальность во всей своей полноте, с другой стороны данный подход облегчит исследование и приведет к экономии сил исследователя, который в противном случае рискует затратить дополнительное лишнее время и ресурсы на анализ частных вопросов. Такой подход это часть «аналитического реализма» - позиции, которая лежит в основе построения общей теоретической схемы. Аналитическими элементами считаются свойства единицы, имеющие значение в данной системе координат. Другие же свойства единицы могут оказаться просто лишними, не способными к расшифровке с позиций принятой системы координат. Парсонс приводит в качестве примера аналитических элементов массу и скорость, которыми обладает точка в классической механике. Иной термин для этих компонентов схемы - «переменные». Если взять пример из области социального знания, то в качестве такой переменной можно рассматривать рациональность: это качество действия. Рациональности как таковой, в отрыве от определяемого ей явления нет. “В качестве классического примера системы координат Парсонс приводит систему классической механики: трехмерное пространство и время. Однако по его замечанию системы координат могут быть как метрическими, так и неметрическими. То же самое касается и других частей концептуального аппарата: в зависимости от специфики и сложности предмета они могут как поддаваться квантификации, так и нет. Несколько забегая вперед и предваряя изложения взглядов Парсонса на особенности социальных наук, можно отметить, что он считал все или почти все переменные социальных наук неметрическими: «...в сфере социальных наук измерения основных переменных почти не существует и даже неметрическое количественное определение порядка значений является редкостью»”.[7] Обозначив некоторые основные позиции, которые касаются взглядов Парсонса на природу научного знания, будет логичным перейти к рассмотрению его идей, касающихся особенностей и места социальных наук и социологии в частности в системе научного знания в целом, а также локализации Парсонсом социологии в системе социальных наук. Все, что было сказано ранее, относится в равной степени как к социальным, так и к естественным наукам. Элементарной формой, при помощи которой действия людей вписываются в социальную систему, являются социальные роли. Каждая роль предполагает соответствие действий определенным социальным ожиданиям, общепринятым нормативным и ценностным стереотипам. При посредстве роли индивид переносится в структуру того или иного социального института и всей социальной системы в целом. Заключение В заключение хотелось бы отметить, что Талкотт Парсонс, безусловно, один из самых крупных и интересных социологов-теоретиков XX века, сыгравший в развитии социологии особую роль. По словам А. Гоулднера, Т. Парсонс осуществил великолепный синтез немецкого романтизма с французским функционализмом, которые, как казалось ранее, были несовместимы. Также Парсонс в своей научной деятельности описал и изучил фундаментальное построение теории, которое объясняет наиболее общие социальные процессы. На основе изученного материала можно сделать вывод, что Парсонс исследовал общество на макроскопическом социальном уровне. Он представлял общество как целостную систему и изменение любого из элементов этой системы рассматривается как изменение системы в целом. Парсонс говорил, что основной задачей социологии является предоставление рекомендаций по формированию стабильного общества, т.е. по поддержанию социологического равновесия в обществе. Это равновесие поддерживается социальными системами, которые в свою очередь содержат социальные институты. Социальные институты тесно связаны с деятельностью индивида. Таким образом, четко прослеживается и становится видимым структурно-функциональный анализ, который явился основой теории Толкотта Парсонса. Я считаю, что трудно , да что там трудно, это практически невозможно найти такого ученого, труды которого оказали бы большее воздействие на развитие социологии в двадцатом столетии, чем Т. Парсонс. Неоценимая большая работа, которая была проделана им, оставила огромный значимый след в мировой социологии. Целью его работы, на мой взгляд было создание концепции, которая будет способна объять все уголки мира социологии и объединить понимание жизни общества с достижениями разных естественных наук. Идеи Парсонса доминировали даже в англоязычной социальной теории аж с конца второй мировой войны до середины 60-х годов, но и после этого они оказывали на нее значительное влияние. Работы Толкотта Парсонса пользуются незавидной славой как трудные для понимания. В своих работах он представляет и развивает новую и сложную сеть связанных друг с другом понятий, которые должны вместить большую часть реалий жизни и разработок теорий его предшественников. Его представления о теоретических основах базируются на положении о сложностях и путаницы существующего мира и нужности введения абстрагируемых понятий для упорядоченности наших представлений о нем. Согласно Т. Парсонсу реальность несмотря на всю ее безграничность организована логично и рационально. Она имеет характер системы. Из вышесказанного следует то, что выделяемые абстрактные положения должны быть логически организованны в единое целое концепций. И только после этого мы будем иметь право высказывать какие-либо суждения об окружающем нас мире. Основной задачей теории социологии, по мнению Т. Парсонса, является достижение логической связи всех накопленных знаний и предыдущих теоретических основ. Именно поэтому значительную часть работ Т. Парсонса посвятил переосмысливанию теории и результатов исследований других ученых на язык своей терминологии. Такую задумку выстраивания теории Т. Парсонс называет принцип аналитического реализма. В общем Т. Парсонс восходит к естественнонаучным представлениям о теоретическом знании. Он считает, если социология называет себя наукой, то схемы ее концепций должны быть сходными построениям иных наук, а претендовать на исключительность, которая объясняется разностью объектов рассмотрения. Значимые усилия Т. Парсонса в течении всей его жизни были нацелены на создание общей теории действия которая была бы согласована с аппаратом терминологии и представлениями других наук о поведении сложных систем. Наверно именно поэтому социологическая теория для Парсонса всего лишь один из случаев такого построения, рассматривающего отдельные, хотя и значимые стороны социального действия и социальной системы. Тем не менее такое понимание социологической теории является на мой взгляд невоспроизводимым и непонятным без приобщения общей схемы, в границах которой возможно такое определение. Парсонс пытался сделать в социологии то же самое, что в физике стремился совершить великий Альберт Эйнштейн - создать всеохватывающую социологическую теорию, которая объясняла бы все уровни общества и все формы движения социальной материи. Ему удалось сотворить гигантскую дедуктивную систему абстрактных понятий, охватывающую человеческую реальность во всем ее многообразии. Т. Парсонс, как и А. Эйнштейн (который, кстати, творил свою общую физическую теорию почти в те же годы, что и Парсонс создавал свою общую социологическую теорию), потерпел неудачу. Общей теории, охватывающей все другие в качестве своих частных случаев, нет ни в физике, ни в социологии. А многие специалисты считают, что таковые вовсе не нужны Список используемой литературы 1. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. Социальная структура и аномия.1992 2. Система современных обществ Парсонс Т… /Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалёва. — Москва: Аспект-Персс, 1998 3. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. Г. Беккер, А. Босков. Перевод с английского В.М. Карзинкина, Ю.В. Семенова. — М.: издательство иностранной литературы, 1961 4.Парсонс Т. “О структуре социального действия”, М.: Академический проект, 2002 5. В. Харчева. Основы социологии. Учебник: Москва, 1999 г. 6.Комаров М.С. Введение в социологию. Москва, 1994. Гл. "Социальные системы и социальная структура". 7. Философский энциклопедический словарь. М.: Система, 1983. |