ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Системная теория Парсонса. Подробная социологическая концепция Парсонса. В социологии Т. Парсонса получили дальнейшее развитие: теория систем и теория социального действия. Системная теория возникла в тридцатые годы ХХ века в результате критики биологами основ физики Ньютона. Система есть центральная роль не только в биологии, но и в других естественных науках, а также в кибернетике. Одна из основных характеристик системы это упорядоченное взаимодействие ее элементов в противоположность разобщению и хаосу, то есть структура. Именно благодаря структуре система главным образом отличается от простого разобщенного множества элементов. Любая система, существующая долгое время, имеет особенность сохранять состояние равновесия, а ее динамика может быть описана с точки зрения направленности системы. Разумеется, каждая система имеет свои определенные границы с окружающей средой, к которой, относятся иные системы. Из вышесказанного можно сделать вывод, что система имеет как внутренний так и внешний способ существования. Если система находится в отношениях рециркуляции с окружающей средой, то она является открытой системой, ежели наоборот, то закрытой системой. Таким образом, под системой мы имеем ввиду целые элементы, которые обладаютследующими признаками: структурной связью элементов между собой, направленностью к цели системы, объединением элементов в одно целое, длительностью существования, стабильностью и равновесием, ограниченностью от окружающей среды, с которой система может вступать в регулярные отношения. Парсонса изначально же привлекала социальная философия Т. Гоббса, который придавал проблеме социального порядка первостепенное значение. Парсонс и сам не раз отмечал, что в его теории речь идёт именно о "Гоббсовой проблеме социального порядка" , хотя одновременно с этим он и не разделяет взглядов Гоббса! В отличие от Гоббса Парсонс считал, что соцпорядок современного общества основан на не принуждении центральной власти, а на понимании людьми разумности в порядке. В одной из статей он объединяет основные классические положения о социализации Дюркгейма, Фрейда и Кули, проводит анализ теоретических положений Мида и дает определение социализации - процесс приобретения индивидами диспозиций, необходимых для того, чтобы выполнять роли, предписанные им обществом. В свою же очередь эти роли определяются нормами, которые связаны с общими значимыми ценностями, они взаимодействуют друг с другом в системах сопоставления. Для того чтобы более подробно прояснить значение социального контроля в процессе социализации, нужно обратиться к рассуждениям самого Парсонса. Он сравнивает молодое поколение с варварами и считает, "что только социализация позволит сделать из них "нормальных людей". Так называемое "варварское вторжение" нового поколения детей имеет место в любом обществе”.[3] Под этим словосочетанием следует понимать отсутствие у ребенка определенных заученных схем поведения, которые связанны с социальными статусами вместе с долгим периодом биологической зрелости. Согласно Парсонсу важная функциональная проблема отношений личности и социальной системы заключается в организации процесса социального научения на протяжении всей жизни, в дальнейшем развитии и поддержании мотиваций личности к участию в социально значимых и контролируемых формах социального поведения. Для этого обществу необходимо удовлетворять потребности своих членов и вознагражлать такое поведение, потому что оно, как функциональная система, зависит от вклада своих членов в его жизнь. Отношения личности и общества по существу дела представляют собой "социализацию" как совокупность процессов, благодаря которым личность становится членом сообщества и приобретает социальный статус. Личность является основной формой организации социального действия, и процессом социализации всегда существенный для её становления и нормального функционирования. Итак, подведя итог, социализация представляет собой соединение индивидуальной мотивации с функциональными потребностями общества. Таково изначальное объяснение социального порядка Парсонсом – объяснение, проходящее через процесс социализации. Парсонс исходит из равновесия системы. “Ответ Парсонса заключается в разработке теории социальной системы, ее структуры и динамики. Здесь среди важнейших источников системно-теоретического мышления Парсонса следует назвать психоанализ Фрейда (1856-1939), из которого заимствуется понятие мотивации”.[4] Мотивацией, по мнению Парсонса, является психологическая предпосылка объединения и функционирования социальных систем. Таким образом, в центре внимания Парсонса находится динамика социальных систем и соединение общезначимых ценностей со структурой потребностей личности. Парсонса совершенно не интересуют вопросы социальной эволюции, его интересует лишь один и самый главный вопрос социологии - это вопрос проблемы возникновения и сохранения социального порядка. Обзор идейно-теоретических источников социологии Парсонса показывает то, насколько базовым и важным является фундамент его теории. Следует так же отметить, что Парсонс не просто подводит итоги, а основательно перерабатывает идеи своих предшественников-социологов по поводу основного вопроса социологии - проблемы социального порядка современного общества. “Парсонс является "социологом социального порядка" и стремится создать теорию, справедливую не только для конкретного общества и конкретных исторических условий, а фундаментальную (общую) теорию. Он создает "теорию, годную на все случаи жизни" и в своих трудах обращается к общей теории систем, и сейчас на первый план выходит ее основное социологическое содержание. Парсонс исходит из факта связанности различных по своей сути явлений друг с другом в обычной каждодневной жизни. Связь этих явлений каждодневной жизни не представляется возможным отрицать или хотя бы утверждать, что она является случайной, из этого следует, что форму этой связи можно понимать как систему. В этих рассуждениях содержится фундамент тезиса Парсонса о том, что “Все социальные явления представляют собой системы”.[5] Элементы этих систем определенным образом связаны друг с другом, то есть образуют общую структуру. В социологии Парсонса понятие функции используется для охарактеризования вклада элемента в сохранение или изменение определённого состояния социальной системы. Факторы, которые способствуют сохранению системы, являются функциональными, а нарушающие ее равновесие - дисфункциональными. Парсонс исходит из главенства системы и её структуры над функциями и поэтому называет свою теорию "структурно-функциональной". “Логическую основу структурно-функциональной теории Парсонса, согласно Дарендорфу, составляют определенные теоретические положения: 1. гипотеза о наличии структуры соцреальности; 2. исследование функций, то есть вклада элементов системы в процесс ее функционирования, что позволяет теоретически решить проблему стабильности социальных систем”.[4] Таким образом, в центре особого внимания социологии Парсонса располагается сохранение общественной системы, а не ее какие-либо изменения, причем целью теории общества является "определение условий, при которых отношения между составными частями социальной системы имеют тенденцию к стабильности - будь то в "статическом" или в "динамическом" смысле," то есть условий подвижного равновесия. Парсонс назвал свою теорию "общей теорией систем", что в отношении теории социальной системы требует философско-антропологических комментариев. Система означает порядок (упорядоченность) явлений и процессов которые к ней относятся. Талкотт Парсонс, рассматривает общество как связанную единую систему и считает, что любая социальная система должна отвечать четырем основным критериям: 1критерий это адаптация: касается отношений между системой и ее средой: чтобы существовать, система должна обладать определенной степенью контроля над своей средой. Для общества особое значение имеет экономическая среда, которая должна обеспечивать людям нужный уровень материальных благ; 2 критерий это целедостижение: он выражает потребность обществ устанавливать какие-либо цели, на которые будет направлена социальная активность; 3 критерий это интеграция: данный критерий относится к координации частей социальной системы. Главным институтом, через который реализовывается эта функция, является право. Путем правовых нормативов возникает порядок в отношениях между индивидами и институтами, что снижает потенциал конфликта. Ежели конфликт все же возникает, его следует улаживать через правовую систему, избегая дезинтеграции социальной системы; 4 критерий - удержание образца: предполагает сохранение и поддержание основных ценностей общества. Данную структурно-функциональную сетку Парсонс применял при анализе любого социального явления. Подробная социологическая концепция Парсонса На мой взгляд наиболее глубокое и детальное осмысление концепция социального порядка и социальной интеграции в социологии ХХ века получила в трудах именно великого американского социолога Т.Парсонса. Проанализировав труды Т.Парсонса, видно что он не просто подытоживает, но основательно прорабатывает идеи своих предшественников-социологов по поводу главного вопроса социологии — проблемы социального порядка в обществе. Парсонс считает, что социальный порядок — это факт, не подлежащий сомнению: «Я всегда считал, что социальный порядок, хотя и несовершенный, существует реально, а вслед за этим ставил вопрос о том при каких условиях можно объяснить факт его существования». Тем не менее, выступая против классических представлений социального порядка, американский ученый сомневается в утверждении того, что стабильный порядок может быть в ситуации, когда люди в своих действиях ориентируются только на пользу. Любой социальный порядок, исходя из трудов Парсонса, в определенной форме и в зависимости от обстоятельств опирается на общие ценности и нормы. Таким образом нормы и ценности изначально структурируют индивидуальные действия и этим гарантируют возможность соотнесения действий разных индивидов. Если любой социальный порядок существует благодаря тому, что есть нормы, то необходима такая теория действия, в которой главную роль играли бы нормы и ценности. Аргументы в поддержку этой теории действия Парсонс находил у классиков социологии и экономической теории — М.Вебера, Э.Дюркгейма, В.Паретто, А.Маршалла — таким образом, став одним из первых социологов, осуществивших попытку широкого теоретического синтеза. Опираясь на достижения классиков социологии, Парсонсу первому удается связать теорию социального действия и теорию социального порядка. Таким образом теория Парсонса, которая на новый лад сделала актуальной в социологии проблему социального порядка и определила пути ее решения через переосмысление классического социологического наследия, нашла как своих сторонников, так и ярых противников. Тем не менее, проблема упорядоченности жизни общества и ее стремление к объяснению имеющегося социального порядка или отклонения от него существует как центровая проблема, вокруг которой строилась и формировалась наука об обществе. Несмотря на явную прозрачность понятия «социальный порядок», все же оно требует пояснения или как минимум уточнения своего содержания. И проблема эта состоит не только в том, что находясь в центре гуманитарных дисциплин, это понятие постоянно обогащается более детальными и конкретными смыслами, но и в связи с тем, что, как и большая часть понятий социологии, понятие «социальный порядок» тоже широко используется в ежедневной речи, выступая регулятором поведения тем, кто старается жить в условиях социального порядка или тех, кто призывает к нему. Из многочисленных концепций, сформулированных им, стоит отметить прежде всего две — теорию социального действия и структурно-функциональный анализ. В методологическом отношении они связаны, причем первая является базовой. Теорию социального действия Парсонс стал разрабатывать еще в 1930-х гг., находясь под влиянием идей М. Вебера, Э. Дюркгейма и др. В 1937 г. вышла его книга «Структура социального действия». В послевоенный период социолог развивал идеи этой теории. Суть ее сводится в следующем. Любое социальное действие предполагает наличие действующего лица, конкретной ситуации, условий действия, состоящих из его цели и нормативных предписаний. Само действие, которому Парсонс придает центральное значение, выступает как самоорганизованная система, обладающая символическими механизмами регуляции (языка, ценностей и др.), зависимостью действия от принятых в обществе норм и ценностей, независимостью от условий среды. В теоретическом наследии Т. Парсонса можно выделить две составляющие, одинаково важные для понимания его системы взглядов. Первая составляющая - концепции, исследования, работы, которые ученый оставил в качестве наследия научному сообществу. Вторая составляющая - это методология, которая лежит в основании построения этих концепций. В основе концепции Парсонса лежит феномен человеческого действия, под которым он понимает внутренне мотивированное, ориентированное на внешнюю цель и подчиняющееся нормативным регуляторам социальное поведение. Каждое действие имеет свою внутреннюю структуру, состоит из ряда элементов и вместе с тем представляет собой социальную целостность по отношению к внешней социальной среде. Действие не только погружено в ситуацию, но и направлено в перспективу. Оно подчиняется не только биофизическим потребностям человеческого организма, но и ценностным ориентациям человека как личности. Действия человека, как правило, не последовательны, не сумбурны, а направлены, организованы, оформлены воздействием социальных факторов. Три системы — личностная, культурная и социальная — участвуют в этом оформлении. Ориентированность человеческих действий определяется необходимостью находится в проблемных пространствах иных факторов и состояний. “Парсонс обозначает несколько разновидностей ключевых альтернатив: 1) аффективность — нейтральность (подчиниться естественному порыву или устоять перед соблазном); 2) эгоизм — коллективизм (преследовать только свои личные интересы или ориентироваться на интересы общности); 3) универсализм — партикуляризм (соотносить свои действия с общечеловеческими нормами или настаивать на своем праве уклонения от общих стандартов); 4) достигнутое — приписываемое (исходить из реальных результатов или допускать мифотворчество по отношению к ним); 5) специфичность — диффузность (сосредоточиться на главном или допускать рассеивание своего внимания, энергии, сил). При каждом конкретном виде действий человек вынужден выбирать между всеми этими возможностями, что предполагает значительные морально-психологические нагрузки, испытания его ума, воли, характера, нравственных качеств”.[9] “Рассмотрение методологии следует начать с представлений ученого о науке, ее частях и их функциях. Взгляды Парсонса на науку не отличаются разнообразием. Если принять как определение науки следующее высказывание: «Наука — это знание, достигшее оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности и плодотворности», то можно смело приписать это суждение Парсонсу. Однако это только часть проблемы: более существенными являются воззрения ученого на составляющие научного знания. Парсонс различает в структуре науки два основных пласта: теорию и эмпирию. Хотя Парсонс и признает равную ценность и той, и другой составляющей, для него важнейшей является теория. Разработка общей теории, которая «в самой общей форме определяемая как совокупность логически взаимосвязанных и эмпирически отнесенных общих понятий»”[5], была задачей ученого на протяжении всей научной деятельности. В связи с этим следует более подробно остановиться на парсоновском понимании теории и ее положения в системе научного, в частности социологического знания. Первоначальной посылкой представления о науке можно считать постулат существования внешнего мира, эмпирической реальности, которая не является созданием человеческого разума. Это исходная посылка, можно сказать фундамент всей конструкции. Признание реальности как мира явлений, находящихся вне человека, приводит к следующему этапу: любое познание мира, в том числе и научное - это познание фактов эмпирической реальности. “Понятие «факта» не является самоочевидным. Факт - это не явление реальности. Факт - «эмпирически проверяемое утверждение о феноменах в терминах концептуальной схемы». Парсонс заимствует это утверждение у профессора Хендерсона. Одни и те же события могут описываться как факты разного порядка, в зависимости от точки зрения. С точки зрения физики тело, падающее с моста, совсем не то же самое, что с точки зрения криминалистики или социологии. Если же рассматривать дело с позиции обывателя, то этот взгляд имеет отличия от подхода к проблеме как физика, так и криминолога и социолога”.[6] Хотя не исключена ситуация, при которой эти различные точки зрения присущи одному и тому же индивиду. Таким образом, определяющим для выделения тех или иных сторон явления, которые и составляют научные факты, является теоретическая перспектива. В самом деле, если у исследователя нет заранее представления о том, в каких понятиях он будет описывать явления, то специфическое научное описание становиться если не невозможным, то довольно сложным. Ведь исследователю требуется сформулировать некий понятийный аппарат, который применим в пределах предмета исследования. В этом специфика парсонианского взгляда на теорию. Парсонс очевидно рассматривает теорию не как некоторое обобщение, а как рабочий инструмент ученого, при помощи которого ведется исследование. «Теория аналитической механики или теория общей физиологии..., как таковые не содержат в себе никаких эмпирических обобщений вообще. Эти теории являются только набором инструментов, работая которыми, на адекватном материале можно получить как частные эмпирические решения, так и эмпирические обобщения. Сделать эмпирическое обобщение (т.е. двигаться от разрозненных явлений к выработке обобщенных моделей универсальной значимости) центром научной теории - значит поставить телегу впереди лошади. По мере совершенствования обобщающей теоретической системы и вместе с тем по мере развития эмпирических исследований и знаний о фактах становится возможным получать все более обширные теоретические обобщения. В самом деле, можно сказать, что любая система обоснованных эмпирических обобщений предполагает существование обобщающей теоретической системы». Вопрос о том, насколько правомерно данное суждение ученого, не относится к предмету настоящего исследования, однако стоит отметить, что единства по этому вопросу в философии науки достичь не удалось. Из этого взгляда не теорию логически вытекает другое важное представление: теория является независимой переменной в развитии научного знания. Она определяет направление дальнейших исследований, а не просто изменяется по мере накопления «фактуального знания». “Можно вполне согласиться с мнением В.Ф. Чесноковой, которая в предисловии к русскому изданию фрагментов из крупных работ и нескольких эссе Парсонса («О структуре социального действия») отметила, что огромный пласт критических работ о Парсонсе порожден непониманием или неприятием такого взгляда на теорию. Парсонс довольно четко определяет свойства и необходимые компоненты теории. Всякой теории присуще свойство системности. Системность - одна из центральных категорий мышления Парсонса, при чем в различных случаях имеющая различные оттенки. Применительно к теории системность понимается как наличие логической взаимосвязи совокупности положений. Если перевернуть это определение, то теория - система логически взаимосвязанных положений. Наряду с системностью теориям присуще стремление к логической замкнутости - состоянию, при котором «...каждая из логических импликаций, которая может быть выведена из любого положения внутри системы, находит выражение в другом положении той же системы»”. Это положение важно в свете последующего анализа особенностей социальных наук. |