ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Значение Т. Парсонса для мировой социологии. Огромное значение Талкотта Парсонса для мировой социологии заключается в том, что он осуществил преемственность в развитии социологической теории. Вникнув в работы социологов классической направленности, таких как Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм, прочувствовав их идеи, он заложил в свои концепции значимый потенциал их теоретических наработок. Вероятно именно по этой причине теории Парсонса никогда не были беспочвенными и поверхностными. Обращаясь к его теоретическим работам, всегда присутствует ощущение сохраненного наследия классического периода европейской социологии, которое не устаревает и в наши дни. Центральное место в теории социального действия занимает понятие «система действия». Под ней Парсонс понимает различные уровни социальной реальности, которые так или иначе взаимосвязаны друг с другом. Он выделяет четыре основные системы: социальную систему, культуру, личность, организм. Чтобы каждая система действия правильно функционировала, требуется наличие четырех определенных условий: поддержание ценностного образца системы, интеграция, достижение цели, адаптация. Если рассматривать по существу, то это определенный набор функциональных проблем, которые должны решаться в каждой системе и ее подсистемах. Далее в работе рассмотрим ниже виды подсистем. - социальная подсистема (определенная группа людей) — это подсистема функции интеграции людей; - культурная подсистема — является подсистемой воспроизводства образца поведения, используемого определенной группой людей; - личностная подсистема — подсистема целедостижения; - поведенческий организм выполняет функцию адаптации к внешней среде. Подсистемы социального действия различаются функционально, имеют одинаковую структуру. Социальная подсистема занимается объединением поведения людей и социальных групп. Разновидностями социальных подсистем выступают общества (семья, деревня, город, страна ). “Культурная (религиозная, художественная, научная) подсистема занята становлением духовных (культурных) ценностей, т.е. символических значений, которые люди, интегрированные в социоподсистемы, реализуют через свое поведение. Культурные (религиозные, моральные, научные) смыслы направляют человеческую деятельность (придают ей смысл). Приведем пример: человек собирается атаковать, рискуя при этом жизнью, ради зашиты своей Родины. Личностная подсистема исполняет (реализует) определенные свои потребности, интересы, цели в процессе какой-либо деятельности ради удовлетворения этих потребностей, интересов, достижения целей. «Личность является главным исполнителем и регулятором процессов действия и их последовательности. Поведенческий организм представляет собой подсистему социального действия, которая включает человеческий мозг, различные органы движения человека, способные физически воздействовать на природную среду, приспосабливая ее к потребностям людей».[3] ъ Парсонс отмечает, что все перечисленные подсистемы социального действия являются «идеальными типами», абстрактными понятиями, которые не существуют в реальности. Отсюда вытекает известная сложность в толковании и понимании Т. Парсонса. При всей сложности теоретических построений и умозаключений Парсонса в них проходит главная задача социологии — исследование структур и механизмов, обеспечивающих устойчивость социальной системы. “Сама социальная система выступает как структура четырех взаимосвязанных элементов: норм, ценностей, ролей и коллективных организаций. Делая акцент в структурно-функциональном анализе на первой его части — структурности системы (в отличие от Р. Мертона, подчеркивавшего значимость второй стороны — функций социальной системы), Т. Парсонс опирался на доказательство ее стабильности применительно к рассматриваемым им социальным системам”[3]. На решение этой задачи главным образом и был направлен структурно- функциональный анализ, в соответствии с которым общество и его подсистемы характеризовались с точки зрения выполнения ими определенного набора функций. Однако в 1960-х годах стало явным, что при таком толковании социальных процессов довольно сложно объяснить противоречия, конфликты и нестабильность, большую часть аномальных явлений. Появилась явная потребность в углублении структурно-функционального анализа. Поэтому Парсонс столь четко искал пути усиления концепции вне ее пределов. Так возник его неоэволюционизм, который непосредственно связан со структурной дифференциацией общества. Под ней Парсонс понимал поэтапное - от примитивного состояния к современному усложнение социальной структуры, уменьшающее стабильность общества и его подсистем. Если в «примитивном» обществе дифференциация отсутствует, то в «промежуточном» она начинает разворачиваться, но по-настоящему дает о себе знать лишь в «современном» обществе. Типы и модель общества по Парсонсу Согласно Парсонсу в процессе перехода этапов социологического развития происходит последовательная смена революций. Промышленная революция таким образом разделяет экономическую и политическую системы. Промышленную же революцию сменяет демократическая революция, которая дифференцирует эти системы. Ей же на смену приходит образовательная революция, задачей которой является ни что иное как отделить от соцсистемы систему воспроизводства культуры. Т. Парсонс выделяет общую модель действия, которую он называет «единичным актом», который включает в себя два значимых компонента. Первым значимым компонентом является действующее лицо, т.е. субъект действия, наделенный стремлением действовать, имеющий определенные заданные цели, способный описать и способы их достижения и далее осуществить их; 2. Ситуационное окружение – факторы окружения, которые могут быть изменяемые и неизменные в зависимости от конкретной ситуации, по отношению к которым направлено действие и от которых оно зависит. Таким образом, действие представляет собой некоторый процесс в системе «субъект действия - ситуация», имеющий мотивационное значение для действующего индивида или в случае коллектива для составляющих его индивидов. Это означает, что ориентация соответствующих процессов действия связана с достижением удовлетворения или уклонением от неприятностей со стороны соответствующего субъекта действия. Именно поэтому отношение к ситуации со стороны субъекта действия носит мотивационный характер и связано с удовлетворением или неудовлетворением как от самого действия, так и от полученного в результате его итога. Кроме этого, действующее лицо развивает cиcтему ожиданий, которые относятся к разным объектам ситуаций. Данные ожидания могут быть организованы только в отношении к его собственным потребностям. В случае взаимодействия с социальными объектами в эту модель добавляются новые параметры. “Часть ожиданий субъекта действия, а во многих случаях наиболее значительная их часть, сводится к вероятным реакциям «другого» на возможное действие «Я», что существенно влияет на собственные выборы «Я». Вследствие этого разные элементы ситуации приобретают особые специальные «значения» для «Я» в качестве «знаков» или «символов», соответствующих организации или структуре его системы ожиданий”.[3] Такие знаки и символы, где существует социальное взаимодействие, приобретают общее значение и служат коммуникативным средством между действующими лицами. Но если возникают символические системы, способные стать посредниками в коммуникациях, то тогда можно говорить о начале культуры, которая становится частью систем действия соответствующих действующих лиц. Возможно именно поэтому Т. Парсонс рассматривает социальные системы только на таком уровне их развития, на котором системы взаимодействия между действующими лицами и определенными ситуациями включают в себя общую принятую систему культурных символов. Из вышесказанного следует, что социальная система состоит из множества индивидуально действующих лиц и их коллективов, которые взаимодействуют друг с другом в определенной ситуации, а их отношение к ситуации, включая отношение друг к другу, определяется системой общепринятых символов, которые являются непосредственными элементами культуры. Факторы субъектов Окружение действующих субъектов состоит из определенного числа социальных, культурных и физических факторов, которые делают возможным действие, но вместе с тем ограничивают пространство совершаемого действующим лицом выбора. Первым и самым главным фактором ситуационного окружения, по мнению Т. Парсонса, является биологический организм, первичной структурной характеристикой которого выступает не анатомическое строение, а видовая принадлежность организма, который рассматривается с точки зрения физических требований жизни организма. Первичными звеньями средь этих проблем будет являться обеспечение пищей и жильем, а также разделение на два разных пола, влияющего на все человеческие действия. С этим тесно связаны технологические процессы, которые ясным образом служат реализации человеческих потребностей и желаний. Этот фактор включает в себя общие органические процессы, обеспечивающие адекватное функционирование личности, в особенности в отношении к родству, места жительства и здоровья. А это значит, что данный фактор ситуационного окружения рассматривается Т. Парсонсом в переделанном решающем влиянием социальной системы. Вторым фактором ситуационного окружения действующей системы является, согласно Т. Парсонсу, культурная система. Ядром общества как системы, является грамотно структурированный нормативный порядок, через который организуется коллективная жизнь популяции, т.е. всех членов общества. Этот порядок состоит из культурных объектов, которые представляют собой символические элементы культурной традиции: идея, вера, ценности, нормативы и правила. Именно он задает понимание члена общества, которое проводит различие между людьми, которые принадлежат обществу и не принадлежат к нему. Вероятно поэтому для дальнейшего выживания и развития социальное общество должно придерживаться единства общей культурной ориентации, в общем разделяемой (хотя и не обязательно единообразно и единодушно) его членами в качестве основы их социальной идентичности. Несмотря на большие способности человеческого организма к обучению и созданию отдельных культурных элементов, ни один человек взаимодействуя с другими людьми, не в состоянии создать культурную систему. Дело все в том, что главные образцы культурных систем изменяются только на протяжении жизни многих поколений, их всегда придерживаются относительно большие группы людей, они не являются принадлежностью одного или нескольких индивидов. Индивид всегда развивается так, что может внести в них побочное творческое (созидательное или разрушительное) изменение. Именно общие культурные образцы, которых придерживается большинство членов общества, обеспечивают сис-темы действий очень устойчивыми структурными опорами, аналогичными той устойчивости, которую создает генетический код биологического вида. Т. Парсонс считает, что в границах, определяемых биологическими факторами, в генетике человека как определенного вида, и упорядоченными культурными образцами, располагаются возможности для данных индивидов и их групп развивать независимые, свойственные только той или иной личности, структурированные поведенческие системы. Ввиду того, что индивид обучается определенным стереотипам, нормативам и правилам поведения в контексте определенной культурной системы, его усвоенная в результате научения поведенческая система имеет общие с другими личностями черты, например, язык, на котором он привык говорить. Каждый индивид обладает генетически определенным биологическим организмом, и вместе с тем каждый индивид усваивает что-то из общей с другими индивидами культуры. Но в то же время его организм и его окружение - физическое, социальное и культурное — всегда в определенных аспектах уникальны. Поэтому личность в качестве определенной социальной системы не сводится ни к организму, ни к культуре. Личность, согласно Т. Парсонсу, образует независимую структуру, являющуюся третьей и важнейшей подсистемой более общей системы действия. |