Проблема социальной дисфункции в России Конституции Российской Федерации записано, что наше государство является правовым и социальным. Однако низкий уровень экономического развития пока не позволяет реализовать эти конституционные положения надлежащим образом и в полной мере [9, С.124]. Проблемы социальной политики России не в полной мере исследованы и прояснены. Имеется необходимость анализа проблем в рамках практического применения законодательства и готовностью самого общества к решению социальных проблем. По мнению историка А.В.Шубина14 Многие утверждают, что социальное государство приводит к социальному иждивенчеству, так как, грубо говоря, богатым приходится платить за бедных («скрытая экспроприация»). Неолибералы полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод. Для социал–демократов социальное государство и есть социализм, но для коммунистов. Коммунисты считают, социальное государство является лишь уступкой государственного капитализма трудящимся и необходимым условием обеспечения социальных гарантий является только переход от капитализма к социализму [18, С. ]. Несомненно, в ходе исторического процесса само социальное становление России меняет свой облик, речь идет о смене состояний и запросов общества, разработке самого механизма социальной работы. С принятием новых законодательных норм многие механизмы утрачивать приобретенные способности и в дальнейшем подлежат анализу и применению в актуальных концепциях. Создание социального государства в России сопровождается некоторыми трудностями: 1) права человека в России пока не имеют эффективных механизмов правового обеспечения, поэтому создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе); 2) в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности; 14 См.: Шубин А. В. Социализм. «Золотой век» теории Издательство: "Новое литературное обозрение" (2007) Формат: 60x90/16, 744 стр. ISBN: 978-5-86793-547-4http://dic.academic.ru/ 3) отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников; 4) не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции; 5) отсутствует развитое, зрелое гражданское общество; 6) снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой – политики и экономики («политика – дело грязное») [11, С.14]. СМИ один из наиболее эффективных инструментов способствующих информационному просвещению граждан, их социально–политическому образованию и в то же время способный формировать те политические ценности и мнения, которые становятся господствующими, с точки зрения действующей власти. При этом сам процесс «ввода» информации направлен на формирование у различных групп граждан хотя бы минимума согласия. Правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и др. Вдобавок к этому некоторым категориям граждан государство предоставляет ряд «экономических, социальных и культурных прав» как привилегию, т.е. как определенное преимущество, коего не имеет остальная часть граждан. Здесь закон с очевидностью игнорирует принцип формального равенства. Там же, где игнорируется данный принцип, праву нет места. Пространство, занимаемое правом, сужается, когда стремятся максимизировать равенство фактическое и минимизировать – формальное. В современном цивилизованном обществе почти никто не возражает против того, что на каждом лежит моральный долг, имеется естественная обязанность каждого помогать детям, инвалидам, людям преклонного возраста, жертвам стихийных и техногенных катастроф и т.п. Нуждаемость этих категорий людей в поддержке со стороны сограждан очевидна. Однако отмеченная нуждаемость не трансформирует лежащий на согражданах моральный долг в соответствующую правовую обязанность, в правовое долженствование. Вернемся к социальной деятельности государства. Напомню, что международно-правовые документы (Всеобщая Декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и др.), конституции различных стран определяют ее - с теми или иными вариациями - как попечение государства о том, чтобы каждый человек имел такой жизненный уровень (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Правда, в этих актах, в комментариях к ним нет единой и строго однозначной трактовки того, каким конкретно (по степени и насыщенности предоставляемыми государством благами) надлежит быть упомянутому уровню. В одних случаях ориентируются на уровень «достойный», в других на «достаточный», в третьих - на «удовлетворительный», в четвертых - на «минимальный». Разнобой. Он не удивителен, в частности, потому, что не существует (да и существовать не может) универсального, пригодного для всех эпох и народов стандарта жизни с заранее четко очерченными количественными и качественными параметрами [12]. Социальная деятельность современного государства (государственно-организованного общества, государственно-организованного народа), которая осуществляется на основе его одностороннего самообязывания, объективно совершенно необходима. Она целесообразна и в целом полезна[12]. Единство правовых и социальных принципов государственного устройства состоит в том, что оба они призваны обеспечивать благо индивида: первый – физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие, главным образом гражданские и политические права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против деспотии. Второй – социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существование каждого человека. С моей точки зрения, сегодня имеется несогласованность в ведении социальной политики, и есть необходимость в корректировке социальных программ и создании новых законопроектов, способных обеспечить граждан возможностью зарабатывать в справедливости и по труду. Имеются и нарушения в практике социального обеспечения, особенно в жилищном. Россию сегодня можно назвать страной, борющейся с социальными несправедливостями и находящейся на переходной стадии к социальному государству. Причиной успешного развития социальной работы в России, могут являться только внутренние изменения в сознании общества. Несомненно, внешнее влияние может ускорить или замедлить внутренние процессы системы. Гуманистическая сущность социальных прав проявляется в их стремлении к постоянному росту числа социальных прав и повышению уровня их обеспечения. Но на пути достижения этой цели стоит два препятствия. Первое, это ограниченность реальных материально-технических и финансовых ресурсов данного социального сообщества. Второе препятствие состоит в том, что нет, и не может быть в принципе, единого международного стандарта материально-технического и финансового обеспечения основных социальных прав человека. Эти стандарты всегда будут носить национальный характер, и зависеть от материальных и финансовых возможностей данной страны. Отсюда и возникают две трудно разрешимых проблемы. Во–первых, какая доля национального продукта должна и может быть потрачена на материально-техническое и финансовое обеспечение социальных прав человека и гражданина. А во–вторых, каков должен быть объем и уровень материально–технического и финансового обеспечения социальных прав человека, чтобы это обеспечение не порождало социального иждивенчества. Проблема, современной России, сейчас состоит в том, что образовался огромный разрыв между низкими доходами населения и высокой платой за основные социальные услуги. В результате большое количество людей практически не способны на достойном уровне реализовать свои конституционные социальные права – на качественное лечение, образование, отдых и жилье. ЗАКЛЮЧЕНИЯ Современная политика России направлена на формирование демократической политической системы и правового государства с социально ориентированной экономикой, современного гражданского общества, как мне представляется, с многочисленным средним классом. Особенностью данного процесса является наличие унаследованной от советского социализма высокоразвитой индустриальной системы, а также опыт и традиции прежней социальной политики. России предстоит пройти нелегкий путь превращения концептуальной модели, основанной на нормативах, в практическую модель социального государства. Становление российской модели социального государства находится в глубокой связи с содержанием реформ и системой поправок регулярно вносимых в законодательство и общей модернизацией страны. Гражданскому обществу необходимо широко использовать положительный опыт стран, добившихся значительных результатов на пути строительства правового демократического социального государства, основанного на социально-ориентированном рыночном хозяйстве, а так же учитывать их проблемы. Безусловно, Российскую Федерацию необходимо определять как правовое государство, в котором основные права и обязанности, свободы и ответственность человека высоко чтутся и защищаются конституцией (законодательством), институты публичной власти легитимны и легализованы, в котором существует разделение властей и независимость суда. И несомненно, Россия – социальное государство, находящая и поддерживающая приемлемый компромисс между разными «слоями общества», способного сохранять элементы каждого из них и благоприятствовать развитию цивилизованного социума, в рамках прав, свобод и обязанностей. Сегодня социальная работа в России, претерпевает ряд положительных изменений. Активно развиваются социально–реабилитационные центры для несовершеннолетних и несовершеннолетних мам, и новые центры кризисных состояний для женщин/мужчин, попавших в сложную жизненную ситуацию. Однако нормативы обеспеченности населения социальными услугами остаются низкими. Проблемы связаны с механизмом контроля; нехваткой в социальной сфере компетентных специалистов; недостаточным финансированием некоторых проектов; низкая заработная плата работников; недостаточная информированность населения о деятельности социальных служб; небольшой процент участия органов местного самоуправления, бизнеса и некоммерческих организаций в социальных проектах. Разбей источники на: 1.НПА 2.научная и специальная литра 3.интернет ресурсы Список использованной литературы 1.Конституция Российской Федерации Текст с последними дополнениями и изменениями за 2016 год. Изд.: Издательство «Эксмо» ООО, 26.01.2016. 32 с. 2.Конституции государств Европейского Союза / Отв. ред. Л. Окуньков Изд.: «Инфра-М», 1997. 804с. 3.Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг» от 11.03.2008 г. № 18-ФЗ. 4.Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» ст. ст. 1,3,6 //Система Гарант: http://base.garant.ru/172780/#ixzz47gUOPuS1 5.Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992 г.) http://www.consultant.ru/ 6.Григорьева И.А. Человек в социальном государстве: согласование интересов // Журнал исследований социальной политики. Сборник статей / Под ред. Л.В. Константиновой СПб.: Изд-во С. –Петерб. ун–та, 2004. Т. 2. № 4. 577с. (электронный ресурс) http://ecsocman.hse.ru 7.Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: «Дрофа». Русский язык, 2000. – 1233с. 8.Козырев Г. И. Основы социологии и политологии: учебник. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА–М. 2007. – 240 с. 9.Козырев Г. И. Политическая социология : учебное пособие для вузов по направлению 040100 «Социология». – М.: Форум: ИНФРА-М. 2013. 336 с. 10.Коркунов Н. М. Русское государственное право. Том I. Издание 6 / Под ред. и с доп. М. Б. Горенберга. С.–Петербург, Типография М.М. Стасюлевича, Вас. остр., 5л. 28, 1909. 617с. Библиотека репринтных изданий (электронный ресурс) http://civil.consultant.ru/reprint/books/97/5 11.Косов Р.В. Основы социального государства: учебное пособие. Тамбов: Изд. ФГБОУ ВПО «ТГТУ». 2011. 80 с. (электронная книга) http://window.edu.ru/resource/486/76486/files/kosov.pdf 12.Мамут Л. С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право: Ежемесячный журнал. М.: ППП «Типография «Наука». 2001. № 7. 128с. (электронный ресурс) http://www.igpran.ru/journal/public/2001-7.pdf 13.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: «А Темп». 2013. 880стр. 14.Парамонов В. В. Социальная политика: Учеб. пособие/ В.В.Парамонов. М.: Изд-во РУДН. 2006. 214 с. 15.Руденко В. Н. Понятие социального государства // Молодой ученый. 2015. №7. 124с. (электронная библиотека) http://www.razym.ru/magazines/naukamag/308114-molodoy-uchenyy-7-2015.html 16.Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления): отчет о НИР / к.ю.н. Румянцев О. Г. (личный электронный ресурс О. Г. Румянцева) http://rumiantsev.ru/label/основы-конституционного-строя-россии-1994 17.Чикеева З.Ч. Теория Государства и права: Учебное пособие. Бишкек: Изд-во КРСУ. 2011. 249 с. 18.Шубин А. В. Социализм. «Золотой век» теории Издательство: «Новое литературное обозрение». 2007. 744 с. (электронный ресурс) http://dic.academic.ru/ 19.Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: Учебник для бакалавров/ Е.И. Холостова. М.: Издательско\торговая корпорация «Дашков и Кo». 2008. 216 с. (фонд учебной литературы) https://jsps.hse.ru/data/2010/12/31/1208182798/RecenziyanaHolostova_Soc_politika_i_soc_rabota.pdf 20.Инфорационный ресурс «Система ГАРАНТ» http://constitution.garant.ru 21.Информационный правовой интернет ресурс «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/ [1] Руденко В. Н. Понятие социального государства // Молодой ученый. 2015. №7. С.58 [2] Коркунов Н. М. Русское государственное право. Том I. Издание шестое / Под ред. и с доп. М. Б. Горенберга. С.–Петербург С.27 |