Социальная политика Российской Федерации «Социальная политика – это совокупность идеологических представлений общества и государства о целях социального развития и деятельность по достижению социальных показателей, отвечающих этим целям» [19, С. 21]. Такие идеологические представления перечислены в Конституции Российской Федерации. И именно Конституция является основным законом и нормативно–правовой базой, обладающей особыми юридическими свойствами, посредством которой выделены принципы и механизмы образования и функционирования государственных органов, политических и общественных организаций и институтов, права и обязанности граждан, охраняемые государством. Конституция Российской Федерации 1993 г. провозглашает, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Современное государство, провозгласившее себя через Основной закон в качестве социального государства, должно не только воздерживаться от произвола, но и активно обеспечивать реализацию прав человека, выполнять определённые социальные обязанности [11, С.18]. Среди отечественных авторов выделим точку зрения П. Д. Павленка, по мнению которого социальная политика государства — это определенная ориентация и система мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами граждан, создание для них тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей [14,с.81-85]. В России оформление социальной работы, как самодостаточного профессионального института стало происходить в конце 1980-х г, когда специалисты среднего звена, – социальные работники, начали обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому. В 1991 г. в квалификационный справочник вносится новая профессия – специалист по социальной работе и с этого времени начинается становление системы социального обслуживания. В стране создаются различные типы социальных учреждений, разрабатываются и реализуются федеральные и региональные социальные программы, финансируемые из бюджетов различных уровней. Различают следующие системы социальной защиты: 1. государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности. 2. частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу с использованием зарабатываемых трудовой и предпринимательской деятельностью доходов [14, с.81-85]. Социальное обеспечение (государственная система материального обеспечения граждан в старости, а также в случае болезни или нетрудоспособности) [13]. Реализацию социальной политики в Российской Федерации нельзя представить без конституционных гарантий экономической свободы: 1) В России обеспечивается свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда, разнообразие и равноправие форм собственности, их равная правовая защита, добросовестная конкуренция и общественная польза. 2) В России гарантируются единство экономического пространства, единая денежная единица, свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов. Отдельные временные ограничения на их обращение могут устанавливаться федеральным законом для защиты жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, культурного и природного наследия, обеспечения обороны и безопасности. 3) Государство регулирует хозяйственную жизнь в интересах человека и гражданского общества [16, С.138] По мнению И. А. Григорьевой, социальная политика направлена на оказание помощи бедным и на борьбу с бедностью, развитие социального страхования, работу с молодежью, стимуляцию занятости, активизацию перевода получателей пособий в разряд экономически и социально самостоятельных личностей [14, с.81-85]. По Цит.: – В. М. Капицына – к числу направлений социальной политики относит: 1) здравоохранение и обязательное медицинское страхование; 2) поддержку семьи, детства, материнства и отцовства; 3) жилищную политику, коммунально–бытовое обслуживание населения; 4) поддержку пенсионеров и инвалидов; 5) социальное обслуживание населения; 6) охрану окружающей природной среды; 7) федеральное и муниципальное обустройство мигрантов, особенно беженцев и вынужденных переселенцев. В. В. Колков на основе анализа деятельности современных социальных государств утверждает, что структурообразующими элементами социальной политики являются социальное обеспечение, социальная помощь, социальная защита, социальная работа [14, С. 102]. В соответствии с Конституцией Российской Федерации можно выделить и основные обязанности граждан: · Соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации; · Платить налоги и сборы; · Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; · Получение детьми основного общего образования; · Забота о сохранении культурно–исторического наследия; · Защита Отечества. Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трёх основных проявлениях и его можно анализировать на следующих трёх соответствующих уровнях: на научном – как идею и её развитие в целом ряде концепций; на нормативном – как конституционный принцип, закреплённый в основных законах; на эмпирическом – как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп [11, С.13]. На основе опыта реализации патронажной роли государства, выявлены плюсы и минусы, неизбежно сопутствующие выполнению государством своей социальной роли. Показаны неоднозначные экономические, политические, нравственные, психологические и другие последствия ее претворения в повседневную жизнь [12, с.5-14]. Принципиальная схема статистики показателей социальной программы включает разделы: − население; − социальная структура общества; − семья и быт; − доходы и семейные сбережения; − уровень жизни; − здравоохранение; − потребление продуктов питания; − жилищные условия; − образование и культура; − условия труда и занятость; − условия жизни сельского населения; − социальное обеспечение; − содержание и воспитание детей; − инвалиды, престарелые и пенсионеры; − моральная статистика; − общественные фонды. В качестве количественных показателей эффективности социального государства часто используются: − уровень бедности; − относительный эффект социальных программ на уровень бедности; − доля ВВП на расходы, связанные с социальными программами; − детская смертность; − уровень безработицы[11, С.80]. Способность отдельных граждан, различных организаций граждан отстаивать свои частные интересы, возможность их удовлетворения по собственному усмотрению, не нарушая при этом чужих частных и общественных интересов, характеризует зрелость гражданского общества [6, С.176]. Едва ли правильно назвать нынешнюю Россию социальным государством − она пока еще только намерена стать таковой. Правильнее было бы назвать Россию страной, ставшей на путь строительства социального государства. Путь этот можно спрогнозировать по трем этапам. Учитывая специфику России, осуществляющей переход от социалистического через ранний капиталистический к социальному государству, первый этап - начальный - ориентировочно может проходить пять лет. На этом этапе должна быть создана научная концепция социального государства и с ее учетом обновления или вновь создана правовая основа на всех уровнях власти, управления, местного самоуправления системы социального партнерства и гражданского общества. За этот период должны быть подготовлены структуры и механизмы, выработаны основные направления социальной и экономической политики для функционирования социального государства с социальным рыночным хозяйством. Второй этап - переходный - может занимать до десяти лет. На этом этапе должны быть апробированы законы, подзаконные акты, эффективность работы органов власти, местного самоуправления, социального партнерства, после чего соответствующие коррективы вносятся во всю законодательную базу, в структуры органов руководства и в государственные образовательные стандарты. Третий этап включает период стабильного функционирования развития социального государства - после 10-15 лет становления социального государства. Выработка и реализация именно российской модели социального государства являются оптимальным вариантом общественного развития нашей страны в современных условиях. Сегодня осуществляется формирование такой модели объединенными усилиями специалистов самых разных общественных наук, в том числе и юридических, представителей политических партий, профсоюзных и других общественных организаций, всех ветвей государственной власти [6, С.176]. Таким образом,социальной политикой в России можно считать совокупность задач, принципов и целей, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Государство как институт, подчинено Конституции, обладающей высшей юридической силой по отношению ко всем иным нормативным актам. Акты, противоречащие Конституции либо отменяются, либо приводятся в соответствие с ней. Для пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации предусмотрен особый порядок. § 3.2 Конституционно−правовая основа Российской Федерации, как социального государства Конституция (от лат. constitution — устройство, установление) — свод законов (Основной закон), в котором зафиксированы принципы политического, социально-экономического и общественного устройства страны [9, С.224]. Принятие новой Конституции РФ путем всероссийского референдума 12 декабря 1993 г. способствовало созданию нормативно−правовой базы для нового этапа реформирования политической системы российского общества. Важнейшим институтом российской политической системы является государство, которое состоит из законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Особенностью государственной структуры России является то, что Президент РФ юридически не входит в систему ни одной из ветвей власти. Он как бы возвышается над властными институтами, осуществляя взаимодействие между ними. Такое положение Президента во властных структурах наделяет его почти неограниченными полномочиями и минимальной ответственностью [8, С.21]. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.10 10 См.: Ст.80 ч. 2 Конституции РФ… Конституция не подразделяет права и свободы граждан на более или менее значимые, они признаются как основные. Тем самым подтверждается их равноценность. Конституционные права и свободы человека классифицированы по их предметному содержанию: · Политические (право на участие в управлении делами государства, на объединение в союзы и партии, право на собрания, митинги и т.п., право каждого быть избранным и избирать, равное право доступа к должностям, право обращений в государственные органы, право на информацию); · Социальные (право на труд, на отдых, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь и образование); · Культурные (свобода творчества и преподавания, на пользование культурными учреждениями, доступ к культурным ценностям); · Личные (право на жизнь, на защиту чести и достоинства, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность личной жизни, на неприкосновенность жилища, на свободу передвижения и выбора места жительства, свобода мысли и слова, уголовно–правовые и процессуальные гарантии); · Экономические (право на частную собственность, распоряжение ею и её наследование, свобода экономической деятельности) Политические права – это свобода граждан участвовать в управлении делами государства, формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности. Экономические права в своей основе связаны с правом собственности, они охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг. Культурные права – это свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом, возможность реального приобщения к ним. Вторая глава Конституции конкретизирует и развивает положения ст. 2 и 7 о человеке, его правах и свободах как высшей ценности. Это право на жизнь (ст.20 Конституции Российской Федерации), на труд и его оплату (ч. 1 – 4 ст. 37 Конституции Российской Федерации), на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации), на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38 Конституции Российской Федерации), на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции Российской Федерации), на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции Российской Федерации), на экологическую безопасность (ст. 42 Конституции Российской Федерации), на образование (ст. 43 Конституции Российской Федерации), на участие и доступ к культурной жизни (ст. 44 Конституции Российской Федерации), и главное: «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства» (п. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации). В России нормативно зафиксирована возможность для каждого удовлетворить минимальный уровень потребностей, необходимый для нормального существования и реализации творческих способностей. Конституция России закрепляет, что воспитание, образование, наука, культура свободны и пользуются поддержкой государства. Кроме того, семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой государства и общества [16]. Законодательством закреплены права и обязанности, а государство гарантирует гражданам Российской Федерации осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав независимо от пола, национальности и социального положения. Что подтверждает ст. 19Конституции России: п. 1. Все равны перед законом и судом; п. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; п. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.11 Экономические права в своей основе определяют положение человека как субъекта экономической активности, они охватывают права собственности, предпринимательство, трудовые отношения. Особое значение имеет ст. 37 Конституции Российской Федерации, в которой установлено: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещён. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы» [11, С.19]. Социальные права, затрагивают область наемного труда (свобода заключения трудовых договоров, право на отдых, на пособие по безработице) и связаны с «вложениями в человека» со стороны государства в сферах здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения.12 [11, с.18-19]. Право на образование установлено в ст. 43 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях [11, С.20]. 11 См.: Комментарии к статье 19 Конституции РФ http://constitution.garant.ru/ 12 См.:Конституция Российской Федерации. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). – 2-е изд., перераб. и доп.; под ред. Л.А. Окунькова. М.: БЕК, 1996. – 524 с. В ст. 39 Конституции Российской Федерации, соответствии с аналогичными нормами международного права закреплено право на социальное обеспечение: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Кроме того, «Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». Важное значение для реализации принципов, целей и задач социального государства имеет ст. 40 Конституции Российской Федерации, в которой закреплено право граждан на жилище: «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами» [11, С.19]. Важнейшая функция социального государства – охрана здоровья граждан, обеспечение медицинской помощью. В ст.41 Конституции Российской Федерации установлено: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В России финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно–эпидемиологическому благополучию».13[11, С.20]. 13 См.: ст.41 Конституции Российской Федерации… С моей точки зрения, вышеизложенные статьи Конституции Российской Федерации по своему нормативному содержанию четко выражают позицию России, как социально направленного государства. Конституционные принципы стали основополагающими для принятия в России таких нормативно–правовых актов как: – Трудовой кодекс Российской Федерации 30.12.2001 № 197-ФЗ; – Федеральные законы о социальном обеспечении и социальных гарантиях»; – Федеральные законы о государственном пенсионном обеспечении, обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации и негосударственных пенсионных фондах; – Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ и Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ о долевом строительстве; – Законодательство в сфере здравоохранения от 22.07.1993 № 5487-1; – Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3366-1; – Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; – Постановление Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям». |