Понятие и признаки социального государства. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ………………………………………………………………......………..3 Глава 1. Социальное государство и социальная роль государства 1.1. Понятие и признаки социального государства………………………………5 1.2. Сущность и социальная роль государства…………………………………...8 Глава 2. Принципы и функции социального государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации 2.1. Понятие и содержание принципа социального государства………………12 2.2. Функции и задачи социального государства в соответствии с конституцией России……………………………………………………………………………...16 Глава 3. Характерные черты социальной роли современной России 3.1. Социальная политика Российской Федерации и ее развитие……………...20 3.2. Конституционно−правовая основа Российской Федерации, как социального государства………………………………………………………….26 3.3. Проблема социальной дисфункции в России………………………………31 Заключение……………………………………………………………...…………37 Список использованной литературы…………………………………………….39 ВВЕДЕНИЕ Уклад социального государства, его сущность и роль в обществе всегда относятся к числу основополагающих тем и вопросов для дискуссий. Социальные вопросы затрагивают интересы всего общества, всех его слоев, политических и общественных движений и только государство является основным их регулятором, на основе принятого обществом законодательства. Власть является стержнем социального взаимодействия, она появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для: − организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле; − регулирования взаимоотношений между людьми в обществе (организации социального пространства); − распределения социальных благ. Система социального регулирования основана на системе социального партнёрства, позволяющая согласовывать интересы основных социальных партнёров. Субъектами социального регулирования выступают наряду с государством, играющим роль арбитра, выступают профсоюзы, представляющие наёмных работников, профсоюзы и союзы предпринимателей, представляющие интересы предпринимателей, но основным регулятором является государство. Агентами социального регулирования являются и частные корпорации, социальные расходы которых имеют тенденцию к быстрому росту. В данной работе рассмотрена социальная политика Российской Федерации как правового государства. Актуальность выбранной темы определяется сложным и противоречивым внутренним устоем Российской Федерации, как государственной социальной системы, которая упорядочивает и выступает регулятором общественных отношений. Для обеспечения жизнедеятельности системы и прогрессивного развития социальных связей, требуется объединение индивидуальной выгоды (личного интереса) с социальной выгодой (общественным интересом). Организация таких интересов для общей цели, достигается благодаря существованию в обществе правил и норм поведения, а так же законов и государственной власти. Обеспечение норм, законов и контроль возложено на государственные органы власти. Объект изучения – Российская Федерация, как социальное государство. Целью курсовой работы является изучение и анализ общей характеристики социальной политики Российской федерации. В данной курсовой работе поставлены следующие задачи: раскрыть понятие, сущность и социальное назначение государства; рассмотреть основные признаки и функции социального государства; определить характерные черты Российской Федерации, как социального государства. Предметом исследования данной курсовой работы является социальная политика Российской Федерации. Теоретическую основу работы составляют материалы из учебной и научной литературы, публикации интернет источников и юридической периодики. Глава 1 Социальное государство и социальная роль государства. Понятие и признаки социального государства. Социальная политика государства – одно из направлений его деятельности. Понятие о том, что такое государство не имеет единой и однозначной трактовки. Это объясняется в значительной степени многообразием подходов, которые сложились в отечественной и зарубежной науке, относительно понимания государства. По мнению В. В. Лазарева, «Государство — это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет и руководство этим обществом, и обеспечивает его интеграцию».[1] Н.М. Коркунов делает вывод, что «Государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства».[2] Со второй половины XX в. в концептуально–понятийный аппарат государствоведения и юриспруденции вошли и прочно в нем закрепились положения о современном государстве не только как о республиканском (монархическом), унитарном (федеративном), либеральном (авторитарном), правовом, светском и т.д., но также как о социальном. Хорошо известно, что формула «социальное государство» присутствует в ряде принятых в последние десятилетия конституций и активно пользуются в политическом и юридическом обиходе. В современной учебной литературе государство определяется как политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок. Социальное же государство – это механизм преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Классовость в таких государствах отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона[15, С.58]. Впервые понятие «социальное государство» сформулировал в середине XIX в. Лоренц фон Штейн. Он включил в перечень функций государства обеспечение абсолютного равенства в правах как для всех общественных классов и групп, так и для каждой личности в отдельности. Государство, согласно Штейну, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве [11, С.10]. Приведенные определения отражают общее понятие о государстве. Как то, что государство есть политическая организация всех граждан общества. В его задачи входит управление важнейшими общественными делами, выполнение функций жизненно необходимых обществу, обеспечение его единства и целостности. В то же время государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, а так же поддерживать надежный и гуманный правопорядок [10, с.27-28]. В качестве основной категории в определении социального государства выступает понятие социальной справедливости, под которой понимается как понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния. В частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём. Уполномоченным на такое распределение и является социальное государство, выполняющее в обществе функции системы обеспечения социальной справедливости. Таким образом, реализация этой функции представляется главным признаком социального государства. К другим признакам социального государства могут быть причислены: 1. Социальное государство должно быть правовым государством, где право определяет не только бытие общества и личности, но и функционирование государства, его внутреннюю организацию и устройство. 2. Стержнем внутренней политики социального государства являются его социальные функции, механизм реализации которых должен быть эффективным. 3. Современная теория социального государства исходит из того, что в экономике основная роль должна отводиться государству как гаранту справедливого распределения национального продукта и материальных благ. 4. Социальное государство должно иметь эффективное социальное законодательство в качестве нормативной основы проведения социальной политики (по сути, характеристика национального законодательства и результатов его применения позволяет судить о степени «социальности» государства и проводимой им политики) [11, с.10-11]. Их составляющая обусловлена объективными и субъективными факторами: – уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; – нравственно–духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства; – наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов; – степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной. Признаком социального государства (только в демократическом) является и наличие в нем институтов гражданского общества. Такие объединения граждан не входят в систему государственной власти, но находится во взаимодействии с ней. Это общественно-политические союзы, партии и объединения, профсоюзы, общественные организации, конфессии, а так же семья. Такие объединения имеют направленность на повышение качества жизни человека. Это предполагает: признание естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье; признание равенства граждан в единых рамках законов; утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону; создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности. Изучение государства только на основе анализа его признаков представляется явно не достаточным. Познание содержательной стороны этого явления, как в целом, так и в национальном контексте невозможно без характеристики сущности государства, его назначения. В этом смысле под сущностью государства понимается наиболее характерное, наиболее значимое в нём, то что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование [11, с.5-6]. |