ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Социально-экономические издержки, учитываемые при нормировании безопасности в техносфере Предложенная интерпретация техногенно – производственной опасности как возможности причинения ущерба от аварийности и травматизма, а также знакомство с известными подходами к определению приемлемости соответствующего риска привели к необходимости более пристального рассмотрения содержания ущерба и затрат на его снижение. Потребность в этом также определена значимостью соответствующих издержек и необходимостью их учета в качестве критерия оптимизации или ограничений при решении задачи обоснования требований к уровню безопасности. Следует отметить, что рассматриваемые здесь суммарные издержки составляют заметную долю от совокупных производственных расходов. Считается, что они могут оцениваться более чем в 3 % от проектной стоимости производственного оборудования и до 10 % от расходов на его эксплуатацию, а в фармакологии, например, эти издержки уже составляют 30- 50 %. Вот почему целесообразно подробнее охарактеризовать каждую из ресурсных составляющих исследуемых издержек. Что касается ущерба от техногенных происшествий, то в соответствии с принятой ранее концепцией его причинение является следствием воздействия соответствующих потоков на незащищенные от них людские, материальные и природные ресурсы. Как правило, такое непосредственное и разрушительное воздействие приводит к появлению как прямого, так и косвенного ущерба, т. е. ухудшает свойства не только соответствующей человеко-машинной системы, но и взаимодействующего с ней окружения. Здесь ограничимся лишь напоминанием о них и последующим учетом каждого компонента рассматриваемых здесь издержек. Обратим также внимание на слабую структурированность и той части совокупного ущерба от происшествий в техносфере, которая обусловлена издержками очевидцев несчастных случаев и их родственников, а также непроизводительными расходами администрации соответствующих предприятий. В последнем случае речь идет: а) о необходимости срочной перестройки структуры производства и транспорта; б) менее эффективном использовании или перерасходе выделенных для этого ресурсов; в) ликвидации последствий происшествий (нейтрализации вредных веществ, оказании медицинской помощи потерпевшим); г) представлении соответствующих докладов и отчетов; д) про ведении расследований и дополнительных инструктажей по мерам безопасности; е) страховых, штрафных и других компенсирующих санкциях. В качестве исходных данных, необходимых для определения плотности оказавшихся ресурсов, следует учитывать число находящихся в этих зонах людей, количество их недвижимого и движимого имущества, а также абиотических и биотических природных ресурсов. Напомним, что к последнему их виду обычно относят наземную и водную фауну и флору. Как следует из приведенных данных, определение количественных параметров ущерба от аварийности и травматизма является актуальной, но в то же время и достаточно сложной задачей. Дополнительно к уже изложенному это объясняется и деликатностью оценки, например, ущерба здоровью людей и природной среде, требующей учета большого числа нечетко определенных по природе факторов. Все это существенно затрудняет разработку способов априорной количественной оценки техногенного ущерба, а значит, и нормирование последствий возможных происшествий. Более того, анализ приведенных материалов свидетельствует о принципиальной невозможности заблаговременного и точного прогноза величины ущерба от аварийности и травматизма в техносфере. Именно это обстоятельство, а также ряд упомянутых ранее психологических и этических соображений заставляют использовать в качестве нормируемого здесь показателя вероятность появления техногенных происшествий, а не величину возможного от них ущерба. Необходимые же для его измерения единицы будут приведены чуть позже, после уяснения содержания другой составляющей рассматриваемых здесь издержек - затрат на обеспечение безопасности. Необходимость в затратах на обеспечение безопасности также вытекает из принятой выше концепции о природе производственной опасности и закономерностей возникновения аварийности и травматизма. Следуя этим представлениям, такие средства необходимы для сохранения противоестественных с точки зрения законов энтропии термодинамических потенциалов и поддержания соответствующих свойств компонентов человеко-машинных систем. Естественно, что затраты на предупреждение техногенных происшествий будут зависеть от энергоемкости технологических процессов, спектра и объема потребляемых в них токсичных и агрессивных веществ. Для уяснения содержания подобных сложных категорий в системной инженерии чаще всего прибегают к их декомпозиции по каким-либо признакам. Воспользуемся здесь этой парадигмой; при этом в качестве основы для упорядочения исследуемых затрат, как и прежде, будем использовать интерпретацию безопасности в виде функционального свойства человеко-машинной системы. Следовательно, структуру этих затрат можно представить в виде дерева, состоящего из ветвей - компонентов данной системы и листьев - тех затрат, которые необходимы для придания каждому из них соответствующих свойств, а значит, и поддержания за счет этого всей системы в безопасном состоянии. В форме такого дерева может предстать структура затрат на обеспечение безопасности дорожного движения, т. е. на предупреждение автотранспортных происшествий и снижение ущерба от них в случае появления. Выбор данного вида аварийности и травматизма обусловлен его актуальностью, а также удобством декомпозиции соответствующей человеко-машинной системы. для учета особенностей других производственных и технологических процессов в техносфере под названиями отдельных элементов этого дерева приведены и более общие наименования соответствующих факторов. Знакомство с приведенной структурой подтверждает не только многоаспектность затрат на обеспечение безопасности техносферы, но и возможность их структурирования как по отдельным направлениям (компонентам человеко-машинной системы), так и внутри них. Особенно ярко это проявилось при выделении из общих затрат на организацию дорожного движения той части, которая непосредственно идет на предупреждение и снижение тяжести дорожно-транспортных происшествий, за счет поддержания: а) обученности человека - приобретение и поддержание у водителей и пешеходов соответствующих знаний и навыков; б) надежности и эргономичности машины - оснащение автомобилей безотказными органами управления и устройствами сигнализации; в) комфортности рабочей среды - обустройство дорог средствами разделения и регулирования потоков автотранспорта и пешеходов; г) безопасности технологии - организация дорожного движения и оказание своевременной помощи пострадавшим в транспортных происшествиях. Нельзя не обратить внимания и на сложности, связанные с разграничением затрат на организацию производственных или технологических процессов и обеспечение безопасности их проведения. Обоснование соответствующих способов и критериев заслуживает специального исследования; здесь же ограничимся констатацией данной проблемы, а также заметим, что некоторые подходы к ее решению будут подсказаны ниже - при рассмотрении способов обеспечения безопасности создаваемых в техносфере объектов. Что касается исчисления затрат на предупреждение происшествий в техносфере и компенсацию обусловленного ими экономического ущерба, то для этого целесообразно ввести одни и те же денежные или другие эквивалентные им единицы. Как уже отмечалось в качестве универсальной меры подобных издержек лучше всего использовать затраты общества, оцениваемые тем социальным временем, которое утеряно или затрачено им на парирование объективно существующих там опасностей. С этой целью наиболее целесообразно использовать человеко-дни. Социально-экономический ущерб, вызванный временной потерей трудоспособности персонала из-за несчастных случаев и профессиональных заболеваний, может оцениваться числом человеко-дней, необходимых для лечения и реабилитации пострадавших. Если же следовать рекомендациям Международной организации труда, то ущерб от гибели одного «среднестатистического» человека следует считать равным 6000 - 7500 потерянных обществом человеко-дней, тогда как ущерб от увечий, людей, приведших к длительной потере ими трудоспособности, рекомендуется определять с помощью таблицы 1. Таблица 1 – Ущерб от стойкой утраты человеком трудоспособности. Причина утраты трудоспособности | Степень утраты, % | Ущерб, чел.-дн. | смерть | | | Полная неподвижность | | | Потеря: | | | всей руки | | | предплечья | | | кисти | | | ноги | | | глаза | | | |