МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Социально-экономические издержки, учитываемые при нормировании безопасности в техносфере





Предложенная интерпретация техногенно – производственной опасности как возможности причинения ущерба от аварийности и травматизма, а также знакомство с известными подходами к опре­делению приемлемости соответствующего риска привели к необ­ходимости более пристального рассмотрения содержания ущерба и затрат на его снижение. Потребность в этом также определена зна­чимостью соответствующих издержек и необходимостью их учета в качестве критерия оптимизации или ограничений при решении задачи обоснования требований к уровню безопасности.

Следует отметить, что рассматриваемые здесь суммарные издержки составляют заметную долю от совокупных производственных расходов. Считается, что они могут оцениваться более чем в 3 % от проектной стоимости производственного оборудования и до 10 % от расходов на его эксплуатацию, а в фармакологии, например, эти издержки уже составляют 30- 50 %. Вот почему целесообразно подробнее охарактеризовать каждую из ресурсных составляющих исследуемых издержек.

Что касается ущерба от техногенных происшествий, то в соответствии с принятой ранее концепцией его причинение яв­ляется следствием воздействия соответствующих потоков на незащищенные от них людские, материальные и природные ресур­сы. Как правило, такое непосредственное и разрушительное воздействие приводит к появлению как прямого, так и косвенного ущерба, т. е. ухудшает свойства не только соответствующей человеко-машинной системы, но и взаимодействующего с ней окру­жения. Здесь ограни­чимся лишь напоминанием о них и последующим учетом каждого компонента рассматриваемых здесь издержек.

Обратим также внимание на слабую структурированность и той части совокупного ущерба от происшествий в техносфере, кото­рая обусловлена издержками очевидцев несчастных случаев и их родственников, а также непроизводительными расходами адми­нистрации соответствующих предприятий. В последнем случае речь идет:

а) о необходимости срочной перестройки структуры произ­водства и транспорта;

б) менее эффективном использовании или перерасходе выделенных для этого ресурсов;

в) ликвидации по­следствий происшествий (нейтрализации вредных веществ, оказании медицинской помощи потерпевшим);

г) представлении соответствующих докладов и отчетов;

д) про ведении расследо­ваний и дополнительных инструктажей по мерам безопасности;

е) страховых, штрафных и других компенсирующих санкциях.

В качестве исходных данных, необходимых для определения плотности оказавшихся ресур­сов, следует учитывать число находящихся в этих зонах людей, количество их недвижимого и движимого имущества, а также абио­тических и биотических природных ресурсов. Напомним, что к последнему их виду обычно относят наземную и водную фауну и флору.

Как следует из приведенных данных, определение количествен­ных параметров ущерба от аварийности и травматизма является актуальной, но в то же время и достаточно сложной задачей. До­полнительно к уже изложенному это объясняется и деликатнос­тью оценки, например, ущерба здоровью людей и природной сре­де, требующей учета большого числа нечетко определенных по природе факторов. Все это существенно затрудняет разработку способов априорной количественной оценки техногенного ущер­ба, а значит, и нормирование последствий возможных происше­ствий.

Более того, анализ приведенных материалов свидетельствует о принципиальной невозможности заблаговременного и точного прогноза величины ущерба от аварийности и травматизма в тех­носфере. Именно это обстоятельство, а также ряд упомянутых ра­нее психологических и этических соображений заставляют исполь­зовать в качестве нормируемого здесь показателя вероятность по­явления техногенных происшествий, а не величину возможно­го от них ущерба. Необходимые же для его измерения единицы будут приведены чуть позже, после уяснения содержания другой составляющей рассматриваемых здесь издержек - затрат на обес­печение безопасности.

Необходимость в затратах на обеспечение безопасности также вытекает из принятой выше концепции о природе производ­ственной опасности и закономерностей возникновения аварий­ности и травматизма. Следуя этим представлениям, такие сред­ства необходимы для сохранения противоестественных с точки зрения законов энтропии термодинамических потенциалов и под­держания соответствующих свойств компонентов человеко-машинных систем.

Естественно, что затраты на предупреждение техно­генных происшествий будут зависеть от энергоемкости технологических процессов, спектра и объема потребляемых в них ток­сичных и агрессивных веществ.

Для уяснения содержания подобных сложных категорий в системной инженерии чаще всего прибегают к их декомпозиции по каким-либо признакам. Воспользуемся здесь этой парадигмой; при этом в качестве основы для упорядочения исследуемых затрат, как и прежде, будем использовать интерпретацию безопасности в виде функционального свойства человеко-машинной системы. Следовательно, структуру этих затрат можно представить в виде дерева, состоящего из ветвей - компонентов данной системы и листьев - тех затрат, которые необходимы для придания каждому из них соответствующих свойств, а значит, и поддержания за счет этого всей системы в безопасном состоянии.

В форме такого дерева может предстать структура затрат на обеспечение безопасности дорожного движения, т. е. на предупреждение автотранспортных происшествий и снижение ущерба от них в случае появления. Выбор данного вида аварийности и травматизма обусловлен его актуальностью, а также удобством декомпозиции соответствующей человеко-машинной системы. для учета особенностей других производственных и технологических про­цессов в техносфере под названиями отдельных элементов этого дерева приведены и более общие наименования соответствующих факторов.

Знакомство с приведенной структурой подтверждает не только многоаспектность затрат на обеспечение безопасности техносфе­ры, но и возможность их структурирования как по отдельным направлениям (компонентам человеко-машинной системы), так и внутри них. Особенно ярко это проявилось при выделении из об­щих затрат на организацию дорожного движения той части, которая непосредственно идет на предупреждение и снижение тяжести дорожно-транспортных происшествий, за счет поддержания:

а) обученности человека - приобретение и поддержание у водителей и пешеходов соответствующих знаний и навыков;

б) надежности и эргономичности машины - оснащение авто­мобилей безотказными органами управления и устройствами сиг­нализации;

в) комфортности рабочей среды - обустройство дорог сред­ствами разделения и регулирования потоков автотранспорта и пешеходов;

г) безопасности технологии - организация дорожного движе­ния и оказание своевременной помощи пострадавшим в транспортных происшествиях.

Нельзя не обратить внимания и на сложности, связанные с разграничением затрат на организацию производ­ственных или технологических процессов и обеспечение безопасности их проведения. Обоснование соответствующих способов и критериев заслуживает специального исследования; здесь же ог­раничимся констатацией данной проблемы, а также заметим, что некоторые подходы к ее решению будут подсказаны ниже - при рассмотрении способов обеспечения безопасности создаваемых в техносфере объектов.

Что касается исчисления затрат на предупреждение происшествий в техносфере и компенсацию обусловленного ими экономического ущерба, то для этого целесообразно ввести одни и те же денежные или другие эквивалентные им единицы. Как уже отмечалось в качестве универсальной меры подобных издержек лучше всего использовать затраты общества, оцениваемые тем со­циальным временем, которое утеряно или затрачено им на парирова­ние объективно существующих там опасностей. С этой целью наибо­лее целесообразно использовать человеко-дни.

Социально-экономический ущерб, вызванный временной потерей трудоспособности персонала из-за несчастных случаев и профессиональных заболеваний, может оцениваться числом че­ловеко-дней, необходимых для лечения и реабилитации постра­давших. Если же следовать рекомендациям Международной орга­низации труда, то ущерб от гибели одного «среднестатистическо­го» человека следует считать равным 6000 - 7500 потерянных об­ществом человеко-дней, тогда как ущерб от увечий, людей, при­ведших к длительной потере ими трудоспособности, рекоменду­ется определять с помощью таблицы 1.

Таблица 1 – Ущерб от стойкой утраты человеком трудоспособности.

Причина утраты трудоспособности Степень утраты, % Ущерб, чел.-дн.
смерть
Полная неподвижность
Потеря:    
всей руки
предплечья
кисти
ноги
глаза




©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.